2. Общение со Святым Духом

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами».

2 Кор. 13:13

Параклетос

Священное Писание дает нам несколько имен Святого Духа. Он назван Духом Христа, Духом Божьим и Духом истины. Во Втором послании к Коринфянам Павел молится о коринфской церкви следующими словами: «общение Святого Духа да будет со всеми вами» (2 Кор. 13:13). У нас должны быть очень близкие отношения с Духом Святым (греч. Койнония). Почему? Потому что личность Его удивительна. Он есть любовь (Рим. 5:5).

Библия наделяет Его чертами характера, присущими только личности. Его можно оскорбить (см. Ис. 63:10). Он может печалиться (см. Еф. 4:30) и любить (см. Рим. 15:30). У Него есть желания (см. Рим. 8:27). Он молится о нас (см. Рим. 8:26), ведет нас (см. Мф. 4:1), дает жизнь (см. Иоан. 6:63) и наполняет нас (см. Деян. 2:4). Иисус, представляя Его Своим ученикам, использовал греческое слово параклетос, что означает помощник.

«Я попрошу Отца, и Он даст вам другого Утешителя (Заступника), Который будет с вами навсегда». Ин. 14:16

Слово параклетос имеет несколько значений. Дословно оно переводится как «некто стоящий рядом и готовый помочь». Он помощник, адвокат, защищающий нас на суде, тот, кто вдохновляет, придает сил и утешает. Всегда хорошо иметь друга, у которого больше навыков и знаний, чем у нас самих. Если мы не подкованы технически, здорово иметь друга, способного заменить предохранитель в машине или починить кран на кухне. Когда не хватает сил донести что-то тяжелое, хорошо, когда есть кто-то, кто поможет справиться с ношей. Когда вам нужен ответ на какой-то сложный вопрос, совет мудрого друга бесценен.

Писание показывает нам, что Дух Святой – это Личность и Бог. Качества, которыми наделен только Бог, также присущи Духу Святому. Он вечный, вне времени (см. Евр. 9:14). Он всемогущий (см. Иов 33:4). Он в основе всего творения (см. Пс. 103:30). Его сила и власть безграничны. Он всеведущий (см. Ис. 40:13, 1 Кор. 2:10–12) и вездесущий (см. Пс. 138:7–8). Иными словами, Его могущество и сила не знают границ, и Он повсюду с вами, где бы вы ни были и в каких обстоятельствах бы ни оказались. Поэтому нет ситуаций слишком незначительных или, наоборот, слишком трудных для Духа Святого, и Он не бывает слишком занят, чтобы помочь разобраться с любой, пусть даже маленькой, проблемой.

Например, когда я нервничаю перед выходом из дома, пытаясь найти ключи, и ума не приложу, где их оставил, я делаю секундную паузу, закрываю глаза и прошу Духа Святого помочь мне. Много раз в таких случаях мне приходила мысль, где посмотреть, и именно там я находил свои ключи.

Несколько лет назад наша дочь потеряла телефон. Она была в гостях у своих двоюродных родственников, когда вдруг телефон исчез. Она никак не могла объяснить, как и где он пропал.

Месяц спустя мы снова были у них дома, и тогда я сказал дочери, что мы могли бы поискать ее телефон еще раз.

Она сказала:

– Бесполезно, пап, мы везде посмотрели. Вся семья искала даже после того, как мы ушли.

А я ответил:

– Ну давай хотя бы попробуем.

Мы пошли в комнату, где она в последний раз держала телефон в руках. Мы посмотрели под каждой диванной подушкой, проверили под всей мебелью.

И тут, окончательно расстроившись, дочь говорит:

– Почему Бог так с нами поступает? Он бы мог просто показать нам, где этот телефон.

Я подумал:

– О, нет! Так нельзя. Бог теперь виноват.

Я подошел к окну и молча стоял, молясь: «Господи, что мне делать?» В ответ я услышал: «Спроси ее, где она видела свой телефон в последний раз». О, как я люблю этот тихий голос, голос Духа Святого, который спокойно звучал внутри меня!

– Селин, где ты в последний раз видела свой телефон? – спросил я дочь.

– Вон там, я сидела в кресле, он лежал у меня на коленях. Когда я встала, его не было.

Мы проверяли в том месте много раз, убрали все подушки и внимательно осмотрели кресло. Я наклонился и прощупал ткань на кресле. Внутри что-то лежало.

Я сказал Селин:

– Попробуй-ка, сможешь ли ты нащупать его в обивке под креслом?

Она быстро просунула руку вниз под сиденье и вытащила ее уже со своим драгоценным телефоном. Лицо ее просияло.

– Это Бог сказал мне посмотреть здесь, – с улыбкой облегчения сказал я дочери.

Символ веры

На протяжении всей истории церкви верующим порой не хватало понимания сущности Духа Святого. По сравнению с Отцом и Сыном, Он предстает чем-то неясным и неопределенным в Библии, поэтому теологи часто занижают Его важность. Есть великие литературные труды, формулирующие основные тезисы христианской теологии, которые системно и детально описывают Отца и Сына, но Дух Святой остается как бы в стороне. Это привело к тому, что Дух Святой не получил должного места во многих христианских традициях.

Иногда Его представляли как взаимосвязь между Отцом и Сыном, проистекающую друг ко другу и объединяющую их в совершенной любви. Это действительно так, но это еще не все. Он не просто олицетворяет взаимоотношения, Он Личность, индивидуальная часть Божества.

В некоторых христианских кругах Его стали считать неким присутствием, силой или энергией. Но это тоже очень ограниченное определение. Если мы хотим, чтобы наше христианство и дары были здоровыми, нам необходимо иметь отношения с Духом, представленном в Библии. Нам нужно поднять Его на должный уровень, увидеть Его таким, какой Он есть в действительности, увидеть ту роль, которая Ему отведена.

Никейский символ веры – большое подспорье в данном вопросе. Третий пункт говорит о нашей вере в Духа Святого:

«Верую в Святого Духа, Господа и даятеля жизни,

исходящего от Отца и Сына,

прославленного вместе с Отцом и Сыном, говорящего через пророков».

Никейский символ веры был принят в начале четвертого века, когда традиционная христианская вера нуждалась в определении и четкой формулировке. Символ веры был сводом основных тезисов вероучения, которое исповедовала Вселенская Церковь. На примере пункта о Духе Святом мы рассмотрим, как в христианстве понимают Его сущность.

Дух Святой – Бог и источник жизни

Дух Святой – Бог. Греческим словом Куриос, что значит Бог, в Новом Завете называют Отца, Сына и Духа Святого.

«Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода». 2 Кор. 3:17

Ученик Фома исповедовал воскресшего Христа «Господь мой и Бог мой» (см. Ин. 20:28), так же и мы исповедуем Духа Святого как нашего Господа и Бога.

Дух Святой – даятель жизни, а не просто ее носитель. Иисус сказал, что, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сын имеет жизнь в Самом Себе (Ин. 5:26), и мы верим, что Дух Святой также имеет жизнь в Самом Себе. Мы ценим Его так же высоко, как Отца и Сына. Жизнь Господа сходит от Него так же обильно, как от Отца и Сына. Мы ищем Его лица и находим жизнь от Господа в Нем.

Дух Святой – это не просто канал для получения божественной жизни, но Он ее источник. Он был в творении с первого мгновения, как сказано в первых двух стихах Библии:

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Быт. 1:1–2

Дух Святой существует дольше, чем творение, Он – часть Святой Троицы. Позднее в процессе творения, когда человек стал живой душой, именно Дух Святой дал ему жизнь (Быт. 2:7). Человек изначально задуман и сотворен для жизни с Духом Святым.

Исходит от Отца и Сына

Дух Святой всецело соединен с остальными Личностями Троицы. Он исходит от Отца и Сына и выступает посредником между Ними и нами, а также соединяет нас с Ними (Ин. 14:23, 15:26). Именно Он приносит Божье присутствие и опускает небеса на землю, Он следит за тем, чтобы реальность неба насаждалась на земле.

Прославлен и превознесен вместе с Отцом и Сыном

Он должен быть прославлен наравне с Отцом и Сыном. Это значит, что мы с великой смелостью можем обращаться к Духу Святому в молитве. Он общается и проводит с нами столько же времени, сколько Отец и Сын. Это чрезвычайно важно, если мы хотим быть частью всего, что Он имеет для нас. Если мы не познаем Духа Святого как отдельную Личность и Друга, мы не сможем понять Его водительство.

Говорил через пророков

Он говорит на протяжении всей истории (Евр. 1:1). Именно Он сообщает о Божьих планах и возвещает о делах Иисуса как Церкви в целом, так и каждому из нас в отдельности на протяжении всей истории человечества.

Познать Святого Духа

Когда Иисус на Тайной Вечере говорил Своим ученикам о Святом Духе, Он подчеркивал общение с Личностью.

«Тот Заступник – Дух Истины, мир Его принять не способен, потому что не видит Его и не знает. Но вы Его знаете, ведь Он теперь с вами и останется в вас». Ин. 14:17, совр. пер.

Знание – ключевой термин в Библии, который нам важно понимать. Нас приглашают в глубокие, близкие отношения с каждой Личностью Святой Троицы – это суть христианской веры. В 17-й главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит:

«А вечная жизнь – это знать Тебя, единственного истинного Бога, и Иисуса Помазанника, которого Ты послал». Ин. 17:3, совр. пер.

Он объяснял, что вечная жизнь, которую мы принимаем по вере в Него, – это знать Отца и Сына. Всего несколькими главами ранее Иисус сказал то же о Духе Святом. Отношения с каждой Личностью Троицы важны.

Отец – наш Создатель, Он – источник всего, в том числе для каждого из нас. Когда мы углубляемся в отношения с Ним, мы погружаемся глубже в то, что Он хочет передать нам через общение. Мы можем смотреть в Его чудесные, любящие глаза, как в зеркало, и видеть цель своей жизни, получать подтверждение от Него и благодарить за все дарованное нам.

Он убеждает нас в глубочайшей истине – мы драгоценны и любимы. В Нем мы обретаем уверенность в себе и учимся любить других. Нам больше не нужно одобрение со стороны других людей – наоборот, мы можем сами любить их безусловно, потому что твердо уверены в чудесной любви Небесного Отца. Мы должны возрастать в истинный образ нас, созданный по Божьему плану, обрести свою подлинную индивидуальность и жить по Его замыслу, занимаясь делами, которые Он предназначил нам исполнять (Еф. 2:10).

Нам необходимо развивать глубину отношений с Иисусом, нашим Спасителем и Избавителем. Он искупил нас, забрав наш грех, вину, стыд, болезнь и проклятие. От Него и Его креста исходит к нам спасение во все сферы жизни. Мы приняли Его праведность, Его небесную жизнь, и мы – Его сонаследники. Углубляясь в познание Его, мы становимся дерзновенными, чтобы получить принадлежащее нам. Мы становимся настолько смелыми, что берем Царство Божье усилием, как Иисус сказал в Евангелии от Матфея 11:12. Мы осознаем, какие великие блага дарованы нам Богом и какая огромная цена заплачена за то, чтобы мы могли принять их. Благодаря глубокому познанию Бога крест становится для нас более реальным.

Есть только один путь узнать Отца и Сына – через Духа Святого. Иисус говорил женщине самарянке в 4-й главе Евангелия от Иоанна, что мы будем славить Отца в Духе и истине. Только Дух может привести нас к Отцу и Сыну (Еф. 2:18), только Он может сделать Их присутствие реальным для нас, когда мы поклоняемся, молимся и читаем Слово. Бог есть в Писании, потому что Дух Святой вдохнул Его Личность и Его присутствие в слова. Так как Дух Святой вдохновлял авторов, и так как Он есть даятель жизни, простые слова становятся живыми словами Бога, когда мы читаем их.

Иисус, говоря Своим ученикам о Духе Святом, сказал: «Вы знаете Его», Он не сказал: «вы узнаете Его». Делая шаг к спасению, мы оказываемся в такой реальности, и она становится более и более осязаемой для нас, когда мы ходим с Ним. Можно быть знакомым с Личностью, но не знать Его присутствия и силы. Таким образом в словах Иисуса содержится глубокая теология о Духе Святом – пневматология. Он – третья Божественная Личность, и Он имеет полное достоинство как Личность и Бог, на таком же уровне, как Отец и Сын.

Греческое слово, которое Иисус употребляет, когда говорит «знаете» – гиноско, оно означает глубокие, тесные, интимные отношения, построенные на взаимной любви. В Библии этим словом описывается также сексуальное общение между мужчиной и женщиной как самое близкое из всех возможных на земле. Нет иного рода взаимоотношений, в которых было бы больше близости между двумя людьми. Именно в такого рода отношениях один человек возрастает вместе с другим, формируется через его характер и живет в уверенности, что он постоянно пребудет в его жизни.

Дуновение ветра – Пневма

В Иисусе близкие отношения с Духом Святым заметны и очевидны. Фарисей Никодим открыл их для себя. Его привлекало то, что он видел в Спасителе, и, будучи любопытным, он пришел к Учителю однажды ночью, чтобы найти для себя ответы на важные вопросы.

«Равви, мы знаем, что Ты учитель, который пришел от Бога, ибо никто не может творить таких чудес, как ты творишь, если только не будет с Ним Бог». Ин. 3:2

Что же этот человек увидел в Иисусе? Он изучал Писание, соблюдал закон и старался изо всех сил жить так, как требовало от него Священное Писание. Но у Иисуса было что-то еще – присутствие Бога, которое Никодим никогда раньше не испытывал. Иисус объяснил:

Загрузка...