Сессия 3. Развивай великодушие, а не самооценку

Ты осознал свои таланты и делаешь всё, чтобы их умножить. Но у тебя сомнения: злые языки говорят, что тебе не хватает смирения…

Не тревожься. Многие имеют малодушное представление о смирении. Но смирение – не малодушие, а добродетель тех, кто знает истину о себе и живёт в ней. А истина налицо: ты получил таланты, которые должны быть реализованы. Значит, смирение не может обойтись без великодушия.

Великодушие – древнее понятие. Великодушен тот, кто осознаёт своё достоинство и утверждает его в действии.

Много было сказано о смирении, чтобы подчеркнуть великую истину, а именно: Бог – источник всех благ. И напротив, недостаточно было сказано о великодушии, о величии блага, которое нам дано. Нас интересовал источник блага, а не благо само по себе. Считалось, что великодушие препятствует смирению. Это серьёзная теоретическая ошибка: великодушие, которое есть добродетель тех, кто осознаёт своё величие, является неотъемлемой частью смирения – добродетели тех, кто познаёт истину о себе и живёт ею. Правда об источнике величия не должна скрывать правду о самом величии.

Признание твоего собственного достоинства и величия – это проявление смирения, ибо это приближает тебя к истине о себе.

Ты скажешь: «А как же скромность?» Скромность не должна мешать смирению. Смирение важнее скромности. Вспомни слова Клайва Льюиса: «Совершенное смирение освобождает от скромности. Если Бог доволен Своим творением, то и творение должно быть довольно собой».8

Мои голоса называли меня «дочерью Божией». Они говорили мне слова, которые до сих пор потрясают меня: «Иди, дщерь Божия». А сама я любила повторять: «Я дочь Божия. Я выгоню англичан из Франции. Для этого я и родилась!» Некоторые считали это гордыней. Они ошибались, поскольку это была правда. Другие говорили, что это недостаток скромности. Эти были правы: я была слишком смиренной, чтобы заботиться о скромности.

Считать, что великодушие затмевает смирение – это серьёзная теоретическая ошибка. Но ещё серьёзнее практические последствия этой ошибки: мы уступаем величие неверующим, агностикам, атеистам, отдаём в их руки мир, искупленный Христом для сыновей и дочерей Божиих. Какое несчастье и какая несправедливость!

Мы часто неверно говорили о смирении. Правда, что человек сам по себе – чистое небытие, но человек, сотворённый по образу Божию, искупленный Сыном и обóженный Святым Духом – это чудо. Каждый человек призван быть сыном Божиим. Эта высокая и сокровенная истина сподвигнет тебя на великое. Мечтай, как мечтает Бог, твой Отец. Нет нужды искать поводов к великодушию за пределами христианства. Ты сын Божий, нет достоинства выше.

Сегодня часто говорят о «самооценке». Знай, что ты нуждаешься в самооценке не больше, чем в скромности. Великодушие и самооценка – это совсем разные вещи. Великодушие – добродетель, самооценка – эмоция. Добродетель объективна и устойчива, эмоция же субъективна и неустойчива: можно проснуться с высокой самооценкой, а заснуть с самооценкой, близкой к нулю. Ощущение своего величия – одно, осознание своего величия – другое. Чтобы ощущать свое величие, нет необходимости познавать себя, достаточно бахвальства или лести: они создают в нас иллюзию величия.

Великодушие – плод самопознания. Самооценка же во многом зависит от того, как нас воспринимают другие.

Помни: тебе нужно смирение, а не скромность; великодушие, а не самооценка.

Практические советы:

Вспомни случаи, когда скромность мешала тебе действовать: «Кто я такой, чтобы желать спасти мир?.. Есть люди, более способные, чем я… Я не гений, я не учился в Гарварде или Стэнфорде… Я не супермен, я не звезда». Вспомни минуты малодушия и самообмана, когда ты отказывался от своего достоинства и талантов. Исправь себя. Если по темпераменту ты флегматик, великодушие будет для тебя настоящим вызовом, ведь ты по природе склонен недооценивать свои возможности, удовлетворяться рутиной, плыть по течению. Не унывай. Учись мечтать. Многие флегматики научились поступать великодушно.

Загрузка...