Глава 4. Когда смерть – табу, страх возрастает

Я вижу, что как человек ты недоступен моему пониманию. Когда же я смотрю на тебя как на силу, я нахожу твое воздействие очень мощным.

Если ты нуждаешься во мне как в силе, тогда выкинь из головы все, что связано со мной как с человеком.

Но я думаю, что ты нужен мне и как человек тоже.

Тогда исчезнет все, что связано с силой.

Но… ты – и то и другое!

(Смеется.) Тем не менее ты можешь знать только одну мою сторону.

Хотя я – и то и другое.

Именно в этом и заключается проблема человеческого ума: если я слишком доступен для тебя как человек, тогда многое из того, что я мог бы сделать для тебя как сила, окажется невозможным. Так функционирует человеческий ум: он все принимает за чистую монету, и тогда внешнее становится всем, а внутреннее теряет свое значение.

То, что я стал таким недоступным, было тщательно продумано. Я был очень доступным, но потом начал чувствовать, что я больше не могу оказывать помощь; это стало почти невозможным. Например, если я дам тебе час времени, ты станешь болтать всякую чепуху; но если я дам тебе всего одну минуту, ты скажешь именно то, что нужно, – именно так функционирует ум.

Если я доступен для тебя весь день, значит, я недоступен для тебя вообще. Но если тебе приходится ждать восемь или десять дней, тогда это ожидание уйдет на то, чтобы ты определенным образом сонастроился с самим собой, чтобы могли всплыть действительно значительные проблемы.

Иногда я вижу, что, если вдруг у тебя возникла проблема и ты готов немедленно прийти, ты придешь ко мне с каким-нибудь пустяком. В течение дня перед тобой может встать тысяча и одна проблема – все они незначительны, хотя каждый раз они кажутся очень важными. Если ты подождешь только один час, проблема изменится, и тогда ты придешь ко мне уже с другой проблемой. Если позволить тебе приносить сюда все твои проблемы, ты окажешься в полном замешательстве, потому что тогда ты и сам не сможешь понять, в чем ты нуждаешься, что для тебя важно. Так что это часть общего процесса.

Когда ты почувствуешь, что нуждаешься во мне, я сам позову тебя. Не беспокойся, предоставь это мне. И все больше и больше используй меня как силу.

Я чувствую, что это моя собственная сила…

Да, это твоя собственная сила.

…и я чувствую, что эта сила является просто зеркалом, отражающим мое собственное существо.

Эта сила всегда была твоей – только в этом случае она и может работать.

Но тогда что я получаю от тебя?

Ты получаешь от меня свою собственную силу.

Да, но я уже ею обладаю!

Но без меня она так и осталась бы недоступной для тебя…

Да, в этом зеркале отражается твое лицо, но без зеркала ты потеряешь даже свое собственное лицо.

Ты уже начал медитировать? Как ты себя чувствуешь?

Последний раз вечером, когда я делал медитацию Гуриншанкар, на стадии с мерцающим светом меня охватил панический страх. Я так и остался с ним, остался с этим страхом.

Это может вызвать страх… но позволь страху быть и, что бы ни происходило, оставайся с ним. Не пытайся избавиться от него тем или иным образом. В тот момент, когда ты пытаешься избавиться от него, ты разрушаешь его, ты разрушаешь его красоту.

Страх обладает своей собственной красотой, изяществом и своей собственной восприимчивостью. В действительности, страх – это очень тонкое проявление жизненности. Само слово «страх» негативно, а вот чувство страха – очень позитивно. Только все живое может испытывать страх; все мертвое лишено страха. Страх – это неотъемлемая часть живого бытия, часть утонченного бытия, часть хрупкого бытия.

Поэтому позволь страху быть. Дрожи от него, позволь ему сотрясать тебя до самого основания – и наслаждайся им как глубоко волнующим переживанием. Не занимай по отношению к страху никакой позиции. На самом деле, не стоит называть это состояние страхом; в тот момент, когда ты называешь его страхом, ты занимаешь по отношению к нему определенную позицию. Ты уже осуждаешь его; ты уже говоришь, что это что-то неправильное, что этого не должно быть. Ты уже приготовился к обороне, ты уже готов спасаться от него, ты уже бежишь от него прочь. Каким-то хитрым образом ты даже избавляешься от него. Не называй это страхом.

Эта очень важно – прекратить присваивать всему различные наименования. Просто наблюдай за этим чувством, за тем, каким образом это происходит. Позволяй этому быть и не навешивай на это ярлык – оставайся в неведении. Неведение – это глубоко медитативное состояние. Делай упор на том, чтобы продолжать оставаться в неведении, и не позволяй уму манипулировать тобой. Не позволяй уму использовать язык и слова, наименования и категории, потому что это вызовет целый процесс. Одно будет тянуть за собой другое, и это будет продолжаться и продолжаться.

Загрузка...