Пифагор Самосский 2-я половина VI в. – начало V в. до Р.Х.

* * *

Будь другом истины до мученичества, но не будь её защитником до нетерпимости.

* * *

Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

* * *

Делай великое, не обещая великого.

* * *

Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.

* * *

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть.

* * *

Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.

* * *

Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

* * *

Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.

* * *

Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.

* * *

Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.

* * *

Полезнее наобум бросить камень, чем пустое слово.

* * *

Прежде всего, не теряй самоуважения!

* * *

Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.


Древнегреческий философ, религиозно-нравственный реформатор, учёный. Подлинные его сочинения не сохранились, но существуют многочисленные античные свидетельства о его жизни и деятельности. В легендах Пифагор предстаёт не только как мудрец, но маг и чародей.

Уроженец острова Самос близ малоазиатского побережья Эгейского моря, Пифагор учился в Милете, совершил путешествия в Египет и Вавилон, где изучал восточную математику и астрономию, изучал негреческие религиозно-культовые традиции. Жил в Кротоне (юг нынешней Италии), где созданное им религиозно-философское братство взяло власть в городе. После антипифагорейского переворота бежал в расположенный в той же местности город Метапонт, где провёл затворником в святилище Муз сорок дней без еды и умер.

Пифагору принадлежит учение о душе (психа – она состоит из трёх частей: ума, рассудка и страсти; рассудок есть только в человеке, ум и страсть и в других живых существах), о её бессмертии, о переселении душ (метемпсихоза), где была выдвинута идеи «памяти предков» (сам Пифагор говорил, что он помнит четыре своих прежних воплощения) и родства всех живых существ (что вызвало культовую реформу – переход на бескровные жертвы). Высшей этической целью человека Пифагор провозгласил очищение (катарсис), достигаемое для тела – вегетарианством, для души – познанием музыкально-числовой структуры космоса (гармония сфер). Своим ученикам Пифагор предписывал всякий раз, входя в свой дом, спрашивать себя: «Что я совершил? и в чём согрешил? и чего не исполнил?»

Величайший математик в истории человечества, создатель учения о числах, согласно которому число – основной принцип всего существующего. Впоследствии это учение развивалось Платоном и другими философами.

Загрузка...