Предисловие

Большинство из нас хотят жить как можно лучше – получить от жизни максимум возможного, проявить все свои способности, оставить свой след, хорошо работать, любить и быть любимым, радоваться и давать радость и, наконец, подойти к хорошей смерти. Учитывая универсальный характер наших стремлений, несколько удивляет тот факт, что человечество так и не становится лучше. Да, мы обладаем какими-то знаниями и достигли каких-то заоблачных высот, однако наши горы информации, техники и материальных благ, кажется, не очень-то изменили нашу душу. Мы не стали от этого лучше.

Некоторые из нас, осознав этот факт, начинают искать помощи. Вскоре обнаруживается, что всегда есть люди, которых можно назвать «мудрыми», которые живут правильной жизнью и могут повести по своему пути и нас. Мы зовем их на помощь, воспринимая их как родителей, друзей, товарищей, наставников и советников, которые могут помочь нам жить правильной жизнью, жить в душевном и телесном здравии, жить тем, что наши предки дерзнули назвать «святой жизнью». Но их легко не заметить. Тихие их голоса обычно не привлекают к себе внимания. Между тем мир полон «знатоков», которые, не стесняясь заниматься саморекламой, с помощью шумихи вокруг себя привлекают внимание, обещая нам всякого рода земные радости, власть, долголетие, здоровье, спокойствие, благополучие и роскошь. Вскоре мы осознаем, что никто из них почти ничего не знает о правильной жизни, о том, что наша Библия называет «вечной жизнью», Настоящей Жизнью. Мудрые люди существуют для того, чтобы помочь нам делать правильные выводы, однако совет их невозможно обнаружить в средствах массовой информации.

Вивиан Томас в своей книге «Жизнь „второго сорта“?» сделал все возможное, чтобы мы не прошли мимо одного из лучших таких «мудрецов» – пророка Даниила. Влияние Даниила – через иудейскую и христианскую традицию – огромно: он дал верующим пример и ориентир, чтобы мы проявляли лучшее, что в нас есть, чтобы жили в вере, душевном здравии, жили свято. Особенно в те времена, когда вера, душевное здоровье и святость, кажется, абсолютно не сочетаются с тем, что культурой преподносится в качестве «образцов для подражания».

Мы перенасыщены информацией, но жаждем мудрости. Мы знаем столько всего о нашей Земле, но жизнь наша столь несовершенна. В чем дело? Почему знаем мы так много, а живем так плохо? Отчасти это происходит потому, что мы, как часть культуры, восхищаемся «не теми» людьми и утратили связь с «мудрыми».

Мудрый человек знает не больше нас, но жизнь его богаче нашей. Истина для мудрого – это истина опыта, истина, которая испытывается, очищается от наносного и проверяется временем в условиях реальной жизни: на улице и на рынке, в спальне и на кухне, через страшную болезнь и отвержение, через детей и брачные отношения. Мудрость – это истина, постигнутая опытным путем.

Я никогда не мог понять, почему Даниил, занимавший долгое время такой высокое место в пантеоне библейских «мудрецов», в наше время оказался низведенным до уровня персонажа из детской песенки («Дерзайте быть Даниилом») и обезличен до некоей загадки, предусмотренной сценарием «Конца времен». Но вот, с помощью Вивиана Томаса, он возвращается – сильный и полный энергии, живущий святой жизнью в греховное время, выдающийся служитель Божий прошедших времен. Его греховное время и пошлая культура удивительно похожи на наши. Он продолжает быть одним из лучших «мудрецов», которых Бог дал тем, кто следует за Христом, он продолжает быть мудрым товарищем, который вместе с нами живет здравой и святой жизнью.

Юджин Петерсон, профессор духовного богословия в отставке, Регент Колледж, Ванкувер, Канада

Загрузка...