Понимание космического процесса роста вселенной
В предыдущих главах я дал учения, описывающие широкую картину всего мира формы и всех существ в нём. Теперь я особо сконцентрируюсь на том, чтобы помочь вам в понимании ситуации, в которую вы попали как человеческое существо на Земле.
Давайте сначала обобщим процесс сотворения сферы. Первый шаг – сфера была отделена от пустоты. Владыки высших сфер создают в новой сфере определённые структуры и в широких рамках базовых законов, установленных Творцом, принимают для новой сферы определённые специфические законы. Затем, чтобы помочь новой сфере вознестись, создаются самоосознающие существа. Они или работают из духовного мира (ангелы), или помогают создавать её изнутри (сотворцы). Когда сфера достигает критической интенсивности света и организации, она «возносится» и становится постоянной частью духовного мира. Когда сфера возносится, она настолько заполнена светом, что больше не остаётся места для иллюзии разделения. Посланные в сферу существа начали свой путь, обладая ограниченным чувством идентичности, но, превосходя себя, они помогли возвысить свою сферу. Когда критическая масса существ достигает мастерства и единства со своим истоком, они приводят свою сферу к моменту вознесения. Когда одна сфера проходит через процесс вознесения, новая сфера создаётся отделением её от пустоты. Вознесённая сфера становится настолько наполненной светом, что иллюзия отделённой идентичности не может больше поддерживаться существами в этой сфере. Но в новой сотворённой сфере ещё такая низкая интенсивность света, что тьма или полумрак могут здесь существовать, и поэтому возможно сохранение иллюзии отдельного существования. Новое «поколение» существ рождается и посылается в новую сферу; это те существа, которые начинают свой путь с ограниченным чувством идентичности и осознанием себя существующими отдельно от Целого.
Я объяснил, что самая первая сфера создана самим Творцом. Таким образом, посланные в неё существа – или, вернее, созданные внутри этой сферы – были сотворены непосредственно Творцом. Первая сфера была спроектирована таким образом, что структуры в ней были менее выраженными, более текучими или менее плотными, чем те, что вы видите в материальной сфере. Можно сказать, что Свет Матери, из которого была сотворена первая сфера, вибрировал на более высоком уровне и, следовательно, всё в той сфере было прозрачнее материи вашей сферы. И как следствие, несмотря на то, что существа в первой сфере начали с чувства разделения, им было намного легче преодолеть разделение, чем существам в материальной вселенной. Первые существа легко могли видеть, что существует что-то за пределами их сферы, что она была сотворена Существом более высокого уровня, и что сфера поддерживалась постоянным потоком духовного света, который изливался Творцом и был понижен до уровня их вибраций. Они знали, что не одиноки, и знали о существовании чего-то или кого-то за пределами их собственной сферы. Другими словами, первым существам было относительно легко вознестись и достичь единства со своим истоком.
Создавать следующую сферу помогали существа, достигшие мастерства в первой сфере. Творец отделил вторую сферу от пустоты и также установил для неё законы. В пределах этих рамок Владыки из первой сферы спроектировали определённые структуры, которые могли служить платформой для жизни во второй сфере. Эти структуры были более конкретными, более определёнными, чем структуры в первой сфере. Для проектирования этих структур Владыки из первой сферы использовали и свой собственный опыт. Это было частью плана Творца – большая определённость, большая сложность, большая плотность структур второй сферы по сравнению со структурами первой сферы. Таким образом, вторая сфера в несколько большей степени отдалена от единства, поэтому существам во второй сфере труднее преодолеть разделение.
Если бы существа во второй сфере были сотворены, как и существа в первой, то им трудно было бы преодолеть плотность своей сферы. Это то же самое, что взять группу детей и предложить им управлять страной. Но существа во второй сфере были сотворены из сознания Владык первой сферы. Таким образом, существа второго поколения создавались с учётом опыта этих Владык, и это означает, что у них была основа для преодоления большего разделения. Это позволило им действовать в плотной второй сфере, позволяя Творцу – через второе поколение существ – испытывать большее чувство разделения, в то же время сводя к минимуму риск, что эти существа потеряются в разделении. В какой-то степени это похоже на школьную систему на Земле. Ученики начинают с изучения сложения и вычитания, что даёт им базу для изучения умножения. В свою очередь это становится базой для изучения математики более высокого уровня, в конечном счёте подводя к университетскому уровню.
По плану Творца сферы создаются непрерывными, от менее плотной к более плотной, от близкой к единству к более отдалённой от единства, от менее сложной к более сложной. Специфические структуры в каждой последующей сфере спроектированы теми, кто достиг мастерства в предыдущей сфере, но существа из всех предыдущих сфер вовлечены в проектирование новой сферы. Это означает, что каждая новая сфера становится более сложной, более специфичной, более выраженной, что требует, чтобы Свет Матери имел более низкую вибрацию. Большая сложность означает большее разнообразие форм, и только свет более низкой вибрации может дать начало большему разнообразию. Можно сказать, что материя, которая формирует материальную вселенную, является более плотной, чем «материал» духовного мира. Материя настолько плотная, что вы не можете видеть, что она создана из вибрирующей энергии, из духовного света, который был понижен в вибрации. По крайней мере, в состоянии сознания, которое в настоящее время принято за норму на Земле, вы не можете напрямую ощущать, что есть что-то за пределами материальной вселенной.
Вследствие более высокой плотности, существам, посланным в новую сферу, труднее преодолеть разделение и войти в единство. Тем не менее, в своём стремлении преодолеть разделение они могут опираться на опыт существ, которые шли перед ними в более высоких сферах. Таким образом, любое конкретное существо в действительности не отделено – человек не остров, – у него есть доступ ко всей иерархии существ, которые шли до него и из которых появилось последнее творение. Это в какой-то мере похоже на генеалогическое древо, которое даёт вам доступ к опыту всех прошлых поколений, давая возможность учиться на ошибках других, так что вы не должны заново изобретать колесо или повторять те же ошибки.
* * *
Позже мы рассмотрим, как люди на Земле начали своё путешествие из многих различных исходных точек. Однако я хочу дать вам универсальное описание того, как существа впервые сошли в эту конкретную сферу и, в конечном счёте, стали воплощаться на физической Земле. По мере описания этого процесса вы также лучше осознаете, как вы можете вознестись из этой сферы и завоевать своё бессмертие как духовное существо.
Как я уже объяснил, материальная вселенная является наиболее плотной частью когда-либо созданного мира формы. При такой плотности физической материи изолированные формы кажутся полностью отделёнными, при этом и самоосознающие существа кажутся полностью отделёнными. Поэтому таким существам трудно преодолеть иллюзию разделения и следовать Путём Единства, ведущему их к высокому чувству идентичности, основанному на единении со всей жизнью. Когда существо входит в физическое тело на планете Земля, то в большинстве случаев оно забывает, что уже существовало до этого конкретного жизненного отрезка. Ранее я объяснил, что, когда Творец создавал первых самоосознающих существ, у него не было намерения оставить их в вакууме, не имеющими ни чувства идентичности, ни ощущения непрерывности жизни. Таким образом, первоначальный план заключался не в том, чтобы любое существо начинало своё путешествие в этой сфере сразу с физического воплощения. Существа должны были оказаться вначале в защищённой среде, в которой им было предложено руководство духовных учителей, достигших большего единства со Всем. И потому существа обычно входили в эту последнюю сферу, пройдя через классы космической или духовной школы, в которой им предлагалась комплексная программа, чтобы помочь твёрдо закрепиться на Пути Единства.
Такая программа существовала во всех более высоких сферах и успешно помогала новым существам достигать чувства единства со своим истоком. Как я уже говорил, все существа сотворены в качестве продолжений более высоких существ, образующих Цепь Бытия, которая достигает Творца. Таким образом, ключ к достижению единства со своим истоком состоит в том, чтобы начать с достижения единства с существами, которые находятся прямо над вами в этой Цепи Бытия. Очевидно, что новым жизнепотокам гораздо легче это сделать, чем достичь единства с Творцом, который находится намного выше.
Когда вы находитесь в физическом теле, то в действительности не имеет такого большого значения, откуда вы пришли. Важно то, что, если вы желаете достичь бессмертия, вы должны следовать Путём Единства, ведущего вас к преодолению иллюзии разделения. Но большинство людей рождается без осознания этого пути, и едва ли есть какая-либо религия на Земле, которая учит этому пути. Поэтому мы должны признать, что на физической Земле знание о Пути Единства потеряно. Для вас важно понимать, как и почему это случилось, чтобы вы могли преодолеть последствия этой потери и заново открыть истинный путь к вечной жизни. Мы рассмотрим эту тему в последующих главах.
* * *
Когда вы сошли в физическое воплощение, то, независимо от того, где рождён ваш жизнепоток, вы приняли роль, которая была задумана для человеческих существ. Человеческие существа были созданы служить как сотворцы Бога, которые могли завершить творение Земли, строя на фундаменте, установленном Владыками в духовном царстве. Можно сказать, что Владыки создавали Землю сверху, а человеческим существам предназначалось стать сотворцами изнутри. Чтобы помочь вам понять свою роль как человеческого существа, я хотел бы дать вам общее понимание роли сотворца.
Мы можем говорить о двух типах сотворцов, а именно о тех, кто достиг мастерства, и тех, кто на пути к мастерству. Очевидно, что оба типа созданы быть сотворцами, и можно сказать, что те, кто помогают проектировать новую сферу, являются владыками-сотворцами, но, чтобы избежать путаницы, будем называть их Владыками. Задачей этих существ является создание новой сферы сверху – из их собственной сферы, которая является сейчас частью духовного царства. Другими словами, им не предназначено сходить в новую сферу и со-творить её изнутри. Это задача существ, которых я буду называть сотворцами. Хотя Владыки создали их из своего существа, эти сотворцы начали свой путь в новой сфере с чувства идентичности, основанного на разделении. Но нельзя говорить, что они оказались просто брошены в новую сферу без всякого руководства. Наоборот, все новые сотворцы начали с духовной школы, в которой ими руководили представители Владык, из чьих существ они были рождены. Как я объяснил ранее, вселенский Христоразум является средством, созданным для того, чтобы новые сотворцы не потерялись в отделённости, но каждый нашёл своё правильное место в процессе творения. Владыки, достигшие единства с Христоразумом, служат наставниками новых сотворцов и представляют ученикам Христоразум. Они являются связующим звеном, посредством которого новые сотворцы могут преодолеть разделение и достичь своего собственного единства с Христоразумом, тем самым достигая бессмертия. Теперь у нас есть фундамент, чтобы тщательнее рассмотреть ситуацию с новым сотворцом.
Когда сотворец впервые приходит в существование, он имеет чувство идентичности, основанное на разделении, но одновременно у него есть ясное внутреннее ощущение, что он связан с чем-то большим, чем он сам. У него также остаётся прямая связь с вселенским Христоразумом через своих учителей из высшей сферы. У него нет полного Христосознания, но есть основа для развития этого сознания своими собственными усилиями – приумножая дарованные ему таланты. Можно сказать, что новому сотворцу дано семя Христосознания и, если его подпитывать и взращивать, оно вырастет до полноты индивидуального Христобытия.
Сотворец рождается в защищённой среде, в которой им руководит духовный учитель. Когда Творец создавал самую первую сферу в пустом пространстве, то первые сотворцы получали руководство непосредственно от самого Творца. С тех пор сотворцы в любой сфере получали прямое руководство от Владык из сферы, находящейся прямо над их собственной. Однако есть также учителя, которые сходят на уровень новых сотворцов, так что ученики могут взаимодействовать непосредственно с этими учителями. Смысл в том, что новый сотворец всегда имеет фундамент, на котором он может строить, перед ним лежит путь, которым он может следовать от разделения к единству.
* * *
Каждое самоосознающее существо создано в невинности, и это означает, что, несмотря на наличие свободной воли, у него нет врождённой склонности идти против базовых законов Творца. Другими словами, общепринятое убеждение в некоторых религиях о том, что человеческие существа созданы в грехе или с наклонностью грешить, не корректно. Можно сказать, что оно выглядит правдивым, когда вы смотрите на себя только с точки зрения своего нынешнего чувства идентичности как человеческого существа (что мы обсудим позже более детально). Однако реальность такова, что вы рождены духовными существами, и это означает, что вы были рождены в невинности и даже без понимания, что вы могли бы пойти против законов Творца.
Когда новые сотворцы следовали путём, который им был предложен, самоосознание их росло, но они представали перед определёнными испытаниями, определёнными посвящениями, и одним из них была возможность пойти против законов Бога. Можно сказать, что все сотворцы были созданы в защищённой среде, такой как Эдемский Сад. Однако Эдем был не статичным раем, как представляют многие люди, он был школой, в которой сотворцы имели возможность учиться использовать свои творческие способности в согласии с законами Бога. Учителем в такой духовной школе был не Творец, а Владыка из более высокой сферы. «Плоды» в Саду представляли собой различные посвящения на пути к Христобытию.
По мере того как ученики духовной школы идут путём посвящения, они обретают более осознанное понимание своей идентичности и законов Бога. Они начинают следовать указаниям, которые даёт их духовный учитель, и, таким образом, соблюдают законы Бога благодаря послушанию. По мере продвижения к пониманию законов Бога, они постепенно начинают следовать законам с полным осознанием того, как эти законы действуют и почему соблюдение их – полностью в просветлённых интересах самого ученика. Затем они следуют законам Бога из любви – любви к Богу, любви ко всей жизни и любви к себе как части Целого.
Если ученик проходит все тесты в космической школе, то его самоосознание продолжает расти, пока он не достигает Христосознания. Это не означает, что он теряет свою свободную волю, но теперь он может делать действительно свободные выборы. Теперь у него полное осознание законов Бога и последствий, которые его ожидают, если он следует законам или идёт против них. Если ученик продолжает действовать в пределах законов Бога, он будет продолжать испытывать только изобилие. Он будет продолжать возвышать себя, одновременно возвышая всю жизнь. Таким образом, он участвует в творческом процессе, заполняя свою собственную сферу светом, пока не достигнет полного овладения этой сферой. Затем он может применить своё мастерство в сотворении следующей сферы и, таким образом, подняться на новый уровень Христосознания. Этот процесс может продолжаться до той поры, когда существо достигнет полного Божественного сознания и по праву станет Творцом.
Одним из плодов в Эдемском Саду был плод познания добра и зла. Этот плод представляет собой осознание того, что ученик может идти против законов Бога. Так как ученик обладает свободной волей, он неизбежно должен предстать перед искушением использовать эту волю, чтобы пойти против законов Бога. Только столкнувшись с таким искушением – и превзойдя его – ученик может достичь Христобытия, что делает его единым с Творцом, с целью Творца и со всей жизнью. Но возможно, что ученик не пройдёт тест познания добра и зла и предпочтёт выбрать или относительное зло, или относительное добро вместо абсолютной реальности Бога. Ученик может сделать выбор пойти против законов Бога и отделиться от Творца. Позже мы рассмотрим, что происходит, когда ученик выбирает путь становления менее.
* * *
Давайте тщательно рассмотрим ситуацию с новым учеником. Путь каждого ученика может быть разделён на этапы. Сейчас мы поговорим о трёх главных этапах, хотя каждый из них можно разделить на несколько уровней:
До выпуска из школы. Первый этап начинается с момента поступления ученика в школу (для нового сотворца – это момент его рождения как индивидуального существа) и до того момента, когда он окончит духовную школу. Для успешного окончания школы ученик должен достичь просветления и осознать, кем он является, а именно индивидуализацией более высокого духовного Существа, которое в конечном итоге – через Цепь Существ, Цепь Бытия – является индивидуализацией Творца. С этого момента у ученика есть выбор, он может сознательно присоединиться к Реке Жизни, и мотивом здесь может служить только любовь. Затем он достигает первого уровня личного Христобытия, что означает, что он достиг осознания единства всей жизни.
После окончания школы. Второй период начинается после того, как ученик сделал свой выбор и присоединился к Реке Жизни. Теперь он покидает школу и готов использовать полученные знания, работая над возвышением своей родной сферы и всей жизни в ней. Первую фазу можно назвать Альфа-фазой достижения единства со своим высшим существом, а вторая фаза – это Омега-фаза достижения единства со всей жизнью.
Вознесение. Когда ученик достигает всё большего единства как со своим высшим существом вверху, так и со всей жизнью внизу, он продвигается к следующему уровню Христобытия. Когда он достигает его, то может быть освобождён от воплощения в материи и больше не должен выражать себя через физическое тело. Некоторые духовные учения называют это вознесением, но позже я дам вам об этом более детальные учения. Главное, что ученик может достичь такого момента, когда сможет навсегда подняться над тем уровнем, на котором он начал своё путешествие в данной сфере.
Любой новый ученик начинает свой путь с ограниченным чувством самоосознания, которое узко сфокусировано на его собственной ситуации в его конкретном мире (будь то в материальной вселенной или в сфере, которая сейчас является частью духовного мира). У него нет понимания о Всеединстве, и даже о Творце. Но новый сотворец имеет ограниченный уровень Христосознания, он знает, что есть нечто более того, что он испытывает в окружающем его мире. Он не воспринимает что-либо помимо своего уровня, но чувствует интуитивно, что есть более, и стремится открыть это. У сотворца также сохраняется связь с духовным учителем, который может подсказать ему, как можно расширить своё самоосознание, оставаясь в пределах законов Бога.
Независимо от того, откуда новый ученик пришёл в космическую школу, суть его ситуации в том, что всё для него является новым, включая и его чувство идентичности. Он не понимает в полной мере, кем он является, и в полной мере не осознаёт свои творческие силы. Как может новый ученик расширить своё понимание? Только посредством опыта! И так как предварительного опыта у него нет (по крайней мере, в этой конкретной сфере), он, естественно, не достигнет цели – то есть он будет делать такие выборы, которые не находятся в согласии с законами Божьими. Поэтому новый ученик помещается в защищённую среду, в которой его ошибки порождают ограниченные последствия. И так как ученик всегда может рассчитывать на любящее руководство учителя, достигшего просветления, он может учиться на всём, что делает, независимо от того, достигает он цели или нет. Если ученик готов учиться на любом опыте, он находится на пути становления БОЛЕЕ. Становление БОЛЕЕ не означает, что все его выборы должны быть совершенными. Это означает, что вы должны быть готовы учиться на всех своих выборах, что требует от вас готовности признать, когда вы не смогли достичь цели. В том смысле, что выбор, который превратился в учебный эксперимент, не является ошибкой, но становится шагом вперёд на пути повышения самоосознания.
Если ученик выбирает путь становления менее, то он не готов признать, когда допускает ошибку. Он отказывается признать, что его выборы не находились в согласии с законами творения. Вместо этого он стремится найти оправдание и объяснить, почему у него было право делать то, что он делал, или почему нельзя считать, что он ошибся. Вместо того чтобы учиться на своих промахах – используя их для расширения своего самоосознания, – он стремится оправдать или объяснить свои промахи, тем самым фактически ограничивая своё самоосознание.
Если вы выбираете путь становления БОЛЕЕ, то всё, что вы делаете, поможет росту вашего самоосознания. Вы укрепите своё чувство того, кем вы являетесь, не ограничивая себя или других существ. Вы будете постепенно расширять чувство собственного я, пока не осознаете, что вы являетесь частью большего целого, а именно Всего, то есть Тела Божьего.
* * *
Новый ученик начинает в сфере, которая ещё не превратилась в сферу света. Только когда остаётся ещё место для тьмы, жизнепоток может обрести опыт, начиная с чувства идентичности, основанном на разделении. Но ученик начинает в защищённой среде, подобно ребёнку на Земле, рождённому в гармоничном доме. Ученик обладает Богом данной индивидуальностью, но он не осознаёт её полностью, во многом как ребёнок на Земле не знает о своей индивидуальности. Таким образом, первый этап путешествия ученика является периодом открытия себя и мира.
Новый ученик проходит через фазу, когда ему предназначено экспериментировать. Это во многом похоже на то, как ребёнок на Земле, нуждающийся в опыте с целью усиления контроля над телом, раскрывает свою индивидуальность и узнаёт, как действует окружающая его среда. Как ребёнок растёт в защищённой среде, где у него ограничены возможности для нанесения вреда себе и другим, таким же образом ученик начинает путь, обладая ограниченными творческими силами. Существует ограничение в том, сколько сил новый ученик может иметь, и, таким образом, существует предел, насколько сильно он может навредить себе и другим. Это ограничивает тяжесть последствий от ошибок ученика.
Земные родители естественно стремятся защитить своих детей, создавая безопасную среду. Однако в пределах этой среды зрелые родители довольно терпеливы к ошибкам ребёнка. Пытаясь научиться ходить, ребёнок может много раз падать, но родители не обвиняют ребёнка в том, что с первого раза он не сделал всё правильно. Когда ребёнок учится пить из чашки, он может многократно проливать молоко, но родители не кричат на него за это. Подобно этому, новый ученик помещён в защищённую среду, и ему обеспечено любящее руководство одного или более духовных учителей. В пределах безопасных рамок космической школы ученик может делать всё, что он захочет. При этом он не может сильно навредить себе или другим, и учитель в высшей степени терпим к ошибкам ученика. Другими словами, от ученика не ждут, что он будет делать всё правильно и что с самого начала он будет знать все законы Бога. Но по мере того, как ученик, обучаясь у своих духовных учителей, экспериментирует со своими творческими силами, ожидается, что будет расти его понимание и зрелость. Ещё раз повторю, это похоже на ожидания от взрослеющего ребёнка на Земле. Ведь не предполагается, что ребёнок будет оставаться ребёнком всегда.
Вначале ученик часто будет нарушать законы Бога, не понимая, что он делает. Это предполагалось, и никто не осуждает его, и у него нет вины, связанной с этим. Однако никто ничего и не скрывает. Ученик всегда узнаёт реакцию учителя на свои действия и их последствия. Чтобы понять значение взаимоотношений учитель-ученик, нам необходимо рассмотреть учебную среду, в которую помещён новый ученик.
* * *
Я вполне понимаю, что, когда я говорю о духовной школе и духовном учителе, многие люди будут сравнивать это с учебным процессом, с которым они знакомы на Земле. Это естественно и понятно, но главная проблема, которая мешает людям понять духовную сторону жизни, состоит в том, что они проецируют свой земной опыт на духовный мир. Таким образом, если вы действительно желаете понять духовную сторону жизни, то должны осознать, что такая тенденция существует, и открыть свой ум тому факту, что в духовном мире всё сильно отличается от происходящего на Земле. Как я уже говорил, в материальной вселенной всё ещё недостаёт света, тогда как духовное царство насыщено им. Чтобы понять духовный мир, вы должны быть готовы выйти за рамки мировоззрения, которое вы развили на основании своего опыта на этой планете. Вы должны быть готовы увидеть духовный мир таким, какой он есть, а не таким, каким вы хотели бы его видеть, основываясь на своих земных ожиданиях. Вы должны пожелать испытывать реальность духовного мира, вместо проецирования на него придуманных человеком образов.
Главное различие между духовной школой и школой на Земле заключается в том, что ни учитель, ни новые ученики не развили человеческое эго. Позже мы рассмотрим более детально эго и игры, в которые оно играет, но сейчас посмотрим на то, как свободная от эго среда отличается от учебной среды, которую вы видите на Земле. Цель духовной школы – в расширении чувства самоосознания ученика, не ограничивая его и не принуждая двигаться в определённом направлении. В противоположность этому, большинство учебных процессов на Земле задуманы так, что ограничивают или, по крайней мере, контролируют чувство самоосознания учеников под предлогом подготовки учеников к вхождению в общество. Духовная школа никогда не стремится принуждать учеников, а вдохновляет учиться изнутри, потому что только то, что усвоено изнутри, расширяет чувство самоосознания учеников. Духовный учитель уже овладел своей психологией и никогда не испытывает угрозы от действий ученика. Поэтому у учителя нет необходимости контролировать учеников посредством чувства вины, осуждения или других основанных на страхе средств.
С точки зрения учеников, духовная школа полностью построена на любви и поддержке. Там нет обвинения учеников за какие-либо совершённые ошибки. Наоборот, на них указывается в любящей манере, что подчёркивает отличие между учеником и его действиями. Другими словами, в то время, когда ваши действия могут быть неправильными, вы всегда чувствуете, что вы правы, вас любят и поддерживают. В идеале в ответ на это у ученика появляется чувство безопасности, любви и здоровое желание экспериментировать. Ученик стремится учиться у учителя, у него нет негативных чувств из-за того, что на его промахи ему будут указывать. Наоборот, ученик просто превращает свои промахи в ступени прогресса – он усваивает урок и двигается дальше. Когда урок выучен, то и учитель, и ученик забывают об ошибках.
Главное, что, когда ученики идут против законов Бога, учитель не осуждает и не критикует их. Учитель полностью поддерживает рост учеников и только стремится превратить каждое действие ученика в позитивный учебный эксперимент. Но духовный учитель – более, чем просто учитель. Как я сказал ранее, самоосознающему существу дана свободная воля, но вместе с тем появляется ответственность за использование вами Божьей энергии. Вы несёте ответственность за сохранение баланса во вселенной, и если вы используете энергию неуравновешенным образом, то должны вернуть её обратно в сбалансированное состояние. Восточные религии в основном называют это кармой, тогда как западные религии называют это грехом. Человеческие существа часто ассоциируют с этим вину или осуждение, но в духовном царстве это видится просто как долг перед жизнью. Однако этот долг перед жизнью может и будет ограничивать ваши творческие силы. На Земле это можно сравнить с тем, что у вас за спиной висит рюкзак и в него добавляется камень после каждой совершённой вами ошибки. В какой-то момент рюкзак становится таким тяжёлым, что вы с трудом можете двигаться, и это, конечно, ограничивает вашу свободу.
Когда неуравновешенность создана, кто-то должен взять искажённую энергию и принять на себя ответственность за её переполяризацию, чтобы восстановить равновесие. В духовной школе учитель принимает на себя полную ответственность за использованную учениками энергию, то есть он фактически берёт на себя созданную учениками карму. Это позволяет ученикам экспериментировать со своими творческими способностями, не отягощаясь весом созданной ими кармы. Это можно сравнить с поведением родителей на Земле, которые принимают ответственность за безопасность и заботу о своих детях до той поры, когда те вырастут и станут самодостаточными.
Этот механизм – один из краеугольных камней отношений между учителем и учеником. Он позволяет им проявлять творчество, не разрушая себя и других. Поддержка учителя создаёт защищённую среду, в которой учитель служит в качестве буфера между учениками и разрушительными последствиями их действий. Учитель в буквальном смысле нейтрализует последствия сделанных учеником ошибок, поэтому эти последствия не могут пагубно влиять на самого ученика или других учеников в классе. Когда вы понимаете, как работает закон кармы, вы видите, что это – главная диспенсация для учеников, и она даёт возможность намного быстрее прогрессировать, чем если бы ученики оставались учиться в школе тяжёлых ударов, испытывая последствия своих выборов.
Но любые отношения – это улица с двухсторонним движением. В ответ на благосклонность учителя, ученики позволяют ему учить их. Другими словами, в благодарность за защиту от кармы своих выборов, ученики принимают обет и позволяют учителю объяснить последствия их выборов, так что каждый ученик может учиться и на хороших, и на не очень хороших выборах. Если учитель просто будет принимать на себя созданную учениками карму, не объясняя им причины создания кармы, ученики ничему не научатся в конкретной ситуации. А поскольку главная цель – это обучение, ученикам дано любящее и полностью нейтральное – без осуждения или обвинений – руководство в самопревосхождении. Некоторые, возможно, знают, что греческое слово, которое часто переводится как «грех», фактически означает «не достижение цели». Единственный вопрос в духовной школе – достигает ли ученик, используя энергии, цели возвышения всей жизни, или он не достигает цели и создаёт искажённую энергию, которая ограничивает всю жизнь. Такие представления, как «хорошо и плохо», «грех или вина», являются неподходящими.
Ученики могут экспериментировать, не опасаясь негативных последствий, так как поддержка учителя помогает избежать того, что искажённая энергия будет наносить вред ученикам или другим частицам жизни; учитель использует свои собственные духовные достижения для нейтрализации кармы, прежде чем она проявится как физические последствия. Психологическим следствием этого является создание среды обучения, которая полностью построена на любви, а не на страхе, обвинении или упрёках, что так типично для учебной среды на Земле. Это в какой-то степени похоже на невинных детей, играющих в песочнице, где они не могут нанести вред песку, себе или другим, но могут свободно экспериментировать. Единственное условие для такой поддержки со стороны учителя – это то, что ученики должны поддерживать связь с учителем. Если эта связь обрывается, учитель не может больше нести карму ученика, и это означает, что ученик должен нести её сам и потенциально может создать столько кармы, что она ограничит его творческое выражение.
* * *
Как я описал ранее, каждый аспект жизни имеет две стороны, а это означает, что два аспекта есть и в учебном опыте, с которым сталкиваются ученики. Чтобы избежать путаницы, примите во внимание, что я говорю здесь о периоде до окончания учеником духовной школы – о том, что я назвал ранее Альфа-фазой. Но даже внутри этой фазы существуют два аспекта – жизнь действительно похожа на круги, содержащиеся внутри кругов и миры внутри миров.
Новый ученик начинает свой путь в особой среде и обладает индивидуальностью и телом, которое подобно человеческому телу, хотя создано из энергий, вибрирующих в пределах спектра определённой сферы. Омега-аспект учебного опыта ученика заключается в том, чтобы раскрыть для себя окружающую среду и научиться взаимодействовать с ней. Альфа-аспект состоит в раскрытии тайны своего происхождения как индивидуализации Существа из более высокой сферы, чем своя непосредственная среда. Омега-аспект состоит в изучении того, что видимо, а Альфа-аспект – в изучении того, что невидимо – но что может стать видимым, когда развито более высокое сознание.
Естественно, ученик сначала сосредоточен на Омега-аспекте учебного процесса. Он может непосредственно воспринимать свою данную среду, и его внимание естественно привлечено туда. Подобным образом младенец на Земле сначала не понимает, как контролировать физическое тело, пока он не сможет развить свои личные качества. Первая часть работы учителя состоит в том, чтобы помочь ученику изучить свою среду и осознать, кем он является по отношению к этой среде. Ученику нужно научиться вписываться в среду, научиться взаимодействовать с этой средой. Однако помните, что ученик был создан не для того, чтобы адаптироваться к определённой среде. Ученик находится в сфере, интенсивность света которой ограничена (духовная школа является защищённой сферой внутри большей сферы, но она ещё не имеет интенсивности света, которая есть в более высокой области). Роль ученика – овладеть своим собственным Существом, своим Бытием, что открывает возможность овладеть своей средой. Поэтому ученик может исполнить завет, о котором говорится в Бытии, – «приумножать и владычествовать». Другими словами, ученик рождён на Земле не для того, чтобы приспосабливаться к ограниченным условиям, с которыми он здесь сталкивается. Ученику предназначено приумножать свои творческие таланты и владычествовать над Землёй, таким образом, повышая вибрацию и интенсивность света, пока царство Божье не будет проявлено на Земле.
* * *
Каким же образом новый ученик учится приумножать и владычествовать? Экспериментируя, он учится у своего учителя! Как я сказал ранее, всё в мире формы создано из Света Матери, который может образовывать любую форму. Свет Матери не может принять форму сам по себе, на него должно воздействовать самоосознающее существо, выполняющее роль сотворца. Теперь мы видим, что процесс со-творения включает два аспекта:
Альфа-аспект – сотворец должен сформировать ментальный образ того, что он хочет создать.
Омега-аспект – сотворец должен обладать определённым количеством Света Матери, на который он может наложить ментальный образ.
Сначала ученик получает от своего учителя и ментальные образы, и порцию Света Матери, что во многом подобно тому, как младенец получает всё от своих родителей. Однако долгосрочная цель духовного учителя – помочь ученику завершить учёбу, что означает, что ученик теперь стал самодостаточным и, таким образом, не нуждается больше во внешнем учителе, чтобы со-творить (очевидно, ученик всё ещё может получать пользу от связи с учителем). Что это означает? Это означает, что ученик окончил учёбу, овладев своими сотворческими способностями.
Я ранее говорил, что Бог создал безопасный механизм, чтобы направлять творческие усилия сотворцов. Это – вселенский Христоразум, который хранит светокопию творения и всех законов Творца. Только используя Христоразум, сотворец может быть уверен, что его творческие усилия находятся в пределах законов Творца и возвышают всю жизнь. Духовный учитель служит посредником между новым учеником и Христоразумом. Учитель является представителем Христоразума, Космическим Христом.
Приближаясь к окончанию школы, ученик обнаруживает, что сам он является выражением духовного Существа, которое едино с Христоразумом (с Владыкой, из которого он был сотворён). Таким образом, любой ученик, стремясь к единству со своим высшим существом, может получить прямой доступ к Христоразуму внутри себя. Достигнув решающей степени связи с Христоразумом, вы можете успешно окончить школу, потому что теперь вы способны сами оценить, когда ваши действия достигают цели, а когда в них присутствует эгоизм.
Чтобы создать что-либо, вы должны иметь власть над порцией Света Матери. Свет Матери в чистом виде находится в состоянии очень высоких вибраций, и каждая сфера в мире формы создаётся понижением вибрации Света Матери до определённого спектра. Следовательно, до того как ученик сможет творить в материальной сфере, он должен иметь порцию Света Матери, вибрации которого доведены до вибрационного спектра его сферы. Это в идеале может сделать ученик, получая свет из духовного царства (от своего высшего существа) и понижая его в вибрации. Однако только существо, которое достигло некоторой степени Христобытия, может получать свет изнутри. Вначале ученик должен получать свой свет от своего духовного учителя. Учитель приводит свет в нужный спектр частот и затем даёт его ученикам.
Когда растёт Христосознание ученика, он осознаёт, что является продолжением Существа из духовного царства. Таким образом, через своё внутреннее Существо он может привносить свет непосредственно из духовного царства. Когда ученик может привнести достаточное количество света, чтобы поддерживать себя и проявлять своё творчество, он может успешно окончить школу и выражать себя в своей родной сфере.
Окончив школу, ученик становится духовно самодостаточным, он может собственными усилиями приносить свет в материальный вибрационный спектр и создавать ментальные образы, которые находятся в согласии с Христоразумом. Поэтому ученик больше не нуждается во внешнем учителе, так как он теперь установил связь со своим собственным высшим существом, своим внутренним учителем. Привести ученика к самодостаточности – это конечная цель всех истинных духовных учителей и учений и на Земле, и в более высоких мирах.
Обратите внимание, что достижение самодостаточности – не то же самое, что достижение постоянного Христобытия. Когда вы покидаете школу, вы ещё можете допускать ошибки и потенциально можете даже оставить Путь БОЛЕЕ и ступить на путь становления менее. Однако, принимая такое решение, ученик может по-прежнему поддерживать связь с учителем. И по мере роста ученик постепенно достигает постоянного Христобытия и становится бессмертным существом, Вознесённым Владыкой.
* * *
Когда мы осознаём, что цель духовной школы – сделать ученика самодостаточным, мы понимаем, что такая школа должна иметь уроки различной степени сложности. Это во многом похоже на школьную систему на Земле, которая начинается с обучения очень простым понятиям в детском саду и продвигается вперёд до наиболее продвинутых уроков на университетском уровне. Это также означает, что по мере усложнения уроков учитель должен играть всё менее активную роль, предоставляя ученикам больше свободного пространства для самостоятельного обучения. Только поступая так, ученики смогут полностью усвоить уроки и стать самодостаточными.
Этот процесс был проиллюстрирован Иисусом в его притче о господине, который дал своим слугам различное количество талантов. Давайте посмотрим текст:
14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё;
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился (от Матфея, Глава 25).
Это различное количество талантов символизирует то, что каждый ученик индивидуален и, возможно, может работать над специфическим уроком. Это не говорит о том, что один ученик лучше другого, но показывает, что ученики могут прогрессировать с различной скоростью.
Господин затем удаляется и оставляет слуг одних, чтобы они решили, как использовать таланты. Это символ того, что, когда ученики приближаются к окончанию школы, духовный учитель даёт им специфические наставления – адаптированные к определённым урокам, которые каждый ученик должен выучить, – и также даёт каждому ученику определённое количество Света Матери – опять же адаптированного к уровню ученика на пути к просветлению. Затем учитель удаляется, предоставляя ученикам полную свободу решать, что делать с наставлениями учителя и полученным ими светом.
16 Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два;
18 получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта.
Это символизирует, что цель процесса состоит в том, чтобы ученики учились, и это означает, что учитель должен, в конечном счёте, вернуться и дать оценку. Это – общая цель духовной школы, и ученики с самого начала соглашаются с этим. Давайте теперь посмотрим, что произошло с учениками, которые приумножили свои таланты:
20 И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит: господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошёл также и получивший два таланта и сказал: Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Вспомним, что целью мира формы является рост самоосознания, и этого можно достичь, только когда ученик приумножает «таланты», данные ему при начальном старте. Однако чего не говорит притча Иисуса, так это того, что существует больше одного способа приумножения талантов:
• Ученик может следовать наставлениям учителя буквально. Это гарантирует, что он использует Свет Матери в соответствии с законом Бога и, таким образом, возвышает всю жизнь. Это позволит создавать позитивную для ученика карму и, таким образом, позволит ему приумножить свои таланты. Тем не менее, фактор приумножения ограничен, как например: 5 + 5 = 10. Ученик может понять, что наставления учителя приходят из Христоразума и что он тоже имеет доступ к Христоразуму внутри себя. Он может использовать эту возможность для получения более глубокого понимания инструкций учителя, что позволит ему приумножить таланты в большей степени, чем может быть достигнуто при буквальном подходе. Это создаёт фактор приумножения в геометрической прогрессии, что намного мощнее, как например: 5 x 5 = 25.
• Ученик может осознать, что свет, который даёт ему учитель, приходит из космического источника, и что он тоже имеет доступ к этому источнику через своё высшее существо. Он может использовать эту возможность для привнесения большего света, чем ему дал учитель, что также открывает путь к приумножению в геометрической прогрессии.
• Ученик может использовать оба из вышеуказанных подходов, чтобы приумножать инструкции и свет. Это, очевидно, усиливает фактор приумножения до максимальной степени, как например: 25 x 25 = 625.
Теперь посмотрим, что случилось со слугой, который не приумножил таланты:
24 Подошёл и получивший один талант и сказал: господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
Чтобы полностью понять этот отрывок, мы должны осознавать, что притча Иисуса была адаптирована к уровню сознания, который человечество имело 2000 лет назад. Следовательно, она учитывает, что люди на этой планете потеряли прямую связь со своими духовными учителями и, таким образом, не могут полностью понять взаимоотношения между духовным учителем и его учениками. Наоборот, люди проецируют человеческие качества на духовного учителя. В реальности ни один духовный учитель никогда не принижает, не осуждает и не наказывает учеников.
Действительно, ученики, которые отказываются приумножать свои таланты, будут страдать от последствий, но чтобы полностью понять это, нам нужно рассмотреть, как ученики потеряли контакт со своими духовными учителями. Прежде чем мы сделаем это, давайте кратко посмотрим на образы действия, когда ученик не приумножает таланты:
• Ученик может пренебречь наставлениями учителя из-за страха. Он так боится допустить ошибку, что лучше ничего не будет делать. Ему требуется безопасный вариант, чтобы сохранить точное количество света, который ему дан, чтобы он смог отдать свет обратно учителю. Однако учитель заинтересован не в сохранении света, а в том, чтобы помочь ученику расти. Если ученик отказывается рисковать из-за страха допустить ошибку, он не может расти и таким образом идёт против истинной цели творения и его собственного договора с учителем. Ученик оправдывает такие свои действия, проецируя ограниченный образ на учителя, как делал слуга в притче Иисуса.
• Ученик может не прислушиваться к наставлениям учителя из чувства гордыни. Он будет использовать нижний уровень ума, чтобы пересмотреть наставления таким образом, чтобы казалось, что они говорят желаемое для него. Тогда ученик может использовать свет в эгоистических целях, то есть он будет возвышать себя в сравнении с другими частицами жизни. Он будет искать оправдания, убеждая себя, что у него есть право делать то, что он сделал, и что это не является ошибкой. Возможно, он даже придёт к убеждению, что это он прав, а учитель ошибается.
• Ученик может использовать свет исключительно для получения физического удовольствия, как вы можете тратить деньги на потребление вместо того, чтобы инвестировать их для получения прибыли. Ещё раз повторю, что ученик может убедить себя, что он имеет право делать это, и что его действия не имеют каких-либо последствий ни для него, ни для других.
Помня об этом, давайте посмотрим, как ученики на Земле утратили контакт со своими духовными учителями.