Примечания

1

Перевод З. Е. Александровой.

2

Холбрук – вымышленное название. В этой книге имена людей, на которых я ссылаюсь, и названия учреждений, где я побывала (школ, университетов, фирм и т. д.), изменены. Настоящие имена приводятся в тех случаях, когда я обращаюсь к документам публичного характера или цитирую сказанное на открытых форумах. Подробнее о моем методе на страницах 369–370. – Здесь и далее, за исключением особо указанных случаев, прим. авт.

3

Согласно исследованию, проведенному Исследовательским центром Пью в 2015 году, более молодые пользователи мобильных телефонов “выделяются тем, что особенно склонны использовать телефон в двух ситуациях: чтобы избежать скуки и чтобы избежать окружающих людей”. Smith A. U. S. Smartphone Use in 2015 // Pew Research Center for Internet, Science, and Technology. 2015. April 1. http://www.pewinternet.org/2015/04/01/us-smartphone-use-in-2015.

4

Phubbing образовано от слов phone – “телефон” и snubbing – “пренебрежительное отношение”. – Прим. пер.

5

Macmillan Dictionary, Buzz-Word section. http://www.macmillanthedictionary.com/us/buzzword/entries/phubbing.html.

6

Carson R. Silent Spring. Boston, 1962.

7

Пример такого осознания – короткометражный фильм режиссера Майлза Кроуфорда “Я забыла свой телефон” (I Forgot My Phone); автор сценария и исполнительница главной роли – Шарлин де Гузман. Размещенный в сети в августе 2013 года, этот фильм служит предостережением всем тем, кто старается уклониться от разговора вживую. В один прекрасный день жизнь молодой женщины идет своим чередом, если не считать одного исключения: она забыла свой телефон. Она просыпается в объятиях любовника – он лениво поглаживает ее по руке, проверяя свой е-мейл. У кого-то на дне рождения гости наперебой стараются сфотографировать именинный торт. Когда приходит время для тоста, все бросаются фотографировать шампанское. Ланч с друзьями проходит в гробовой тишине – все заняты своими электронными устройствами. Когда героиня приходит в боулинг и выбивает страйк, никто из друзей не говорит ей “дай пять”, потому что все строчат в телефонах. Она даже не может посмеяться со своим парнем, когда они идут на комедийное шоу: вместо того, чтобы посмеяться на самом деле, парень пишет пост “о смехе” и делится им с друзьями в социальной сети. Спустя полгода после выхода фильм собрал почти сорок миллионов просмотров. На мой взгляд, его популярность дает основания для сдержанного оптимизма. Узнав себя в этом нерадостном сценарии, люди, возможно, захотят пересмотреть свои отношения с устройствами. См.: I Forgot My Phone. https://www.youtube.com/watch?v=OINa46HeWg8.

8

Przybyliski A., Weinstein N. Can You Connect with Me Now? How the Presence of Mobile Communication Technology Influences Face-to-Face Conversation Quality // Journal of Social and Personal Relationships. 2012. P. 1–10; Misra S., Cheng L., Genevie J. et al. The iPhone Effect: The Quality of In-Person Social Interactions in the Presence of Mobile Devices // Environment and Behavior. 2014.

9

Эта фраза – часть стенной росписи, посвященной профилактике рака в Кембридже, штат Массачусетс; именно так те, кто внесли свой вклад в эту роспись, синтезировали принцип предосторожности. Howe G. Cambridge Mural Cries Out Against the Cancer Epidemic // Peacework Magazine. 1999. March. http://www.peacework magazine.org/pwork/0399/039904.htm.

10

По теме моих ранних исследований, посвященных детям и цифровой культуре, см.: Turkle S. The Second Self: Computers and the Human Spirit. Cambridge, 2005 [1984]; Turkle S. Life on the Screen: Identity and the Age of the Internet. New York, 1995.

11

Thoreau H. D. Walden. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2004 [1854] P. 140.

12

Wilson T. D., Reinhard D. A, Westgate E. C. et al. Just Think: The Challenges of the Disengaged Mind // Science. 2014. № 6192. P. 75–77.

13

Например, согласно одному исследованию, дети, которые провели пять дней без устройств, смогли распознать эмоции по выражению лица и правильно определить чувства актеров в сценах, записанных на видео, причем это удавалось им значительно лучше, чем контрольной группе. Авторы пишут: “Результаты показывают, что цифровое экранное время, даже если оно используется для социального взаимодействия, может сократить время, затрачиваемое на развитие навыков чтения невербальных сигналов человеческих эмоций”. Uhls Y. T., Michikyan M., Morris J. et al. Five Days at Outdoor Education Camp Without Screens Improves Preteen Skills with Non-verbal Emotional Cues // Computers in Human Behavior. 2014. № 39 P. 387–92.

14

Например, исследование 2006 года показало, что число американцев, убежденных, что им не с кем обсуждать важные вопросы, с 1985 года по 2004 год выросло втрое. McPherson M. Smith-Lovin L., Brashears M. E. Social Isolation in America: Changes in Core Discussion Networks over Two Decades // American Sociological Review. 2006. № 71. P. 353–75. В книге Роберта Патнэма “Боулинг в одиночку” (New York: Simon and Schuster, 2001) описано ухудшение общинной жизни в США. Дискуссию о “парадоксе интернета” вызвала статья Стивена Марчи, опубликованная в мае 2012 года в The Atlantic, в которой рассматривались социальные сети и социальная изоляция. Активное использование соцсетей может усиливать у нас чувство одиночества. Marche S. Is Facebook Making Us Lonely? // http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2012/05/is-facebook-making-us-lonely/308930.

15

См.: Konrath S., O’Brien E. H., Hsing C. Changes in Dispositional Empathy in American College Students over Time: A Meta-Analysis // Personality and Social Psychology Review. 2011. Vol. 15. № 2. P. 180–98.

16

Sana F., Weston T., Cepeda N. J. Laptop Multitasking Hinders Classroom Learning for Both Users and Nearby Peers // Computers and Education. 2013. Vol. 62. P. 24–31.

17

В Библии слово “беседа” (“conversation”) означало отношение человека как гражданина к общине. В середине XIV века это слово по-прежнему считалось производным от слов, означающих “жить вместе, общаться с другими людьми”, а также связанных со “способом поведения человека в мире”. Dictionary.com, Online Etymolog. http://dictionary.reference.com/ browse/conversation.

18

Десятки сотен бесед о беседе послужили первоисточником для этой книги. Я начинаю с бесед “первого стула”, посвященных уединению и саморефлексии, а затем перехожу к беседам “второго стула”, связанных с дружбой и близостью (беседы с семьей, друзьями и возлюбленными). Затем я перехожу к миру “третьего стула”, имеющему отношение к нашим социальным связям: беседы об образовании, работе и политике. Кроме специально оговоренных случаев, все интервью, на которые я ссылаюсь, состоялись в период с 2010 по 2015 годы. Если речь не идет об открытой информации или публичном заседании, то я не раскрываю подлинные имена опрошенных людей и названия учреждений (школ, университетов, корпораций), которые я посетила.

Чтобы обсудить беседы “первого и второго стульев”, я разговаривала с более чем 150 молодыми людьми, от подросткового возраста до тридцати с небольшим лет; с одними мы беседовали в группах, с другими – по отдельности, а с третьими – в семейной обстановке. Большую часть групповых бесед я провела в офисе или переговорной комнате. Некоторые из них были “беседами в домиках” с детьми в летнем лагере: каждый раз это было примерно по десять ребят, уже занявших свои места в двухъярусных кроватях незадолго до того, когда выключат свет. Кроме того, 27 взрослых поделились со мной своими самыми запоминающимися разговорами. Я также поговорила с 64 сотрудниками средней и старшей школы: с учителями, воспитателями, психологами и администрацией. В некоторых местах, чтобы отразить события последнего времени, я обращаюсь к голосам молодых людей, с которыми беседовала в 2008–2010 годы. Таким образом, я изучила более 300 интервью, где зафиксированы не столь отдаленные времена, когда СМС и социальные сети еще были в новинку.

Мои главы о “беседах трех стульев” посвящены высшему образованию и работе. Работая над главой об образовании, я поговорила с профессорами колледжей и университетов, с администрацией и студентами. В этом случае трудно подсчитать количество людей, с которыми я беседовала, потому что я опиралась на разговоры, состоявшиеся в течение десятилетий, проведенных в университете.

Занимаясь главой о работе, я общалась с рядом специалистов, в том числе с юристами, врачами, архитекторами, консультантами и представителями сообщества финансовых услуг. В компании по разработке программного обесепечения, которую в этой книге я называю HeartTech, в дизайнерской фирме, которую я называю “Стоддард”, и в консалтинговой компании, которую я называю Ready-Learn, я смогла организовать фокус-группы, а также провести индивидуальные беседы с широким кругом сотрудников, от инженеров и программистов до финансовых руководителей, архитекторов и помощников по административным вопросам. Собирая материал для главы о работе, я побеседовала с 202 профессионалами.

Говоря о беседах в публичном пространстве, я обращаю внимание на растущую политическую сенсибильность тех, кто вырос со смартфонами, поэтому главным образом возвращаюсь к своим данным о подростках и молодых людях.

19

Я изучала наши беседы с умными машинами более трех десятилетий. Сотни испытуемых, детей и взрослых, были вовлечены в эту работу. Обзор предыдущих исследований вы найдете в моей книге Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other. New York, 2011.

20

The Fletcher School, “Eric Schmidt and Jared Cohen on ‘The New Digital Age’”. Видео на YouTube, 28 февраля 2014 года. https://www.youtube.com/watch? v=NYGzB7uveh0.

21

The Colbert Report, January 17, 2011.

22

Przybyliski A., Weinstein N. Can You Connect with Me Now? How the Presence of Mobile Communication Technology Influences Face-to-Face Conversation Quality // Journal of Social and Personal Relationships. 2012. P. 1–10.

23

Misra Sh., Cheng L., Genevie J., Yuan M. The iPhone Effect: The Quality of In-Person Social Interactions in the Presence of Mobile Devices // Environment and Behavior. 2014. Авторы этого исследования берут тему лабораторного эксперимента “Можете ли вы связаться со мной сейчас?” и изучают ее в естественной обстановке с похожими результатами.

24

Психолог Сара Конрат сопоставила свидетельства, приведенные в семидесяти двух исследованиях, согласно которым уровни эмпатии среди студентов американских колледжей снизились на 40 % по сравнению с результатом двадцатилетней давности. Конрат отмечает, что за последние десять лет произошло особенно резкое падение. Она и ее команда предполагают, что это может быть связано с расширением опосредованного общения – “учитывая такое большое количество времени, потраченное на общение с другими людьми в интернете, а не в реальности, параметры динамики межличностных отношений (например, эмпатии), несомненно, могут измениться”. См.: Konrath S., O’Brien E. H., Hsing C. Changes in Dispositional Empathy in American College Students over Time: A Meta-Analysis // Personality and Social Psychology Review. 2011. Vol. 15. № 2. May. P. 180–98.

25

Christakis D. A., Gilkerson J., Richards J. A. et al. Audible Television and Decreased Adult Words, Infant Vocalizations, and Conversational Turns: A Population-Based Study // Archives of Pediatrics and Adolescent Medicine. 2009. Vol. 163. № 6. June. P. 554–58.

26

В этом исследовании, что неудивительно, видеочат оказался вторым, а аудиочат третьим, когда речь шла о том, что может наиболее эффективно вызывать ощущение эмоциональной близости. Sherman L. E., Michikyan M., Greenfield P. The Effects of Text, Audio, Video, and In-Person Communication on Bonding Between Friends // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2013. Vol. 7. № 2. Article 1.

27

Эта идея рассматривается в работе психоаналитика Дональда Винникотта; см., в частности: Winnicott D. W. The Capacity to Be Alone // International Journal of Psychoanalysis. 1958. Vol. 39. № 5. September – October. Р. 416–20.

28

Выступление Брене Браун, посвященное силе уязвимости, стало одним из самых просматриваемых выступлений на канале TED. Выступление состоялось в июне 2010 года, а к февралю 2015 года его просмотрели более 20 миллионов раз: http://www.ted.com/talks/brene_brown_on_vulnerability? language=en.

29

Becker M. W., Alzahabi R., Hopwood Ch. J. Media Multitasking Is Associated with Symptoms of Depression and Social Anxiety // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2012. Vol. 16. № 2. November 5. P. 132–35.

30

Медиа-психолог Клиффорд Нэсс из Стэнфордского университета работал над темой социальных сетей и эмпатии до самой смерти в 2013 году. См. репортаж Элизабет Коэн об исследованиях Клиффорда Нэсса: Does Life Online Give You “Popcorn Brain”? // CNN. 2011. June 23. http://www.cnn.com/2011/HEALTH/06/23/tech.popcorn.brain.ep/index.html. Когда людям, практикующим многозадачность, показывают изображения лиц, им трудно понять, что чувствуют те, кто изображен на картинках. Когда вы читаете таким людям какие-то истории, им трудно распознать эмоции людей в этих историях и сказать, что бы они сделали, чтобы героям историй стало лучше. См.: Nass C. Is Facebook Stunting Your Child’s Growth? // Pacific Standard. 2012. April 23. http://www.psmag.com/culture/is-facebook-stunting-your-childs-growth-40577. См. также: Ophir E., Nass C., Wagner A. Cognitive Control in Media Multitaskers // PNAS (Early Edition). 2009. Vol. 106. № 37. September 15. P. 1–5.

31

Pea R., Nass C., Meheula L. et al. Media Use, Face-to-Face Communication, Media Multitasking, and Social Well-Being Among 8- to 12-Year-Old Girls // Developmental Psychology. 2012. Vol. 48. № 2. P. 327–36.

32

Исследование, в котором даже выключенный телефон на столе способен “сменить тему”: Przybyiski A., Weinstein N. Can You Connect with Me Now? How the Presence of Mobile Communication Technology Influences Face-to-Face Conversation Quality // Journal of Social and Personal Relationships. 2012. P. 1–10. Как уже отмечалось, во втором исследовании взяли тему лабораторного эксперимента “Можете ли вы связаться со мной сейчас?” и изучили его в естественной обстановке с аналогичными результатами. Именно во втором исследовании присутствие телефона привело к снижению ощущения эмпатической связи между собеседниками (Misra S., Cheng L., Genevie J. et al. The iPhone Effect: The Quality of In-Person Social Interactions in the Presence of Mobile Devices).

33

Мы знаем, что у детей из разных социально-экономических слоев языковые способности развиваются по-разному. Те, кто растет в менее благоприятных условиях, знают меньше слов и медленнее обрабатывают лингвистическую информацию. Они отстают от ровесников в умении себя выразить. Если родители из всех слоев общества не будут признавать важность беседы, все дети будут начинать свою жизнь с языкового дефицита и дефицита навыков межличностного общения, которые мы приобретаем с помощью языка. См.: Fernald A., Marchman V. A., Weisleder A. SES Differences in Language Processing Skill and Vocabulary Are Evident at Eighteen Months // Developmental Science. 2013. Vol. 16. № 2. P. 234–48.

34

Этот термин был введен в обиход технологическим экспертом Линдой Стоун. См.: “Continuous Partial Attention” http://lindastone.net/qa/continuous-partial-attention.

35

По сути дела, в качестве примера того, как разговор приводит нас к нашим лучшим идеям, Клейст использует Декларацию прав человека и гражданина, сочиненную Мирабо в начале Великой французской революции. Мирабо стремится быть красноречивым, поскольку у него есть собеседник. Вы чувствуете, что он способен взволновать свою аудиторию и себя самого.

36

Николас Карр указывал на то, что у нашего стремления прерваться есть когнитивные и эмоциональные стороны. Он сказал: “Мы хотим, чтобы нас прерывали, потому что каждое прерывание приносит нам ценную информацию. Отключив эти оповещения, мы рискуем почувствовать себя вне связи или даже в социальной изоляции”. Карр, следуя за Кори Доктороу, назвал пребывание у компьютера состоянием, когда вы “подключены к экосистеме технологий прерывания”. См.: Carr N. The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains. New York: W. W. Norton, 2010. P. 133–34, 91.

37

Kantrowitz A. John McCain Unapologetic After Playing iPhone Poker During Syria Hearing // Forbes. 2013. September 3. http://www.forbes.com/sites/alexkantrowitz/2013/09/03/john-mccain-unapologetic-after-playing-iphone-poker-during-syria-hearing/.

38

Sana F., Weston T., Cepeda N. J. Laptop Multitasking Hinders Classroom Learning for Both Users and Nearby Peers // Computers & Education. 2013. Vol. 62. March. P. 24–31.

39

Mann S., Cadman R. Does Being Bored Make Us More Creative? // Creativity Research Journal. 2014. 26. № 2. P. 165–73. Обзор этой темы представлен здесь: Adams S. The Heady Thrill of Having Nothing to Do // Wall Street Journal. 2011. August 6. http://online.wsj.com/article/SB10001424053111903454504576486412642177904.html.

40

Более подробный разговор о нейронных системах вознаграждения, связанных с поведением, цель которого – поиск информации, представлен здесь: Berridge K. C., Robinson T. E. What Is the Role of Dopamine in Reward: Hedonic Impact, Reward Learning, or Incentive Salience? // Brain Research Reviews. 1998. 28. P. 306–69. Публичная беседа о том, как сам мозг изменяется в результате сетевой жизни, сформировалась под влиянием книги Николаса Карра “Пустышка” (The Shallows). Автор утверждает: чем дольше человек пребывает в сети, тем меньше он склонен к тихой задумчивости (а в более широком смысле – к глубокому чтению и сосредоточенному общению).

41

Нэсс изучал сетевую жизнь девочек в возрасте от восьми до двенадцати лет – этот период играет ключевую роль в формировании личности и стабильного самоощущения. Одним из результатов работы стала эта статья, написанная в соавторстве: Pea R., Nass C., Meheula L. et al. Media Use, Face-to-Face Communication, Media Multitasking, and Social Well-Being Among 8- to 12-Year-Old Girls.

42

Саймон Барон-Коэн, исследователь эмпатии, сделал следующее наблюдение: “Эмпатия часто идет рука об руку с самосознанием. Люди с хорошими навыками эмпатии умеют не только улавливать чувства других людей, но и размышлять о своем собственном поведении”. См.: Baron-Cohen S. Does Empathy Explain Cruelty? // Science Friday. 2011. September 30. http://www.sciencefriday.com/guests/simon – baron-cohen.html#page/full-width – list/1. Тезис Барона-Коэна об упадке эмпатии как о причине личной и социальной жестокости опубликован здесь: Baron-Cohen S. The Science of Evil: On Empathy and the Origins of Cruelty. New York: Basic Books, 2012.

43

Обзор тенденции людей помнить негативные события отчетливее, чем позитивные, представлен здесь: Baumeister R. F., Bratslavsky E., Finkenauer C. Bad Is Stronger than Good // Review of General Psychology. 2001. 5. № 4. P. 323–70. Работа Антонио Дамасио и его коллег предполагает, что определенные эмоции – например, восхищение и сострадание – на самом деле требуют больше времени для обработки на нервном уровне, чем реакции на физическую боль. См.: Immordino-Yang M. H., McColl A., Damasio H. et al. Neural Correlates of Admiration and Compassion // PNAS. 2009. Vol. 10. № 19. P. 8021–26. В среде опосредованного общения это важно, потому что взаимодействия происходят слишком быстро, чтобы вызывать эмпатические реакции. Ведущий исследователь этого проекта Иммордино-Янг, бывший учитель средней школы, подытожил этот вывод в интервью: “Если что-то происходит слишком быстро, вы, возможно, никогда не испытаете всей полноты эмоций в отношении психологических состояний других людей, и это будет иметь последствия для вашей нравственности”. Команда под руководством Антонио Дамасио также обнаружила связь между состраданием и сетью пассивного режима работы мозга – тем же самым участком, который активируется, когда люди остаются наедине со своими мыслями. Восхищение добродетелью, а также сочувствие к социальной или психологической боли обрабатываются в пассивном режиме. Обе эти реакции мозг обрабатывает медленнее, а мы стараемся побыстрее с ними разделаться в жизни, полной хороших новостей. См.: Nauert R. Twitter Tweets, Texting May Lack Compassion // Psych Central. 2009. April 14. http://psychcentral.com /news/2009/04/14/ twitter-tweets-texting-may-lack – compassion/5317.html.

44

Эта статистика взята из широко распространенного исследования использования мобильных телефонов, предложенного Nokia в 2013 году. См., в частности: Mobile Users Can’t Leave Their Phone Alone for Six Minutes and Check It up to 150 Times a Day // Mail Online. http://www.dailymail.co.uk/news/article-2276752/Mobile-users-leave-phone-minutes-check-150-times-day.html.

45

Такое кресло называется iPad Apptivity Seat, производит его Fisher-Price. Вот его описание на Amazon: “Это кресло для малышей, которое способствует их развитию, успокаивает, развлекает и не лишено технологического изыска”. Следует отметить, что кресло вызвало немало протестов. http://www.commercialfreechildhood.org/action/tell-fisher-price-no-ipad-bouncy-seats-infants.

46

Маркетологи полагаются на этот факт – эти цифры взяты из отчета, выпущенного совместно Ipsos MediaCT и Wikia (веб-хостинг и Wiki-ферма): Generation Z: The Limitless Generation Study of 1,200 Teen Wikia Users by Wikia and Ipsos MediaCT // PR NewsWire. 2013. March 19. http://www.wikia.com/Generation_Z: _A_Look_at_the_Technology_and_Media_Habits_of_Today’s_Teens.

47

Lenhardt A. Teens, Smartphones, and Texting // Pew Research Center’s Internet & American Life Project. 2012. March 19. http://www.pewinternet.org/2012/03/19/teens-smartphones-texting.

48

Generation Z: The Limitless Generation Study of 1200 Teen Wikia Users by Wikia and Ipsos MediaCT // PR NewsWire.

49

Этот вывод взят из исследований, проведенных компанией LEGO. Я обратила на него внимание благодаря презентации Саши Стросса на конференции в институте Милкена в мае 2014 года. Capturing the ‘Cool Factor’ in Consumer Tech // Currency of Ideas. 2014. May. http://currency-of-ideas.tumblr.com/post/84355392003/capturing-the-cool-factor-in-consumer-tech.

50

25 % лучших студентов Стэнфорда пользуются сразу четырьмя социальными медиа. Nass C. The Myth of Multitasking, narrated by Ira Flatow // Talk of the Nation. National Public Radio. 2013. May 10. http://www.npr.org/2013/05/10/182861382/the-myth-of-multitasking.

51

Ophir E., Nass C., Wagner A. Cognitive Control in Media Multitaskers. Новые исследования показывают, что лишь небольшой процент населения – от 1 до 2 % – способен работать в многозадачном режиме. Для остальных 98–99 % жителей Земли каждая новая задача снижает производительность, в связи с чем возникает ирония: чем больше задач вы выполняете, тем хуже у вас с многозадачностью. Konnikova M. Multitask Masters // The New Yorker. 2014. May 7. http://www.newyorker.com/online/blogs/mariakonnikova/2014/05/multitask-masters.html?utm_source=tny&utm_medium=email&utm_campaign=dailye mail&mbid=nl_Daily%20 (173).

52

Wang Z., Tchernev J. M. The ‘Myth’ of Media Multitasking: Reciprocal Dynamics of Media Multitasking, Personal Needs, and Gratifications // Journal of Communication. 2012. Vol. 62. № 3. P. 493–513.

53

Pea R., Nass C., Meheula L. et al. Media Use, Face-to-Face Communication, Media Multitasking, and Social Well-Being Among 8- to 12-Year-Old Girls.

54

Этот термин изобрел Яак Панскепп, нейробиолог из Университета штата Вашингтон. Panskepp J. Affective Neuroscience: The Foundations of Human and Animal Emotions. Oxford: Oxford University Press, 1998. P. 151. Обеспокоенность специалиста широкого профиля по поводу использования технологий в контексте нейронауки высказана в следующей статье: Yoffe E. Seeking How the Brain Hardwires Us to Love Google, Twitter, and Texting. And Why That’s Dangerous // Slate. 2009. August 12. http://www.slate.com/articles/health_and_science/science/2009/08/seeking.html.

55

Этой экспрессивной фразой я обязана беседе с Эмили Карлин.

56

Phillips G. M. Are Mobile Users More Vigilant? // Proceedings of the 2014 ACM Conference on Web Science. 2014. P. 289–90.

57

Судя по ряду признаков, новое поколение дизайнеров технологической отрасли приходит к согласию в этом вопросе. Например, Джастин Розенстайн, изобретатель кнопки “лайк” в Facebook, и Тристан Харрис, в настоящее время работающий в Google, выступают за дизайн, который не захватывает наше внимание, а помогает нам жить полноценной жизнью. Этот дизайн, по словам Харриса, будет измерять успех приложения не временем, потраченным на него, а “хорошо проведенным временем”. См. Розенстайн в мае 2014 года: http://techcrunch.com/video/do-great-things-keynote-by-justin-rosenstein-of-asana/518220046/ и Харрис в декабре 2014 года, https://www.youtube.com/watch?v=jT5rRh9AZf4. Харрис надеется, что “хорошо проведенное время” могло бы стать новым стандартом бренда, подобно тому, как этикетка “органический продукт” стала желанной для потребителя (личное общение с автором 6 апреля 2015 года).

Загрузка...