Примечания

1

Период истории Древнего Египта, временные рамки которого захватывают XXVIII-XXIII вв. до н.э.

2

Небесный бог в облике сокола или человека с головой сокола. Считался божественным покровителем фараона.

3

Солнечный бог, совмещающий в себе функции бога-творца и владыки вселенной.

4

Период истории Древнего Египта XXIII-XXI вв. до н.э. В этот период Древний Египет был раздроблен на отдельные области, которыми владели местные князьки – номархи.

5

Период истории Древнего Египта XXI-XVIII вв. до н.э.

6

Период в истории Древнего Египта XVI-XI вв. до н.э.

7

Среди имен фараона, помимо личного, выделялись: тронное имя, которое он получал при восхождении на трон; небти-имя, которое давалось ему, как владыке обеих земель (Верхнего и Нижнего Египта); хорово имя и золотое хорово имя, которые давались ему как воплощению бога Хора на земле.

8

Период Раннего царства в Древнем Египте охватывает XXXII-XXVIII вв. до н.э.

9

Фараоны 19-й династии Нового царства. Сети I был отцом Рамсеса II. Период правления этих фараонов характеризуется живым интересом к правителям и традициям прошлого.

10

Овал, символизирующий «шен» – вечность, в который вписывалось имя фараона

11

Заупокойные тексты и гимны, которые наносились на стены погребальных камер в пирамиде, чтобы усопший фараон мог возродиться после смерти в качестве бога.

12

Греческий писатель, живший в III в. до н.э. и написавший «Историю Египта», которая до нашего времени, к сожалению, дошла лишь в цитатах более поздних авторов.

13

Греческий писатель, живший в V в. до н.э., написавший трактат «История», являющийся первым описанием народов Древнего мира и их истории.

14

Гераклеополь – столица 20-го нома Верхнего Египта.

15

Уасет – столица 4-го нома Верхнего Египта.

16

Страна выше первого порога Нила, которую населяли чернокожие племена. Название происходит от древнеегипетского «нуб» – золото

17

Имя свирепого бога пустыни, который в поздние периоды истории Древнего Египта ассоциировался со злом и хаосом.

18

Смысловое дополнение, имеющие место в иероглифическом письме.

19

Имеется в виду Верхний и Нижний Египет

20

Вероятно, ритуал, который символизировал собой взятие власти в столице Египта, Мемфисе (др. егип. Инбу Хедж, что означает Белые стены).

21

В конце года традиционно записывалась высота разлива Нила, от которого зависел урожай.

22

Фараон, имеющий в руках и верховную жреческую власть, выполнял все необходимые ритуалы и подношения в честь богов. Само слово «хемнечер», обозначающее жреца дословно переводится, как слуга бога.

23

Традиционно власть над Верхним и Нижним Египтом символизировали две короны. Корона Верхнего Египта была белого цвета, корона Нижнего Египта, красного.

24

Бог саккарского некрополя. Изображался в образе сокола, замотанного в пелену, словно мумия.

25

Под рождением понимается создание статуи божества.

26

Божественная нянька

27

Некий праздник, посвященный фараону.

28

Бог Восточной пустыни, покровитель путешественников и торговцев.

29

Шакалоголовый бог, охранитель некрополя и проводник души в загробном мире. В древнейшие времена почитался как владыка мертвых, позже стал покровителем бальзамировщиков и врачей.

30

Праздник вечности и изобилия.

31

Фараон 2-й династии, см. рис. 2

32

Перед строительством любого сооружения древние египтяне размечали строительную площадку колышками, между которыми натягивали веревку

33

Речь идет о пересчете богатств (золота и земель, скота). В надписях, относящихся к следующим фараонам, уточняется, пересчет какого имущества происходил в тот или иной год. Согласно Палермской летописи подобная перепись традиционно проводилась раз в два года.

34

Апис был священным быком в городе Мемфисе (Инбу Хедж). Он считался душой или земным воплощением – Ка бога Птаха на земле. Ритуал и игры с участием Аписа, судя по всему, имеют глубокие корни и продолжались проводиться даже во времена правления Птолемеев.

35

Помимо Хора, сына Исиды и Осириса, существовала более древняя ипостась этого бога.

36

Эти города находились в Дельте Нила и здесь мы имеем дело с усмирением восставших городов Нижнего Египта фараоном.

37

Последний фараон 2-й династии. См. рис. 3

38

Возведение статуи для фараона. Данная надпись уникальна и, вероятно, представляет тот этап древнеегипетской истории, когда появился культ фараонов, как богов.

39

Последняя запись знаменует день, когда фараон ушел в мир иной. Таким образом мы можем определить срок правления Хасехемуи в 17 лет 2 месяца и 23 дня.

40

Фараон 4-й династии, отец знаменитого Хеопса. Несколько фараонов предшествующих Снофру пропущены.

41

Здесь, вероятнее всего имеются в виду священные лодки, подобные тем, которые были найдены у подножия пирамиды Хеопса. Они позволяли фараону путешествовать после смерти по небу подобно богу Ра.

42

Имеются в виду пограничные крепости на юге и севере Египта, обозначающие границы государства.

43

Кедр вывозился египтянами с побережья Ливана. Эта запись служит древнейшими свидетельствами контактов с этим регионом.

44

Резиденции фараона.

45

К сожалению записи, посвященные правлению великих фараонов строителей пирамид, утрачены и летопись переходит к последнему фараону 4-й династии.

46

Праздник неизвестного характера, связанный с повязками и лентами.

47

Бог открыватель путей и проводник в образе пустынного волка. Был связан с обновлением сил фараона и загробным миром.

48

В отличие от своих предшественников, строителей пирамид в Гизе, Шепсескаф возвел для себя мастабу в Саккаре.

49

Первый фараон 5-й династии.

50

Гелиополь, главный культовый центр солнечного бога.

51

Мерой измерения земли в Древнем Египте была арура. 1 арура равнялась приблизительно 2735 м2.

52

Город Буто (др. егип. Пер Уаджит) традиционно разделялся на 2 части Пер и Деп.

53

Ксоисский – 6-й ном Нижнего Египта.

54

Бог охранитель мертвых, которому поклонялись в Иуну (Гелиополь) в образе сороконожки или человека с рожками на голове.

55

Богиня покровительница Верхнего Египта в образе коршуна.

56

Фараон 5-й династии.

57

Богиня-кобра, покровительница Нижнего Египта. Иногда ее называли Уаджит, что дословно означает «зеленая»

58

Богиня плодородия, любви и изобилия. Часто изображалась в образе коровы или женщины с головой коровы или коровьими рогами. Также считалась покровительницей некоторых чужеземных стран и полезных ископаемых. Считалась любимой дочерью бога солнца Ра. Ее имя дословно означает Дом Хора, т.е. небо.

59

Каждая пирамида носила свое собственное название. Помимо самой пирамиды, ее комплекс обычно включал в себя припирамидный храм, где отправлялся культ умершего фараона и долинный храм, в котором предположительно отправлялся культ Хахор, владычицы пирамид.

60

Ливийский – 3-й ном Нижнего Египта.

61

Страна Малахита и Страна Бога, точная локализация которых на данный момент не представляется возможной. Та Нечер в поздних надписях называется страной Пунт, которая, предположительно, находилась в юго-восточной части Африки или частично на Аравийском полуострове.

62

Основной весовой нормой Древнего Египта был кедет, равный примерно 9 граммам, но также использовались и другие единицы: 1 киккар = 42,5 кг и 1 кантар = 139, 78 кг.

63

Природный сплав золота с серебром.

64

Срок правления Сахура 13 лет, 9 месяцев и 6 дней.

65

Фараон 5-й династии.

66

Группа из девяти божеств: Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида.

67

Группа божеств, которым поклонялись в древнейшем городе Египта, Иуну (Гелиополь).

68

Бойцы Хора. Божественные кузнецы и воители, последователи одной из ипостасей Хора Бехдетского, который часто изображался в образе крылатого диска и считался истребителем всякого зла.

69

Бог музыки и танцев, считался сыном богини Хатхор.

70

Священное дерево богини Хатхор.

71

Фараоны 5-й династии начали традиции строительства солнечных храмов, посвященных Ра и возвели его в ранг верховного над всеми остальными богами. Как и пирамиды, все эти храмы носили свое собственное имя.

72

Главный бог города Мемфис, считался покровителем ремесел и творцом всего сущего.

73

Этот эпитет Птаха, отражает расположение его храма у южной стены Мемфиса.

74

Рудники на восточном берегу Нила, откуда добывался известняк для строительства в Гизе.

75

Пирамида фараона Хеопса (Хуфу) в Гизе. Название дословно переводится как Горизонт Хуфу.

76

Эта дамба была входом в озеро Ше Хуфу, которое вероятно находилось неподалеку от Гизы.

77

Озеро Хуфу.

78

Имеется в виду подразделение из шести человек под руководством Иджера.

79

Имеются в виду высоквалифицированные работники.

80

Дословно Великая Земля. Так назывался 8-й ном Верхнего Египта.

81

Анххаф был братом фараона Хуфу (Хеопса) и занимал должность начальника всех царских работ. Был похоронен в большой мастабе у подножия пирамиды Хеопса.

82

Фараон 4-й династии.

83

Пирамида Менкаура (Микерина), третья по размеру в Гизе, имела название Божественность Менкаура

84

Вероятно, что это был завершающий этап работ.

85

Теперь речь идет о гробнице Дебхена, который за свою службу был удостоен быть похороненным в некрополе Гизы.

86

Хранители царской казны

87

Ложные двери были необходимой архитектурной составляющей гробницы. Они устанавливались с той целью, чтобы одна из составляющих души умершего могла выходить из своей обители и принимать подношения, которые приносили в гробницу.

88

Фараон 12-й династии Сенусерт I

89

Объединенные в одну короны Верхнего и Нижнего Египта.

90

Совмещенное божество, которое включило в себя свойства богов Ра и Хора. Почиталось как повелитель мира.

91

Фараоны считали себя сыновьями богов.

92

Имеется в виду Солнце.

93

Имеется в виду Верхний и Нижний Египет.

94

Имеется в виду храм в Иуну (Гелиополе)

95

Бог творец, появившийся в начале времен. Позже стал одной из форм солнечного бога, символизирующий вечернее, «стареющее» Солнце.

96

Священный камень пирамидальной формы, который находился в Иуну.

97

Часто при храмах находилось священное озеро.

98

Творческая сила

99

Божественная мудрость. Ху и Сиа, также были двумя божествами, сопровождавшими бога Ра в его солнечной ладье.

100

Имеются в виду богини Нехбет и Уаджит, покровительницы Верхнего и Нижнего Египта.

101

Могущественных богов и правителей часто сравнивали с быками, вожаками стада.

102

Древние египтяне считали средоточием мыслей и идей не мозг, а сердце.

103

Для разметки строительной площадки.

104

Фараон 18-й династии.

105

Египетский календарь содержал много праздничных дней, но смысл многих из них уже давно утрачен.

106

Так обычно обращались к возлюбленным в Древнем Египте, что не всегда предполагало кровное родство.

107

Фивы были столицей крупного нома Уасет и южной столицей Египта в период Нового царства. Там же находились главный центр почитания бога Амона и храмы Луксора и Карнака.

108

Абидос был древнейшим культовым центром Древнего Египта в номе Та Ур (Великая земля). Неподалеку находилось царское кладбище и главный храм Осириса в Верхнем Египте.

109

Имеется в виду припирамидный храм.

110

Святая Земля. Так называли фиванский некрополь.

111

Категория жрецов, отвечающих за содержание гробниц.

112

Категория жрецов, отвечавших за проведение ритуалов.

113

Имеются в виду времена гиксосского владычества.

114

Город в Дельте Нила, который был столицей гиксосов.

115

Кочевники-варвары

116

Редчайшее воплощение женской формы бога Хора в период правления женщины-фараона Хатшепсут.

117

Имеется в виду омерзение перед гикоссами.

118

В этой надписи речь идет о фараоне 6-й династии Пепи I

119

Азиаты. Так древние египтяне называли всех жителей Ближнего Востока и Синая.

120

Дословно – обитатели песков, пустынные кочевники.

121

Элефантина. Столица Та Сети, самого южного 1-го нома Верхнего Египта.

122

Гебелен. Город в Фиванском номе.

123

Здесь перечисляются земли к югу от первого порога Нила, где обитали чернокожие племена. Сейчас египтологи обобщают эти области под названиями Нубия и Куш. Предположительно страны Уауат, Ирчет и Меджа находились между первым и вторым порогом Нила, что касается Иам и Кау, то вполне вероятно, что они могли находиться к востоку или к западу от этих земель и достигать третьего и четвертого порога.

124

Земли Ливии к западу от долины Нила.

125

Магия в Древнем Египте была неотъемлемой частью жизни. Чародеи могли с помощью ритуалов навлечь на врагов беды или, наоборот, поддерживать силы союзников.

126

Некий остров в Дельте Нила.

127

Эта дорога появилась во времена правления фараона 4-й династии Снофру. Она вела из Дельты Нила к Синайскому полуострову, где добывали медь и бирюзу. Фараону Снофру поклонялись на Синае, как богу.

128

Автором надписи является военноначальник Себекху, которого также называли Джаа. Он руководил несколькими военными кампаниями во времена правления фараона 12-й династии Сенусерта III.

129

Фараон 12-й династии Сенусерт III.

130

Бедуины Азии.

131

Часть Палестины.

132

Сирия.

133

Имеются в виду военные трофеи и наградное оружие из электрума.

134

Асьют или Ликополь. Столица 13-го нома Верхнего Египта. В Асьюте находился культовый центр бога Упуаута.

135

Тефиби был наследником правителя нома. В этот период большинство номов имели своего правителя. Они были либо независимыми друг от друга, либо находились под властью более могущественного правителя. Надписи из гробниц Асьюта говорят нам о том, что его правители были вассалами Гераклеопольского владыки (Нен Нисут).

136

Выражение, которое можно перевести, как «поджав хвосты».

137

Мерикара не упоминается в царских списках, однако фигурирует в еще одном источнике – поучении Гераклеопольского владыки своему сыну.

138

Некая богиня

139

Гипсель. Город в номе Аша.

140

Эта должность предполагала, что Яхмос руководил как минимум одним кораблем.

141

Этот эпитет означает, что Яхмос был оправдан на суде Осириса, т.е. загробном суде, на котором присутствовала душа умершего. Несмотря на то, что надписи в гробнице наносились еще при жизни знатного человека, предполагалось, что речь ведется от лица уже умершего, т.е. правогласного.

142

Эль-Каб. Город в номе Нехен – 3-й ном Верхнего Египта.

143

Имеется в виду Секененра Таа II, который начал борьбу против гиксосов.

144

Первый фараон 18-й династии, Яхмос.

Загрузка...