ПАРТНЕР В БИЗНЕСЕ: СОВЕРШЕННО НЕ ОЧЕВИДНЫЕ ФАКТЫ
Нужен ли партнер для бизнеса и если ответ «да» то как идеально выстроить работу и взаимодействие. Я не просто так начинаю книгу с этой темы, поскольку она часто становится определяющей еще до того, как вообще появится сама идея бизнеса.
Разберемся с базой.
Когда можно привлекать партнеров
–В начале бизнеса до старта
–В текущей ситуации
Какими могут быть партнеры
–Работающий партнер не принимающий решений
–Партнер – руководитель, принимающий решения
–Партнер – инвестор (как принимающий так и не принимающий решения)
Сколько может быть партнеров
–У Вас может быть 1 партнер
–Партнеров может быть сколько угодно много, если это не противоречит договоренностям
Для чего нужны партнеры
–Деньги, когда у вас не хватает ресурсов
–Силы, когда нужны рабочие руки и нет возможности платить зарплату или брать ответственность
–Связи, публичность, благодаря которым мы заходим в нужные двери к нужным людям
–Знания
Кстати, я не просто так «знания» расположил в самом конце. Обычно мы обесцениваем опыт, знания, навыки, когда принимаем решение о партнерстве и чаще нам просто страшно и мы хотим переложить долю ответственности на кого-то еще вместо осознанного выбора партнера, обладающего качествами локомотива нашего будущего или текущего проекта.
Плюсы партнерства
–Распределение ответственности. Ментально это может звучать как перекладывание ответственности и к распределению страх или подобное желание никакой ответственности не имеет.
–Уровень доверия и мотивации, если партнеры родственники или близкие друзья
–Возможность более быстрого роста
–Минимизация рисков
Минусы партнерства
–Не всегда есть полный контроль над бизнесом
–Расхождение во мнениях при управлении если изначально это не установлено сторонами
–Риск потери друзей и родственников
МЫ ЗНАЕМ ДРУГ ДРУГА ЕЩЕ СО ШКОЛЫ
Самая частая ситуация, когда партнеры – школьные друзья или коллеги по работе, которые решили открыть свой бизнес начинают со слов: «давай замутим и все 50/50». Отсюда, кстати, самая большая часть разрушенных бизнес союзов, когда партнеры не могут поделить власть, свободное время, а затем расходятся становясь наиболее жесткими конкурентами друг друга.
Реже случается так, что в процессе не хватает денег и мы привлекаем инвесторов как с правом голоса так и без него. С так называемыми «тихими инвесторами», особенно с теми, кто вложил всегда проще
РЕШЕНО: ПАРТНЕРСТВУ БЫТЬ. ПРОБЛЕМ НЕ БУДЕТ
Если решение принято так тому и быть. Партнерство должно быть оформлено. Уставом ООО это не оформишь. Здесь будет достаточно просто задокументированного соглашения, в которое можно в будущем вносить правки.
Проблем во взаимоотношениях не будет если будут выполнены следующие условия:
–Распределяем обязанности
Распределение должно быть жестким, четким и однозначным. Таким является, например, условное разделение бизнеса на блоки. Основные три: маркетинг, продажи, исполнение. В зависимости от направления это может быть: закупка, маркетинг, продажи, гарантия и так далее.
Именно эти блоки и подлежат разделу. Условно, если совладелец Василий отвечает за маркетинг, то совладелец Николай может дать свои рекомендации на общей планерке, но не имеет права вмешиваться в процесс и давать свои заключения по результату. Ответственный сам занимается наймом и может брать жену, детей, родственников и кого угодно вообще. Проговариваю это сразу и конкретно, поскольку это важно!
Обязанности могут предполагать и самостоятельное планирование расходов – это логично если ты отвечаешь за результат.
–Устанавливаем долю каждого
Доля устанавливается в самом начале и определяется как процентом вложений так и процентом участия в том или ином блоке. Безосновательная доля 50% позже станет камнем преткновения. Несмотря на договоренности, при не верном определении соотношения обязанностей к проценту обязательно встанет вопрос о том, что один делает больше, другой меньше – либо сразу правильно распределите обязанности либо %.
–Определяем ответственность за результат
Какова ответственность за не достигнутый результат, как это обсуждается.
–Что делается совместно
Нужно установить где один человек не имеет права принимать решения. Например, стратегия может определяться совместно. К примеру, у компании есть два канала продаж: онлайн и офлайн. Стратегическая сессия позволит договориться остаются две ветки или фокус и предпочтение отдаются какой-то одной. После принятия решений лишь идет совместная работа с учетом согласованного вектора.
Разумеется, я привел наиболее частые ситуации и они все так или иначе характеризуются двумя базисами: независимостью и ответственностью. Независимость
Отсюда выводы
Если вы решили открыть бизнес подумайте, чего вам не хватает. Посмотрите еще раз пару строк в блоке «Для чего нужны партнеры». Возможно, вы ошибаетесь, что вам вообще кто-то нужен.
В каждом случае важно определить со всеми участниками сколько всего может быть партнеров, какие у них будут доли, от чьих долей будут «отщипывать» кусочки, могут ли это быть «свои» партнеры (родственники, например).
Родственники и друзья не всегда очевидные и такие прекрасные партнеры, поскольку могут быть вовсе не замотивированы и не заинтересованы в результате. Если таких партнеров-родственников привлекаете вы это может стать камнем преткновения и вызвать конфликт с другими партнерами, та же история может возникнуть и с вашей стороны если действующий партнер вводит в бизнес своих людей.
Разграничьте полномочия. Мало «договориться на берегу». Важно конкретно и четко разграничить зоны ответственности и влияния.
Обеспечьте прозрачную безопасность выхода. Сразу необходимо оговорить вопрос того, что будет происходить с бизнесом в случае если партнеры решат разойтись.