В XIV веке Византии угрожали три опасности: во-первых, западная схоластика, представленная Варлаамом, который учил тому, что человек не может по-настоящему соединиться с Богом, во-вторых, натиск османских турок на Византию и, в-третьих, славянские набеги на Македонию, соединённые с духом эгоцентризма и суеверий, которые господствовали в тех краях. Таковы были обстоятельства, в которых подвизался святой Григорий Палама.
Святитель Григорий почитается нашей Церковью в воскресенье, следующее после Недели Торжества Православия, как образец православной жизни и учения. Действительно, если бы в его эпоху возобладали воззрения Варлаама, то жизнь христианина была бы не путём к обожению, а простым человеческим движением, лишённым свежести веяния Духа Святого. Личность боговидца Григория Паламы и его православное богословие, которое основывается на обожении человека посредством нетварных энергий в Церкви Христовой, делают святого исключительным явлением как его эпохи, так и современности. Святой Григорий Палама отвечает на основной вопрос каждого христианина: «Могу ли я увидеть Бога?» И его ответ таков: «Да, ты можешь увидеть Его в себе, увидеть духовно, если со всем своим покаянием и смирением, с болью душевной, ты обратишь к Нему свою молитву: „Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя“».
В своих проповедях святой Григорий никогда не ставит себя самого вне человеческой немощи. Он обращается к Богу с сильным чувством и глубоким смирением. Чем больше святитель преуспевал в аскезе и чем больше он принимал внутреннее просвещение, тем меньше он был подвластен тем немощам, которые характерны для человеческой природы. Однако его сокрушение и смирение были глубоко укоренены в нём благодаря вниманию к сердечным движениям. Именно по этой причине он ощущал себя слабым грешником и не готовым к тому, чтобы пережить внутреннее озарение Божественным Светом. Находясь в таком смиренном расположении духа, святитель Григорий в молитве своей просил: «Пресвятая Богородице, просвети тьму мою».
Святой Григорий неуклонно верил в то, что очищение и исцеление человека может осуществиться, если он будет заниматься умной молитвой, которую должен полюбить и ради стяжания которой должен трудиться каждый верующий христианин. Вот как сам святой говорит в проповеди, произнесённой во вторую Неделю святой Четыредесятницы: «Поскольку приблизилось Царство Божие, которое и внутри нас есть, давайте делами покаяния соделаем себя достойными его. Принудим себя к тому, чтобы отсечь наши злые привычки и предубеждения. Будем ревностными в терпении, в смирении и в вере наших отцов. Умертвим наши земные уды, всякую злую страсть и любостяжание, особенно же в сии дни поста. Церковь напомнила нам о будущем Суде и изгнании Адама для того, чтобы мы стали более собранными. Не будем предаваться невоздержанию. Не будем отворять двери перед страстями. Не будем разрушать нашу внутреннюю гармонию своими слабостями. Давайте возлюбим путь, который ведёт в вечную жизнь».
Описывая свою радость от того, что христиане Салоник собираются на богослужение туда, где он служит как архиерей, святитель Григорий пишет: «Предстоя в священном храме пред Богом вместе с вами и поворачиваясь, чтобы взглянуть на вас, я вижу, как вы воссылаете гимны и моления к Богу с пониманием и умилением. Или же видя, как кто-то из вас стоит молча и слушает со вниманием, я тут же воодушевляюсь и от одного этого зрелища преисполняюсь веселием и прославляю Небесного Отца – Христа, без Которого человек не может сотворить ничего доброго. Давайте же поможем и тем, кто видит нас в час, когда мы славословим Бога, – дабы и они познали, что дом сей имеет в себе Христа и отсюда человек восходит на Небо, туда, где постоянно пребывает Тот, от Кого мы получим воздаяние и наследие».
Может ли современный человек легко почувствовать актуальность, содержащуюся в этом духовном наследии святого Григория Паламы? Несомненно веруем, что да. Автономность человека, его желание самодостаточности и независимости от Бога не смогли дать ему ответ на его глубочайшие вопросы и поиски. Эту трагедию переживает современный человек и не имеет сил преодолеть её самостоятельно. Духовная раздробленность, ощущение пустоты, одиночество и скорбь доказывают наше божественное происхождение. Все люди сегодня чувствуют слабость перед современной тенденцией насадить дух глобализма, который считает человека не личностью, а биологической единицей. Святой Григорий Палама показывает нам путь внутреннего освобождения от современного кризиса. Согласно учению святителя, мы сами содействуем происходящему смешению, поскольку живём скудной духовной жизнью. Исцеление может начаться только изнутри нас самих. Там, внутри себя, нам надо работать для того, чтобы контролировать наши страсти и слабости, чтобы вновь обрести смирение и покаяние как высочайшие ценности, необходимые для каждой человеческой личности.
Совершая эту борьбу, мы сможем на собственном опыте приобщиться Христу и просветиться нетварными энергиями Святого Духа. От нас самих требуется произволение воли, чтобы мы смогли открыть своё сердце. Мы должны прибегать к человеколюбивой благодати Божией посредством исповеди, поста, ежедневного молитвенного усердия и чтения Слова Божия. Всё это – средства, которые лучше подготовят нас к Божественной Евхаристии, соединяющей нас со Христом, Тела и Крови Которого мы причащаемся в этом Таинстве.
Такое духовное усердие будет с нашей стороны лучшим способом оказать честь святителю Божию Григорию Паламе, который предпринял столь много трудов и подвигов ради того, чтобы сохранить неискажённой истину в Церкви Христовой.
Архим. М.А.