Транспорт – вид экономической деятельности, создающий новые ценности при помощи изменения географического положения товаров и людей. Роль транспорта для развития экономики и общества подчеркивалась многими учеными. Стоит вспомнить замечание английского философа Фрэнсиса Бэкона о том, что «три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров».
Актуальность работы состоит в том, что транспортная отрасль современного общества представляет собой обширное поле для научных исследований.
Во-первых, как отрасль экономики в части технического уровня, эффективности и динамики развития.
Во-вторых, как элемент общей экономической системы страны.
В-третьих, как интегратор социально-экономического пространства государства.
В-четвертных, как составная часть мировой транспортной системы.
При этом наибольший интерес для исследований представляет транспортные отрасли больших стран.
Железнодорожный транспорт имеет преимущества, которые в некоторых условиях имеют критическое значение. В первую очередь это касается эффективности – в некоторых сферах его использование позволяет иметь достаточно заметные выгоды – экономические, энергетические и экологические.
Железнодорожный транспорт способен осуществлять перевозки в любые погодные условия, в больших объемах, на большие расстояния, круглогодично и с достаточно высокой скоростью.
В особенности железнодорожный транспорт развит в Китае. Все перечисленное важно для данной страны, поэтому развитию железнодорожного сообщения руководством придается особое значение. По протяженности железнодорожного полотна Китай (131 080 км) находится на втором месте после США (263 564 км). Россия, также имея не менее развитую железнодорожную систему, продолжает сотрудничество с Китаем в этой области уже больше ста двадцати лет.
Состояние и развитие железнодорожного комплекса Китая имеет для государства исключительное значение, поскольку наряду с другими инфраструктурными отраслями страны он обеспечивает базовые условия жизнедеятельности всего общества и служит важнейшим инструментом достижения социальных, политических и внешнеэкономических целей китайского руководства.
Историческое развитие железнодорожной отрасли во многом определило экономическое и пространственное развитие Китая, способствовало укреплению его целостности и международного влияния. Сегодня достижения Китая в развитии железнодорожного транспорта особенно актуальны для густо населенных или имеющих очень большую площадь территории страны.
Данное исследование даёт возможность проанализировать состояние железнодорожного транспорта на протяжении какого-либо периода, выявить эффективность работы железнодорожного транспорта в экономике, его развитие, а также предсказать дальнейшее положение железнодорожного транспорта в Китае.
Целью работы является анализ достижений транспортного комплекса Китая в части его железнодорожной составляющей и тенденции дальнейшего развития железнодорожного сообщения.
Указанная цель определила логическую последовательность постановки следующих задач:
– изучить социально-экономическую сущность железнодорожного транспорта Китая;
– выявить влияние роста инвестиций в развитие транспортного комплекса Китая;
– проанализировать современное состояние железнодорожного транспорта Китая;
– провести оценку состояния железнодорожного транспорта Китая за 5 лет (за период с 2014—2018гг.);
– выявить перспективы развития железнодорожного транспорта Китая на 2020—2030гг.;
– разработать прогноз количества перевезенных пассажиров и грузов железнодорожным транспортом Китая на 2019 год четырьмя разными методами прогнозирования;
– оценить точность прогнозов количества пассажиров и грузов на 2019 год;
– выявить оптимальный прогноз количества перевезенных пассажиров и грузов в Китае на 2019 год.
Объектом исследования является железнодорожный транспорт Китая, его состояние и тенденции развития.
Предмет исследования – количество перевезенных пассажиров и грузов, протяженность железнодорожных путей, а также число поездов.
В ходе работы были использованы следующие методы:
– анализ письменных источников отечественных и зарубежных авторов;
– методы сравнительного и статистического анализа;
– спектр общенаучных методов – анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция, аналогия.
Эмпирической базой исследования послужили результаты проведенного автором исследования открытых источников – научных работ, материалов научных конференций, публикаций в СМИ, статистических материалов.
Полученная информация обеспечила базу данных, исследование которых позволило получить ответы на все вопросы исследования и обосновать сделанные по его результатам выводы.
Работа по созданию базы исследования была ориентирована на сбор количественной и качественной информации о развитии железнодорожного комплекса Китая и особенностей управления его функционированием и развитием.
В качестве источников информации использовались статистические, экономические и транспортные китайские документы и материалы Китайской Железнодорожной Корпорации (КЖК), Министерства железных дорог (МЖД) Китая. Важные сведения получены из федеральных и отраслевых программ развития железнодорожного транспорта Китая, законодательных, нормативных и программных документов Китая по вопросам развития региональной экономики и национальной транспортной политики. Широко использовались материалы российской и зарубежной периодической печати и интернета.
Теоретической основой ВКР послужили научные и учебные материалы, монографии отечественных и зарубежных авторов, таких как: Бутакова М. М., Подхалюзина В. А., Лебедева И. М., Федорова А. Ю., Островский А. В., Пивоварова Э. П., Сазонов С. Л., Ли Kэ, Чжао Фан, Лю Кай, Фу Чжихуань, а также статистические данные исследуемой страны, статьи в периодической печати, экономические новости и Интернет-ресурсы.
Структура ВКР соответствует цели и задачам исследования. ВКР состоит из введения, четырех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.