Всю ночь валялся с боку на бок и думал о теодицее, дорогие братишки и сестрёнки.
Утверждение, что Бог всемогущ, но ограничен этически, потому что благ, сильно меня коробит. Разве нравственное самоограничение Творца не отнимает Его всемогущества? Неофитам без теодицеи, конечно, не выжить в Церкви. Но нам, старым тёртым волкам, не ударяет ли от неё в нос запах софистики?
Ведь физическое могущество неотделимо от нравственного, духовного. На каком-то уровне бытия духовное и материальное вообще слиты воедино. Так зачем же говорить, что Бог может сделать что угодно в принципе, но не может сделать что угодно по нравственным соображениям?
Вот так матёрые православные и становятся агностиками. Естественно, православными агностиками, верящими, что ум Христов не имеет ничего общего с умом человеческим. Мнится мне, что разумом парадокс сей не понять, аршином логики не измерить… Нам надо Господа познать (так же, как Адам познал Еву, жену свою) и в благость Вышнего поверить…
Вот странно: большинство людей находят Христа, опираясь на человеческий разум, а по мере духовного развития вынуждены отбрасывать этот инструмент как бесполезный. На его место приходит вера, но и её потом надо будет отбросить.
В момент смерти только один инструмент поможет нам удержаться в луче. Это воля. Во время окончательного выбора даже глубоко верующему человеку скатиться в преисподнюю представляется крайне притягательной возможностью. Сумрак затягивает своей мягкостью, возможностью вечно плыть по течению, без борьбы, без карабканья, без стремления выше и дальше. Не с чужих слов говорю – сам умирал клинической смертью. И только воля, преданность свету, несгибаемость могут остановить процесс распада личности.
Гни свою линию, православный, и да пребудет с тобой Сила!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!