Скотт Каннингем Гавайская магия. Руководство по духовным традициям и практикам

Книга посвящается

памяти Мэри Кавена Пукуи

Scott Cunningham

Cunningham’s Guide to Hawaiian Magic & Spirituality


Перевод с английского Анны Рудашевской


Published by Llewellyn Publications Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com


© 1994 and 2000 by Scott Cunningham

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2019

Об авторе

Скотт Каннингем активно практиковал магию свыше 20 лет. Он автор более 50 книг по художественной и научно-популярной тематике. Книги Скотта Каннингема отражают широкий круг его интересов в области нью-эйдж, где его высоко ценили. Он ушел из жизни 28 марта 1993 года, но его труд, каждое его слово продолжают жить.

Благодарности

Моя глубочайшая благодарность обращена к людям, прямо или косвенно помогавшим мне закончить эту книгу. Рути Филлипс – за то, что первой научила меня старым традициям; Мэрили – за то, что она разделила со мной многие гавайские приключения; А. К. – за то, что открыла мне путь к пониманию философии кахуна; Рону и Сэнди – за то, что приютили меня и открыли глаза на домиссионерскую эпоху Гавайев; Салли и Джерри – за их радушное гостеприимство на Оаху; музею Джаггара и Гавайскому бюро помощи туристам.

Все ошибки в интерпретации и изложении информации, допущенные в этой книге, безусловно, принадлежат только мне.

Часть I Основы

Глава 1 Земля и люди

Попробуйте представить: вы покинули свой дом. Прошло много недель с тех пор, как вы отправились в плавание вместе со всей семьей и десятками соплеменников. У вас осталось мало провизии и еще меньше воды. Огромное сдвоенное каноэ, ставшее вашим домом, день и ночь качается на волнах Тихого океана. Ваш кормчий владеет древним знанием, он без устали правит каноэ, ориентируясь по звездам, океанским течениям, облакам, птицам и другим знакам, но похоже, что море поглотило всю землю.

Наконец на горизонте, как маяк, поднимается груда облаков. Вы налегаете на весла и гребете к манящей вдалеке белой гряде. Она растет на глазах, и вот сквозь облака проступают зеленые горы.

Эхом разносится шум волн, с грохотом разбивающихся о коралловый риф. Вы чувствуете запах свежей земли. Кормчий находит разрыв в рифах, окружающих остров. Каноэ рассекает воду. Волна подхватывает его, поднимает все выше и выше и несет к долгожданной земле.

Это самый большой остров из всех, что вам доводилось видеть. Повсюду возвышаются фантастические скалы, шумят сверкающие водопады. Вот она, цель долгого и трудного пути – клочок суши посреди самого большого океана на планете.

Пусть ваш кормчий нашел остров благодаря точной науке, но земля – это дар богов. Каждый утес, дерево, река, пляж или камень излучают духовную энергию.

Вы благодарите древних богов за то, что они привели вас на этот остров, и отправляетесь на поиски новых божеств, обитающих здесь. Ибо все острова и земли были созданы богами и богинями.

Ваша группа переселенцев поселяется на острове. Вскоре к вам присоединяются и другие, привлеченные плодородными долинами и обильными морскими водами. Вы создаете общину, осваиваете ремесла, разводите новые растения и животных. Но вы никогда не забудете тот миг, когда впервые увидели остров и вам явилось чудо существования земли посреди бескрайнего океана. Это и станет основой вашей религии: земля.



Гавайи родились из огня посреди Тихого океана. Самые крупные острова архипелага находятся примерно в 2000 милях от ближайшего континента. Были времена, когда Гавайев вовсе не существовало. Потом глубинный разлом на дне океана начал извергать лаву. Лава слой за слоем застывала на морском дне, и ее покрывали следующие слои расплавленной породы. В конце концов подводная гора пробила поверхность воды. Гора все росла, на ее склоны выплескивались новые потоки лавы, пока не превратились в массивный остров.

Согласно теории тектоники плит, новорожденный остров дрейфовал на север за пределы зоны вулканической активности. Затем на его месте появился новый. Этот процесс продолжался до тех пор, пока не появились все Гавайские острова. Он не завершился и теперь.

Когда появились острова, облик Гавайев еще только начал формироваться. Огромные островные вулканы задерживали небесную влагу, она проливалась дождем на черные лавовые пики и вырезала из них горные цепи. На острова начала прибывать жизнь – насекомые, подхваченные воздушными потоками; семена, выброшенные на выступившие из воды пляжи; птицы, сбившиеся с курса во время миграций. На подводных склонах постепенно вырастали коралловые рифы. Пустынная суша посреди бескрайнего океана покрылась ковром зелени. Жизнь твердо обосновалась на этих плодородных землях. Насекомые, птицы и растения развивались в условиях новой среды, создавая уникальные формы, неизвестные нигде в мире. Дожди продолжали размывать острова, изменяя их очертания.

Наконец, из южной части Тихого океана на эти благословенные берега прибыли люди (точная дата этого события не известна – возможно, около 500 г. н. э.). Сойдя на берег с оснащенных балансирами каноэ, полинезийские первооткрыватели решили, что плодородные острова годятся для того, чтобы стать для них новым домом. Они обосновались здесь и зажили простой жизнью.

Затем (возможно, около 1000 г. н. э.) началась новая волна миграций из Полинезии. Новоприбывшие были хорошо экипированы. Они везли с собой культурные растения, поросят, цыплят, собак и многое другое, необходимое для выживания. Они умели строить большие каноэ, способные нести припасы и до 60 человек команды. Обладая более развитой культурой и технологиями, новые переселенцы взяли верх над прежними обитателями, и те вскоре почти исчезли.

В течение следующих 200 лет было предпринято немало путешествий между Гавайями и Таити. В этот период гавайская культура все еще находилась под сильным влиянием культуры прародины. Однако в конце концов связь оборвалась, и гавайцы стали жить в полной изоляции. Они создали собственную великолепную культуру, богатую духовно и основанную на почитании земли. Их социальная система была строгой и упорядоченной.

Сотни лет гавайцы жили в относительной гармонии. Конечно, их правители нападали друг на друга, и война была обычным делом, но даже сражения подчинялись религиозным ограничениям. Периоды кровопролития и голода сменялись днями мира и изобилия.



Любой, кто хоть немного способен ощущать дух места, оказавшись на Гавайях, чувствует необычную атмосферу этих островов. Ее невозможно увидеть и трудно описать, но умиротворяющая гудящая энергия заставляет людей возвращаться сюда снова и снова.

Сначала кажется, что энергия исходит из самой земли, затем – что из окружающего океана и пресной воды и, наконец, из воздуха. Ее излучают и местные жители, особенно коренные гавайцы.

Ее можно почувствовать, спустившись в заросшую папоротником долину или прогуливаясь по пустынному пляжу. Впитать вместе с едой из выращенных здесь продуктов. У этой энергии есть имя: мана (духовная сила).

Почему мана Гавайев так отличается от существующей в других местах земного шара? Почему именно эти острова отмечены благословением духа, которое делает их такими живыми и активными?

Возможно, потому, что Гавайские острова появились недавно (с точки зрения геологии), окружены морем и населены уникальными видами птиц и растений. Сами гавайцы скажут, что боги вдвойне благословили это место.

Мана вулканизма, изоляции и эндемичных видов смешивается, создавая необычайно мощную форму духовной силы. Маной наполнено все вокруг: люди, камни, цветы, источники, сама земля. Именно этой жизненной энергии недостает людям, когда они покидают Гавайи, и потому они стремятся вернуться сюда.

В мире есть много красивых тропических островов, но нигде нет уникальной маны Гавайев. Если даже мы, живущие в мире науки, можем ощутить силу Гавайев, разве удивительно, что первые поселенцы считали их священными?

Они и были такими. Вся земля на всех островах принадлежала акуа – богам и богиням. Частная собственность на землю была под запретом. Вожди были хранителями земли, простолюдины трудились, чтобы обеспечить всех едой, а владели островами боги.



Здесь следует сказать несколько слов о гавайской социальной системе. На Гавайях использовалось строгое классовое разделение. Общество состояло из трех классов: алии, макааинана и каува.

Алии были правящим классом. Те, кто с рождения принадлежал к ним, происходили от богов и богинь и обладали божественным правом. Некоторые вожди считались акуа (богами) при жизни или становились ими после смерти. Алии обладали огромным количеством маны (духовной силы). Кахуна – известные люди знания – обычно относились к этому классу.

Правители и правительницы пользовались особыми привилегиями, недоступными простым людям, но их жизнь порой была трудной. Рассказов о жестокости алии предостаточно, но большинство вождей, похоже, отличались щедростью, считались добрыми правителями и искренне заботились о благополучии подданных. Некоторые гавайцы до сих пор ведут свою родословную от алии и еще дальше – от акуа.

Макааинана были простыми людьми. Они ловили рыбу и птиц, выращивали урожай, занимались ремеслом и кормили семьи. Без этих простолюдинов алии не смогли бы выжить. Отношения между алии и макааинана были взаимовыгодными.

Каува были сродни касте неприкасаемых в Индии. Им повсеместно отводилось униженное положение рабов. Их тень не могла упасть на другого человека, даже на простолюдина. Их отличали от макааинана по татуировкам на лбу и в уголках глаз.

Вероятно, каува были потомками побежденных племен. Их часто приносили в жертву. Они не имели никаких прав и привилегий и были вынуждены селиться в маленьких анклавах на отведенных им участках земли, как заключенные.

Рабство и человеческие жертвоприношения могут показаться отвратительными, но прошло уже больше ста лет с тех пор, как рабов специально завезли в эту страну, а на материковой части Соединенных Штатов рабство продолжало существовать спустя десятилетия после его официальной отмены на Гавайях. Хотя идея о принесении в жертву людей сама по себе неприемлема, большинство жертв были преступниками, а в Соединенных Штатах смертная казнь до сих пор совершается на законных основаниях.



Гавайи: земля и люди. Изучение новой культуры – сложная задача, поскольку мы, естественно, сравниваем ее ценности, религию и практику с нашими собственными. Принимая наш образ жизни за идеал, трудно увидеть внутреннюю ценность в любом другом.

Лишь оставив в стороне культурные предубеждения, мы сможем по-настоящему учиться, потому что перестанем оценивать новую информацию с оглядкой на собственные предрассудки и ожидания. Только непредвзятое мышление и готовность постигать новое помогают понять людей другой культуры.

Гавайская духовная традиция может показаться странной и чуждой, но в ее основе лежит определяющий принцип любой религии: контакт с божественным. Весьма полезно рассмотреть аспекты гавайской культуры с незападной точки зрения.

Рожденная в древней Полинезии, взращенная на невероятно красивых островах гордыми людьми, чьи предки рискнули всем в поисках нового дома, гавайская духовная традиция представляет огромную ценность и может многому нас научить. Среди ее уроков – почтение к земле, экологически бережное рыболовство и земледелие, разумное использование воды, прочность семейных уз, правильное отношение к религиозному разнообразию и представление о духовной силе, которая пронизывает все сущее.

Нам действительно есть чему поучиться.

Глава 2 Пути богов

«А мама уа ноа!» Старый жрец замирает, произнеся последние слова молитвы («Молитва отлетела»). Дюжина вождей преклоняет перед ним колени. Неподалеку, выстроившись полукругом, на них безмолвно взирают двухметровые деревянные идолы, но кахуна обращается не к ним.

Тишина. Вожди неподвижны. Жрец напряженно вглядывается в небо и землю в поисках знака, что боги получили ману молитвы.

Он смотрит на груды плодов, трав и цветов на алтаре. Не появится ли знак?

Внезапно ветер врывается в храм под открытым небом. В небе грохочет гром. Легкий прохладный дождь освежает землю. Кахуна улыбается: сразу три знака. Значит, боги приняли его молитву и Кане благословит людей обильным урожаем.



Гавайцы исповедовали многобожие. На разных островах, в разных семьях и профессиях почитали собственные божества. Поэтому древнюю гавайскую духовную традицию бессмысленно рассматривать с западной точки зрения. У них не было культа единого верховного божества, которому бы они неизменно поклонялись, а также отсутствовала настоящая иерархия божеств.

Древние полинезийцы, переселившись на острова, принесли с собой духовную традицию их прародины. Со временем им открылись новые божества земли, моря и воздуха. Некоторые уже известные боги пережили на Гавайях новые приключения. За многие века рассказы о рождении новых божеств стали настолько запутанными, что возникли совершенно противоречивые версии. Гавайцы говорят о «ка леху о ке акуа», то есть «400 тысяч богов и богинь».

Многие негавайцы слышали только об одном гавайском божестве – Пеле, но есть и бесчисленное количество других. Каждая сторона жизни была связана с божеством. Рыбаки молились богам рыбной ловли, строители каноэ – собственному богу, спортсмены – тем, кто покровительствовал их любимому виду спорта. Кроме того, в особых местах были приняты особенные культы (например, вулкан Килауэа на Большом острове – это дом Пеле). Многие птицы, морские существа и растения были не только связаны с тем или иным божеством, но и сами ими были.



Религия гавайцев не была безусловной верой в богов. Их отношения с богинями и богами основывались на наблюдении и опыте, а не на мистической теории. Такие отношения возникли из эмоциональных, интеллектуальных и чувственных переживаний, которые интерпретировались и осмысливались в соответствии с традицией.

В работе «Система полинезийской семьи Кау, Гавайи» Э. С. Крейгхилл Хэнди и Мэри Кавена Пукуи писали о гавайских акуа как о «личностях». Возможно, в этом и следует искать ключ к реальности богинь и богов в восприятии древних гавайцев. Именно способность олицетворять природные явления лежит в основе традиционной гавайской духовности.

Гавайцы не просто признавали присутствие высших сил, они создали сложный религиозный культ и постоянно обращались к акуа в ритуалах и молитвах. За столетия до прибытия миссионеров они уже были по-настоящему религиозными людьми.

Их религиозные обряды основывались на личном опыте общения с этими силами. Гавайцы не просто решили, что вулкан представляет Пеле, они обнаружили присутствие Пеле в вулкане. Пеле не представляет вулкан, а вулкан не представляет Пеле. Они суть одно – неразделимое целое.

Для древнего гавайца подвергать сомнению реальность богинь и богов было бы так же абсурдно, как подвергать сомнению существование океана, дождя и грома. Океан существует. Дождь существует. Гром существует. Точно так же Каналоа существует. Лоно существует. Кане существует.

Древние гавайцы поклонялись вполне реальным божествам. Рыба, выловленная в море, была личным подарком бога Куула. Вода появлялась там, где Кане вонзал в землю свою палку-копалку. Лоно угощал всех едой из своей тыквы-горлянки.

Эта религия прочно укоренилась на Земле и в самой жизни, она была поистине народной. Хотя эзотерические секреты, несомненно, считались уделом избранных – кахуна пуле (знатоков религии, жрецов), все имели доступ к божественной мудрости и все (жрецы, вожди, мужчины, женщины и дети) молились богам.

Все боги заслуживают поклонения

В отличие от многих других религий гавайская духовная традиция признавала истинность всех акуа всех островов и земель. Чужеземные боги столь же заслуживали поклонения и уважения, как и те, что были явлены гавайцам.

Преподобный Уильям Эллис, английский миссионер, проповедовавший на Гавайях в 1820-х годах, однажды встретил жрицу Пеле. Выслушав его проповедь, жрица сказала собравшимся людям: «Могущественны гавайские боги, и величайшая из них – Пеле, богиня Гавайев».

Преподобный Эллис спросил, слышала ли она и поняла ли его проповедь (которую он произнес на местном языке). Она ответила утвердительно. Тогда проповедник многозначительно осведомился, считает ли она, что Иегова «хороший» делает счастливыми тех, кто ему поклоняется. Женщина ответила:

Он твой добрый бог, и это хорошо, что ты ему поклоняешься. Но Пеле – мое божество и великая богиня Гавайев. Она обитает на Килауэа. Охиаокелани – угол ее дома. В стародавние времена она покинула землю и ушла за небо.

После нескольких подобных утверждений преподобный Эллис снова попытался переубедить жрицу, сказав, что Иегова – единственный бог. В ответ она заявила, что это просто неправда (см.: Эллис. Полинезийские исследования: Гавайи. С. 309–310). Многобожие всегда было центральной идеей гавайской духовной традиции.

Природа богов

Боги и богини Гавайев обладали многими человеческими качествами. Они любили, сражались, преуспевали и терпели неудачи. Сажали семена, собирали урожай, пили хмельные напитки, занимались серфингом и плавали. От людей их отличало количество маны. У акуа ее было гораздо больше, чем даже у правящего класса.

Акуа могли быть добрыми, но сурово карали, если ими пренебрегали или нарушали табу. Каждое божество в определенной степени обладало двойственными качествами, и ни одно не считалось олицетворением зла. Древние гавайцы не признавали дьявола. Они чувствовали, что все люди (и божества) – цельные существа. Таким образом, ради восстановления жизненного порядка можно было обращаться и к колдовству акуа.

Некоторые из этих существ жили на Земле. Другие обитали в иных землях (на островах), куда редко дано попасть человеку. Но гавайцы определенно считали акуа похожими на людей. Богини и боги катались на санках с гор, занимались серфингом на любимых пляжах, танцевали хулу, путешествовали с острова на остров, летали на воздушных змеях, охотились и обрабатывали землю, общались с людьми, обычно с алии – их ближайшими родственниками. Иногда они влюблялись в людей, а некоторые даже погибали, о чем до сих пор повествуют легенды.

В человеческой природе акуа нет ничего таинственного. В книге «Человек, боги и природа» Майкл Киони Дадли утверждает, что все акуа когда-то были людьми и жили на нашей планете. После смерти их стали обожествлять и поклоняться им (см. главу 3). Это, безусловно, объясняет, почему о них иногда говорят как о живых людях, а иногда – как о божественных сущностях. Те, кого сегодня называют божествами, вероятно, изначально были духами предков, которым поклонялись как на Гавайях, так и по всей Полинезии.

Генеалогия всегда имела для гавайцев большое значение (по крайней мере, для правящего класса). Родословные обычно восходили к предкам из числа акуа, и это еще раз подтверждает теорию Дадли.

Священные истории акуа (так называемые мифы) отличает богатое и разнообразное хитросплетение сюжетов.

Дома богов

Много историй рассказывают об акуа, живших на Гавайях, об их прибытии (что подтверждает теорию их человеческого происхождения). Однако считается, что большая часть акуа в разное время жили на одном из 12 священных островов во владениях Кане. Эти земли могут плавать в море, погружаться в его воды или висеть в воздухе среди облаков. «Острова, скрытые богами», залитые красноватым светом, иногда можно увидеть на восходе или закате солнца у линии горизонта.

Самый известный из затерянных островов (острова для полинезийцев – эквивалент земли) – Кане-хуна-моку (скрытая земля Кане), где обитают Кане (дарующий пресную воду, солнечный свет и плодородие) и Каналоа (бог океана). Здесь божества наслаждаются жизнью, не ведая труда и смерти, а слезы – под запретом.

Также часто в мифах упоминаются священные земли Куай-хе-лани (поддерживающая небеса) и Нуу-меа-лани (возвышенное тихое место на небесах), куда время от времени удаляется Хаумеа (покровительница родов), прежде чем вернуться на землю в новой человеческой форме и произвести на свет новые поколения. Некоторые авторы утверждают, что Нуу-меа-лани выше Куай-хэ-лани и что все эти земли располагаются друг над другом.

Не следует сравнивать эти земли с библейскими небесами и садами Эдема, поскольку представление о них сложилось еще в дохристианские времена. Вообще, представления о богах как о небожителях встречается во всем мире.

Эти острова были временными обителями акуа. Люди лишь случайно могли посещать их, и они считались настолько священными, что, даже заметив их мельком, запрещалось на них указывать.

Молитва и ритуал

Гавайцы всегда любили молиться, и это был самый распространенный способ духовного выражения на древних Гавайях. В распоряжении гавайцев имелось бесконечное разнообразие религиозных ритуалов. Практически все аспекты жизни – зачатие, рождение, выбор имени, уход за больными и отлучение от груди, брак, строительство дома, медицина, приготовление еды, болезни и смерть и многие другие – управлялись конкретными божествами.

Каждому занятию и ремеслу, будь то ткачество и резьба по дереву или воровство и мореплавание, соответствовало свое божество, которому молились до, во время и после работы.

Это не означает, что гавайцы были суеверными людьми. Они обладали достаточными знаниями, чтобы вязать сети, строить дома, ловить рыбу и сажать бананы. А молились они, чтобы узлы были крепкими, дома устойчивыми, чтобы каноэ в открытом море не заливали волны, а банановых деревьев не коснулась болезнь. Это были искренние просьбы, обращенные к соответствующим божествам, чтобы они помогли приступить к делу, привели его к благополучному завершению, благословили и охраняли его результат.

Конечно, существовали устойчивые формы молитвы, но люди могли молиться в любое время и по любому поводу, спонтанно сочиняя в случае необходимости собственные тексты. Их характер был разговорным, что указывает на непосредственное общение между человеком и акуа.

За вождей и простых людей в храмах молились кахуна пуле (знающие молитвы): о плодородии, победе в битве, долгожданном дожде и прочих общественных нуждах. Другие кахуна (мудрецы) совершали молитвы по разным поводам от имени народа.

Такие молитвы, пришедшие из далекого прошлого, скрупулезно запоминались и передавались следующему поколению жрецов. В этих традиционных текстах не дозволялось менять ни единого слова, и многие из них произносились на одном дыхании.

Традиционные молитвы, как и все остальные, обладали мощной силой. Слова, произнесенные у алтаря, особенно во время жертвоприношения, под звуки священного барабана, пока люди внимали им в полной тишине, были не простой формальностью. Каждое сказанное слово обладало маной. В завершение обряда жрец обычно произносил амама уа ноа («молитва теперь свободна и отлетела»), обозначая момент, когда духовная сила, порожденная молитвой, в буквальном смысле улетала к божеству или божествам. Молитва представляла собой акт, посылающий ману к акуа.

Слова для древних гавайцев имели большое значение. Они служили не только средством передачи мыслей и идей, но и способом передачи маны.

Образы богов

Ранние сообщения миссионеров и христианских исследователей пестрят упоминаниями об «отвратительных идолах», созданных древними гавайцами для использования в обрядах. Вполне естественно, что гавайцы поклонялись образам своих акуа. Эти изображения кии сильно отличались друг от друга. Большинство из них сделаны из дерева, камня, перьев, древесной коры и лозы, и некоторые вовсе не походили на людей.

Такие фигуры были просто предметами искусства – творениями мастеров или обычных людей в минуту вдохновения. Чтобы кии стали обиталищем божества, требовались молитвы и ритуалы. Подобно тому, как молитва христианского священника преображает кусок хлеба во время католического обряда пресуществления[1], так и молитва жреца превращала статуи в физическое воплощение божества.

Перед такими изображениями гавайцы поклонялись божествам. Они были центрами религиозных обрядов. Но люди знали, что при этом настоящие божества где-то рядом. Они молились не куску дерева, а мане, заключенной в этих рукотворных богах. В каком-то смысле образы служили «телефонами» для связи с божествами, чье присутствие не зависело от наличия или отсутствия изображения.

Дары

Приношение даров было традиционным и, возможно, наиболее предпочтительным способом почитания богов. Это логично: нести дары тем богам и богиням, которых вы больше всего цените. Жертвы могли быть самими разными в зависимости от почитаемого божества: лубяная ткань, фрукты, цветы, папоротники и другие растения, овощи, рыба, куры, яйца, черные свиньи и (как это ни прискорбно) люди. Практике человеческих жертвоприношений уделялось много внимания, но она не была распространенной.



Обычная форма подношения состояла из еды и называлась мохаиа. Гавайцы понимали, что божества принимают только бесплотную суть даров. Как только божества получали свою долю, оставшуюся часть съедали люди. Таким образом, черная свинья, принесенная в жертву Лоно, становилась пищей и для людей.

Только один акуа требовал человеческих жертв – Кукаилимоку, бог войны, почитаемый Камеамеа I[2]. Никакому другому богу человеческие жертвоприношения не предлагались, и живых людей никогда не бросали в вулканы. Кроме того, гавайцы никогда не приносили в жертву женщин.

У богов «много тел»

Большинство акуа могли принимать различные формы, или «тела», и не все они были человеческими. К этим кино лау («многие», или «другие тела») относились растения, рыбы, птицы, камни и природные явления (облака, молния или ветер). Так, Пеле была вулканом, но по собственному желанию становилась пламенем, молодой девушкой, белой собакой или пожилой женщиной. И это лишь некоторые из ее «многих тел». Бог земледелия Кане мог воплотиться в сову, сахарный тростник и во множество других животных и растений.

Такое сложное отношение к акуа поначалу сбивает с толку, но достаточно вспомнить простую идею: как я уже писал, Пеле – это вулкан, а вулкан – это Пеле. Так же и Кане – это гром и сахарный тростник, а сахарный тростник и гром – это Кане. Это не представления или персонификации, а просто разные формы, которые божества могут принимать по собственному желанию. Как мы увидим в дальнейшем, понятие кино лау очень важно для гавайской духовности.

Почему богинь меньше, чем богов?

Сейчас сложно (если вообще возможно) понять, чем вызвано заметное преобладание мужских божеств над женскими на древних Гавайях. То ли это следствие предвзятости исследователей (большинство из них были мужчинами, недооценивавшими важность женских культов) или просто богиням прошлого не нравилась шумная известность? В общем, женщин, конечно же, не считали скотом. А представительницы класса алии пользовались многими дополнительными привилегиями. Некоторые даже преуспели в традиционно мужских занятиях, например знаменитые женщины-каула (прорицательницы) (см. главу 18).

Правда, к женщинам относилось много табу, не распространявшихся на мужчин. Обычно это касалось конкретного мужского божества или имело прямое отношение к менструации. Гавайцы считали, что менструация оскверняет, но, скорее всего, мужчины просто боялись маны, исходящей от женщины в этот период.

Во всяком случае, о богах древних Гавайев мы знаем гораздо больше, чем о богинях. Особое исключение, Пеле, будет рассмотрено в главе 4.

Я предваряю следующие главы этими замечаниями, чтобы впоследствии меня не обвиняли в сексизме. Вероятнее всего, многие аспекты духовной жизни женщин в настоящее временя утрачены.

Например, одна женщина-эксперт по древней гавайской культуре решительно заявила мне, что на древних гавайских островах «женщины не молились». Это утверждение было категорически опровергнуто, когда я упомянул о нем при кахуна, и большинство других экспертов сходятся в противоположном мнении. Женщины, без сомнения, могли молиться мужским божествам, а мужчины – богиням.

Тем не менее культ богинь обычно чаще распространен среди женщин. На Гавайях, как и во многих других обществах, ежемесячно во время менструации женщины жили в маленькой хижине (хале неа). Мы просто не можем знать, какими секретами делились в это время женщины – члены семьи. Женщины участвовали и в некоторых «государственных» ритуалах, встречались женщины-кахуна, но многое сегодня утрачено. До нас дошли лишь обрывки сведений.

Четыре главных божества

В гавайской духовной традиции четыре божества почитались выше других (по крайней мере, в традиционных групповых ритуалах). Это Ку, Кане, Лоно и Каналоа.

Культ этих четырех акуа был широко распространен, и храмы, построенные в их честь, можно встретить на многих островах. У каждого из четырех богов (кроме, возможно, Каналоа) были свои жрецы и принятые формы поклонения.

Культ Ку, Кане, Лоно и Каналоа завезли на острова полинезийские поселенцы. Эти божества известны во всей Полинезии и, хоть и могут называться разными именами, их священные истории схожи, будь то в Новой Зеландии, на Таити, Гавайях или в других местах (см. главу 3).

Вера в богов сегодня

На Гавайях сохранились отголоски старых обычаев, хотя местные жители поспешили бы это опровергнуть. За прошедшее столетие строгое христианское воспитание привело к тому, что многие гавайцы изменили мнение о своем культурном наследии. Ритуалы и верования, когда-то бережно хранимые, теперь часто публично высмеивают. Немногие образованные гавайцы открыто признают, что их интерес к религии предков – не просто интеллектуальное любопытство.

Оно и понятно. Еще 30 лет назад местное население учили стыдиться своего богатого наследия. Интерес к дедовским обычаям или любым традиционным символам (таким, как хула) считался крайне неуместным. Только недавно гавайский культурный ренессанс позволил многим гавайцам наконец ощутить себя наследниками культуры предков.

Но божества не мертвы, как и их культ. Однажды я встретил женщину-ботаника, которая молилась Ку о защите, в одиночку отправляясь горы. Некоторые жители Большого острова, живущие вблизи вулкана, чтят Пеле и приносят ей дары. Строители во избежание несчастных случаев часто не выходят на работу, пока строительную площадку не благословит кахуна или христианский священник. Старые кости и подношения в погребальных пещерах так и лежат никем не тронутые.

По сей день в уединенных местах по ночам совершаются тайные ритуалы. Многие серьезные ученики хулы дают обет Лаке, богине хулы, а храмы на всех островах всегда заполнены фруктами, цветами и завернутыми в листья камнями – дарами тех, кто просит богов о благословении. И никто не скажет, сколько еще людей в той или иной форме поклоняются божествам у себя дома, когда их никто не видит.

Гавайский культурный ренессанс, который начался в 1970-х годах и продолжается по сей день, побудил многих гавайцев исследовать духовную традицию предков. Даже многие из тех, кто регулярно ходит в церковь, еще не забыли акуа. Это и невозможно, потому что каждая скала, река, озеро и гора хранят священную историю, а божества по-прежнему гуляют по островам.

Глава 3 Боги и богини

Главные боги

Кане

Кане – бог солнечного света, пресной воды, ветра и жизненной силы: он покровительствовал деторождению и плодородию. Говорят, что он родился в древности от союза Папы (земли) и Вакеи (света, неба). Он пришел из Кахики (дома предков гавайцев) со своим постоянным спутником, богом Каналоа. Впервые они появились в человеческом облике у побережья острова Мауи.

Культ этого бога довольно сложный, потому что мог принимать множество форм. Кто-то считает, что их было 30, другие – 70. В облике Канехекили он метал молнии, в облике Канехоалани был правителем небес. Канехуликоа – его океанское воплощение. Еще был Кане вихря, Кане радуги, небесной звезды, великого ветра, пропасти – список обширен.

В человеческом облике Кане чернокожий, с вьющимися волосами и толстыми губами. Другие кино лау Кане – пресная вода, отдельные виды кораллов, совы, сахарный тростник, некоторые виды таро[3], пополо (лекарственное растение семейства пасленовых), альбатрос и многие другие растения и животные. Его священный цвет – желтый.

Так или иначе Кане поклонялись практически в каждой семье, обычно как аумакуа (обожествленному духу предков). Не удивительно, что семейный алтарь, перед которым совершали ежедневные молитвы, назывался Похаку-о-Кане («камень Кане»). Обычно это был конусообразный камень высотой от одного до шести футов[4] (см. главу 11).

Во время молитвы камень окропляли пресной водой или кокосовым маслом и покрывали куском лубяной ткани. Здесь члены семьи, нарушившие табу или нуждающиеся в благословении, молились Кане и другим божествам.

Поскольку в некоторых священных историях Кане выступал как дающий жизнь, в его честь не совершали человеческих жертвоприношений, потому что жизнь для него священна. Его любимыми дарами были желтая лубяная ткань, свиньи и кава (опьяняющий безалкогольный напиток).

Хотя Кане какое-то время жил на Гавайях, говорят, что сейчас он живет в облаках на затерянном острове Кане-хуна-моку вместе со своим другом Каналоа.

Над Гавайями часто собираются гигантские массы облаков. Они приходят со стороны моря и приносят с собой проливные дожди. В этих облаках все еще можно разглядеть Кане.

Ку

Как и у Кане, у Ку много форм. Он был воплощением утреннего солнца, богом рыбной ловли, войны, лесов, определенных видов земледелия, дождя, каноэ и некоторых форм колдовства. Ему приносили человеческие жертвы, а также призывали во время сбора целебных трав.

Ку нередко связывали с богиней Хина (см. ниже). К ним обращались как к великим духам предков. (Хотя практически все гавайские акуа считаются духами предков, Ку призывали чаще, чем остальных аумакуа.)

Сегодня самое известное воплощение Ку – Кукаилимоку («Ку – похититель земли»). Культ этого воинственного божества принесен на Гавайи в XII веке таитянским священником-фермером Паао. По-видимому, он покинул родину после семейной ссоры, которая закончилась тем, что Паао убил собственного сына и племянника.

Как божество войны Кукаилимоку пользовался огромной популярностью у враждующих вождей острова. Вскоре повсеместное поклонение Кукаилимоку навсегда изменило жизнь на Гавайских островах.

Табу значительно ужесточились, и их нарушение считалось серьезным преступлением. Различные общественные классы больше не смешивались, а храмы теперь закрылись для простых людей, чего раньше никогда не отмечалось. Паао также ввел практику человеческих жертвоприношений как обязательное условие поклонения Кукаилимоку. Одним из его самых знаменитых поклонников был вождь, ставший впоследствии королем Гавайев Камеамеа I.

Агрессивный, воинственный Кукаилимоку затмил миролюбивого Ку, которого земледельцы призывали во время сева (как Ку-кулиа и Ку-кеолоуалу), а рыбаки приносили ему дары как Куула.

Одна из самых трогательных священных историй о Ку раскрывает его гуманную природу. Ку жил с одной женщиной в Пуне (на острове Гавайи), и у них родилось много детей. Но вскоре землю опустошил голод. Видя, что его дети голодают, Ку пошел в сад, попрощался с женой и встал на голову.

Он медленно погружался в землю, пока его тело полностью не исчезло. Скорбящая жена присматривала за этим местом несколько дней, «поливая своими слезами». В конце концов из земли появился росток. Он превратился в большое фруктовое дерево, которое положило конец голоду и спасло семью. Самоотверженная жертва Ку ради своей семьи говорит о том, что он был не только богом войны, требующим кровавых жертвоприношений. Во множестве своих тел Ку обладал таким же сложным характером, как и любой человек.

У Ку было много кино лау, в том числе ястреб, oхиaлехуа (растение, напоминающее хвощ), кокос, хлебное дерево, растение ки, угорь и лоли (морской огурец). Его священный цвет – красный.

В честь этого божества строились самые впечатляющие и сложные хеиау (храмы). Собираясь начать войну, вожди часто строили для Ку новый хеиау. Последний, самый большой и лучше всего сохранившийся луакини хеиау (храм для человеческих жертвоприношений) – Пуукохола – построил на Большом острове король Камеамеа. Недавно торжественно отмечалось 200-летие его строительства.

Ку – истинный бог контрастов. Его по-прежнему можно увидеть каждое утро в лике солнца, поднимающегося из океана, в горах или на равнинах, в кокосовых рощах, в густых лесных зарослях, в завораживающем полете ястреба, парящего над островами.

Лоно

Лоно – бог мира, спорта, плодородия и земледелия. Его можно обнаружить в облаках, ветре, дожде, громе, штормах, вихрях, водяных струях, журчащих источниках, звуках ветра и дождя. И что самое важное – Лоно давал людям пищу.

Его культ было широко распространен. В каждой семье в мужской столовой хранился символ Лоно – оплетенная сеткой тыква, привязанная к зазубренной палке (пуле ипу, буквально – «молитвенная тыква»). В нее помещали пищу, включая рыбу и корни кавы. Утром и вечером глава семьи вынимал тыкву из сетки и, положив ее у двери, молился. Окончив молитву, он ел из тыквы или готовил и пил каву.

В человеческом облике Лоно был светлокожим. Среди множества его тел называли тело свиньи или человека-свиньи. В этом виде Лоно был известен как Камапуаа и славился своими бурными отношениями с Пеле. Большинство его кино лау тем или иным образом (обычно по сходству) связаны со свиньями.

Также он мог плавать между островами как рыба хуму-хуму-нуку-нуку-апуаа. Он появлялся в обличье ахолехоле и других рыб, в дереве кукуи и во множестве таро.

В храмах Лоно молились о дожде, обильном урожае и исцелении. В дар ему приносили свиней, некоторые виды кокосовых орехов и всевозможные фрукты и овощи, но не людей. Бедняки, которые не могли пожертвовать свинью, заменяли ее рыбой.

Как покровитель земледелия Лоно следил, чтобы люди не голодали. Когда на островах наступала засуха, что часто случалось, в лесах можно было раздобыть пищу. Лоно охранял своих детей.

Лоно возглавлял ежегодные празднования макахики, которые проводились на каждом острове в течение четырех месяцев подряд, обычно с октября или ноября по февраль или март. Это время отводилось для ритуалов, спортивных соревнований, подношений вождям, гадания о будущем урожае, а также для большого пира и хулы.

Во время макахики прекращались войны, люди мало работали и все время веселились. Табу смягчались, а храмы войны Ку закрывались (поскольку в этот период военные действия запрещались). Для участия в мероприятии собиралось до пяти тысяч человек, облаченных в свои лучшие одежды и украшения.

Дату начала макахики определяло первое восхождение Плеяд над горизонтом, которое ежегодно приходится на период с конца октября до начала ноября. В это время Лоно по традиции прибывал из Кахики (гавайский термин, означающий прародину). Он высаживался на Большом острове в Кеалакекуа в районе Кона, где капитан Джеймс Кук погиб в кровавой стычке после того, как его по ошибке приняли за бога в человеческом обличье.

Для макахики имелся особый образ Лоно – высокий вертикальный деревянный шест с крестовиной наверху. Столб венчала резная фигура (говорят, что это была человеческая голова или птица), а на перекладину вешали куски лубяной ткани или гирлянды из папоротника и перьев. Этот портативный символ божества (под названием Лономакуа – «Отец Лоно») носили по всему острову, одновременно собирая со всех дары (свиней, таро, сладкий картофель, перья, циновки и лубяную ткань).

Спортивные соревнования во время празднования макахики также проходили под председательством Лоно и включали гавайские формы боулинга, бокса, борьбы, катания на санях, бега и другие состязания. Соревнования обычно проводились в ноябре.

Спорт считался духовной практикой, и каждому его виду покровительствовал свой бог. В состязании побеждал тот, у кого было больше маны. Празднование макахики с ежегодными пиршествами, хулой, спортивными состязаниями и другими мероприятиями недавно было возрождено на Оаху[5].

Лоно все еще можно увидеть в плодородных полях Гавайев.

Каналоа

Сегодня о Каналоа известно очень мало. В основном его знают как товарища Кане. В песнопениях их имена часто упоминаются вместе, даже когда при этом ничего не говорится о Ку и Лоно.

Одна история гласит, что неразлучные Каналоа и Кане вместе прибыли с родины предков гавайцев (Кахики). Они сажали бананы и отличались любовью к каве, а еще они умели находить воду, особенно в засушливых местах. Приятели много путешествовали по островам, время от времени останавливаясь в приглянувшихся местах, например в живописной дикой долине Вайпио на Большом острове.

Оба были связаны с рыбой и рыболовными прудами (запруженными озерами, где разводили рыб). Говорят, что некоторые рыбы (например, вкусная aмaaмa, кефаль) приплыли на Гавайи за Каналоа и Кане из Кахики. Каналоа, которого, в отличие от других акуа, описывают как высокого и справедливого бога, больше известен как бог моря. К нему обращались с просьбой о спокойном плавании и о защите в море. Морские приливы и отливы – это вдох и выдох Каналоа.

Одним из многочисленных его воплощений был осьминог, игравший важную роль в церемониях исцеления. (Осьминога на Гавайях часто называли кальмаром.) Во время церемонии больного укладывали в кровать. Кахуна произносил над пациентом молитву, заклиная Каналоа в облике кальмара исцелить больного.

Рано утром следующего дня, сопровождая свои действия другим заклинанием, в котором Каналоа снова назывался «распластавшимся» кальмаром, целитель-кахуна ловил в океане осьминога, лежавшего на песке, распластав щупальца. Затем он возвращался и завершал ритуал. (Здесь прослеживается очевидная ассоциация между скользким кальмаром и болезнью, «выскальзывающей» из человека.)

Среди других «тел» Каналоа называли банан и лекарственное растение (aлaaлaпулoa). Ему приносили в дар каву, белую рыбу (ахолехоле), свиней и другие продукты.

Появление источников с пресной водой приписывалось результатам действий Кане и Каналоа с их оо (палками-копалками).

Несколько священных историй указывают на связь Каналоа с подземным миром. Такие интерпретации позже привели христианских миссионеров к ложному и совершенно необоснованному выводу о том, что это доброе божество сродни дьяволу.

Некоторые источники утверждают, что на Кауаи[6] Каналоа не признавали божеством. Возможно, он менее известен, чем другие главные боги, но Каналоа все еще живет в бурных водах Гавайев и благословляет их плодовитостью.

Главные богини

По моему мнению, четыре вышеперечисленных описания получились слишком мужскими, и я подумал, что следует их как-то уравновесить. Скудость информации о богинях не дает покоя всем гавайским исследователям.

С самой известной из гавайских богинь, Пеле, мы встретимся в следующей главе.

Хаумеа

Хаумеа – мать-земля, покровительница родов. Это сложный персонаж. В некоторых песнях ее называют Папой, изначальной спутницей Вакеи, которая прожила жизнь смертной женщины и стала прародительницей гавайцев. Другие говорят, что она была матерью Пеле. Третьи утверждают, что Хаумеа родилась вместе с Кане и Каналоа. В облике женщины Лаилаи она стала праматерью гавайского народа (и первой женщиной, так же как Кии – первым мужчиной).

Большинство священных историй сходятся в одном: Хаумеа родила много-много детей, потому что была наделена огромной детородной силой. При этом все ее дети не рождались нормальным образом: они произошли из разных частей ее тела. Несмотря на эту несколько необычную особенность, Хаумеа стала божественной акушеркой для многих матерей.

Одна священная история гласит, что Хаумеа прибыла в Южную Кону на Большом острове вместе со своими братьями Кане и Каналоа. Два рыбака, ставшие случайными свидетелями их появления, почитали их как богов. От брака с одним из них у Хаумеа родилась дочь, которая появилась на свет из ее головы.

Многие истории описывают, как Хаумеа помогала роженицам. Одна женщина долго не могла разрешиться от бремени. Услышав вопли матери и увидев, что кахуна уже собирается делать кесарево сечение, богиня явилась перед ним и сказала, что резать женщину не придется, если та выпьет зелье, приготовленное из определенного дерева. Присутствовавшие при родах выполнили ее указания. Хаумеа нажала на бедра женщины, и ребенок благополучно родился.

В другой раз она согласилась выступить в роли акушерки для женщины-вождя. Благодаря молитвам и заклинаниям Хаумеа роды прошли безболезненно. Богиня подарила женщине волшебное дерево с двумя ветвями; одна ветвь издавала мелодичные звуки. В конце концов, не по вине женщины-вождя, дерево срубили и вырезали из него кии (священные изображения). Возможно, речь идет о бамбуке, из которого делали носовые флейты.

Животворящая сила Хаумеа передавалась не только людям, но и растениям в диких лесах.

Дом Хаумеа, Нуумеалани, считался одним из священных островов акуа. Жители острова Оаху пели, что она могла принимать множество человеческих форм, молодых и старых, с помощью магической «палки, которой она ловила рыбу».

Говорят, что в человеческом облике она жила на Оаху, в северной части долины Кахили, но часто покидала свое жилище и отправлялась в путешествие, чтобы погостить у двух божеств: Нуумеалани и Куаихелани.

Ее священное дерево – одна из разновидностей хлебного дерева (улу). Это низкорастущий вид, больше похожий на кустарник (местное название улухуа и ка хапапа).

Таинственная акуа Хаумеа на Гавайях по-прежнему покровительствует деторождению.

Хина

Хина – одна из великих богинь, которой поклонялись предки древних гавайцев. Она была связана с Луной. Когда ей молились как спутнице Ку, то направляли молитвы на запад (а самому Ку – на восток). Однако иногда Хине молились как Хинакуа (прародительнице нерожденных) и тогда обращались на восток, или как Хинаало (матери тех, кто уже родился) и тогда молись на запад. Эта богиня считалась матерью гавайского народа и наделяла женщин детородной силой.

Иногда Хину называли главной над всеми акуа женского пола. У нее было множество форм. Говорят, что в одном из обличий она была матерью знаменитого полубога Мауи. Также она тесно связана с гавайским островом Молокаи.

Некоторые из ее многочисленных воплощений включают Хинаопухалако – богиню кораллов и других колючих морских существ; она могла выглядеть как коралловый риф и как женщина. К другим океанским формам Хины относятся Хина-лау-лиму-кала (Хина водорослей лиму-кала) – покровительница целителей-кахуна, лечивших водорослями, и Хинапукайя, жена Куула (Ку как бога рыбной ловли). Как Хина-и-капаи-куа, она занималась выделкой коры для одежды. Еще ее видели в лесах охиалехуа, которые растут на Большом острове.



Все же самое известное воплощение богини было связано с Луной. Ее часто называли Хина-и-ка-малама («Хина на Луне»). Эту священную историю рассказывают до сих пор: день за днем Хина без устали делала капу (ткань из коры). Наконец, устав от бесконечной работы, она упаковала свою ипу (тыкву) и отправилась по «радужной тропе» к Солнцу. На Солнце было слишком жарко, поэтому в поисках нового жилища она переселилась на Луну, хотя муж пытался заставить ее остаться на Земле. Сегодня в полнолуние на Луне все еще можно увидеть Хину.

От океана до лесов, и даже до Луны, вездесущая Хина была важным божеством древних Гавайев. Ее духовная связь с Ку (некоторые семьи считали их обоих своими предками) – еще одно доказательство того, что Хину почитали как одну из главных богинь. Даже сегодня кахуна, собирая лекарственные травы, обращаются к ней и к Ку. Хина по-прежнему сияет в тропические ночи на лике Луны.

Лака

Имя Лака используется для обозначения сразу трех персонажей: бога, которому поклоняются строители каноэ, молодого кормчего, чье каноэ построили менехунэ (см. главу 15), и богиню хулы и лесных растений. Именно о последней и пойдет речь.

Культ Лаки на древних Гавайях отличался поэтичностью поклонения божеству. В ее честь сооружали временные алтари из переплетенных ветвей и украшали их лесным папоротником, цветами и растениями. Пока строился алтарь, куму хула (учитель хулы) пел хвалебные песни Лаке. Многие растения, украшающие алтарь, были ее кино лау. Саму богиню представляла ветка лама (местный вид черного дерева), покрытая куском желтой капы (желтый и красный считались цветом божества акуа и алии королевской крови, см. главу 12). Как и многим другим божествам, Лаке каждый день приносили в дар бутыли с кавой.

Ученики и мастера священного искусства хулы почитали разных богов, но Лака была покровительницей (и создательницей) танца, и именно ей воздавались особые почести. Иногда ее еще называли богиней любви.

В некоторых песнопениях Лака упоминается как сестра Лоно, бога земледелия и погоды. Говорят, она была дочерью Капо (богини колдовства и сестры Пеле), которая, в свою очередь, родилась от таинственной богини Хаумеа.

В отдельных традиционных школах хулы танцоры по-прежнему проходят через обряд посвящения Лаке, и большинство из них считает обязательным хотя бы раз в жизни посетить ее знаменитый храм на Кауаи (на пляже Кее).

На Гавайях по-прежнему поют древние песни, а состязания в хуле здесь не менее популярны, чем у нас футбольные чемпионаты. Хула, когда-то запрещенная и почти вычеркнутая из жизни народа невежественными чужаками, была восстановлена в правах королем Калакауа и теперь стала международным символом богатого наследия гавайской культуры.

И Лака по-прежнему живет в танце хула.

Каахупахау

Каахупахау поклонялись только в одном месте, но именно благодаря его названию она знаменита и по сей день. Она жила в пещере со своим сыном (или братом) возле входа в бухту Перл-Харбор. Каахупахау широко почиталась, потому что она охраняла воды Оаху от акул-людоедов. Ее священным растением были красивые оранжевые цветы илима. Особенность богини в том, что ее родители были обычными людьми. Каахупахау описывали как девушку со светлыми волосами, которая превратилась в акулу. Та же трансформация произошла и с ее братом (сыном).

В отличие от других акул, Каахупахау и ее сын (брат) были добрыми существами. Люди, жившие в Эва на Оаху, кормили их и окружили заботой, очищали их тела от ракушек, а взамен боги защищали людей от нападения акул.

В ХХ столетии людям пришлось вновь признать существование богини, когда в 1914 году в Перл-Харборе рухнул только что построенный сухой док. Тогда всенародно объявили, что его разрушила Каахупахау, возмущенная вторжением в ее царство.

На древних Гавайях акулы были аумакуа, семейными духами, которым поклонялись как воплощению божественных предков. Это не просто символ: многие гавайцы воспринимали свою непосредственную связь с акулами как факт. Каахупахау, вероятнее всего, была первой аумакуа, которой поклонялись даже те, кто не считал себя ее прямыми потомками. В некоторых историях говорится, что ее убили во время знаменитой войны с акулами и что она съела женщину-вождя, которая осмелилась войти в воды Каахупахау, надев илима леи.

Многое с тех пор изменилось в бухте Перл-Харбор, но «бьющая хвостом» до сих пор плавает в ее водах.

Хииака

Возлюбленная младшая сестра Пеле, Хииака, родилась у Хаумеа в виде яйца. Пеле, которой мать поручила охранять яйцо, держала его под грудью (или между ними). Вот почему богиню иногда называют Хииака-и-ка-поли-о-пеле («Хииака в лоне Пеле»). В должный срок Хииака «вылупилась» из яйца.

Она опытная танцовщица хулы, целительница и хранительница, увидеть ее можно и на небе (Хииака-и-ка-мака-о-каопуа: «Хииака на дождевых облаках»), и в пресной воде (Хииака-и-ка-ваиола: «Хииака в водах жизни»). Она являлась рыбакам в виде маленькой красной радуги, предупреждая о надвигающемся шторме. Хииака получила божественную силу от своей сестры Пеле – она позволяла ей оживлять мертвых, отпугивать опасных существ, получать пророческие видения и разбираться во всех видах магии. К ней также обращались кахуна лаау лапаау (врачеватели-травники).

Хииака была связана со многими растениями, в том числе с алыми соцветиями охиа лехуа. Также к ее священным растениям относятся папоротник и хала, чьи оранжевые плоды часто плавают в прибрежных водах.

Человеческие потомки Хииаки, особенно танцоры, почитали ее как духа предков и как богиню.

Самая известная история о Хииаке рассказывает, что однажды она влюбилась в молодого вождя, которого любила Пеле, и тогда ей пришлось пуститься в опасные путешествия и биться с чудовищами, спасаясь от клокочущего, как вулкан, гнева старшей сестры.

Другие божества

На древних Гавайях почитали множество других акуа. Большинство из них канули в Лету, но кое-какие знания об их божественной природе сохранились. Меньше всего воспоминаний осталось о местных божествах, которым поклонялись в небольших областях. Ниже следуют краткие заметки о них, но ни один из подобных списков не может считаться полным. Некоторые из этих «персонажей» были акуа, другие – аумакуа, но гавайцы почитали и тех и других.

Аи Аи:акуа рыбаков, сын Куулы. Он находил богатые рыбой места и строил рыбацкие святилища на побережьях.

Аилаау: древний бог огня (его имя означает «пожиратель дерева»). Ему поклонялись на Гавайях до прибытия туда Пеле и ее родни. Впоследствии культ Пеле быстро вытеснил культ Аилаау. Он виновник губительных пожаров, уничтоживших прекрасные леса района Пун на Гавайях. Одно время он жил в Килуаэа (небольшой кратер), но потом переселился на вулкан, ставший впоследствии домом Пеле. Однако когда Пеле наконец достигла Большого острова и посетила дом Аилаау, его нигде не было. Он сбежал, испугавшись ее великой маны, и больше его никто никогда не видел.

Вакеа: как и Папа – прародитель людей. Изначальный бог.

Ка-алаэ-нуи-а-хина:алаэ (гавайская лысуха) – великая птица Хины. Она владела секретом добывания огня задолго до того, как полубог Мауи похитил его и поделился им с людьми. Ка-алаэ-нуи-а-хина также считалась богиней колдовства.



Камапуаа: воплощение Лоно. Обычно он являлся в обличье свиньи или человека-свиньи, но мог принимать множество других форм, включая растения, рыб и красивого юношу. Был влюблен в Пеле.

Калаипахоа: бог ядов. Его почитали в виде деревьев или фигур, сделанных из этих деревьев, в которые вошло колдовство акуа.

Камохоалии: один из братьев-акул Пеле, сопровождавший ее в путешествии из Кахики на Гавайи. Его почитали как аумакуа, очень любили и уважали. В человеческом облике он появлялся обнаженным, что считалось знаком его божественного происхождения.

Канепоха (ку) каа: «Кане – катящийся камень». Бог камней, которому воины молились перед битвой.

Кане-хекили: бог грома. Громом было само его тело. Во сне он приходил к людям как человек. Одна сторона его тела была черная, другая белая.

Кане-хохойо: бог порога.

Каоина: богиня, которой поклонялись в небольшой области на острове Оаху. Она помогала заблудившимся в лесу путникам, посылая в проводники маленькую птичку, выводившую их на тропу.

Капо: двуликая богиня. Это добрая покровительница хулы (иногда ее отождествляли с Лакой), но ее призывали и те, кто занимался черной магией. Капо была сестрой Пеле и дочерью Хаумеа. Переселившись на Гавайи, Капо основала на каждом острове хула халау (школу танцев), и в песнях к ней обращались наравне с Лакой. Как Kaпo-ула-кинау («Капо с красным пятном») она возвращала злую силу обратно тому, кто ее отправил. Среди ее кино лау (много тел) – растение хала пепе, которое возлагали на алтари хулы, и дерево охе (до сих пор его точная идентификация неясна). Говорят, что ее культ был распространен на Мауи (среди колдунов).

Капу-алакаи: богиня-целительница, которой поклонялись женщины и врачеватели.



Киха-вахаине:моо аумакуа, которой изначально поклонялись на Мауи и Гавайях. Во время правления Камеамеа I ее культ распространился по всем Гавайям.

Кувахаило: бог колдовства, воплощение Ку. Его имя означает «Ку, чей рот источает червей».

Ку-ка-ил-имоку: «похититель земли», бог войны. Говорят, что его культ, требующий человеческих жертв, возник на Гавайях в ХII веке. Один из богов Камеамеа I. Воплощение Ку, почитаемое вождями.

Кукаоо: бог земледельцев и особенно палки-копалки оо. Воплощение Ку.

Ку-пулупулу: бог леса и строителей каноэ. Воплощение Ку.

Куула: один из богов рыбной ловли. Воплощение Ку.

Ку-хаи-моана: бог-акула, брат Пеле и муж богини-акулы Кааху-пахау (не путать с воплощением Ку).

Kу-хулухулу-ману: бог ловцов птиц, которому поклонялись все, кто делал изделия из перьев.

Лаамаомао: богиня, вызвающая ветра и штормы. Она передала своему сыну Пакаа умеке (деревянную чашу с крышкой), в которой хранились кости ее бабушки. С помощью этой чаши, называя имя ветра, Пакаа мог изменять курс кораблей.

Лаахана: богиня тех, кто делал ткань из коры. Дочь Майкохи, бога мастеров капы.

Лака: богиня хулы.

Леа: богиня строителей каноэ, которая в кино лау птицы (эле-наио) проверяла на прочность деревья, выбранные для постройки каноэ перед тем, как их срубали и обрабатывали. Женщины, которые не строили каноэ, тоже ей поклонялись.

Лилиноэ: богиня туманов. Младшая сестра Полиаху, гавайской богини снега. Говорят, что она жила в Халеакала на Мауи. В некоторых священных историях говорится, что она жила с богиней Полиаху на Мауна-Кеа на острове Гавайи.

Лималоа: на Кауаи – бог миражей. Хранитель моря.

Лоно: бог мира, дождя, земледелия и плодородия, принесший плодородие на Землю. Ему воздавали почести во время праздника макаехики. Среди его кино лау – облака, дождь, гром, молния, землетрясения, водопады, волны, сладкий картофель, тыква и свинья.

Майкоха: бог тех, кто выделывает ткань из коры, отец Лааханы. Говорят, что на его могиле выросло первое дерево вауке, из которого получалась лучшая лубяная ткань.

Майола: бог исцеления, жизни и здоровья. Он не имел физического воплощения как такового, но ему поклонялись целители-кахуна. Он мог вселяться в определенные деревья, и тогда их древесина становилась противоядием от колдовских чар, посланных с помощью других деревьев.

Макани-ке-оэ: бог ветров, которого призывали во время хана алоха (любовной магии).

Макуаихуэ: бог воров.

Мауи:купуа (полубог), рожденный от союза Хины и человека (его имя может меняться). Мауи – известный плут, но с помощью своей великой маны он совершил много чудесных подвигов ради людей: похитил секрет огня у гавайских лысух из Вайаны на Оаху и поделился им с людьми. Он поймал в ловушку солнце, чтобы замедлить его бег, день удлинился, и люди стали успевать сделать за день больше работы. В детстве он ловил на удочку Гавайские острова своим волшебным крючком манаи-а-ка-лани. Имя Мауи часто связывают с одноименным островом Мауи, но его знают на всех Гавайских островах и по всей Полинезии.

Милу: бог подземного мира. С дохристианских времен о нем сохранилось очень мало информации, поскольку миссионеры связывали его с Сатаной, что привело к запутанным и ложным описаниям этого акуа.

На-мака-о-ка-хаи: сестра Пеле, богиня океана, которая преследовала Пеле от Кахики до Гавайев и там окончательно сокрушила ее.

Ниолопуа: гавайский бог сна. Его имя переводится как «красивый», он избавлял людей от бессонницы.

Ниулоахики: бог кокосовой пальмы. Он мог принимать три формы: кокосовая пальма, угорь или человек.

Нуакеа: к ней обращались кормящие матери, чтобы у них прибывало молоко.

Опелу-нуи-кау-хаалило: божество воров, также бог лекарственных растений.

Папа: изначальная богиня-созидательница, божественная прародительница гавайского народа. Она жила с Вакеа (который, как утверждают некоторые, был человеком, а не акуа). Говорят, что Папа родила ипу (тыкву). Вакеа подбросил ввысь верхушку ипу, и она стала небом. Из мякоти тыквы Вакеа создал солнце, семена стали звездами, белая кожура превратилась в луну, а белую мякоть он превратил в облака. Он вылил тыквенный сок на облака, чтобы вызвать дождь, а из пустой оболочки создал землю и море. Другой ребенок Папы родился уродцем без рук и ног. В полночь его закопали в землю, а на следующее утро на этом месте пророс стебель и появились листья растения кало (таитянского таро). Вот почему пои, приготовленное из кало, священно: растение, из которого делают это блюдо, проросло из тела сына Папы. В других священных историях она по отдельности произвела на свет каждый из Гавайских островов.

Пеле: дочь Хаумеа. Среди ее многочисленных тел – вулкан, пламя и различные человеческие формы. Она живет в Халемааумау, на острове Гавайи.

Полиаху: богиня заснеженной горы Мауна-Кеа на Большом острове. Сестра Лилиное. Она носит белую мантию из снега, у нее холодная кожа. В одной священной истории Хина-и-ка-малама (форма Хины) борется с Полиаху за единоличное обладание красивым молодым вождем, который спал с ними обеими. Полиаху красива. Она живет в Халеакале на Мауи (где иногда идет снег).

Ули: великая богиня колдовства, к которой обращались кахуна анаана (священники, молившиеся о смерти других людей). Хотя ее и боялись, она умела возвращать к жизни мертвых и одаривать людей здоровьем.

Хаинаколо: богиня мастеров, делающих капу, и ловцов птиц.

Хииака-и-ка-мака-о-ка-опуа: Хииака на дождевых облаках.

Хииака-и-кa-уаи-oлa: Хииака-целительница.

Хииака-маколе-уауахи-уаа: в этом воплощении Хииака предупреждала рыбаков об опасных ветрах и волнах, появляясь в виде маленькой красной радуги.

Хииака-нохо-лани: Хииака – обитательница неба. Воплощение Хииаки, которое можно увидеть в небесах.

Хинаало: мать гавайского народа, ей молились, обращаясь на запад.

Хина-и-ка-малама: Хина на Луне.

Хина-куа: мать тех, кто еще не родился. Ей молились, обращаясь на восток.

Хина-лау-лиму-кала: покровительница кахуна, которые лечили морскими снадобьями. Ее имя означает «Хина водорослей лиму-кала».

Хина-олу-охиа: Хина растущего дерева хиа.

Хина-пу-каи-а: жена Куулы и богиня рыбаков.

Хинаопухала-коа: богиня коралловых и колючих морских существ. Ее священное место – коралловые рифы. Одна из форм Хины.

Хинахеле: богиня рыбаков и женщин, ей поклонялись в маленьких святилищах на берегу моря. Ей посвящена рыба охуа.

Хинаэа: богиня восхода и захода солнца, эта Хина могла лечить распространенную у младенцев болезнь – эа (молочницу). Еще она умела делать ткань из коры.

Хокео:акуа, который помог Лоно принести на Гавайи ветер. Одной из его кино лау была тыква. (Хокео также – тип тыквы, которую использовали для хранения еды, одежды и других вещей.)

Глава 4 Пеле

Пеле, возможно, самая известная из гавайских акуа и аумакуа. О ней сложено множество священных историй. То, что ее до сих пор почитают на Гавайях, доказывает, что духовная гавайская традиция никуда не исчезла, несмотря на более чем 170-летнее христианское влияние.

Семья Пеле

Как у любой женщины, у Пеле была семья. Ее мать – Хаумеа, таинственная богиня, а отец – Кане-хоа-лани. Среди ее сестер были Хииака и На-мака-о-ка-хаи, богиня моря. Братья Ка-моо-алии и Кане-апуа жили в теле акул, и именно они привели ее каноэ с далекого Кахики на Гавайи. Пеле очень любила Ка-моо-алии – самого старшего из братьев.

У нее много и других братьев и сестер: Кукуэна-и-ке-ахи-хоомау-хонуа – младшая сестра, которая готовила для Пеле каву и плела леи. Другая сестра, Kaпo-ула-кина-у, воплощение Kaпo, занималась колдовством. Она прибыла на Гавайи до Пеле. Есть у Пеле и братья, которые связаны с извержениями вулканов.

Зачем Пеле прибыла на Гавайи? Легенды говорят, что у нее не было выбора: ее изгнала из дома злая сестра На-мака-о-ка-хаи – богиня, повелевающая морями.

Пеле прибывает на Гавайи

Пеле нелегко жилось в родной семье на Кахики (Таити). Сестра На-мака-о-ка-хаи делала жизнь невыносимой для нее и ее вулканических братьев. Будучи существом вулканической активности и огня, Пеле постоянно подвергалась мучениям со стороны сестры, которая насылала на ее дом воды океана, чтобы погасить пламя. Наконец отец разрешил ей покинуть Кахики. Пеле построила каноэ. Многие родичи согласились отправиться вместе с ней. Всего на каноэ взошли 40 тысяч божеств, включая Ку и Лоно. Под предводительством брата с акульим телом они пересекли Тихий океан, преодолевая смертельные опасности, которые на их ваа (каноэ) насылала На-мака-о-ка-хаи.

В конце концов они высадились на маленьком острове Ниихау (теперь закрытом для посторонних посетителей). Пеле немедленно приступила к поискам нового дома для своей многочисленной вулканической семьи. Используя свою волшебную палку-копалку, она попыталась построить дом на острове, но На-мака-о-ка-хаи опять устроила наводнение, чтобы погасить пламя.

Неустрашимая Пеле отправилась на Кауаи и вырыла там еще более глубокие ямы. Но грунтовые воды («подарок» от морской сестрицы) вновь потушили пламя, вода закипела, и струи пара разрушили новое жилище. (На Кауаи возле пляжа Кее до сих пор сохранились две пещеры – потухшие лавовые колодцы, которые когда-то вырыла Пеле.) Козни сестры заставили Пеле покинуть Кауаи.

Потерпев поражение, Пеле со спутниками отправилась на Оаху. Там они вырыли жилища в Коко в Леахи («Алмазная голова»), в Пууоваина («Чаша для пунша»), в Солт-Лейк в Моаналуа и в других местах, но повсюду вода, посланная сестрой, закипала от жара земли и разрушала постройки.

Пеле отправилась на Мауи, где в большом кратере Халеакала ее опять настигла сестра. На каждом острове Пеле сражалась с морской богиней, но выходила из схватки живой.

В некоторых легендах говорится, что Ха-мака-о-ка-хаи все же удалось убить Пеле на Мауи, и нагромождения лавовых обломков там по-прежнему называют Ка иви о Пеле (кости Пеле).

Сестра была уверена, что ей наконец-то удалось победить Пеле, но ее ликование было недолгим. Дух Пеле отправился на остров Гавайи и там, на Килауэа, она вырыла невероятно глубокий лавовый колодец, где и поселилась. В этом доме за много миль от побережья она стала недосягаема для сестры. Так Пеле и все ее многочисленное огненное семейство обрели новый дом.

Богиня Пеле

По-видимому, Пеле была исключительно гавайским божеством, в отличие от множества других акуа, известных во всей Полинезии. Для нее характерны два основных типа кино лау (кроме вулкана): человек и пламя. Она могла выглядеть как человек любого возраста, но обычно, желая побродить среди людей, Пеле принимала облик молодой женщины-вождя непревзойденной красоты. Иногда она показывалась людям как пожилая женщина. Она была мастером катания на санях и досках для серфинга. Способность принимать разные кино лау отчасти доказывает ее божественную природу. Также Пеле превращалась в маленькую белую собачку, которую можно увидеть и сегодня. В прошлом, до наступления очередного периода непрерывных извержений вулканов, который начался в 1983 году, появление белой собаки рассматривалось как предзнаменование, предупреждающее о скором извержении.

Пеле очень любима и почитаема как купуна (прародительница), и во многих семьях с острова Гавайи сохранились легенды, позволяющие проследить их родословную до Пеле. Кое-где эта генеалогическая традиция до сих пор жива.

Возможно, что в далеком прошлом Пеле почитали только как аумакуа (семейного духа предков). Однако со временем ее слава росла, а культ настолько распространился (и мана увеличилась), что ей стали поклоняться и те, кто не причислял себя к ее потомкам. По сей день она служит богиней для людей, не связанных с ней семейным родством, и аумакуа для своих родичей.

Пеле с семьей живет глубоко в Килауэа. Пока спокойна Пеле, спокойна и плодородная земля Гавайев. Но стоит богине рассердиться, землю сотрясает дрожь, она раскаляется докрасна, и из разверзшейся земли хлещут потоки огненной лавы.

Пеле часто считают жестокой богиней. Это не так. Да, у нее непредсказуемый нрав, а мощные вспышки гнева производят впечатляющий эффект. Но почитатели Пеле принимают такой характер как данность (так же, как в семье снисходительно относятся к детским истерикам и старческим причудам).



Никто не оспаривает, что у Пеле есть темная сторона. Это относится ко всем гавайским божествам. Любой акуа, если его обидеть, нарушив капу, или принести ему недостаточно даров, может наслать на людей несчастья.

И все же сегодня Пеле для нас – истинная богиня-мать, которая создает новые земли, извергая в море потоки лавы. Благодаря ее стараниям в нескольких милях от побережья Гавайев со дна океана медленно поднимается и растет гора Лоихи. Когда-нибудь это будет самый молодой из гавайских островов.

Двойственная природа (разрушение и создание), несомненно, одна из тех черт, привлекающих в Пеле. Сегодня о ней знают во всем мире, тогда как другие божества известны только на Гавайях. Причины этого вполне понятны: Пеле все еще живет на Гавайях.

Культ Пеле

Как уже говорилось ранее, вероятно, сначала Пеле поклонялись как аумакуа. Те, кто причислял себя к ее семье, приносили ей в дар свиней и ягоды охело. В основном к ним относились жители Большого острова. Любопытно, что до сих пор не было найдено ни одного изображения Пеле.

Существовали также жрецы и жрицы Пеле. Об их обрядах и обязанностях известно очень мало. Говорят, они поклонялись ей в хеиау (храмах), построенных вблизи активных вулканических зон, в особенности вблизи лавовых потоков или Халемааумау (кратера Килауэа). По-видимому, нынче все эти маленькие храмы погребены под слоем лавы.

Это были особые люди, каула Пеле (оракулы Пеле). Они действовали как ее земные представители. Каула Пеле руководили ритуалами, посвященными богине. Поскольку каула были не просто кахуна, а прорицателями, они могли видеть будущее или становиться одержимыми (нохо) богиней, чтобы она их устами говорила со своим народом.

Каула Пеле обучали с юных лет, и к ним относились с уважением. Пройдя обучение, со временем они становились опытными жрецами, то есть кахуна.

Самым священным ритуалом, посвященным Пеле, считался какуаи (трансформация), в результате которого умерший родственник становился духом и ритуально соединялся с Пеле. Такие ритуалы были довольно распространены на древних Гавайях и не ограничивались только культом Пеле.

Обряд длился долго. Члены семьи приносили тело умершего или его части (волосы, обрезки ногтей, кости) и подношения (каву, свинью, украшения), а также подарки жрецам, призванным совершить церемонию. Скорбящие родственники, а иногда их собиралось до сорока человек, отправлялись с каула Пеле к Халемаумау на Килауэа.

Свинью приносили в жертву в надежде, что покойный, чей дух был новичком в доме Пеле, будет принят в ее царство. Проливной дождь и гром указывали на то, что жертва принята, а значит, и сам покойный будет принят с благосклонностью.

На следующее утро свинью жарили (но не ели) и устраивали пир. Затем каула Пеле относил тело покойника к «самому центру пламени» вулкана. Там он вслух произносил родословную покойного, чтобы подтвердить его наследственную связь с Пеле. Свинью и другие подношения с молитвой бросали в лаву. За ними туда же бросали и тело. Если все было сделано правильно, дух покойного воссоединялся с Пеле и своими предками.

Волосы Пеле

Волосы играли важную роль в культе Пеле. Ее жрецы (некоторые утверждают, что в самом начале это были только мужчины) считались священными фигурами и пользовались многими привилегиями. Однако стричь волосы им разрешалось только на краю кратера. Они подстригали волосы, а затем бросали их в жерло вулкана, дом Пеле.

Считалось, что женщины с каштановыми волосами особенно угодны Пеле, такая женщина тоже могла стать богиней. Даже мальчики, рожденные с таким цветом волос (возможно, это был определенный оттенок), считались священными для Пеле.

В ассоциации между волосами и Пеле нет ничего мистического. Иногда во время извержения ветер подхватывает брызги жидкой лавы. В воздухе расплавленная лава растягивается и образует отдельные, очень тонкие стеклянные нити. Этот эффект, известный как волосы Пеле, нередко можно наблюдать во время извержений. Сами волокна действительно напоминают каштановые волосы, красиво сверкающие на солнце на фоне черной лавы. А раз сама Пеле посылала в подарок людям свои волосы, естественно, что люди приносили ей в дар свои.

Общеизвестно, что Пеле до сих пор поклоняются как богине. Каждый день в ее дом в Халемаумау приносят дары: фрукты, цветы, лесные растения, ягоды и овощи. Более современные формы приношений – бутылки джина, монеты, благовония и даже купюры. Рейнджеры Гавайского национального парка вулканов часто сообщают, что видели, как у кратера верующие совершают обряды в честь Пеле, обычно по ночам или когда вокруг нет посторонних.

Возлюбленные Пеле

Как любой женщине, Пеле были не чужды эмоциональные привязанности. Однажды, путешествуя в своем духовном теле, она влюбилась в молодого вождя с Кауаи – Лохиау. Вернувшись на остров Гавайи, она отправила свою сестру, Хииака-и-ка-поли-о-Пеле, в опасное путешествие на Кауаи с поручением привезти ее возлюбленного. К несчастью, на обратном пути Хиика сама влюбилась в красивого вождя, и за это Пеле его убила, причем дважды. Однако Хииака каждый раз возвращала его к жизни.

Другие любовные отношения связывали Пеле с Камапуауа – богом, являвшимся в виде свиньи или человека-свиньи (Камапуауа – кино лау Лоно). Он пользовался покровительством других богов и был известен тем, что питал к Пеле бурную страсть.

Говорят, что он родился поросенком. Даже в человеческом обличье у него на спине оставалась щетина, выдающая его свиную природу (чтобы скрыть щетину, он иногда носил плащ).

Однажды Камапуаа появился у дома Пеле в облике красивого мужчины. Слуги рассказали богине, что ее добивается Камапуаа, но она не пожелала иметь с ним ничего общего, назвав его «свиньей и сыном свиньи».

Отвергнутый жених начал оскорблять Пеле. Разразился скандал, и оба наговорили друг другу много обидных слов. Когда Камапуаа попытался приблизиться, Пеле встретила его огнем, который метали ее вулканические братья. Камапуаа чуть не погиб, но его спас один из акуа

Загрузка...