Глава 2 Подарки от Деда Мороза

Как холодно. Зуб на зуб не попадает. И кто только придумал жить в таких северных широтах. Нет, будь семья чуть богаче, то было бы легче, в меховой заячьей шапке с большими помпонами, тяжелой дубленке и сапожках, отороченных мехом… Мечты, это все просто мечты…

Маленькая девочка ощутимо поёжилась. А еще, не помешали бы варежки или перчатки, чтобы можно было играть с ребятами в снежки после школы, или катать огромную снежную бабу.

Её старенькая курточка, доставшаяся еще Лёне от соседей, давала немного тепла. Ботиночки давно истрепались и расклеились на носу и пятке. Холодный снег конечно же забивался во все эти отверстия и таял от тепла ног девочки, превращаясь в мерзкую лужу на дырявой стельке. Колготки неприятно чавкали в этой жиже. В итоге шла она до школы, которая находилась за дамбой в абсолютно мокрой обуви. Конечно же она не станет просить новую обувь у мамы, чтобы не доводить до скандала.

Мама очень много работает. Ей тяжело, она часто не ночует дома или приходит уже затемно, а получает за это копейки. Соседки говорят, что эта работа не-ква-ли-фи-ци-ро-ван-ная…Как-то так, а я пока не понимаю,что это значит. Как работа на ветру и холоде может быть почти бесплатной.

Но я умная, я не как Лёнька. Я то понимаю, что у мамы лишних денег нет. Это он тупой, наверное, потому у него есть ватники и новые ботинки. Ему не жалко маминого труда. А мне жалко! Потому что я умная, а он глупый.

Девочка шумно втянула прозрачную каплю обратно в нос. Последнее время она часто болела и уже трижды попадала в районную больницу.

Лесе очень нравилось в больнице. Шумные медсестры, нравоучающие санитарочки. Множество детей не добавляли шарма этому месту. Но там вкусно кормили три раза в день. А на обед была КОТЛЕТА и КОМПОТ!

Девочка не понимала, почему другие дети морщили нос на вкуснейшую молочную, горячую, с маслом кашу с утра. Какао с пенкой и кусочек мягкого батона с сыром. А на полдник давали сочное сладкое яблоко или большой оранжевый блестящий апельсин. Они с ребятами обменивались книгами и много разговаривали. Да были уколы и капельницы, но это такая мелочь по сравнению с теплом, пышной подушкой и вкусной едой.

И вот сейчас, проходя по дамбовой насыпи наверх к старшей школе, она почувствовала сильное першение в горле и порадовалась. Болеть было больно и неприятно, но вкусно кушать хотелось.

Мама говорит, что я специально болею, чтоб от учёбы отлынивать и её позорить. Это не правда… Просто иммунитет слабый, как говорят в больнице, витаминов нет, да и вообще…( после этого персонал как-то грустно отворачивается)

Тем временем девочка дошла до школы. Это было небольшое здание из красного кирпича. Из трубы на крыше выходил озорной дымок,а значит есть шанс наконец-то просушить ботиночки и колготки. Здание школы было обнесено невысоким заборчиком некогда зеленого цвета, с потрепанными воротами для въезда немногочисленных грузовых машин. В окно было видно, что поварихи уже ставят на огромные плиты водянистые щи из капусты и лука. А в другом окне учитель физкультуры расстилал потрепанные маты для своего первого урока. Олеся понаблюдала бы еще, но уже очень сильно опаздывала, ведь путь к знаниям был долог и тернист.

Посёлок Речной имел довольно странное расположение. Был нижний посёлок, в котором и проживала Леся со своей семьёй. В нем была маленькая школа, в которой детей обучали до третьего класса. А был Верхний посёлок. Который от нижнего отделяла дамба и пруд за ней. Верхним он назывался не просто так, а потому что находился на возвышенности.

Старожилы говорят, что когда-то там был красивый березовый лес, а в нижнем поселке непроходимые болота. Школа находилась на самой этой возвышенности и детям из нижнего посёлка приходилось преодолевать значительное расстояние в гору, чтоб добраться до места обучения. В теплое время года это не создавало проблем. Можно было весело болтать, перебрасываться мячом или чужим портфелем, играть в догонялки.

А вот снег и морозы превращал этот переход в суровое испытание. Некоторым детям везло, у них были старенькие велосипеды, которые выручали в любое время года, вот только Олесе и Лёне это чудо техники только снилось. Конечно, ни в коем случае нельзя опаздывать на первый урок! Но случалось и такое…

– Олеся, ну как же так? Ты такая умная девочка! Ты же пример для непутевого брата! – Ругалась дородная Нина Алексеевна на низко склонившуюся темноволосую девочку, она виновато шоркала носком, насквозь мокрого ботинка, школьный пол и была готова разрыдаться от обиды и отчаяния.

Учительница русского языка и литературы, не была злой женщиной. Была хорошим учителем, но, как и большинство учителей, была вынуждена закрывать глаза на бедственный внешний вид детей. Да таких запущенных было не так и много, но девочка отличалась от других, потенциал её был виден за версту. Она талантливо рисовала, много читала и имела хорошую память и трудолюбие. Девочку жаль, часто болеет и, кажется, опять с насморком, говорит с хрипотцой. Явно снова попадет в больницу и пропустит ответственную контрольную работу. С этим нужно что-то делать. Но вызывать органы опеки не хотелось, ведь это точно сломает Олесю. Девочка слишком утонченная и хрупкая для этих суровых краев. А что с ней станет в приюте?

И вот, тряся рыжими короткими кудряшками, Нина Алексеевна и требовала от девочки дисциплины и выполнения домашних заданий вовремя, а сама думала, как можно взять ученицу на поруки или что сказать нерадивой матери.

Она с сожалением смотрела на её грязные засаленные волосы. Старую, залатанную одежду, в которой незадолго до этого ходил Лёня. До него дети из семьи Кашлиных, а также на лужу, что натекла с её ботинок, которые давно пора заменить и выбросить подальше.

Взрослая женщина глядя на девочку испытывала странную щемящую боль. Нет, конечно, Олесе она не скажет, с неё она может требовать лишь выполнение заданий вовремя. Это зона ответственности ребенка, а вот за всё остальное должна отвечать её мать. Накатила странная злость, захотелось натыкать эту женщину в лужу из-под ботинок девочки носом.

Так уж получилось, что в младшей школе обучали лишь до третьего класса, а в старшей обучали с пятого. Вот и вынуждены были бывшие третьеклассники тянуть сразу две программы, за четвёртый и за пятый. Им конечно об этом не говорили, но и выхода другого в поселковой школе не нашли. Да и учителей не хватало на лишний класс. Потому многие дети, менее талантливые, чем Олеся и не тянули обучение, но девочка справлялась до поры, до времени, а вот под Новый год видимо совсем выдохлась.


– Лесенька, ты же понимаешь, что Лёня у нас глупый. Ты то умная, он без тебя не справится. Помоги ему с учёбой… – Мамочка говорила девочке, ласково поглаживая её по спинке.

Олеся действительно старалась помогать брату, но в конечном итоге это привело к тому, что приходя со школы он швырял в неё рюкзак с домашними заданиями и бежал гулять. Лёня был на год старше и учился уже в шестом классе, а Леся в пятом.

Девочка глотая слёзы, садилась делать домашнюю работу за брата, ведь мама хвалила только за пятёрки, а за тройки ругала, даже за тройки Лёни.

Леся, придя домой сегодня, отчаянно мечтала заболеть и попасть в больницу. Там никто не ругает её, там не надо ни прибираться, ни учиться… Лежи, кушай сладкое сочное яблоко, которое дадут на полдник… А может еще и из соседок по палате кто-то поделится…

Но нет, сейчас надо подогреть суп, противно пахнущий чесноком, в маленькой алюминиевой кастрюльке. Потом помыть полы и посуду, начистить остатки картошки к маминому приходу. И успеть сделать свою домашнюю работу до того, как придёт со школы Лёнька и швырнёт в неё тяжёлым грязным рюкзаком.

Брат прибежал радостный и заголосил с порога.

– Леська! Ты чего такая грустная? Знаешь что я видел сегодня? – Лёнька на деле не был плохим мальчиком и сестру по-своему любил, как умел. – Представляешь, я когда в туалет отпросился. Видел, как директор коробки с подарками тащил. Скоро Ёлка! Конфет будет много! Там даже шоколадные есть! Точно есть! И шоколадка! – Дети синхронно сглотнули, сладости в их жизни не частое удовольствие, но каждый новый год они получали подарки от Деда Мороза, один в школе, а другой мама с работы приносила. Вместе получалось целых четыре шуршащих пакета сладостей, целая гора конфет. Мама, конечно, их все заберёт и спрячет, а потом будет давать по одной по две конфетки. Потому что много сразу конфет есть опасно, “попа слипнется”.

Дети мечтательно закатили глаза представляя, что в этот раз мама не заберёт подарки, а оставит им целиком. Целые горы блестящих шуршащих фантиков, тягучая карамель, тающий во рту шоколад, приятная кислинка Цитрона, нежная вафелька в «Мишке на севере» и горка сладких мармеладок в сахаре…

Лёня привычно бросил в Олесю потрепанный рюкзак без лямки, из которого тут же выпали книги и мятая тетрадь. Сразу побежал делиться грядущим счастьем с Димкой, живущим в соседней квартире их старенького барака.

Девочка вновь с грустью доставая дневник брата и увидев там три двойки горько заплакала, они все были за устные ответы на уроке и если за домашние задания стояли четыре и пять, то с ответами на уроке девочка не могла ничего поделать. Лёня не хотел учиться вовсе. Он себя видел бравым военным, отчаянным моряком или узнаваемым футболистом, а для них совсем ненужны геометрия или литература. Свою домашнюю работу вновь нужно отложить, чтобы хоть, как-то исправить положение. Мама не будет ругать Лёню за плохие отметки, потому что он глупый, что взять с дурака? Так говорила мама. Но отвечать за его плохие оценки кому-то придётся… Снова всхлипнув и вытерев влажные глаза, она захлопнула дневник и начала изучать новый параграф по биологии шестого класса, нужно дать ответы на вопросы письменно, написать план по рассказу по Литературе и решить примеры по алгебре. Задания старшего брата были гораздо сложнее, поэтому свою работу девочка отложила на потом снова…

Внезапно прибежал взбудораженный Лёнька.

– Мама идёт, сказала домой идти, ты сделала уже?– Он посмотрел на свои тетради.

– Нет не успела, Лёня тебе стих надо выучить, я не могу ещё и в школе делать всё за тебя….

В это время дверь со скрипом открылась, впуская пошатнувшуюся мать.

Она не разуваясь и не раздеваясь прошла к большому овальному столу на кухне. Села и опустила голову на сложенные бледные руки.

Потрясла головой, подняла усталое лицо, на котором уже виднелись первые морщинки , мутными глазами оглядела стоящих напротив встревоженных детей.

– Я так устала, сейчас отдохну немного и подарки от Дедушки Мороза раздавать буду…

Почему-то Лесе вовсе не хотелось этих подарков, хотелось забиться в свой маленький закуток. Маленькая комнатка три метра на два, в которую разве, что помещалась кровать с железными пружинами и старая, несколько раз перекрашенная половой краской тумбочка. В ней мама хранила свои лекарства от эпилепсии.

У Лёни радостно сверкнули глаза, это значит мама отдаст им все конфеты разом, а не по одной, правда.

– Мам, а давай сейчас? – Он подбежал ближе к женщине, в отличие от умной Леси, которая привыкла ничего не просить. Мальчик не был умным и не стеснялся ничего просить у мамы. Иногда его просьбы превращались в требования, которые мама, конечно выполняла, иногда залезая в долг. "Весь в папашу!" порой зло цедила сквозь зубы Елена, а потом смотрела в эти голубые глаза, доставшиеся мальчику от отца и шла на рынок. Зарплаты шпалоукладчицы не хватало ни на что, разве что не умереть с голоду. Овощи, хлеб, крупа, их обычный скудный рацион. Детей бесплатно кормили обедом в школе, а Лену в столовой РЖД. Их отец вовсе не платил алименты, а просить, умолять, унижаться было ниже ее достоинства. Так что помощи ждать было не откуда.

– Лёнь подожди немного, я так устала… – Она дохнула на мальчика тяжёлым сивушным запахом, но мальчик не отшатнулся, от мамы часто пахло этим неприятным запахом. Он был привычен. Тяжелая работа, пьющий коллектив, отчаяние и отсутствие отца привели его любимую маму к такому состоянию. Он еще верил, что все может стать как раньше, стоит лишь забрать папку у Наташи! Нетерпение сжигало детскую душу, жаждущую сладостей.

– Ну мам, ну, пожалуйста, дай сначала подарки, а мы будем тихими – тихими! – воодушевленно пообещал парнишка.

Леся читая учебник по биологии задумалась. Странно это. Никогда мама не отдавала им подарки, да и

пришла с пустыми руками и вчера ничего не приносила…

Женщина устало кряхтя поднялась из-за стола и направилась к вешалке, сняла оттуда широкий кожаный солдатский ремень с большой прямоугольной пряжкой с большой звездой. И направилась к прижавшимся друг к другу детям.

– Сегодня, ко мне подошла ваша учительница и рассказала, что младшая дочь у меня неряха и двоечница. Которая не выполняет домашние задания, а сын не готовится к устным занятиям и скоро уже будут даже не тройки, а двойки за четверть! Хороший вы мне подарок сделали на новый год! Опозорили на весь посёлок! Вот вам подарки от Дедушки Мороза! Она замахнулась…

Лёнька привычно громко орал каждый раз, когда ремень его касался, но вовсе не испытывал боль. Ватные штаны скрадывали удары и боль от них. Вот только если он будет громче орать, мама быстрее его пожалеет.

У Леси не было ватных штанов и каждый хлёсткий удар оставлял за собой широкую чёрную полосу на коже, иногда рассекая её до крови. Девочка знала, что кричать нельзя. Мама разозлится ещё сильнее, если соседи узнают что она двоечница. Потому сцепив до скрежета зубы, она молча глотала слёзы.

Олеся была маминой дочкой, никогда не жаловалась на побои, голод и отсутствие теплой одежды.

Загрузка...