Право на неприкосновенность жилища является личным неимущественным правом и составляющей права на неприкосновенность частной жизни (ст. 151 ГК РФ).
Понятие неприкосновенности жилища связано с проникновением в него посторонних для законно проживающих в помещении лиц. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при согласии проживающих в нем граждан. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ).
За нарушение неприкосновенности жилища предусмотрена уголовная ответственность. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, влечет наказание по правилам ч. 1 ст. 139 Уголовного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 УПК РФ осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 165 УПК РФ.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» сотрудники милиции вправе беспрепятственно входить в жилье и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участи и осматривать, если есть основания полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
Если лицо вторглось в жилище с применением насилия над владельцем, его родственниками или знакомыми, то помимо ответственности за нарушение неприкосновенности жилища оно подлежит и ответственности за насилие по статьям УК РФ о преступлениях против личности (телесные повреждения, побои, причинение вреда здоровью).
Проникновение в жилище с целью похищения находящегося в нем имущества наказывается как самостоятельное преступление – кража, грабеж или разбой и полностью охватывается этими преступлениями. Объектом этого преступления является право человека на неприкосновенность жилища, закрепленное в ст. 25 Конституции РФ.