Что же происходит дальше в процессе психотерапии? Конечно же диагностика, составление плана лечения. Сказать по правде, чаще всего диагностика происходит параллельно установлению альянса к с клиентом, а далее гипотезы проверяются, подтверждаются.
Я бы хотел остановиться на начальной стадии психотерапии. Эрик Берн, в направлении транзактного анализа, назвал ее Деконтаминацией.
Контаминация – это состояния «загрязнения» ошибочными или неактуальными представлениями, основанными чаще всего на детском опыте или слепой вере в чужие установки. Эту стадию работы активно пропагандируют в когнитивной психологии, в которой считается, что когниции (мысли, мыслеобразы) вызывают эмоциональные реакции и ответственны за поведение. К слову сказать, концепции Транзактного анализа во многом когнитивны, и при этом они развивались самостоятельно и отдельно от направления когнитивно-поведенческой терапии.
Для начала вспомним теорию личности Берна, а именно структурную модель эго-состояний. Анализируя поведение, Берн выявил, что человек может вести себя как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эго-состоянию Родителя будут свойственны определенные паттерны поведения (Контролирующий, Заботливый), мысли-убеждения (когниции с доминантой долженствования, ориентация на общественные ценности). Эго-состоянию Ребенка будут свойственны так же поведение (Адаптивное, Спонтанное), мысли (когниции с преобладанием магического мышления, ориентация на свой чувственный опыт (если я так чувствую значит это истина)). Эго-состоянию Взрослого будет свойственно осознанное поведение, рациональное мышление, нахождение в ситуации здесь-и-сейчас.
Так вот контаминация, это когда эго состояние Взрослого загрязнено ошибочными паттернами мышления Родителя или Ребенка, когда вместо того, чтобы по-Взрослому посмотреть на ситуацию, оценить риски и возможности, человек действует импульсивно (например, из эго состояния Ребенка преобладает ХОЧУ, а из Родителя НАДО), по запрограммированному сценарию.
Деконтаминация подразумевает осознание в себе рациональных и иррациональных побуждений, оценку убеждений и поведения, выявление областей обесценивания. Тем самым эго-состояние Взрослого очищается, укрепляется, наполняется энергией. Человек учится пользоваться своим разумом эффективно, жить осознанно и автономно.
Приведу список когнитивных искажений мышления, при которых требуется «очищение» Взрослого эго-состояния:
– обесценивание (проблемы, значимости, возможностей, способностей);
– навешивание ярлыков (тыжпсихолог);
– персонализация (считать себя причиной проблемы без учета фактов (я плохо думаю поэтому люди умирают));
– долженствование (я должен/а улыбаться);
– туннельное мышление (акцент на негативном аспекте ситуации «стакан наполовину пуст»);
– сверхгенерализация (сверхобобщение негативных выводов «все мужики козлы, т.к. мне попался один такой»);
– магнификация/минимизация (оценивание себя и других с преувеличением негативного, уменьшением позитивного);