Во мне все время происходят изменения… С тех пор, как я побывал на группе, я не знаю… Мне не хочется разговаривать, мне не хочется смеяться… Мне постоянно хочется плакать… (Легкая усмешка.)
Что бы ни происходило, принимай это и наслаждайся этим, и ничему не сопротивляйся. Если чувствуешь, что тебе хочется поговорить, разговаривай. Если чувствуешь, что тебе хочется помолчать, будь в молчании – просто двигайся за своими чувствами. Никогда не сопротивляйся, ни секунды, потому что, как только ты начинаешь сопротивляться, ты сразу оказываешься разделенным надвое – и это создает проблему, тогда вся твоя жизнь становится расщепленной.
Все человечество стало почти шизофреничным, потому что вас всегда учили сопротивляться тому, что происходит. Одна часть вашего существа хочет смеяться, а другая часть не позволяет вам этого делать; эти части начинают жить обособленно друг от друга, и тогда вы оказываетесь разделенными надвое. Вы создаете в себе победителя и проигравшего, вот так и возникает конфликт. Этот конфликт приводит к тому, что разрыв между этими частями все больше и больше увеличивается. Так что весь вопрос в том, как перекинуть мост через эту пропасть и как больше не создавать подобный разрыв.
У людей дзен есть очень красивое высказывание. Они говорят:
Когда сидишь,
просто сиди,
когда идешь,
просто иди…
главное —
не раздумывай.
Что бы ты ни делал, делай это настолько тотально, насколько это возможно. Все должно делаться таким образом, чтобы в этом не было никаких усилий. Если ты гуляешь и испытываешь наслаждение от прогулки, хорошо! Если ты вдруг понимаешь, что у тебя больше нет желания или стремления двигаться, тогда немедленно сядь; ни один шаг не должен быть сделан против твоей воли. Не нужно заставлять себя двигаться. В подобном принуждении и заключен весь механизм эго, которое тобой манипулирует.
Буквально на днях я читал об одном христианском братстве, члены которого должны во время молитвы перетягивать себя ремнями; они так и называют их – «молитвенные ремни». А объясняют они это тем, что таким образом нижняя часть тела отделяется от верхней, то есть гениталии – от сердца. И они называют это «молитвенными ремнями»!
Это именно то, что религиозный ум делает с человечеством, – разделяет разум и душу на высшее и низшее. Но тело едино, в нем нет ни высшего, ни низшего. Кровь, которая только что циркулировала в ногах, в считанные секунды перемещается в сердце. Нет ни высшего, ни низшего, потому что тело – это единое органичное целое. Однако все религии разделяют его, и благодаря этому разделению человечество превратилось в сумасшедший дом.
Ты уже достаточно разделен, так что не продолжай это занятие. Это означает, что больше не должно быть никаких осуждений – как только ты начинаешь осуждать, начинается разделение. Например, ты можешь увлеченно беседовать с другом, и вдруг ты чувствуешь, что хотел бы замолчать, что ты готов оборвать беседу на середине фразы. Ну и закончи ее прямо на этом месте – даже не завершай фразу, потому что это будет противоречить твоему естественному желанию.
Но тогда появится осуждение. Каждый на твоем месте был бы смущен тем, а что подумают другие, если ты вдруг остановишься на середине фразы? Они не поймут тебя, если ты внезапно замолчишь. Поэтому ты так или иначе постараешься закончить предложение. Ты сделаешь вид, что тебе интересно, но в конце концов ты все равно сбежишь. Это очень дорого обходится, и поступать так нет никакой нужды. Просто скажи, что разговор больше не клеится, ты можешь извиниться и просто замолчать.
Сначала поступать таким образом, возможно, будет немного трудно, но постепенно люди начнут понимать, что происходит. Не осуждай себя за то, что ты становишься молчаливым; не говори себе, что это нехорошо. Все хорошо! В глубоком принятии все становится блаженством. Именно так это и происходит – все твое существо хочет помолчать, так следуй за своим существом. Просто стань тенью своей внутренней целостности, и куда бы она тебя ни вела, ты должен следовать за ней, потому что нет никакой другой цели. И тогда ты почувствуешь, что на тебя нисходит невероятное расслабление.
Жизнь наполнена великой благодатью, но мы упускаем ее из-за этого конфликта. Благодать несет в себе красоту. Благодать – это просто аура, которая сопутствует тотальному расслаблению. Если ты двигаешься спонтанно, каждый момент сам решает, каким ему быть. Этот момент не собирается ничего решать за следующий, и ты просто остаешься ничем не связанным и не ограниченным. Следующий момент сам решит за себя; у тебя не должно быть никаких планов, никаких моделей поведения, никаких ожиданий.
Довольствуйся тем, что есть сегодня, не планируй ничего на завтра или даже на следующий момент. Закончится сегодняшний день, и тогда завтрашний день придет свежим и невинным и откроется перед тобой без чьей-либо помощи. Он откроется сам собой, и в нем не будет никакого прошлого. Это и есть благодать.
Понаблюдай за цветком, который раскрывается утром. Просто понаблюдай… это и есть благодать. Цветок не совершает никакого усилия – он просто функционирует согласно своей природе. Или понаблюдай за тем, как просыпается кошка – без усилий, с присущей ей необыкновенной грацией. Вся природа пронизана благодатью, и только человек из-за своей разделенности утратил способность пребывать в благодати.
Просто двигайся и позволяй моменту самому решать за себя, не пытайся управлять им. Именно это я и называю «отпусканием» – именно из этого все и случается. Так что дай этому шанс.
У меня сейчас взаимная любовь с моим другом, и со мной так много всего происходит. Столько новых переживаний… Я чувствую себя прекрасно, а иногда, может быть, и не слишком прекрасно. Но то, что я переживаю с ним, похоже на медитацию, только это гораздо сильнее всех моих предыдущих опытов медитации. Я чувствую, что теряю себя, я чувствую себя беспомощной, и меня интересует, должна ли я что-то делать с этим.
Нет ничего, что ты можешь сделать, так же как нет и никакой необходимости что-то делать. Единственное, о чем следует помнить, – это то, что ты должна пребывать в состоянии позволения, а оно больше похоже на не-делание, чем на делание. Все прекрасное случается само по себе, оно не может быть сделано, но ты должна позволить ему случиться – ведь ты можешь и помешать этому.
Любое делание – это, в определенном смысле, создание барьеров. Для того чтобы случилось нечто реальное, нет никакой необходимости что-то делать. Ты появилась на свет, однако ты ничего для этого не делала. Случилось такое потрясающее событие, как рождение, – и безо всякого участия с твоей стороны. Ты росла – однако ты ничего не делала для этого; рост происходил сам собой.
Теперь ты влюбилась, но делала ли ты что-нибудь для этого? Вот почему используется выражение «упасть в любовь»[1] – ты ничего не можешь сделать с этим, ты просто падаешь! Ты можешь воспротивиться этому, ты можешь постараться не падать. Ты можешь стать твердой, суровой и непреклонной, и тогда ты, конечно, не «упадешь в любовь». Но когда ты влюбляешься, ты ничего не делаешь для этого. Ты просто позволяешь себе быть одержимой и захваченной этим. Рождение случается, рост случается, любовь случается, а в один прекрасный день случится и смерть. Все это просто случается, и ты ничего не можешь сделать с этим.
Просто сотрудничай с тем, что происходит прямо сейчас… Например, сейчас ты пребываешь в любви, вот и сотрудничай с любовью. Я вижу, что многие люди не способны сотрудничать с любовью. Довольно часто любовь оборачивается конфликтом и любящие становятся врагами. Они продолжают бороться, манипулировать друг другом и пытаться контролировать все, вплоть до мелочей, – это же абсурд!
Любящие должны взаимодействовать, их энергии должны соединяться. Если даже в наполненных конфликтами отношениях любящих посещают моменты блаженства, то представь себе, что может произойти, если вы будете сотрудничать друг с другом. Просто представь себе, что больше нет места конфликту: устанавливается глубокая гармония, так что вы превращаетесь в одно целое, и границы между вами становятся размытыми и неясными. Ты уже не видишь, где кончаешься ты и где начинается твой возлюбленный. Вы проникаете друг в друга так глубоко, что уже не знаете, где здесь чья территория и кто есть кто. А в глубокой любви случаются даже такие моменты, когда женщина становится мужчиной, а мужчина – женщиной.
Если такая гармония становится возможной, тогда все небо – ваше. И тогда это уже не просто проблеск; это становится вашим обычным состоянием. Мы так много всего упускаем безо всякой причины – нет необходимости упускать это. Есть необходимость только в глубоком понимании.
Иногда я обнаруживаю, что я действительно переживаю то, о чем ты сейчас говоришь, но иногда, когда мы вместе, я начинаю осознавать, что включается механизм страха со всеми его уловками, которые отрезают… Понимаешь… все эти проделки ума отрезают меня от происходящего…
Это естественно вначале, но ты просто оставайся внимательной, чтобы не взаимодействовать с этими проделками ума. Если ты испытываешь потребность в борьбе, то борись со своим умом, а если ты хочешь с чем-то взаимодействовать, то взаимодействуй со своим сердцем.
Всегда сотрудничай с сердцем и борись с умом, и продолжай это делать до тех пор, пока ум полностью не исчезнет и сердце окончательно не возьмет бразды правления в свои руки. То, что проделывает твой ум, это естественно, но если ты не будешь сотрудничать с ним, тогда со временем он исчезнет сам собой. Но если ты будешь продолжать подпитывать его энергией, он убьет твою любовь, потому что ум – это яд.
Твой друг скоро уезжает, но ты не должна беспокоиться о будущем. Пока он здесь, люби его эти три недели так глубоко, как только можешь. Это прекрасная возможность, потому что, когда время ограничено, любовь может стать очень интенсивной.
Есть один старый анекдот о том, как три путешественника приехали в Рим. Они отправились к папе римскому, который спросил первого путешественника: «Как долго ты собираешься пробыть здесь?» Тот ответил, что три месяца. «Ну, тогда у тебя есть возможность увидеть в Риме очень многое», – сказал папа. На вопрос, а сколько времени собирается провести здесь второй путешественник, тот ответил, что пробудет в Риме только шесть недель. Папа сказал: «Тогда ты сможешь увидеть здесь гораздо больше первого». Третий путешественник сказал, что будет в Риме всего две недели, на что папа ответил: «Да ты просто счастливчик, ведь ты увидишь здесь все, что только стоит увидеть!» Все трое были озадачены – они не понимали, что таков механизм ума.
Только подумай, если бы тебе предстояло жить тысячу лет, ты упустила бы очень многое, а все потому, что тогда ты постоянно продолжала бы откладывать все на потом. Но поскольку жизнь так коротка – всего семьдесят лет, – никто не может позволить себе откладывать все на потом. И все же люди откладывают – и тем самым наносят себе ущерб.
Представь, что кто-то приходит и сообщает, что тебе осталось жить всего один день. Что ты будешь делать? Будешь продолжать думать о совершенно ненужных вещах? Нет, ты забудешь обо всем! Ты будешь любить, ты будешь молиться, ты будешь медитировать – ведь у тебя осталось всего двадцать четыре часа. Ты не будешь откладывать на потом то, что действительно важно, что существенно.
И любовь, и медитация – это две основные и наиболее существенные вещи в жизни. Медитация означает быть собой, а любовь означает разделить свое собственное бытие с кем-то другим. Медитация дает тебе сокровище, а любовь помогает тебе поделиться этим сокровищем с другим. Они являются двумя самыми существенными моментами в жизни. Все остальное второстепенно.
Так что будь тотальной эти три недели и сотрудничай со своим сердцем.
Что бы ни случилось, позволь этому быть. И ничего не планируй!
Я чувствую, что во мне сейчас все смешалось. У меня и до этого всегда было очень много сильных и постоянно конфликтующих между собой мыслей и чувств. Ты знаешь, бывает так, что я очень реально чувствую себя счастливым, таким счастливым, каким долгое время себя не чувствовал, но не проходит и двух часов, как я начинаю, причем так же реально, чувствовать себя подавленным, хотя вроде бы не случилось ничего особенного. Иногда я ощущаю такую реальную радость от того, что я здесь, и тем не менее в другие моменты я не могу дождаться, когда я отсюда уеду.
Я понимаю. Такое бывает; на определенной стадии это случается. На самом деле, не существует никаких внешних причин – ни для счастья, ни для несчастья; все это лишь отговорки. Постепенно каждый приходит к пониманию, что внутри него происходят постоянные изменения и что это не имеет ничего общего с внешними обстоятельствами. Это что-то внутри тебя, что-то вроде колеса, которое постоянно вращается.
Просто наблюдай за этим – наблюдение само по себе прекрасно. Осознавая то, что происходит с тобой, ты чего-то достигаешь. Ты начинаешь понимать, что, хотя ты и свободен от внешних обстоятельств – ведь за пределами тебя ничего не случается, все же твое настроение в считанные минуты может измениться от счастливого к несчастному.
Это означает, что переживания счастья и несчастья являются твоими собственными настроениями, и они совершенно не зависят от чего-то внешнего. И это одна из важнейших вещей, которые нужно понять, потому что тогда многое может осуществиться. Итак, первое, что следует понять, это то, что твои настроения не зависят от внешних обстоятельств. И второе – что они находятся в зависимости от твоей неосознанности. Поэтому просто наблюдай и будь осознанным. Если приходит счастье, просто наблюдай за ним, но не отождествляй себя с ним. Когда приходит несчастье, снова просто наблюдай.
Это подобно наблюдению утром и вечером. Утром ты наблюдаешь, как встает солнце, и наслаждаешься этим. Когда солнце садится и опускается тьма, ты снова наблюдаешь и наслаждаешься.
Не используй слова «счастье» и «несчастье», потому они несут в себе суждения. Просто наблюдай, не делая никаких заключений, – вот это настроение A, а это настроение B. Ты следишь за ходом моей мысли? Настроение A ушло, пришло настроение B, а ты – просто наблюдатель. Внезапно ты осознаешь, что, когда ты обозначаешь счастье как настроение A, это уже не такое и счастье, а когда ты называешь несчастье просто настроением B, это не такое уж и несчастье. Просто называй их настроениями A и B, и тогда между ними и тобой возникнет дистанция.
Когда ты произносишь слово «счастье», то это слово подразумевает очень многое. Ты как бы говоришь, что хочешь удержать это состояние, ты не хочешь, чтобы оно уходило. Когда ты произносишь слово «несчастье», ты не просто используешь это слово; оно также несет в себе очень многое. Произнося это слово, ты говоришь, что ты не хочешь этого, что этого быть не должно. Все эти слова произносятся неосознанно.
Так что в течение семи дней используй эти термины для обозначения своих настроений, а потом расскажешь мне об этом. Просто будь наблюдателем – как будто ты сидишь на вершине горы, а внизу, в долине, проплывают облака, приходят рассветы и закаты… сменяются дни и ночи. Просто будь наблюдателем на холме, который далек от всего, что происходит внизу.
Я медитировал, глядя на твой рисунок, и внезапно увидел, как что-то подобное смерти приблизилось ко мне… и я очень сильно испугался.
(С усмешкой.) Нет, не надо бояться!
Не бойся. Просто прими это. Это хороший опыт.
Если ты переживаешь что-то похожее на смерть, то умри; умри полностью, не цепляйся за жизнь. Как только ты перестанешь цепляться за жизнь, тебе станет доступна подлинная жизнь. Чем сильнее ты цепляешься за жизнь, тем сильнее ты привязываешься к смерти. Эта жизнь есть не что иное, как смерть – замаскированная, завуалированная, скрытая смерть. Когда ты принимаешь смерть, эта жизнь исчезает и открывается иное измерение.
Продолжай экспериментировать с этой медитацией, и, если будет приходить слишком много страха, просто возьми в руку медальон[2] и не борись с тем, что происходит, просто расслабься в этом. А если придет смерть, просто прими ее и упади в ее объятья.
Ты сразу же почувствуешь, что с тобой начнет происходить потрясающая трансформация. Это случается крайне редко, так что будь счастлив и благодарен за этот опыт… И не бойся!
По привычке я жду, что в различных ситуациях я должен испытывать всевозможные чувства… ну ты знаешь – страсть, любовь, ненависть, гнев – все что угодно. Но сейчас я чувствую, что становлюсь бесстрастным. Я чувствую… что становлюсь более спокойным.
Это очень хорошо. Нужно радоваться тому, что ты становишься более спокойным!
Да! Но мне кажется, что я создаю некий конфликт, ожидая, что мои чувства должны вернуться ко мне…
Нет-нет, не создавай конфликта, потому что это естественный процесс. Ум все время создает противоречия.
Люди стремятся достигнуть более глубокого внутреннего единства. Они хотят обрести определенное спокойствие, найти то место внутри себя, где бы ничто не отвлекало их внимания. Но когда спокойствие приходит, они начинают бояться, потому что тогда они чувствуют, что если гнев, так называемая любовь, ненависть и все виды страстей и бурь ума остаются далеко позади, то и сами они как будто исчезают. И тогда их внезапно охватывает паника. Они чувствуют себя так, как будто от них ускользает жизнь, и спокойствие ощущается ими как смерть. Но спокойствие – это и есть подлинная жизнь, и, если ты немного подождешь, ты поймешь это.
Любовь вернется к тебе, но она будет совершенно другой, ее краски будут другими. Она будет спокойной и бесстрастной – а когда любовь бесстрастна, она обладает чрезвычайной глубиной. Страстная любовь поверхностна. Она производит слишком много шума, однако в ней нет ничего такого, что заслуживало бы внимания. Но когда любовь становится спокойной, в ней появляется глубина. Океан безмолвен, в нем нет места бурям, но в нем есть глубина.
Спокойная любовь больше похожа на сострадание. Страсть – это ничто! В определенном смысле она разрушительна. Она разрушает тебя, и она разрушает другого – того, с кем ты оказался соединенным в этой страсти. Сострадание же созидательно, и оно обладает спокойствием, потому что все, что целостно, содержит в себе качество спокойствия.
Поэтому просто подожди немного. Старая любовь исчезнет, и тогда родится новая любовь – а между ними будет промежуток, в котором ты будешь чувствовать, как будто ты – никто. Но через этот промежуток необходимо пройти, это часть роста. Между этими двумя событиями, когда старое уходит, а новое еще не пришло, образуется разрыв. И это очень красивое явление. Ты должен быть счастлив. И благодарен. Так что становись спокойным!
Ты попросил меня прийти к тебе вместе с моим бойфрендом, когда наши отношения войдут в более спокойное русло. Я не совсем понимаю, что ты имел в виду под «спокойным руслом», но догадываюсь, что сейчас мы находимся именно в этом состоянии.
Все рано или поздно входит в спокойное русло – и это очень хорошо. Но любящие начинают испытывать страх, если все идет гладко. Им кажется, что их любовь умирает. Нет, просто, когда любовь прочно обосновывается в сердцах, отношения становятся ровными. И тогда любовь больше походит на дружбу – и в этом есть своя красота. Дружба – это и есть сама сущность любви. Так что успокойся!
Не переживай о том, что все входит в спокойное русло, иначе рано или поздно у тебя возникнут проблемы. Ум всегда заинтересован в том, чтобы создавать проблемы, потому что тогда он сохраняет свою значительность; когда нет никаких проблем, ум становится ничего не значащим.
Ум чем-то напоминает полицейский участок. Если жизнь в городе становится слишком тихой и спокойной, полицейские чувствуют себя не в своей тарелке: нет ни краж, ни нарушений порядка, ни убийств – ничего! Когда все тихо и спокойно, в уме появляется страх, потому что, если у тебя действительно все в порядке, ум больше не нужен.
Просто помни об этом. Ум должен уйти, поскольку не он является целью. Целью является выход за пределы ума. Так что помогайте друг другу быть тихими и сохраняйте свои ровные отношения. А когда вас будет охватывать паника, старайтесь поддерживать друг друга.
Если ты чувствуешь, что начинаешь создавать проблемы, немедленно остановись, иначе ты все разрушишь. Хорошо?