Слова признательности

В этой книге представлены результаты исследований, длившихся едва ли не всю мою сознательную жизнь, поэтому выбор исходной точки повествования – довольно трудная задача. Не удивляйтесь, что данный раздел будет несколько более объемным, чем обычно. Хотелось бы поблагодарить журналы и издательства, разрешившие нам использовать опубликованные ранее материалы. Полный перечень этих публикаций представлен в разделе «Источники». Все материалы, которые легли в основу глав книги, были обновлены и пересмотрены.

Эдит Хосино Альтбах более двадцати лет работает ответственным редактором Центра международного высшего образования Бостонского колледжа, а до этого она была редактором в Центре сравнительного образования Университета штата Нью-Йорк в Буффало. Исполняя служебные обязанности, Эдит отредактировала почти все главы «Глобальных перспектив высшего образования». Я высоко ценю ее тщательность и внимание к деталям, а также идеи, которые Эдит высказывала при обсуждении рассматривавшихся в этой книге тем.

На протяжении десятилетий я старался учитывать мысли, высказывавшиеся в дискуссиях со мной преподавателями и коллегами, а также их профессиональные мнения. Таких людей было очень много, и перечислить всех поименно невозможно. Но я не могу не упомянуть об огромном впечатлении, которое произвели на меня во время моей учебы в Чикагском университете Эдвард Шилз и Чарльз Арнольд Андерсон. В Гарвардском университете моим научным руководителем был Сеймур Мартин Липсет. Я участвовал в его исследовательском проекте, посвященном студенческому политическому активизму в сравнительной перспективе, и именно Липсет научил меня, проводя исследования, не терять из виду «картину в целом».

Во время работы в Университете штата Нью-Йорк в Буффало Гейл Келли и я выступили с инициативой создания Центра сравнительного образования. В течение двух десятков лет я служил директором этого Центра. За это время Гейл во многом повлияла на ход моих мыслей и оказала бесценную помощь в наших академических предприятиях, включая редактирование на протяжении десяти лет журнала «Comparative Education Review». В связи с этим я хотел бы выразить огромную признательность всем нашим коллегам и в первую очередь Брюсу Джонстону, Лоис Вайс и Лайонелу Льюису.

В 2012 г. я прекратил преподавательскую деятельность, но до конца 2015 г. исполнял обязанности директора Центра международного высшего образования Бостонского колледжа. В настоящее время я остаюсь его научным сотрудником и директором-основателем. Нынешний директор Центра Ханс де Вит – один из соавторов этой книги; с тех пор как в 1994 г. я присоединился к коллективу профессоров и преподавателей Бостонского колледжа, Ханс остается моим коллегой и другом. Бостонский колледж создал все условия для исследовательской деятельности Центра, а также поддержал нас в самом ее начале. В течение 20 лет я имел честь занимать именную должность профессора университета, учрежденную в честь Дональда Монана (Общество Иисуса)[1]. Дополнительные ресурсы, полученные благодаря этой должности, были очень полезны и мне, и Центру. Я хотел бы выразить огромную признательность отцу Монану, который в бытность президентом Бостонского колледжа дал добро на учреждение Центра, предоставив нам значительную самостоятельность в разработке образовательных программ.

В течение 18 лет Центр международного высшего образования Бостонского колледжа пользовался финансовой поддержкой Фонда Форда. Мы получали ее только благодаря Хорхе Балану, координатору программ фонда, сыгравшему за время своей деятельности важную роль в формировании такой области исследований, как международное высшее образование. Балан не только поддерживал Центр материально, но и предлагал превосходные исследовательские идеи; более того, он принял непосредственное участие в осуществлении нескольких наших проектов (включая представленные в этой книге). Благодаря поддержке Фонда Форда мы получили возможность издавать наш флагманский ежеквартальный журнал «International Higher Education». Начиная с 2010 г. Центр международного высшего образования пользуется поддержкой Корпорации Карнеги в Нью-Йорке.

В последние 4 года одним из основных партнеров-исследователей Центра была Мария Юдкевич, возглавляющая Международную научно-учебную лабораторию институционального анализа экономических реформ московского Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ). Глава 17 этой книги, посвященная оплате труда преподавателей и денежному вознаграждению, в значительной степени основывается на результатах одного из наших совместных с ВШЭ проектов.

Мне довелось быть научным руководителем более чем 90 аспирантов в трех университетах. Многие из них стали моими коллегами и друзьями, а также соавторами различных публикаций. Несколько глав в этой книге – примеры нашего плодотворного сотрудничества с Иваном Пачеко, Лиз Райсберг и Лорой Рамбли. Лиз и Лора работали в Центре международного высшего образования, они соредакторы и соавторы нескольких книг и других публикаций. Особенно большой вклад в мои исследования внесли бывшие студенты Патти Макгил Петерсон, С. Гопинатан, Роберта Мейли Бассетт и Дамтью Теферра.

Огромную пользу принесла мне совместная работа с другими коллегами – их слишком много, чтобы я мог выразить свою признательность каждому. Джейн Найт – соавтор одной из глав этой книги. Вместе с Джамилом Салми и Хорхе Баланом мы были редакторами различных книг. Несколько статей написаны мной в соавторстве с Хансом де Витом, нынешним директором Центра международного высшего образования.

Издательство Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University Press) публикует мои работы начиная с 1999 г. – это уже четвертая наша книга. Я искренне признателен моим коллегам из издательства, особенно Джеки Уэмюллер и Грегу Бриттону, за поддержку, а также самому издательству за профессионализм.

Большую помощь в издании книги оказала Ариана де Гайардон де Фенойль; она не только внесла ценную редакторскую правку, но и помогла обновить часть представленных материалов.

Источники

Ниже представлены сведения об оригинальных публикациях, которые легли в основу глав этой книги.

1. Возникновение и сущность современной интернационализации. Оригинальная глава книги.

2. История глобальной академической революции (в соавторстве с Лиз Райсберг и Лорой Рамбли). – Altbach Ph. G., Reisberg L., Rumbley L. E. Trackinga Global Academic Revolution // Change. 2010. Vol. 42. No. 2 (March-April). P. 30–39. © Taylor & Francis Group.

3. Логика массового высшего образования. – The Logic of Mass Higher Education // Tertiary Education and Management. 1999. Vol. 5. No. 2. P. 107–124. © Springer Publishing Company. Перепечатывается с любезного разрешения издательства Springer Science + Business Media B.V.

4. Перспективы стран БРИК: Новые академические сверхдержавы? – The Prospects for the BRICs: The New Academic Superpowers? // Ph. G. Altbach, G. Androushchak, Y. Kuzminov et al. (eds). The Global Future of Higher Education and the Academic Profession: The BRICs and the United States. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2013. P. 1–27. © Palgrave Macmillan Publishers. Перепечатывается с разрешения Palgrave Macmillan. Полный исходный вариант этой публикации доступен в Интернете по адресу: .

5. Интернационализация и глобальная напряженность: Уроки истории (в соавторстве с Хансом де Витом). – Altbach Ph. G., de Wit H. Internationalization and Global Tension: Lessons from History // Journal of Studies in International Education. 2015. Vol. 19. No. 1 (February). P. 4–10. © European Associationfor International Education.

6. Глобализация и университеты: Реалии несправедливого мира. Оригинальное название: Глобализация и университеты: Мифы и реалии несправедливого мира. – Globalization and the University: Myths and Realities in an Unequal World // Tertiary Education and Management. 2004. Vol. 10. No. 1. P. 3–25. © Springer Publishing Company. Перепечатывается с любезного разрешения издательства Springer Science + Business Media B.V.

7. Интернационализация и высшее образование: Стимулы и реалии (в соавторстве с Джейн Найт). – Altbach Ph. G., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities // Journal of Studies in International Education. 2007. Vol. 11. No. 3–4 (Fall-Winter). P. 290–305. © Sage Publications. Полный исходный вариант этой публикации доступен в Интернете по адресу: .

8. Высшее образование пересекает границы. – Higher Education Crosses Borders // Change. 2004. Vol. 36. No. 2 (March-April). P. 18–25. © Taylor & Francis Group.

9. Глобализация рейтингов. Оригинальное название: Глобализация рейтингов колледжей и университетов. – The Globalization of College and University Rankings // Change. 2012. Vol. 44. No. 1 (January-February). P. 26–31. © Taylor & Francis Group.

10. Общая речь: Господство английского языка в академической сфере. – The Imperial Tongue: English as the Dominating Academic Language // Economic and Political Weekly. 2007. Vol. 42. No. 36 (September 8). P. 3608–3611. © Sameeksha Trust, Mumbai, India.

11. Университет как центр и как периферия. – The University as Center and Periphery // Teachers College Record. 1981. Vol. 82. No. 4 (Summer). P. 601–621. © Teachers College, .

12. Исследовательские университеты в развивающихся странах. Оригинальное название: Периферия и центр: Исследовательские университеты в развивающихся странах. – Peripheries and Centres: Research Universities in Developing Countries // Higher Education Management and Policy. 2007. Vol. 19. No. 2. P. 1–23. © Organisation for Economic Co-operation and Development. Полный вариант публикации доступен в Интернете по адресу: .

13. Переплетение корней: Воздействие Запада на высшее образование в Азии. – Twisted Roots: The Western Impacton Asian Higher Education // Higher Education. 1989. Vol. 18. No. 1. P. 9–29. © Springer Publishing Company. Перепечатывается с любезного разрешения издательства Springer Science + Business Media B.V.

14. Сравнительные перспективы частного высшего образования. – Comparative Perspectives on Private Higher Education // Ph. G. Altbach (ed.). Private Prometheus: Private Higher Education and Development in the 21st Century. Chestnut Hill, MA: Center for International Higher Education, Boston College, 1999. P. 1–14. © Boston College Center for International Higher Education.

15. Академические свободы: Международные реалии и вызовы. – Academic Freedom: International Realities and Challenges // Higher Education. 2001. Vol. 41. No. 1–2. P. 205–219. © Springer Publishing Company. Перепечатывается с любезного разрешения издательства Springer Science + Business Media B.V.

16. Ожившие великаны: Системы высшего образования Китая и Индии. Оригинальное название: Ожившие великаны: настоящее и будущее систем высшего образования Китая и Индии. – The Giants Awake: The Present and Future of Higher Education Systems in China and India. Это обновленный вариант главы издания ОЭСР: Higher Education to 2030. Vol. 2. Globalisation / Centre for Educational Research and Innovation. P.: OECD Publishing, 2009. P. 179–204. © OECD. Полный вариант публикации доступен в Интернете по адресу: .

17. Денежное вознаграждение и контракты в академической сфере: Мировые тенденции и реалии (в соавторстве с Лиз Райсберг и Иваном Пачеко). Оригинальное название: Денежное вознаграждение и контракты в академической сфере – Reisberg L., Pacheco I. F. Academic Remunerationand Contracts // Ph. G. Altbach, L. Reisberg, M. Yudkevich, G. Androushchak, I. F. Pacheco (eds). Paying the Professoriate: A Global Comparison of Compensation and Contracts. N.Y.: Routledge, 2012. P. 3–20. © Taylor & Francis Group.

18. Политическая активность студентов. – Student Political Activism // Ph. G. Altbach (ed.). Comparative Higher Education: Knowledge, the University, and Development. Chestnut Hill, MA: Center for International Higher Education, Boston College, 2006. P. 103–116. © Boston College Center for International Higher Education.

Загрузка...