Всю свою сознательную жизнь я хотела стать врачом. Осознанность пришла ко мне в 5-м классе на уроках биологии – у меня был прекраснейший учитель, который смог заинтересовать в своем предмете. В 8-м классе добавился новый предмет – химия, а так как моя бабушка – учитель химии, любовь к реакциям и опытам была, наверное, генетически обусловлена. Химия и биология стали моим остовом, а дальше – уроки безопасности жизнедеятельности, где я могла без подготовки рассказать о том, как остановить артериальное и венозное кровотечение, а на уроках русского языка блистала знаниями о том, что ударение в слове «коклюш» приходится на второй слог.
В старших классах нужно было думать о поступлении, и я твердо и уверенно заявляла о том, что буду поступать на педиатрический факультет. Хотя на лечебный проходной балл был выше. Но что может быть лучше работы с детьми?
После школы я переехала из своего родного города Томска в столицу для того, чтобы поступить на старейший педиатрический факультет в России. Поступила. А дальше – бессонные ночи, желание стать не просто хорошим, а отличным врачом.
Я, как и любой врач, всегда обожала вести просветительскую деятельность среди населения: когда я училась в медицинском университете, после занятий я читала лекции школьникам, вела школы для пациентов, а во время ординатуры по детской эндокринологии начала вести блог в инстаграм. Постепенно число моих читателей росло, и я поняла одно – я должна быть максимально уверена в той информации, которую даю широкой аудитории. Каждый мой пост в социальной сети – это краткий конспект нескольких исследований, ведь в работе врача главный принцип: «Не навреди».
После ординатуры я устроилась работать в клинику детской доказательной медицины. Что это за доказательная медицина? Это медицина, основанная на данных многочисленных клинических исследований с целью оказания грамотной помощи пациентам.
Если вам близко лечение гомеопатией, травами, ароматерапией, заклинаниями, боюсь, эта книга не для вас. Любите науку? Тогда идем дальше!
До второй половины XX века врачи по всему миру опирались только на личный опыт и авторитет более старших коллег, и иногда это приводило к ужасающим последствиям: так, например, героин рекомендовали для детей как средство от кашля, а для лечения психиатрических заболеваний использовали лоботомию – операцию, при которой одна из долей головного мозга отсекалась от другой.
Возможно, вы слышали о талидомидовой трагедии – поучительной истории о том, к чему может привести использование препаратов с недоказанной эффективностью.
В 1954 году немецкая фармацевтическая компания Chemie Grünenthal разработала лекарство, которое назвала «Талидомид»: предполагалось, что его можно будет использовать как противосудорожное средство, однако первые опыты на грызунах показали, что таким свойством препарат не обладает.
В то время не существовало четких нормативов для разработки, производства и продвижения медицинских препаратов, поэтому препарат появился в продаже не как противосудорожное, а как снотворное и седативное средство (под разными торговыми наименованиями).
Он быстро обрел популярность как «чудо-средство» от бессонницы, головной боли, недомогания. А также как средство, помогающее бороться с токсикозом у беременных – считалось, что плацента способна защитить плод от любого медицинского препарата.
В конце 1956 года в семье сотрудника фармацевтической компании, который приносил «Талидомид» своей беременной жене, родилась дочка без ушей, однако этому факту не придали большого значения – такие дети рождались и раньше. В 1958–1959 гг. количество детей с врожденными дефектами резко возросло. Врожденные дефекты включали в себя отсутствие верхних и нижних конечностей, дефекты зрения, фокомелию (ластообразные короткие руки).
В 1961 году в журнале The Lancet было опубликовано письмо, в котором говорилось о связи «Талидомида» с врожденными пороками у младенцев – только после этого препарат начали убирать с прилавков.
Тератогенный эффект (нарушение эмбрионального развития под воздействием разных факторов) «Талидомида» был экспериментально подтвержден в 1964 году на белых кроликах. По различным оценкам, в результате применения «Талидомида» от восьми тысяч до двенадцати тысяч новорожденных родились с физическими уродствами, а 120 тысяч беременных женщин пострадали от препарата – у большинства из них случился самопроизвольный аборт. Эта трагедия наглядно демонстрирует, к чему может привести использование плохо проверенных препаратов с недоказанной эффективностью. Так зародилась доказательная медицина.
Доказательная медицина – это не мода, не маркетинг.
Доказательная медицина ни в коем случае не исключает опыта и работает в интересах пациента. Во время моей учебы в университете иногда нам было необходимо заучивать в точности так, как сказал преподаватель с кафедры. Спорить было нельзя – это грозило применением штрафных санкций (отработки, проблемы с получением зачета и другие). Чтобы получить «отлично», нужно было дословно повторить именно то, что говорили на семинарах и лекциях, и неважно, что иногда эти рекомендации отличались от мировых, порой даже противоречили им, а иногда были просто плодом воображения преподавателя.
На старших курсах я узнала о доказательной медицине – спасибо молодым врачам, которые познакомили нас с уровнями доказательности. Я привожу их в данной книге – как видите, экспертное мнение занимает низшую ступень пирамиды доказательности.
Веру в доказательную медицину закрепила во мне ординатура – я видела, как врачи, имеющие колоссальные знания, огромный клинический опыт, все равно обращались к мировым данным. Неважно, сколько тебе лет, какой опыт за твоими плечами, работать в интересах пациента, работать ради выздоровления и лучшего качества жизни пациента – вот что действительно является целью.
Сразу скажу, что детская эндокринология работает в основном с редкими заболеваниями, поэтому проведение качественных исследований в этой области иногда просто невозможно. Именно поэтому так важен обмен опытом с мировыми сообществами, общение с иностранными коллегами и чтение зарубежных рекомендаций. Когда ко мне обращаются за советом будущие врачи, я всегда им говорю: учите английский! Тем более что сейчас это можно делать не выходя из дома.
Продолжим знакомство? Следующий пункт – это вакцинация. Хочу сразу обозначить свою позицию: я – за вакцинацию, а у моего сына расширенный график. Я до сих пор не понимаю, откуда взялось столько антипрививочников. В своей книге я также поднимаю вопросы вакцинации, поэтому если вы из разряда тех людей, которые считают, что «лучше дитë переболеет и приобретет иммунитет сам, раньше же вон как-то жили без вакцинации, и ничего», – думаю, эта книга вам не понравится. Хотя, если вы открыты к пересмотру своих взглядов, к получению новой информации, готовы критически мыслить, я с удовольствием вам в этом помогу!
Речь не идет о медицинских отводах – действительно, есть ситуации, когда ребенку нельзя делать прививки (их очень-очень мало, поэтому рекомендую найти грамотного врача-педиатра, который не станет отменять вакцинацию из-за «желтушки»). Помните! Радикализм в любом направлении – это неразумно.
И последний пункт – грудное вскармливание. Я ГВ-friendly и активно поддерживаю тех мам, которые кормят грудью. Я посвящаю грудному вскармливанию целую главу, и очень надеюсь, что вы разделяете мои взгляды. Речь, конечно же, не идет о тех состояниях матери и ребенка, когда грудное вскармливание противопоказано.
Итак, вы тоже за доказательную медицину, вакцинацию и грудное вскармливание? Тогда мы точно подружимся!
Начнем наше путешествие по гормональной системе?