Алексей Орлов знал, что Брянский фронт под командованием генерал-лейтенанта Ерёменко, давшего Сталину обещание «разбить подлеца Гудериана», был образован совсем недавно – 14 августа. Его главная задача – прикрытие направления на Москву, куда, как ожидалось, Гитлер двинет свои дивизии. Брянский фронт находился на стыке Центрального и Резервного фронтов. В его состав входили 13-я армия генерал-майора Голубева и 50-я армия генерал-майора Петрова.
Но Орлов не знал, хватит ли Брянскому фронту сил для того, чтобы остановить Гудериана. Он очень надеялся, что хватит. Во второй половине августа это было одно из самых опасных направлений, на котором фашисты могли организовать новое наступление.
Когда Алексей, едва дыша, вышел из кабинета начальника отдела кадров НКВД СССР, к нему сразу же подошёл один из сотрудников этого учреждения. Он передал лейтенанту его документы, после чего сказал, что вместе с ним в Брянск поедет ещё один сотрудник НКВД – старший лейтенант Никаноров и что Алексею следует его подождать.
Через тридцать минут к Орлову подвели высокого широкоплечего старшего лейтенанта госбезопасности.
– Никаноров, – представился он, и в голосе его отчётливо звучали железные нотки.
Александру Никанорову было лет двадцать пять, не больше. От всей его фигуры веяло энергией и силой. Казалось, он может, как говорится, свернуть горы. Внешне он был чем-то похож на Орлова. У них обоих были правильные, даже красивые черты лица. Но у Александра они казались немного грубее, возможно, из-за того, что на его лице постоянно играла какая-то пренебрежительная полуулыбка. К тому же Орлов был блондином, а Никаноров – брюнетом.
В органы госбезопасности Александр пришёл за два года до войны. За это время он сумел поднабраться кое-какого опыта. Начальство его ценило за напористость, бескомпромиссность, принципиальность и трудолюбие. Конечно, у него, как и у всех других людей, были недостатки. Однако Никаноров старался их не замечать.
На Алексея он смотрел прямо и весело, не отводя взгляда.
– Орлов, – представился лейтенант и тут же поправился: – Лейтенант Алексей Орлов.
Начавшийся разговор прервал один из кадровиков, объявивший, что ровно в 19:00 они должны выехать на Брянский фронт. Ехать предстояло всю ночь на полуторке через Тулу. Кадровик выдал Орлову и его новому товарищу документы, ответил на заданные вопросы, пожелал удачи, а потом исчез в ближайшем кабинете.
Получившие назначение чекисты быстро нашли ждавшую их полуторку, водителем которой оказался пожилой усатый сержант. Он что-то недовольно проворчал о ночных поездках, но ни Алексей, ни старший лейтенант на это не обратили никакого внимания.
– Давай, сержант, заводи свою карету, – сказал Никаноров, садясь в кабину грузовика. – Надеюсь, ты хорошо водишь.
В начале восьмого полуторка уже ехала по пригородам Москвы, направляясь в сторону Тулы.