Глава 1 Трудные дети – почему они такие?

Проблема возникновения и развития эмоциональных трудностей у детей дошкольного возраста является очень актуальной и распространенной в настоящее время. Проявления эмоциональных трудностей у дошкольников можно наблюдать повсеместно в практике работы детского сада и в практике семейного воспитания.

Дети с эмоциональным дискомфортом не имеют ни серьезных соматических заболеваний, ни повреждений мозга, тем не менее у них возникают различные осложнения в психическом развитии. К этой группе можно отнести детей с такими отклонениями в эмоциональной сфере, как аффективность, боязливость, излишняя робость, замкнутость, тревожность. Сюда же относятся дети с ярко выраженной импульсивностью, негативизмом, упрямством, агрессивностью.

Именно о таких детях и пойдет речь в этой главе. В данном случае переплетаются две проблемы: с одной стороны, такие дети уже имеют эмоциональные трудности, которые подлежат коррекции, с другой стороны, мы также касаемся проблемы познавательного развития этих детей в семье: оно зачастую строится неправильно и провоцирует усугубление эмоционального дискомфорта.

Если ребенок нервный, прежде всего надо лечить его родителей.

Агния Барто

Кажется, сейчас, в век научно-технического прогресса, компьютеризации, прогрессивных педагогических технологий, эта проблема должна разрешиться и исчезнуть. Однако материалы многочисленных психолого-педагогических исследований последних лет доказывают обратное: трудных детей не становится меньше.

С чем же связаны сложности, имеющиеся в их поведении? Может быть, с какими-то ошибками в воспитании ребенка, с дефицитом общения в семье, с неправильной позицией воспитателей или родителей по отношению к таким детям?

В любом случае, для того чтобы понять причины возникновения эмоциональных проблем, необходимо обратить внимание на особенности формирования личности у дошкольников, имеющих эмоциональные трудности. Так как ближайшим окружением ребенка дошкольного возраста является семья, корни возникновения данной проблемы следует искать в семейном воспитании.

Однако необходимо отметить, что мы ни в коем случае не обвиняем родителей в проблемах поведения ребенка, а хотим поподробнее осмыслить особенности внутрисемейных отношений и возможности постепенного осознания родителями существующих проблем и формирования у них рефлексивной позиции по отношению к своему ребенку.

Хочется поделиться опытом такого исследования, однажды проведенного нами. При общении с родителями трудных детей использовалось несколько основных методов.


Первый метод
– это прежде всего составление совместно с родителями истории развития ребенка. История развития каждого интересующего нас ребенка составлялась в ходе беседы с родителями (по схеме, рекомендованной Г.В. Бурменской). Эта схема приведена в Приложении 1 и может быть использована по желанию родителей для самообследования и анализа собственной семейной ситуации.

В процессе составления истории развития ребенка мы получали наиболее точные сведения о семье, в которой воспитывается ребенок, об особенностях его перинатального и постнатального периода развития, общем эмоциональном фоне семьи. Ответы на вопросы способствуют выяснению особенностей характера ребенка, трудностей, встречающихся в его поведении, любимых игр и занятий, своеобразия его познавательного развития.

По нашему мнению, полнота анамнеза ребенка имеет принципиальное значение в нескольких отношениях.

Во-первых, она необходима для построения достаточного круга гипотез относительно сущности и причин трудностей и проблем ребенка.

Во-вторых, без данных анамнеза, позволяющих судить о степени благоприятности условий развития ребенка, нельзя однозначно оценить результаты обследования самих детей, потенциал развития ребенка в целом.

Ценность этой беседы в том, что ответы родителей помогают выявить характер и причины эмоциональных трудностей у детей, особенности развития их познавательных интересов, характер общения в семье в процессе познавательной деятельности.

Хотим поделиться с читателями результатами, к которым мы пришли в ходе беседы с родителями, обратившимися за консультацией. В опросе участвовало 30 семей.

Анализ результатов беседы показал, что подавляющее большинство детей имеет полные семьи: присутствуют мать и отец, за исключением одной семьи, где отец умер, девочку воспитывают мать и отчим.

Во всех семьях бабушки и дедушки принимают участие в воспитании детей. 14 из 30 детей – единственные дети в семье, остальные имеют братьев и сестер. То есть состав обследованных семей является нормальным. Не было выявлено отрицательных переживаний и стрессов, связанных с изменением состава семьи (потеря одного из родителей, развод родителей и т.п.).

Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей.

Н. И. Новиков

Бытовые условия жизни у всех детей, в принципе, сходны: все семьи материально и жильем обеспечены. Три семьи относят себя к среднеобеспеченным, живут в общежитии, но в отдельной комнате. Малообеспеченных семей нет.

Таким образом, благоприятные материальные условия для воспитания детей имеются во всех семьях, а потому материальные проблемы не могут быть, по мнению родителей, отнесены к основным стрессогенным факторам.

Хочется обратить на этот факт особое внимание, поскольку в настоящее время очень многие родители буквально зацикливаются на решении материальных проблем семьи, на том, чтобы было все «не хуже, чем у людей», чтобы их ребенок ни в чем не нуждался и у него было все самое лучшее. А детям, особенно дошкольного возраста, оказывается, нужно совсем не это. В процессе погони за благами зачастую теряется самое важное, что составляет благоприятную эмоциональную атмосферу семьи, что запоминается детьми на всю жизнь: общение, радость сделанных вместе с родителями открытий, проведенных вместе выходных и отпуска. Поэтому наличие у ваших детей хороших игр, приставок, телефонов тоже, конечно, важно, но это не главное и не единственное!

Далее были проанализированы внутрисемейные отношения, микроклимат семей. Внутрисемейные отношения рассматривались нами как проблемные, если в ответах родители:

1. Называли семейную обстановку неблагополучной.

2. Считали свою семейную обстановку конфликтной.

3. Отмечали негативный эмоциональный фон развития ребенка в раннем возрасте.

4. Отмечали наличие у своего ребенка трудностей в контактах со взрослыми и сверстниками.

5. Отмечали обилие страхов у ребенка.

6. Называли случаи повышенной возбудимости.

7. Отмечали нарушения поведения у своих детей.

8. Рассказывали о наличии дурных привычек у детей (сосание пальца, грызение ногтей, кручение волос и т.д.).

9. Отмечали наличие у ребенка тревожности и различных ее проявлений (мнительности, робости, неуверенности, застенчивости и т.д.).

10. Отмечали наличие частых наказаний ребенка со своей стороны (в том числе и физических).

11. Отмечали трудности в познавательном развитии детей.

12. Отмечали нарушения сна и аппетита ребенка.

(Вы также можете проанализировать свою внутрисемейную ситуацию, честно ответив для самого себя на эти вопросы.)


Мы полагали, что наличие названных проблем может создать почву для возникновения дисгармонии семейных отношений, что, в свою очередь, становится предметом особых переживаний у ребенка и приводит к возникновению у него внутриличностных конфликтов.

Следовательно, если родители указали, что более половины перечисленных проблем присутствуют в их семье, то это может быть причиной выраженных эмоциональных трудностей у ребенка.

Родители трудных детей отмечали, что их дети подвержены нарушениям сна (60%), аппетита (86%), страхам (93%), имеют дурные привычки (80%). Практически у всех детей встречаются тревожность и связанные с ней личностные проявления. У 93% присутствуют трудности в контактах со взрослыми и сверстниками, у 73% обнаруживаются случаи повышенной возбудимости. В обследуемой группе часто отмечается использование наказаний и запретов в семье (80%). Понятно, что эти наказания, особенно физические, неблагоприятно влияют на детей.

Хочешь, чтобы твой ребенок уверенно стоял на ногах, – не держи его все время за руку.

В. Фролова

Таким образом, по ответам родителей мы можем сделать вывод: внутрисемейные проблемы отрицательно отражаются на эмоциональном здоровье детей и их познавательном развитии. Наличие неблагоприятной семейной обстановки ведет к разрушению внутрисемейных контактов, сопряжено с частыми наказаниями детей и тормозит развитие интеллектуальной активности дошкольников.


Второй метод
, используемый в работе с родителями, – беседа по выявлению особенностей эмоционального развития детей. Важно проверить, насколько вы, то есть родители, внимательны к эмоциональной жизни ребенка. Беседа проводится по вопросам, определяющим особенности проявления детских эмоций и самооценки. Для проведения беседы нами использовался вопросник, предложенный В. Орман, по выявлению эмоциональных и волевых качеств ребенка (данный опросник приведен в Приложении 2 и также может быть использован родителями для проведения самообследования и анализа эмоционального развития ребенка).

Основной целью проведения беседы было выявление особенностей эмоционального развития ребенка, причин возникающих эмоциональных трудностей, понимание степени осознания родителями эмоциональных проблем детей.

Беседа проводилась индивидуально в непринужденной обстановке с применением целевых и поддерживающих вопросов. Целевые вопросы направлены на выяснение задачи исследования, например «Уверен ли в себе ребенок?», а поддерживающие помогают установить доверительную атмосферу.

У обследуемых детей отмечались серьезные нарушения аффективно-эмоциональной сферы: испытуемые недостаточно уравновешенны и эмоциональны, больше подвержены приступам гнева и агрессивности, чаще проявляют ревность и обидчивость, по оценкам родителей. Рассмотрим подробнее эти особенности.

О недостаточной уравновешенности детей говорит то, что свои чувства они проявляют слишком бурно. Например, мама Маши А. из обследуемой нами группы рассказывает: «У моей дочери чувства проявляются очень бурно, внешне выражены в каких-то судорожных движениях: теребит платье, крутит волосы (перед утренником волнуется)».

Многие родители указывают на недостаточную эмоциональность своих детей. Например, мама Алеши Ш. рассказывает: «Мой сын не проявляет чувства, держит их в себе». Подобная нечувствительность носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Эти дети отгораживаются от всех, прячутся «в свою скорлупу» и никого не хотят допускать в свой внутренний мир. Такая маскировка также свидетельствует об эмоциональном неблагополучии ребенка.

Таким образом, у детей, чрезмерно бурно реагирующих, и у чрезвычайно спокойных, нечувствительных можно предположить наличие эмоциональных трудностей.

Представляют интерес в этом плане ответы родителей на вопрос: «Как ребенок воспринимает похвалу?» Благополучные, эмоционально стабильные дети обычно относятся к похвале положительно (с удовольствием, с восторгом, она стимулирует их к деятельности), то есть адекватно. А вот многих детей с выраженными эмоциональными трудностями похвала не волнует и видимого влияния на их деятельность не оказывает. В этих случаях родители отмечают, что ребенок скрытный, замкнутый, безразличный. Таким образом, данные дети реагируют на похвалу неадекватно.

Дошкольник, имеющий эмоциональные трудности, обычно не может избавиться от ощущения тревоги и неуверенности в себе в ситуации поощрения: оно настораживает или не вызывает никакой положительной реакции.

Подобная же картина наблюдается по отношению к осуждению. Эмоционально благополучные дети реагируют на неудачу адекватно. Например, у них встречаются такие ответы: «Не умею рисовать, ну и что, зато умею хорошо считать» или «Сейчас не получилось – ничего, зато потом получится». Здесь действуют механизмы психологической защиты. Эти дошкольники самостоятельно справляются с переживаниями, угрожающими их эмоциональному благополучию. Например, оказавшись в ситуации неуспеха в какой-то деятельности, они успокаивают себя тем, что достигают высоких результатов в другом виде деятельности. Самооценка остается адекватной.

По словам родителей, неблагополучных детей неудача угнетает. Они перестают действовать вообще, у них пропадает уверенность в своих силах: «Ничего не знаю, не умею». Ребенок, имеющий эмоциональные трудности, использует неадекватную психологическую защиту. Его реакции – либо уход в себя (проблема остается во внутреннем плане), либо агрессия, которая порождает новые трудности. Например, вот как описывает мама Саши Д. реакцию своего сына: «На осуждение реагирует с раздражением, вообще не любит поражений, хочет быть первым во всем, обладает болезненным самолюбием».

Для всех детей, предварительно отнесенных нами к трудным, характерно устойчивое переживание страха, которое является результатом повышенной тревоги вообще. У них встречаются страхи темноты, одиночества, физических наказаний, стихии (огня), встречи с животными.

Есть такие люди – им все подай на блюде.

Агния Барто

У эмоционально благополучных детей ярко выражены познавательные интересы. Их родители отмечают, что они любознательны, задают вопросы обо всем, что их окружает, запоминают объяснения, любят смотреть познавательные передачи, просят, чтобы им читали и рассказывали. Неблагополучные дети или не проявляют познавательных интересов вообще, или же проявляют их слабо, изредка, задавая вопросы на некоторые темы. Неблагополучие в эмоциональной сфере тормозит и развитие познавательных потребностей и интересов, главным образом в плане интеллектуальной активности, живости, ориентировки в окружающем мире, любознательности.

Анализ результатов исследования показал, что у детей с эмоциональным дискомфортом отсутствуют прочные дружеские связи. Родители отмечают, что у них есть потребность в общении, но симпатии к товарищам они не выражают. К старшему дошкольному возрасту у детей, как правило, формируется стойкая потребность в общении со сверстниками. Ребенок с эмоциональными трудностями испытывает серьезные затруднения в контактах. В основе этих трудностей лежит также неразрешенный внутренний конфликт. Потребность в контактах у таких детей угасает из-за боязни оказаться несостоятельными. Например, мама Саши С. отмечает: «Он всегда либо сторонится сверстников, либо вступает с ними в конфликт».

Кроме того, барьеры в общении препятствуют формированию позитивного опыта, что приводит к разрушению умения вступать в контакт с другими. У детей с эмоциональными нарушениями неадекватная самооценка: с одной стороны, высокий уровень притязаний, с другой – неверие в свои силы. Такой ребенок всячески избегает ситуаций, требующих проверки его реальных возможностей. Поэтому, по словам родителей, такие дети не уверены в результатах своей деятельности, часто отказываются от трудных заданий и проявляют застенчивость при оценке своей работы.


Третий метод
, используемый в работе с родителями, – это метод выбора эмоциональных нарушений.

Нами была разработана таблица, в которой в случайном порядке представлены 10 негативных качеств детей:

– чрезмерная возбудимость,

– агрессивность,

– тревожность,

– робость,

– неуверенность в себе,

– демонстративность,

– боязливость,

– заторможенность,

– капризы,

– упрямство.

В этой таблице основные эмоциональные трудности (возбудимость, заторможенность, агрессивность, тревожность, демонстративность) преднамеренно чередовались с особенностями характера, негативными проявлениями у детей (робость, неуверенность в себе, боязливость, капризы, упрямство). Родителям предлагалось назвать те негативные качества, которые наблюдаются у их детей.

Цель выбора: определить наличие эмоциональных трудностей у детей с точки зрения родителей.

Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В. А. Сухомлинский

Родителям дается инструкция: «Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. Здесь перечислены качества, которые встречаются у детей дошкольного возраста. Пожалуйста, отметьте, какие из них проявляются у вашего ребенка».

Задание для родителей

Сейчас, пожалуйста, отложите нашу книгу в сторону, возьмите ручку, напишите эти десять качеств на отдельном листочке. А теперь внимательно посмотрите на них, подумайте и отметьте каким-то образом, например подчеркните, те качества, которые, по вашему мнению, встречаются у ваших детей.

Теперь мы раскроем секрет нашего исследования, а вы для себя сделаете вывод сами.

Если в вашем случае встречается менее 50% названных трудностей, то можно отметить, что скорее всего эмоциональные нарушения ваших детей носят случайный характер и зависят от ситуации. Если вы предполагаете наличие от 50 до 80% названных трудностей, то стоит задуматься и о причинах их возникновения, и о характере ваших взаимоотношений с ребенком. Возможно, стоит обратиться к детскому психологу и обсудить причины данных проблем. А вот если вы сами отметили от 80 до 100% названных трудностей, то, наверное, пора бить тревогу, потому что такие дети уже относятся к группе эмоционально неблагополучных, а значит, составляют группу риска в отношении возникновения стойких эмоциональных нарушений и неврозов впоследствии.

Так, по результатам проведенного нами выбора выяснилось, что у детей, отнесенных к группе неблагополучных, встречается от 80 до 100% названных эмоциональных трудностей. Ярко выражены такие из них, как возбудимость, тревожность, демонстративность.

Необходимо отметить, что в результате беседы с родителями на основе данных таблицы у всех взрослых возникало желание глубже проанализировать эмоциональные трудности своих детей, разобраться в особенностях их психического развития.


Четвертый метод
работы с родителями – анкетирование по вопроснику «Причины тревожности вашего ребенка», разработанному нами.

Вопросник включает 30 вопросов, которые касаются особенностей эмоционального реагирования детей в различных ситуациях. Он разработан по типу детекторов, когда смыслообразующие вопросы повторяются в различных формулировках, а ответы на них дают глубокую информацию о ребенке. Анкетирование предполагает открытые ответы родителей (когда человек сам формулирует ответ на вопрос, а не выбирает из числа готовых ответов).

Целью анкетирования является выяснить представления родителей о причинах тревожности, возникающей у детей.

Мы представляем здесь опросник анкеты и предлагаем вам тоже попытаться ответить на данные вопросы.


АНКЕТА

(по вопроснику о причинах детской тревожности)

Уважаемые родители! Данное анкетирование проводится дошкольным учреждением с целью изучения особенностей характера вашего ребенка, свойственных ему эмоциональных реакций. Результаты будут использованы нами для индивидуального подхода к вашим детям. Пожалуйста, как можно более откровенно и точно ответьте на наши вопросы. Благодарим за внимание.

1. Каково обычное состояние ребенка: спокойное, равнодушное, возбудимое?

2. Чувствует ли ребенок постоянную неуверенность в себе, в своих силах?

3. Бывает ли у вашего ребенка чувство, что он никому не нужен?

4. Расстраивается ли он по пустякам?

5. Часто ли плачет ваш ребенок? По какому поводу?

6. Бывают ли у ребенка такие периоды беспокойства, что он не может усидеть на месте? Чем это вызвано?

7. Теряется ли он, когда к нему неожиданно обращаются с вопросом?

8. Как реагирует на критику, упреки, ругань с вашей стороны?

9. Как реагирует ребенок на неожиданные изменения в привычной обстановке?

10. Чувствует ли себя ваш ребенок беспомощным, ничего не умеющим?

11. Как засыпает ваш ребенок: с трудом, сразу? Как спит?

12. Снятся ли вашему ребенку кошмарные сны? Рассказывает ли он их вам? О чем эти сны?

13. Часто ли смотрит по телевизору фильмы ужасов? Как на них реагирует?

14. Как реагирует на страшные истории, сказки со злыми волшебниками?

15. Боится ли оставаться дома один?

16. Боится ли темноты? Почему?

17. Трудно ли ребенку сосредоточиться на какой-нибудь деятельности?

18. Какие сюжеты игр ребенок предпочитает? Какую роль берет на себя? Как ее выполняет?

19. Как реагирует на неудачу в деле?

20. Прилагает ли ребенок усилия при выполнении домашних поручений?

21. Боится ли он дома кого-нибудь из взрослых?

22. Каковы у него отношения со сверстниками? С кем больше играет: с детьми старше себя или младше?

23. Каковы отношения с воспитателем? Боится ли он разговаривать с ним? Есть ли у него любимая воспитательница? За что он ее любит?

24. Часто ли устает ваш ребенок? Почему?

25. Жалуется ли он на головные боли или боли в животе, когда нужно выполнить какое-нибудь поручение или задание?

26. Испытывает ли ребенок страх в тех случаях, когда ему ничто не угрожает (при посещении врача, детского сада)?

27. Испытывает ли ребенок постоянную тревогу из-за кого-нибудь или чего-нибудь?

28. Склонен ли он все принимать слишком драматично?

29. Часто ли он бывает таким возбужденным, что ему трудно заснуть?

30. Часто ли ребенок краснеет, приходит в замешательство? В каких ситуациях?


Очень важно, чтобы, ответив на эти вопросы, вы, уважаемые родители, попытались, во-первых, определить, насколько выражены у ваших детей тревожные проявления, во-вторых, постарались разобраться в причинах этой тревожности, чтобы по возможности их устранить. А для того, чтобы вам было легче анализировать собственные ответы на вопросы и делать выводы, ниже приводится анализ тех ответов, которые получили от родителей мы.

В результате проведенного исследования оказалось, что трудные дети часто проявляют повышенную возбудимость, беспричинную тревогу. У них отмечаются нарушения сна, повышенная плаксивость, ранимость, неадекватная реакция на неожиданные изменения, затруднены взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Кроме того, у данного контингента детей проявляются заниженная самооценка (в 30% случаев), частые различные страхи (80% случаев) и почти у всех наблюдаются периоды повышенного беспокойства (90% случаев).

Рассмотрим проявления тревоги эмоционально неблагополучных детей на различных примерах.

Например, мама Ани А. так отвечает на вопрос: «Да, моя дочь чувствует постоянную неуверенность в своих силах, часто доходит до слез, говорит, что у нее ничего не получается». Многие дети испытывают чувство ненужности, покинутости. Например, та же девочка: «Мама, зачем ты меня родила?» Мама Саши Г. рассказывает: «Мой сын говорит: “Вот ты меня не любишь, я тебе не нужен”».

У 80% неблагополучных детей отмечается повышенная плаксивость, ранимость. Родители рассказывают, что многие из этих детей расстраиваются из-за различных пустяков, например, ребенок может заплакать, если колеса у игрушечной машины поломались или уколол палец. У некоторых вообще наблюдается постоянная плаксивость, «нытье» по любому поводу. Например, слова мамы Алеши Ш.: «Мой сын плачет по любому поводу, зубы чистить пора – слезы».

Большинство детей, имеющих эмоциональные трудности (65%), неадекватно воспринимают критику: обижаются, сердятся, расстраиваются, плачут. Некоторые из них реагируют амбивалентно, то есть противоречиво. Например, папа Славы А. рассказывает: «Иногда мой сын не обижается, иногда обижается, но пытается подлизываться». Или ответ мамы Жени Ч.: «Иногда мой сын говорит, что постарается исправиться, иногда воспринимает критику в штыки: “Я по-другому не могу”».

На неожиданные изменения привычной обстановки большинство эмоционально неблагополучных детей также реагируют неадекватно. Они нервничают, теряются, долго не могут привыкнуть к изменившимся условиям.

30% испытуемых, по мнению родителей, имеют заниженную самооценку, часто чувствуют себя беспомощными, ничего не умеющими. У 70% трудных детей отмечаются различные нарушения сна: с трудом засыпают, не хотят ложиться, беспокойно спят, видят страшные сны, кричат во сне, требуют укачивания или присутствия родителей при засыпании.

У 80% этих детей наблюдаются различные страхи. Они боятся темноты, одиночества, страшных снов, наказаний. Проиллюстрируем примерами, когда дети боятся взрослых. Высказывание мамы Анжелики К.: «Да, дочь боится папы, он очень суровый, редко бывает дома, дочка забывает его». Или мамы Дениса Д.: «Сын боится папы: тот очень строг, может отшлепать, никогда не проявляет ласки». Некоторые дети побаиваются маму, не любят, когда она начинает сердиться.

Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить.

П. Бак

Проблемы в отношениях со сверстниками различны. Родители отмечают, что их дети проявляют агрессивность, дерутся или, наоборот, теряются под напором сверстников. Воспитателей они избегают, так как боятся привлечь к себе их внимание.

У многих неблагополучных детей наблюдаются периоды частой усталости, у половины из них встречаются необоснованные жалобы. И, наконец, практически все дети исследуемой группы (90%) часто испытывают беспричинную тревогу. Они боятся, что опоздают в детский сад, опасаются за жизнь близких, за свое собственное здоровье, переживают за домашних животных и т.д. Например, папа Жени Ч. рассказывает: «Мой сын всегда очень напряжен, когда едем на машине, и вообще за все слишком сильно переживает».

Итак, в основном у всех эмоционально неблагополучных, трудных детей присутствует тревога. Ее проявления различны: от повышенной плаксивости, ранимости до чрезмерной возбудимости, агрессивности, от различных страхов и тревог до заниженной самооценки в целом и общего ощущения ненужности, покинутости. Наряду с этим зачастую родители отмечают у своих детей боязнь кого-либо из взрослых дома, нарушения взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Причины проявления этих эмоциональных трудностей, судя по ответам самих родителей, лежат в семье. Неуверенность и тревожность детей сопряжена с повышенной доминантностью родителей, эмоциональной отстраненностью от них, с тем, что они не получают достаточного принятия, тепла, любви и внимания близких.

Выводы

Сейчас мы вместе с вами пытались разобраться в том, что такое «эмоциональное неблагополучие», каких детей можно считать трудными, как определить наличие эмоциональных трудностей или нарушений у своих детей, а также какую атмосферу семьи и семейный микроклимат можно считать благоприятными или неблагоприятными. Я думаю, многие из вас нашли похожие признаки, симптомы или проявления у своих детей или в атмосфере своей семьи. Это очень распространенная проблема в настоящее время. Но не надо пугаться! Ведь цель нашей книги – не напугать и не расстроить родителей, не осудить и не критиковать, а заставить задуматься о существующих проблемах ваших детей, не допустить дальнейшего развития этих трудностей, найти методы и приемы их преодоления, раскрыть их, научить использованию в практике семейного воспитания, а значит, решить существующие проблемы.

Возможно, многие из вас, прочитав эту главу, отложат книгу в сторону и подумают: ну, таких выраженных эмоциональных трудностей у моего ребенка, слава богу, нет, а значит, эта книга не для меня. Не спешите с выводами! Дело в том, что такие трудности могут периодически возникать абсолютно у всех, даже совершенно здоровых и эмоционально устойчивых детей, и с ними тоже надо как-то справляться. Кроме того, в нашей книге вы найдете много интересного материала и для самих себя, для работы над собой. Различные виды самотестирования, методы саморазвития, игрового тренинга помогут вам самим стать более эмоционально стабильными в нашем мире в это непростое время. А значит, и ваши дети тоже будут всегда с вами спокойны и счастливы!

Загрузка...