Перед историей дежурный по классу всегда вешал на доску карту. Сегодня это была карта сражений древних римлян. Петька с интересом рассматривал пути наступления войск. Это была битва при Алезии в 52 году до нашей эры И одна из величайших побед Юлия Цезаря.
– Историю любим? – толкнул Петьку плечом Марк.
– Да! – уверенно ответил Петька. – И эпоху Юлия Цезаря тоже. Читал про него в энциклопедии великих правителей…
– Бла-бла-бла, – передразнил Марк. – Значит, и испытание тебе готово. Давай прямо сейчас, пока Иван Филиппович не пришёл, нарисуй на карте всадника на коне.
Петька молчал. Портить школьное имущество не хотелось.
– Если слабо́, то так и скажи. Разойдёмся, Шпунтик.
– Не слабо!
– Тогда рисуй. – Марк услужливо протянул Петьке ручку. – Только побольше. Чтобы всем видно было, даже с последней парты.
Марк улыбался и потирал руки. В его планах было сорвать урок истории.
Вокруг ребят собрался весь класс. Петька дрожащими руками взял ручку и начал рисовать. Лена вздохнула. «Хорошо ей, – подумал Петька. – Никому свою дружбу доказывать не надо». Петька даже не успел заметить, общается ли Лена с кем-нибудь из класса, кроме него и Ульяны Сёминой, с которой сидит за одной партой. Он даже не помнил, кого в классе больше – девочек или мальчиков.
Художества на карте Иван Филиппович заметил не сразу. Он несколько раз водил мимо Петькиного рисунка указкой и наконец понял, что эти каракули не вписываются в общую картину и масштаб карты. Он надел очки и, прищурившись, завопил:
– Кто это сделал?! Признавайтесь!
Но класс молчал. Лишь с задних рядов доносились смешки.
– Булыжников, встань! Это ты сделал? – сурово сдвинув густые брови, на которых уже осела седина, спросил учитель.
– А чего это сразу Булыжников? Может, это вообще новенький. – Марк нагло ухмыльнулся и плюхнулся обратно на своё место.
– Ну, знаете ли! Сваливать свою вину на другого! – Учитель вышел из класса.
Петька вскочил с места и выбежал в коридор. Иван Филиппович уже скрылся за дверью кабинета директора школы, который был через лаборантскую от пятого «Г».
– Извините, можно? – промямлил Петька и скромно вошёл в кабинет директора.
– Нет, ну всякое бывало!.. Но чтобы карту портить? И это пятый класс? А что же в восьмом-то будет? – учитель излагал суть проблемы.
– Это сделал я! – признался Петька и покраснел.
Учитель и директор посмотрели на мальчика и переглянулись.
– Зачем ты берёшь на себя вину другого? – удивился Иван Филиппович. – Всем и так ясно, что это сделал Марк. Скажи честно, он тебя заставил?
– Я сам! Сам! – почти кричал Петька.
– Так, хорошо. Пошли, посмотрим масштаб бедствия. – Директор встал из-за стола и направился в кабинет пятого «Г».
Сергей Егорович шествовал во главе, далее, не переставая возмущаться, шёл Иван Филиппович. А замыкал колонну понурый Петька.
Пятый «Г» бурно обсуждал случившееся. Девочки хихикали и восхищались смелостью новенького. Но как только в класс вошёл директор, гул прекратился.
– Но тут же ничего нет! – воскликнул директор, тщательно осмотрев карту. – Ну и шуточки у вас, Иван Филиппович!
Историк надел очки и вплотную подошёл к карте.
– Так… карта та же самая. Вот, вот в этом углу точно был рыцарь на коне. Я уверен.
– Может, вам показалось? – шёпотом спросил Сергей Егорович. Он пристально смотрел на очки историка с большими диоптриями.
– За кого вы меня принимаете? – оскорбился учитель.
– Вот что, уважаемый пятый «Г». Продолжайте урок, – сказал директор. – А вы, молодой человек, – повернулся он к Петьке, – садитесь на место.
Петька ничего не понимал. Он исподлобья смотрел на Булыжникова.
– Это исчезающие чернила, Шпунтик! Крутая ручка из магазина «Удивительные вещи», – смеялся Марк.
– А он сдаваться пошёл. Честный какой! – подхватили ребята.
– Тишина в классе! – попросил учитель. Но тут прозвенел звонок.
Марк довольно улыбнулся. Он убил сразу двух зайцев: выставил новенького в нелучшем свете и сорвал урок истории.
С Петькиного «геройского» поступка прошла почти неделя. Дорога до школы затянулась. Обычно Петька преодолевал путь за две считалки: 113 подскоков на левой ноге и 112 – на правой. Но сегодня он еле волочился. Петька вынес полезный урок: не ввязываться в сомнительные дела и ничего никому не доказывать. Как говорит Петькин папа, со временем всё встанет на свои места.
– Чё плетёшься? – Петька услышал знакомый голос.
Стоило только вспомнить, и вот он, Марк Булыжников, собственной персоной.
– Понурый какой-то. Герои должны держаться в седле с прямой осанкой и высоко поднятой головой. Или ты не на коне? – Марк заржал и, изображая лихого скакуна, понёсся в школу.
И как можно быть таким вредным?