Примечания

1

Коан (ко: ан, японская калька кит. 公案, «гунъань») – короткое повествование, вопрос, диалог, обычно не имеющие логической подоплеки, зачастую содержащие алогизмы и парадоксы, доступные скорее интуитивному пониманию.

Коан – явление, специфическое для дзэн-буддизма (в особенности для школы риндзай). Цель коана – придать определенный психологический импульс ученику для возможности достижения просветления или понимания сути учения. Европейским аналогом может служить христианская притча, но коан ни в коем случае не следует переводить или понимать так, поскольку ни мораль, ни религия почти никогда не имеют отношения к сути любого отдельно взятого коана.

2

Санса́ра, точнее – самсара (санскр. संसार, sam.sāra – переход, череда перерождений, жизнь) – круговорот рождения и смерти, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».

Сансара – одно из центральных понятий в индийских религиях – индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. Каждая из этих религиозных традиций дает свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма сансара трактуется как результат невежества о своем истинном «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный и иллюзорный мир за реальность. При этом в буддизме не признается существование вечной души и через цикл сансары проходит временная сущность индивида.

3

Турья – в индийской философии особое состояние сознания, в котором отсутствует субъектно-объектное разделение; область чистого сознания, лежащая в основе трех остальных (джаграта, свапна, сушупти), но являющаяся наивысшей.

4

Самадхи (санскр. samadhi – соединение вместе, слияние) – контакт без среды и посредников, растворение, отождествление;

особое – измененное – состояние сознания: Всебытие, Всезнание, соответствующее последней, восьмой ступени йоги: высшая ступень созерцания, когда в сознании созерцающего:

– растворяются все возможные образы и формы;

– сам созерцающий полностью сливается с созерцаемым;

• состояние сознания, достигаемое в состоянии самадхи, в «Йога-сутре» определяется также словом «кайвалья», т. е. освобождение.

«Без сомнения, нам следует <…> помнить о состоянии трансцендентального самадхи, в котором, как уверяют, нет ни сознания, ни отсутствия сознания».

«“Сама” значит равновесие, “дхи” – интеллект. Самадхи есть состояние равновесия ума, когда личность переходит границы двойственного мира и испытывает счастье общения с Божественным».

«Фактическое значение, придаваемое слову, идет от самого слова. Так, слово «самадхи» само должно показать свое истинное значение. Sama означает равенство, а dhi – буддхи, или ум. Когда вы развили уравновешенность ума, вы в состоянии самадхи».

«Самадхи – это конечная цель йоги. Если состояние концентрации длится 1728 секунд, что составляет 12 дхьян, или 144 дхаран, то самадхи достигнуто. Йоги считают, что в состоянии самадхи происходит полное проникновение в объект концентрации».

5

Кундалини (санскр. कुण्डिलनी – свернутый кольцом, свернутый в форме змеи; локон возлюбленного) – особая энергия, сосредоточенная в основании позвоночника. Существуют различные методы и практики, цель которых заключается в том, чтобы «пробудить змею», осуществив подъем энергии по позвоночнику.

По представлениям древней индийской медицины аюрведы и йогов источник энергии кундалини расположен в основании позвоночника. Символически кундалини изображается в виде змеи, свернутой спиралью в три с половиной оборота, спящей в основании позвоночника (муладхара-чакра). По данным ряда источников, она находится приблизительно в области крестца, или в основании туловища. Считается, что активация кундалини связана с опытом физического биоэнергетического феномена, испытываемого практикующим.

Из опыта древней и сакральной йоги известно, что пробуждение кундалини может произойти в результате духовной практики восточных традиций. В представлениях западного оккультизма пробуждение кундалини может вызвать сильный психологический шок, состояния влюбленности или медитации – психологической работы над собой. Особенное значение кундалини придается в индуистской тантре.

6

Сверхсознание, согласно В. М. Бронникову, является системой тонкоматериальных тел, коллективной субстанцией, состоящей из ассоциаций тонкоматериальных сущностей, органов и систем организма. Сверхсознание имеет свое время жизни, рождение, созревание и переход в новое качество. Сверхсознание функционально находится в пространстве бессознательных психических процессов. По мере развития, созревания и самосознания индивидуальности функция сверхсознания проявляется в жизнедеятельности человека конструктивно как разновидность способностей, талантов и дара. Или деструктивно – в виде расстройств, страхов и патологий: синдром хронической усталости, соматические заболевания, психические болезни, включая шизофрению, аномалии физического тела, раковые заболевания.

Сверхсознание имеет свою анатомию, физиологию и гомеостатику. Сверхсознание связано полностью со всем организмом (физическим телом) человека на тонком плане, его полевой структурой и уходит далеко за пределы в пространство и во времени. К. Циолковский говорил о «лучистом человечестве», подразумевая открытия, развитие и использование возможностей сверхсознания человека.

Сверхсознание напрямую связано с процессом сна, сновидениями и является образной активностью, проявляющей свои свойства в многомерности пространства, являясь основой сигнальных систем.

Сверхсознание проявляет себя в организме человека в виде фантомных чувств на основе различных форм памяти, фантазии и воображения.

7

Мара, также Морана, Морена, Марена, Мора могучая и грозная богиня Зимы и Смерти, жена (дочь) Кащея и дочь Лады, сестра Живы с Лелей. Ее символ – Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть». Легенды рассказывают, как Морана со злыми приспешниками каждое утро пытается подкараулить и погубить солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем… В противоположность Живе и Яриле Марена воплощает собой торжество Мари – «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), т. е. силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание токов жизни как таковой, но – лишь переход к жизни иной, к новому Началу. Так уж положено Родом Вседержителем, что после зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая весна.

8

Ночь Злорада темный период согласно Славяно-арийским Ведам.

9

Армагеддон (др. – греч. Ἁρμαγεδών) – в авраамических религиях место последней битвы добра со злом (ангелов и демонов) на исходе времен в Конце света, когда Мессия Христос (Агнец) вернется на Землю и сразится со Зверем (Сатаной). В этой битве будут участвовать «цари всей земли обитаемой» (Откр. 16:14–16).

10

Амулет предмет, через который проявляется благодатная сила пространства. Он может быть естественного или искусственного происхождения. Между символической силой амулета и его владельцем устанавливается мистическая связь.

11

Янтра изображение, используемое в восточных практиках созерцания, передает образ различных сил и аспектов мироздания. Янтра представляет собой ряд концентрических кругов, вписанных в квадрат. В центр внутреннего круга помещаются пересекающиеся треугольники, буквы или слова санскритского алфавита или другие изображения. Центр янтры обозначается точкой незримого бытия. В практике янтра-йоги посредством янтр пробуждается сила кундалини. Сосредоточение на янтрах приводит к проявлению различных сил и качеств пространства.

12

Мандала в буддизме графическое изображение тонкого мира с Гневными и Мирными Божествами. В большой тибетской мандале 110 Божеств; 42 локализуются в области сердца, 10 – в области горла, 58 – в области головного мозга. В состоянии Просветления все Мирные и Гневные Божества большой мандалы растворяются в трансцендентном единстве мистической Пустоты.

13

Мегалиты (от древнегреч. «мега» – большой и «литос» – камень) – древние культовые сооружения, выполненные из огромных каменных блоков. К мегалитическим конструкциям относят менгиры (вертикально стоящие каменные столбы), дольмены (ящикообразные постройки из многотонных плоских каменных плит), кромлехи (менгиры, выстроенные по кругу и соединенные каменными перемычками).

14

Берегиня – в мифологии восточных славян женский добрый дух. Предположительно берегини – хранительницы рек, водоемов, духи, имеющие отношение к воде. Праславяне жили именно на берегах рек и озер, отсюда и синоним берегини – хранительница, т. е. она хранит, оберегает воду. Берегини считаются добрыми духами. Они помогают людям добраться до берега целыми и невредимыми, защищают их от проказ Водяного, чертей и кикимор.

Со временем славянские народы стали считать, что существует множество берегинь. В берегинь превращались невесты, умершие до свадьбы. Каждого парня берегини считали своим утраченным женихом и часто сводили их с ума своей красотой.

Берегини появляются на Русальной неделе, сидят на берегу и расчесывают свои зеленые косы, плетут венки, кувыркаются во ржи, устраивают хороводы и заманивают к себе молодых парней. По окончании Русальной недели берегини покидают землю. В день Ивана Купалы им устраивали проводы.

Загрузка...