«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам…»
Была Пасха. Иисус со Своими учениками, спустившись с Элеон-ской горы, вошел в Иерусалим в воскресенье за неделю до великого праздника. Вокруг Него и Его осленка собрались люди, которые поклонялись Ему как грядущему Царю, Сыну Давида. Ученики подумали, что, наконец-то, произойдет чудо: престол Давида восстановится, и обетования исполнятся.
Но этого не случилось. На Иисуса обрушились с критикой враждебно настроенные книжники и фарисеи. Ученики увидели ненависть в их глазах. Распятие, о котором предупреждал их Иисус, произойдет быстрее, чем они думали. И теперь, когда они собрались за столом и Иисус объявил, что это их последняя Пасха вместе, они опечалились. Учитель вскоре должен был оставить их.
Они пожертвовали ради Него всем и теперь оказались в смятении. Иуда серьезно засомневался в Господе. Возможно, он разочаровался в том, что Иисус не оправдал его ожиданий, и поэтому решил предать Его. Однако Иисус почувствовал это в духе и, передавая Иуде кусок хлеба, предложил ему последний шанс покаяться – общение с Собой.
Иуду же не заботили отношения с Учителем. Он беспокоился о своей родине, захваченной римскими оккупантами. У Иуды был свой взгляд на Иисуса как Мессию и Искупителя, поэтому он решился на предательство.
Иисус готовил Своих учеников к тому, что с Ним вот-вот случится, и предупреждал, что один из них предаст Его. Петр, находившийся поодаль от Него, кивнул Иоанну, намекая, чтобы он спросил у Иисуса, кто Его предаст. Иисус же ответил, что один из них, обмакивающий с Ним хлеб.
Сидя за столом с учениками на юге Иерусалима в верхней горнице, в той, которая позже стала важным местом встречи учеников, Иисус учил их о том, что будет:
«Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам». Ин. 14:11
Эти слова Иисус сказал обескураженным ученикам, поощряя их смотреть на Его дела, в то время как они старались понять, что происходит. Во всем Ветхом Завете сверхъестественные чудеса и знамения сопровождали послания пророков. Жизнь Иисуса, Его хождение по земле также были исполнены Божьей любовью и состраданием к людям, сверхъестественной силой чудес и знамений.
«Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним». Деян. 10:38
Иисус доказал, что Он и был Тем Мессией, Которого ждали, но на этом не остановился. Готовясь уйти, Он должен был донести до Своих учеников истину о том, что три года с Ним, пролетевшие как освежающий ветер, – это не конец, но начало чего-то нового. Иисус оставлял позади Себя сверхъестественную жизнь в присутствии и помазании Святого Духа, в котором Он ходил Сам. Иисус явил пример жизни, которую им предстояло продолжить. Поэтому Он сказал:
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». Ин. 14:12
Верно ли они Его услышали? Те же самые дела? Ученики, вероятно, смотрели на Него в тот момент и думали: «Как Он может говорить такие слова?» – ведь Иисус был Мессией, Помазанником!
Но наступил новый порядок вещей. Дух Святой должен был совершить Свое дело в верующих в Иисуса после Его воскресения. Им была доступна та же сила и та же жизнь в Духе Святом. Дела Иисуса не были предназначены для того, чтобы восхищать учеников – они были примером для их будущей жизни и служения. Буквально через несколько недель они станут Телом Христа на земле и будут совершать те же дела, какие творил их Учитель и Господь. Иисус был призван только в Израиль, ученики понесут те же знания и силу по всему миру, до края земли.
Когда настало время Иисусу прийти на землю, Дух Святой был с Ним:
«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого». Мф. 1:18
Дух Святой сошел на юную девушку из Галилеи, избранную Вечным Богом, чтобы родить Его Сына. Она должна была соединить божественное с земным, человеческим, стать инструментом Бога в Его воплощении на земле. Этой простой, но верной девушке требовалась подготовка Святого Духа. Она заплатила высокую цену за своего ребенка. Когда обнаружилась беременность, Иосиф, обрученный с ней муж, не захотел жениться на ней. Но Бог помог ему понять, что она носит во чреве Мессию, и поэтому он может на ней жениться. Мария была под защитой. Иосиф не прикасался к ней до рождения Иисуса (см. Мф. 1:25).
Дух Святой вел Иисуса в день Его крещения, когда Он явился народу Израиля. На протяжении веков они жили с обетованиями о восстановлении народа через Мессию.
«Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд…» Ис. 42:1
На Нем был Дух Святой, чтобы восстановить Израиль и принести справедливость народам. Мессия означает Помазанник. Поэтому крещение Иисуса у Иоанна Крестителя извещало людей о важном событии. Пришел Человек, Которого они ждали.
После крещения, когда Иисус вышел из воды, небеса открылись перед глазами всех собравшихся народов. Дух Святой сошел на Иисуса в виде голубя и помазал Его, как и обещал. Затем послышался голос с неба: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:21–22). Бог дал подтверждение, что Иисус – Его возлюбленный Сын, как сказал пророк Исаия: «к которому благоволит душа Моя» (Ис. 42:1).
После крещения Дух Святой повел Иисуса в пустыню, где Он был искушаем дьяволом (Мф. 4:1). Иисус встретил сатану будучи в посте и молитве, а Дух в это время совершал свою часть: давал Иисусу слово, чтобы победить искушения. После этого Иисус вернулся в Израиль. «И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране» (Лк. 4:14).
Так началось сверхъестественное служение Иисуса, которое Он Сам описывает, цитируя пророка Исаию: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18–19).
Дух Святой был на Иисусе. Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек…» (Флп. 2:7). Хотя Иисус был полностью Бог, когда Он ходил по земле, эти стихи показывают, что Он принял на Себя образ человека и полностью зависел от водительства и силы Святого Духа, как любой другой человек на земле. Именно поэтому мы можем брать пример со своего Учителя, глядя на то, как Дух Святой был на Нем и действовал через Его жизнь.
Иисусу нужно было вставать рано утром, чтобы искать Божьего лица. Порой в молитве Он вел интенсивную битву. «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение…» (Евр. 5:7).
Иисус не мог переживать свободу и помазание Святого Духа как что-то само собой разумеющееся. Ему нужно было платить цену в молитве и послушании, как и любому другому человеку. Но Дух Святой был рядом, чтобы помогать Иисусу, и Он точно так же рядом с нами.
Пророк Исаия пророчествовал об Иисусе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия…» (Ис. 11:1–2).
Сверхъестественное снаряжение Иисуса для служения приносило результаты и являло Божьи дела. Он Сам говорил, что ничего не делает от Себя, но только то, что видит у Отца (Ин. 5:19). Он был ведом Духом.
Дух вел Иисуса на высоту Его служения на земле: примирение, смерть и воскресение. На кресте Иисус испытал физическую боль от пыток, причиняемых римскими солдатами. Кости Его рассыпались (см. Пс. 21:17), мучительная боль пронзала Его тело, каждый вдох причинял нестерпимые страдания. Но помимо этого Он испытал духовные муки: «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Впервые Дух Святой оставил Иисуса. На месте уничижения Божий Сын испытал глубочайшие последствия греха – вечное разделение от общения с Богом.
Иисус готовил учеников к Своему пути страданий, чтобы позднее Дух Святой мог сойти на них. Но они были в отчаянии. При взгляде на крест все казалось безнадежным. В те времена распятие предназначалось только самым отъявленным преступникам. Это наказание было придумано в качестве пугающего примера и предупреждения для других людей. Крест был местом стыда и унижения, непонятным для учеников, которые наблюдали за Иисусом со стороны.
Однако после воскресения они обрели новую надежду.
«Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6)
Возможно, они считали, что распятие и воскресение послужат убеждением для народа, что надо уверовать в Иисуса. Но Он думал не об этом:
«Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Деян. 1:7–8
Времена и сроки – это время года или период. Ученики не могли понять, как долго они продлятся. Бог решает, насколько длинными они будут. Иисус хотел, чтобы ученики сосредоточились на обещании о том, что произойдет. Он еще во время Пасхи пытался объяснить им обетование Духа.
После этих слов Иисус был взят на небо с Элеонской горы за Иерусалимом на глазах у оставшихся в изумлении учеников, которые стали искать Его. Можно только представить, что происходило в их головах. Они по-прежнему не понимали послание о Святом Духе, что они будут в мире как Иисус, совершать те же дела, которые Он делал, с той же силой, какая была у Него. Они все еще ждали, что Иисус станет царем в их народе и политическим освободителем, но Он снова исчез. Ангелы явились и спросили их, почему они смотрят в небо, напомнив, что Иисус вернется тем же путем, каким ушел.
Ученики пришли в Иерусалим и на следующий день собрались в верхней горнице. Десять дней спустя обетование исполнилось. В день Пятидесятницы Дух Святой ворвался в комнату как ураган, и с того дня все изменилось. В тот день родилась церковь.