ВЫБИРАЕМ НИШУ В КОТОРОЙ ТОЧНО МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ
Первый вопрос который возникает у предпринимателя который решил создать свой бизнес: в каком направлении начать работу? В какой нише?
Как правило мы упираемся на ссылку существующей на рынке конкуренции. Выбираем по принципу того что мы знаем, умеем, что нам нравится и на что у нас хватает денег.
Уже позже, почему-то, возникают вопросы о том по какому пути развивать свой бизнес, как привлекать клиентов, а по-хорошему эти вопросы нужно поднимать сразу.
ОБРАЗОВАНИЕ, ОПЫТ, ЗНАНИЯ
Когда я анализировал принцип выбора ниш, то установил, что, как правило, люди выбирали нишу основываясь на собственном образовании или на опыте работы в той или иной сфере. То есть, выбор направления бизнеса так или иначе оказывается зависимым от нашего знания о продукте или услуге, либо от нашего опыта.
Открывая бизнес мы думаем: а достаточно ли у меня знаний в этой сфере? И почти никогда не задаем вопрос: а знаю ли я как этим управлять? Открывая что-то мы думаем: а пойдет или нет? И редко задаемся вопросом: а что нужно сделать чтобы точно пошло?
Знания не равно умения – это не всем понятно. От умений до навыков иногда рукой подать, а иногда требуются годы. В вопросе принятия решений и вовсе никакой очевидности, даже если мы считаем, что все принимаемые решения правильные.
МНЕ ЭТО ДОСТАВЛЯЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ
Главная традиция бизнеса это заниматься своим делом
Константин Ивлев, ресторатор, телеведущий
Счастье бизнесмена в том, чтобы найти то дело который т хочешь заниматься и того, кто за это будет платить
Евгений Черняк
Должно ли нравится то, чем я занимаюсь? Разумеется. Невозможно добиться результатов в том, что не приносит удовольствие. Но как быть, если хочешь открыть крутой рыбный ресторан, а денег сейчас хватит только на то, чтобы запустить рекламу каких-то посреднических услуг?
В этом случае сначала зарабатываем, потом идем к мечте.
Чем заняться сначала? Мечта другая, но на нее не хватает. Мечтаешь о ресторане, а хватает на онлайн продажу аккумуляторов. Мечта и желание иметь IT компанию, но все на что хватит – один программист на Кворк, то есть по факту ничего не остается кроме заработка на записи рилсов…
Как быть если есть такое жесткое противоречие и ты вынужден заниматься не тем что хочешь?
Тот, который уже есть и работает. А потом к мечте! Сначала ты делаешь хорошо то, что уже делают все, а потом к мечте, потом к Голубому океану. Золотая мысль, которая экономит миллионы рублей и годы жизни.
Главная проверка ниши заключается еще и в том, чтобы ответить на вопрос: позволит ли этот бизнес достичь моих целей?
Объективно можно открыть пункт выдачи Озон где-нибудь в небольшом городе или деревне и зарабатывать стабильно плюс минус 150 000 рублей. Позволит ли этот доход достичь цель стоимость 40 000 000 рублей за 3 года? Скорее всего нет. В этом случае два варианта: отказаться от цели (как мы обычно и делаем, перемещая ее не то что к более достижимой, а к приземленно доступной), либо сменить нишу! О целях у нас будет отдельная глава. Там обсудим этот вопрос более подробно, а пока просто держите этот вопрос в голове.
НЕ ОТКРЫВАЙТЕ ДЕРЕВЕНСКИЕ МАГАЗИНЫ
Однажды я ехал в поезде. Как и другие пассажиры я читал и смотрел в окно и проезжая мимо какой-то деревни я увидел простой сельский магазин без вывески, но с огромным количеством хаотичных мобильных постеров.
И я задал себе вопрос: что может сделать владелец этого магазина для развития своего бизнеса. Первый вариант – это, конечно же: увеличить площадь, увеличить ассортимент. Но вряд ли он будет востребован в этом поселении и шесть видов макарон вместо трех вряд ли помогут в развитии магазина.
Второй вариант – это открыть ещё один магазин на другом конце этой же деревни.Н о и это окажется нецелесообразным, потому что пешком пройти от одной части в деревню с другой можно максимум за 15 минут.
Третий вариант – это открыть ещё один магазин в соседней деревне который находится в 10-15 километрах. Но это точно такая же деревня и у них уже давно есть свой магазин.
Что такого сможет предложить этот владелец чтобы его магазин получил возможность для развития? Скорее всего ничего не может предложить и ничего не может сделать.
Большинство создающихся бизнесов – это как раз те самые условные деревенские магазины. Не имеющие абсолютно никаких шансов на развитие и масштабирование.
Мое решение: выбирая нишу и план развития опирайтесь на описанный мною пример. И анализируйте какие перспективы есть у вашей идеи в выбранной нише. Во что сможет вырасти ваше детище через год или два. Изначально не создавайте бизнесы по типу этого деревенского магазина.
Говоря о масштабируемости важно понимать его возможности развития как по горизонтали так и по вертикали. С горизонтальным развитием вопросов нет, а вот по поводу вертикального приведу одно высказывание.
У меня нет цели открывать рестораны во всех городах и по всему миру я хочу делать качественную историю
Константин Ивлев, ресторатор, телеведущий
Сложно спорить с тем, что лучше создавать ту самую одну историю в одном месте и быть в топ, нежели делать 10 не качественных едва влекущих существование бизнесов.
СНАЧАЛА ЗАЯВКИ – ПОТОМ БИЗНЕС
Когда-то я совершал катастрофическую ошибку. Он сначала снимал помещение, делал ремонт, все закупал, нанимал персонал, делал торжественное открытие и… да…и закрывался.
Даже в онлайн бизнесе все равно он нес огромные расходы и позже понимал, что не вывозит.
И только потом он понял главное правило: для начала любую идею нужно протестировать! Протестировать на покупаемость! Да, сделать это нужно еще до открытия. Еще до вложений. Сразу как только появилась идея.
Для начала протестируйте идею потратив 5000 рублей
Первое что нужно понять в бизнесе: а смогу ли я привлекать клиентов? Можно найти товар. Можно найти или начать производство. Но если у тебя нет клиентов, если ты не смог найти эту связку – все будет бесполезно.
И понять это нужно до начала бизнеса, а не после весомых вложений.
В своей книге «ГДЕ МОИ ЗАЯВКИ, ЧУВАК?» я очень подробно раскрыл тему тестирования. Найдите ее на Литрес. Будет очень полезно, а об этом вы вспомните особенно тогда, когда вы сэкономите миллионы рублей!
ПРИСТУПАЕМ К ВЫБОРУ
Итак, берем лист бумаги и делаем список из 10 направлений. Обсудите их с партнерами, если вы их выбрали в соответствии с рекомендациями, содержащимися в первых главах книги.
Теперь смотрим на свои возможности, знания, ресурсы. Ранжируйте. Меняйте местами. Переспите с информацией и решениями пока они окончательно не приняты.
К сожалению, многие никогда ничего не откроют и это факт. Они найдут сотни причин почему НЕ. Вы, случаем, не в этом списке? Не будьте в их числе, ведь если вы читаете эту книгу вы уже заряжены на успех и результат и мне будет крайне обидно если вы прочитаете и ничего не откроете!
Сотни «почему НЕ» и правда существуют у многих людей. У меня была забавная история, когда я активно продвигал свои франшизы, а у меня, как у серийного предпринимателя, в определенные моменты было по четыре-пять бизнес проектов, и сейчас о ней расскажу.
Смотря на заявки на покупку франшиз моих направлений я увидел заявки от одного и того же человека которые мы получали на протяжении трех лет. Один человек видя рекламу каждой нашей франшизы оставлял заявку и не покупал. Мы оценили его ответы на вопрос «почему не купили?» и каждый раз он писал что-то типа: не уникально, в моем городе уже есть, не знаю как пойдет…
В итоге этот человек так ничего и не открыл. Он оказался во власти сомнений, переживаний, недоверия, чего-то еще неведомого. Не будьте таким. Действуйте. Сделайте хоть что-нибудь. Лучше было начать, ошибиться, чем сидеть и сомневаться и думать. За эти годы другие ребята купили себе машины, квартиры, нашли новые направления, продали бизнесы и стали на ступеньку выше.
ЗАНИМАТЬСЯ ЧЕМ-ТО ОДНИМ ИЛИ УЙТИ В СЕРИЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
К вопросу о количестве направлений подойдем особенно ответственно. Ведь может быть так, что эту главу о выборе ниши читают те, кто уже в бизнесе и жаждет развития, а могут быть те, кто прямо сейчас думает открыть одновременно два направления или сделать это с небольшим промежутком.
Я всегда считал, что мой бизнес создан для достижения моих целей. Если для их достижения достаточно одного бизнеса я не создаю другие. Если у меня есть желание попробовать или диверсифицировать я могу это попробовать сделать и проверить гипотезу. И если они быстро дают результат – включаю их в список, определяю сроки. Если не дают – просто забываю даже если допускаю что в результате проверки были допущены какие-то ошибки, которые снизили результативность..
Риски и диверсификация
При открытии бизнеса мы должны учитывать внешнее влияние (санкции, прекращение поставок, курсы валют, война, эпидемия, мобилизация, государственное регулирование), внешние факторы (объем производства), временные риски (блокировка счетов).
Вполне допустимо класть все яйца в одну корзину, если вы контролируете, что происходит с этой корзиной
Илон Маск
Да, открытие еще одного направления это снижение рисков. Например, если ваш бизнес целиком и полностью зависит от маркетплейсов то нужна подстраховка и диверсификация не только внутри товарной линейки и площадки, но и неплохо было бы иметь еще одно направление или в рамках этого иные каналы поставок. В этом случае это могут быть оптовые поставки в розничные магазины, собственный офлайн магазин или как минимум две совершенно противоположные товарные линейки.
Я знаю многих предпринимателей, державших весь товар на одном крупном сгоревшем складе известного маркетплейса. По моему они до сих пор так и не получили компенсацию. При этом, с момента пожара до начала новых поставок и наполнения складов в основном на заемные деньги прошло больше 1,5 месяцев которые активно использовали конкуренты.
Стеклянный потолок
Часто слышу о том, что вот, бизнес уперся в стеклянный потолок поэтому пойду-ка открою еще что-нибудь. Иногда это правда становится необходимостью для развития, но чаще – миф. Этот потолок появился лишь потому что вы не знаете что делать дальше.
Оскар Хартманн по этому поводу однажды сказал прекрасную фразу: Чтобы пробить потолок нужно иметь волю его пробить. Хочу ли я пробить этот порог? Нужно себе честно ответить на этот вопрос
В этом высказывании главные слова – «хочу ли»? Пробитие потолка не всегда смена деятельности. В рамках текущего бизнеса можно развиваться по вертикали или горизонтали. Можно добавлять услуги, товары или целые товарные группы, открывать филиалы, запустить франчайзинг и делать много чего еще.
Как понять, что дальше бизнес развивать не имеет смысла и следует остановиться на этапе «дойной коровы»? Тогда, когда вложения имеют окупаемость близкую к нулю и ниже банковской ставки.
Например, в начале вы вкладываете в развитие 1000 рублей, а достаете из бизнеса 10 000 рублей. И так на каждую 1000. Потом расти становится сложнее по целому ряду причин и на вложенную 1000 вы уже получается всего 5000, потом и вовсе 3 000. И это только в деньгах! По времени, вероятно, дабы окупить свою 1000, вы тратите еще больше, работаете еще усерднее и действительно зарабатываете больше, но теперь уже 1000 делает всего 1200… Есть ли в этом случае смысл продолжать? Поскольку это условные цифры и условный пример, то каждый определяет порог в своей нише самостоятельно.
Ответьте на вопросы:
–А что будет если я вложу эти деньги в банк?
–А если я ничего не буду предпринимать, что будет с бизнесом? Не будет ли спада? Как предотвратить спад при условии, что я намеренно откажусь развивать бизнес.
–От чего мне следует отказаться и в пользу чего это сделать?
Иногда стеклянный потолок и правда не хочется пробивать потому что, возможно, этот бизнес вы открывали чтобы заработать на старт бизнеса своей мечты. Помните, об этом мы говорили в начале главы? Такая история совершенно нормальная – бизнес пусть и не на полную мощность, но работает, дает доход, достаточный для текущих вложений в новое направление.
Что делать с таким бизнесом и нужен ли он? Вспоминаем о диверсификации и принимаем решение. Но в любом случае будет возникать вопрос в части управления, ведь это занимает время. Обязательно поговорим об этом вопросе в следующих главах и обсудим эффективное управление бизнесом за 15 минут на одном листе, посмотрим как привлекать талантливых управленцев, распределять роли и делать все для того чтобы владелец был спокоен за свое направление.
ЗАДАНИЕ
Если ниша еще не выбрана давайте сделаем первый список, основываясь на написанном выше. Если бизнес вашей мечты пока вам не доступен – его пишем в отдельной колонке и это будет ваш ориентир.
Если выбрали нишу, еще раз оцените ее, не стали ли вы заложником стереотипов, возможно, вид деятельности вовсе не ваш, у вас не хватит ресурсов или возникнут иные предпосылки, которые будут вам мешать
Если у вас действующий бизнес не может пробить стеклянный потолок просто разберите те пару строк и возможные векторы развития п