Мечта – это не про инстинкты и удовольствия

Большинство людей живут по принципу удовольствия. В основе которого – удовлетворение инстинктов. Слово «мечта» они используют направо и налево:

– мечтаю айфон купить топовый;

– мечтаю вот с этой бабой / этим мужиком перепихнуться;

– мечтаю по миру поездить…

В своей книге словом Мечта я обозначаю другое – объектные ценности. Объектные ценности не у каждого есть. И только они, я считаю, заслуживают называться «Мечтой». Хотя если кто-то хочет заниматься самообманом – флаг ему в руки.

Объектная ценность, а стало быть, и Мечта – это НЕ:

– приятно – не приятно;

– удобно – не удобно;

– комфортно – не комфортно;

– выгодно – не выгодно;

– разумно – не разумно;

– правильно – неправильно;

– нормально – не нормально.

НЕ это всё!

А то, что дорого сердцу: человек, дело, идея. Какие они есть. А дороги или нет, выявляется одним способом: реальным перенесением:

– фрустрации;

– дискомфорта;

– страдания, –

для сохранения приверженности тому, что дорого.

Если индивид при наступлении фрустрации, дискомфорта, страдания отказывается от того, что их вызывает, от человека, дела, идеи, – никакие это не объектные ценности для него.

Биомасса живёт, подчиняясь гласу естества. Как сказал Жириновский:

Каждой бабе – по мужику,

Каждому мужику – по бутылке водки.

Хочу водки, хочу бабу – не до объектных ценностей. Щи потеснее и жена повкуснее – и жизнь удалась!

Всяческие психологи глас естества называют словом «потребности», и самим этим термином придают ему императивную весомость. Надо, брателло, без этого никак! А этому самому гласу естества можно сказать «нет».

Зачем сопротивляться инстинкту? Точнее не просто подавлять/вытеснять, а совладать с ним грамотно?

Во-первых, потому, что помимо полового и пищевого, есть стадный инстинкт. Куда стадо – туда и я. Как стадо думает – так и я думаю. В смысле перенимаю неосознанно и на автомате. Ибо стадо – это референт. Как в фильме «Джентльмены удачи»:

Все побежали – и я побежал.

И если не хочешь мчаться по общей траектории, с инстинктами нужно учиться совладать, а не разнуздывать их и не потакать им.

А во-вторых, с возрастом возможность удовлетворять инстинкты снижается до нуля. И если индивид на потакание инстинктам подсел, у него будет психический слом, как у алкаша после отмены алкоголя. Но алкаш переломается за неделю-две, и ломки пройдут. А в случае инстинктов – слом будет навсегда, увядание-зачахание психики, и как следствие могила в 70-80, а не в 100-120.

В общем. Либо субъективное «счастье», либо объектные ценности. Аморфность суждений «и то и другое» не работает.

И теперь конкретно про человека как объектную ценность. Так бывает, только редко.

Для биомассы другой человек – средство получения удовольствия. Сначала вместе хорошо и счастливы. Но наступает десенсибилизация. Нирвана заканчивается, и биомасса «выходит из отношений», чтобы замутить новые. Человек, конкретный – он не важен, а важно удовольствие. Очень убого…

В ценностном отношении к другому человеку можно устоять, только нужно себя для этого воспитывать. Об этом, кстати, моя «Любовь или либидо: Подняться над пошлостью и устоять в любви, которой якобы нет».

Ценностное отношение, когда другой человек дорог – это не эмоция «приятно – неприятно». И если приятно – удовлетворяюсь, а если нет – сливаюсь. Ценностное отношение – это решение, воля, проактивная и деятельная позиция. Как воинская присяга. Это не просто «эмоция», которую можно «отпустить» и помчаться искать новые удовольствия. Об этом, кстати, Э. Фромм писал в своих книгах.

Загрузка...