Гендерная проблематика в религии пока не получила широкого внимания в российском женском движении. Причина кроется в следующем: исследования, рассматривающие эту проблему, фокусируются на критике религии как таковой, как патриархатной системы. Примером такого подхода могут послужить статья В. Суковатой «Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы» [26], а также книга «Гендер для чайников», в котором Т. Барчуновой в статье «Человек верующий: гендерная наука и религия» прямо утверждается, что обсуждать гендер в религии возможно только с позиций внешнего наблюдателя, находящегося вне религии, а находясь внутри религии, критика невозможна, потому что верующие признают все постулаты своей религии как богоданные и потому неизменные [7].
Однако, это заблуждение, о чем свидетельствует целый ряд фактов. Прежде всего, стоит отметить, что в современном западном богословии существует и функционирует направление, недвусмысленно именуемое феминистская теология, у истоков которого стоит целая плеяда женщин-богословов [22]. Также заслуживает упоминания тот факт, что сегодня большинство лютеранских церквей рукополагают женщин в священники, что существует движение в католической церкви с аналогичными требованиями (хотя и не достигшее пока результата, однако в пользу актуальности и остроты данного вопроса свидетельствует тот факт, что Католическая церковь официально выпустила ряд документов, обосновывающих невозможность женского священства [33]), и даже в, казалось бы, самой консервативной из церквей – Православной – поднимается вопрос о женском священстве, в частности, женщиной-богословом Э. Бер-Сижель [3,4].
Само наличие в Православной церкви женщин-богословов свидетельствует о позитивных и значительных сдвигах в отношении женского вопроса, в пользу этой точки зрения также говорит тот факт, что в архиерейских соборах стали участвовать и голосовать (!) женщины. В феврале 2009 г. проводились выборы предстоятеля РПЦ. На Соборе право голоса имели 44 монахини и 28 мирянок. Стоит упомянуть, что в 2008г. Собор проводился в РПЦЗ, и одним из пунктов было включено, что делегаты могут быть только мужчинами. Сделано это было для того, чтобы не было препятствий для объединения с Московским Патриархатом. В результате женщины, активно участвующие в церковной жизни, преподающие в семинариях, подали письмо с протестом, что их мнение не учитывается.
Все это говорит о том, что верующие православные женщины отнюдь не всегда готовы мириться с древними традициями и, более того, о том, что церковь готова и может идти навстречу их требованиям. Исходя из этого, вовсе не таким простым представляется вопрос о гендерном факторе в религии, как этого хотелось бы тем исследователям, которые приняли позицию внешнего критика и не желают рассматривать вопрос религии с позиций гендерной теории.
Возможно, кто-то, прочтя уже первые страницы этого исследования, подумает об авторе как о лицемере, или, на худой конец, как о человеке, страдающем когнитивным диссонансом, но в таком случае – это просто не ваша книга, только и всего. Стоит заметить, что религия – это на сто процентов – толкования и на сто процентов – то, каким образом каждый конкретный человек ее исповедует. Основываясь на одних и тех же текстах, христиане признают Иисуса Мессией, а иудеи – не признают; одни истребляют неугодных, другие помогают неимущим.
Я христианка. Я знаю, что у меня есть право критиковать религии, христианство, православие, католичество, ислам, иудаизм, буддизм… Я не думаю, что все мусульмане ответственны за акции террора, что все православные ответственны за акции фундаменталистов. Я рада, если Вы понимаете разницу между критикой идеологии, коей является христианство, и ненавистью к христианам. Я не поддерживаю и не способствую ненависти к христианам.
У людей есть права. Включая право быть христианином, мусульманином или иудеем в любой из интерпретаций своей религии. У идей нет прав, и все могут критиковать конкретные идеи в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме, индуизме и любой другой религии. Если это не перетекает в ненависть к людям.