Пролог. Германские воздушно-десантные войска в начале Второй мировой войны

Тень Киевских маневров

Принято считать, что толчком к созданию германских парашютных частей стали Киевские маневры Красной Армии в сентябре 1935 года. На них иностранным наблюдателям впервые были продемонстрированы возможности массовых действий парашютных сил. 30 бомбардировщиков ТБ-3 из 3-й авиабригады особого назначения выбросили в районе Броваров около 1200 парашютистов. Десант должен был перекрыть дороги к Киеву с востока и воспрепятствовать подходу резервов «красных» при штурме города «синими».

Одной из ключевых задач стал захват аэродрома в Броварах для дальнейшей переброски сюда войск посадочным способом. Интересно, что с самого начала действия пошли не по «сценарию»: после высадки парашютисты задержались со сбором и не смогли занять аэродром к моменту прибытия самолетов с посадочным десантом. Фактически машинам с пехотой пришлось садиться на незахваченный аэродром – это в точности смоделировало ситуацию при высадке немцев на аэродроме Форнебю 9 апреля 1940 года и на авиабазе Эйпенбург месяцем позже, о чем будет рассказано далее. Сильный разброс при высадке и задержка со сбором парашютистов в дальнейшем стали одной из главных проблем всех воздушных десантов Второй мировой войны.


Высадка парашютного десанта на Киевских маневрах, сентябрь 1935 года


Для увеличения вместимости ТБ-3 парашютистов размещали прямо на крыльях самолета


Транспортный самолет «Юнкерс» Ju.52


Первым воздушно-десантным подразделением германского вермахта стал полк «Генерал Геринг», сформированный весной 1935 года в составе Люфтваффе. Он был создан из полицейского батальона Векке, сформированного Герингом как полицай-президентом Пруссии еще в 1933 году для охраны высших нацистских должностных лиц. Среди прочего обучения бойцы полка как элитной части должны были проходить и парашютную подготовку. Для этого 29 января 1936 года в Стендаль-Борсталь на полигоне Альтенграбов[4] была открыта парашютная школа под руководством капитана Иммана. Уже за первый год через нее прошло около 4000 курсантов.

Вскоре для усиленной парашютной подготовки из состава полка «Герман Геринг» был выделен 1-й егерский батальон под командованием майора Бруно Бройера, а также 15-я инженерная рота. В следующем году был сформирован еще один стрелково-парашютный батальон под командованием майора Гейдриха, располагавшийся сначала в Стендаль-Борстале, а затем – в Брауншвейге.

В том же 1937 году германские парашютисты впервые приняли участие в маневрах сухопутных войск, когда с самолетов для поддержки тактического наступления была сброшена парашютная рота под командованием обер-лейтенанта Цана. В качестве транспортного средства для десантников использовался трехмоторный «Юнкерс» Ju.52.


Схема самолета Ju.52


Этот самолет не обладал выдающимися характеристиками, но был дешев и удобен в эксплуатации. Его ценность как средства быстрой переброски войск впервые была продемонстрирована летом 1936 года, во время военного мятежа в Испании. Именно немецкие транспортные «Юнкерсы» обеспечили быструю переброску верных мятежникам войск из Сеуты в Испанию через Гибралтарский пролив. Всего с начала августа и по середину сентября 1936 года немецкие самолеты доставили на аэродромы Севильи и Херес-де-ла-Фронтеры 12 500 солдат, 35 полевых орудий, 100 станковых пулеметов и 134 тонны боеприпасов. На общем фоне войны это было не так много – но именно быстрое появление в Испании профессиональных марокканских частей позволило франкистам добиться ключевого успеха на начальном этапе войны.

7-я воздушная дивизия

Первым парашютным соединением Люфтваффе стала 7-я воздушная дивизия (7. Fliegerdivision), сформированная в Берлине-Темпельхофе в сентябре 1938 года, в разгар Судетского кризиса[5]. Ее возглавил 48-летний энтузиаст парашютного дела Курт Штудент. В годы Первой мировой он был летчиком-истребителем, затем служил пехотным командиром в Рейхсвере, а с осени 1933 года занимал пост офицера по особым поручениям при авиации. В апреле 1938 года Геринг произвел его в генерал-майоры, а в июле назначил командиром всех десантных частей Люфтваффе.


Генерал Курт Штудент


Хотя отдельные подразделения 7-й воздушной дивизии участвовали в Польской кампании, к 1940 году она еще находилась в стадии формирования. В первую очередь отрабатывалась оптимальная организационная структура воздушно-десантного соединения. К февралю 1940 года состав дивизии был следующим:


• 1-й парашютный полк (3 батальона и противотанковая рота).

• 2-й парашютный полк (только 2 батальона, без полкового штаба).

• Посадочно-штурмовой батальон «Кох».

• 7-я артиллерийская батарея.

• 7-я противотанковая рота.

• 7-я воздушная рота связи.

• 7-я медицинская рота.

• 7-я транспортная рота.

• 106-я зенитная батарея.

• Мотоциклетный взвод.

• Транспортно-боевая эскадрилья особого назначения z. b.V.1.

• Транспортно-боевая эскадрилья особого назначения z. b.V.2.

• Транспортно-разведывательная эскадрилья.

• Планерная команда.



Подготовка немецких парашютистов


Немецкий парашютист с парашютом RZ


В каждом из двух парашютных полков было по три батальона и противотанковая рота. Но из-за нехватки транспортных самолетов вплоть до мая 1940 года дивизия использовалась в бою лишь отдельными частями. Поэтому главной оперативной единицей германских воздушно-десантных войск являлся парашютный батальон, имевший следующую организацию:


• штаб со взводом связи;

• три стрелковые роты – три взвода по три отделения в каждом (18 ручных пулеметов, 3 легких 50-мм миномета и 3 противотанковых ружья);

• рота тяжелого пехотного оружия (12 станковых пулеметов и 6 средних 81-мм минометов).


Немецкий парашютист в полном снаряжении с парашютом RZ1 или RZ16


Немецкие парашютисты перед посадкой в самолет. Из оружия при себе у них только гранаты


Немецкие парашютисты в самолете


Как уже говорилось выше, основной транспортной машиной воздушно-десантных войск являлся трехмоторный «Юнкерс» Ju.52, производившийся еще с начала 1930-х годов. Его грузоподъемность составляла 1,5–2 тонны (при полезной нагрузке до 4,5 тонны в перегруз), он мог брать на борт одно отделение парашютистов – 13 солдат и командира. Таким образом, для переброски одного батальона требовалось 40 машин, минимальный запас снаряжения и снабжения требовал еще десятка машин. При этом к апрелю 1940 года в составе Люфтваффе имелась всего 571 машина Ju.52, причем основной их задачей в боевой обстановке было снабжение топливом и боеприпасами передовых групп моторизованных войск.

Выброска с парашютом требовала специальной подготовки бойцов – включая умение ориентироваться на незнакомой местности, а также быстро принимать самостоятельные решения в постоянно меняющейся обстановке. Наконец, возникали проблемы с личным оружием – прыгать с тяжелым карабином было неудобно, поэтому к началу Второй мировой войны тактика немецких парашютистов предполагала сброс оружия в отдельном контейнере. Сами парашютисты имели при себе только пистолеты, как правило – автоматические «Зауэр» 38 (H).


Немецкий парашютист отрабатывает прыжок из самолета


Немецкие парашютисты прыгают из самолета


Еще раз подчеркнем: собственно парашютистов в немецких ВДВ перед войной было немного – 1-й и 2-й батальоны 2-го воздушно-десантного полка. Их предполагалось использовать в первую очередь для захвата аэродромов или мест, удобных для посадки самолетов, например – ровных и прямых участков шоссе. Основная часть десантных войск высаживалась посадочным способом, с приземляющихся самолетов. Это позволяло улучшить управление десантом, но при этом существовал риск потерять транспортные машины, особенно если на аэродроме еще шел бой.

Паллиативом стали десантные планеры, стоившие куда дешевле. Вдобавок крупный планер теоретически мог поднять куда больше, чем транспортный самолет: к примеру, Me.321 «Гигант», производившийся с начала 1941 года, вмещал до 200 десантников или один средний танк. Однако основной германский десантный планер DFS.230, состоявший на вооружении к 1940 году, имел куда более скромные характеристики: 1200 кг груза либо 10 десантников и 270 кг снаряжения для них. Однако такой планер стоил всего 7500 немецких марок – эквивалент стоимости десяти штатных парашютов RZI6. К весне 1940 года из этих машин был сформирован 1-й полк 1-й воздушно-десантной эскадры.


Десантный планер DFS.230


Эффективность десанта зависела от количества задействованных самолетов и от возможности использовать каждый из них по несколько раз. Поэтому в масштабных боевых действиях десант было желательно использовать не для захвата территории, а для занятия ключевых пунктов, контроль над которыми поможет продвижению своих войск и усложнит действия противника. В первую очередь такими пунктами должны были стать мосты, а также аэродромы, что продемонстрировали еще Киевские маневры РККА. Поэтому впервые воздушно-десантные войска были брошены именно против аэродромов противника. Это случилось в апреле 1940 года.

Загрузка...