Как обесценивают ценности

Когда у человека появляется, в той или иной степени оформленности и устойчивости, объектная ценность:

– дело;

– человек;

– идея, –

приверженность которым человек хочет сохранять, несмотря на фрустрацию, дискомфорт и социальное неодобрение, имеет место диссонанс.

С одной стороны, есть то, что тебе дорого. С другой – всё обстоит не так, как тебе было бы приятно:

– дорогое тебе дело очень трудное, денег на него нет, спонсоров нет, и единомышленников нет, и непонятно как его делать вообще;

– дорогой тебе человек далеко, не удовлетворяет твоих потребностей и не соответствует твоим ожиданиям;

– дорогая тебе идея не разделяется массами.

И возникает дилемма:

– либо сохранить приверженность тому, что дорого тебе, и при этом выносить дискомфорт, который в ближайшее время никуда не денется, а может и всегда таким будет;

– либо отказаться от того, что тебе дорого, и погрузиться в нирвану (блаженное довольство и удовлетворенность).

Эта дилемма – реальный нравственный выбор.

Биомасса выбирает нирвану. То есть почти почти все. Фрейд, кстати, написал про «принцип нирваны». Это для котиков-собачек актуально. И для особей, которые в духовном смысле на уровне котиков-собачек находятся.

Какие есть 3 способа отказа от объектной ценности, к ним часто подталкивают, в частности и психотерапевты:

– внутренняя агрессия на объектную ценность, например «он/она недостойно себя ведёт» и «не так как подобает ко мне относится», эти идеи это «мракобесие» и «лженаука»… если за всплеском внутренней агрессии последует агрессивный выпад в адрес объектной ценности (иногда говорят «высер» – она обесценится);

доступные соблазны, или внешние стимулы, уводящие в сторону, которые отвлекают от объектной ценности и сбивают с пути – к ним подталкивают, и если человек сделает реальный шаг, реальное действие, которым он выбирает не то, что дорого, а то, что доступно и легко, ценность обесценится;

примиренчество, когда чел говорит «все равно бы не получилось», запускает механизм грусти, отгрущивает – и объектная ценность обесценивается.

Когда объектная ценность обесценивается, в мозгу как бы что-то «схлопывается». Мозг перестаёт генерировать ценностное отношение. И снова его генерировать, по произволу человека, он не начнёт.

И человек лишит себя чего-то дорогого. Не обязательно удобного и доступного, но ценного. Ради чего лишит? Чтобы избавиться от внутреннего дискомфорта и получить нирвану.

Когда зарождается объектная ценность, от чего-то приходится отказываться. Либо от этой самой ценности, которая без гарантий, либо от гарантированного комфорта, удовлетворенности, нирваны и равновесия с социальной средой.

Биомасса выбирает комфорт. Всегда. На то она и биомасса.

Загрузка...