Начиная этот разговор, мы задумались о том, как сейчас сложно бывает родителям да и педагогам в детском саду с определенным контингентом детей. Дело в том, что детей с ограниченными возможностями здоровья, с эмоциональными трудностями, с какими-то нарушениями в поведении становится все больше и больше с каждым годом.
Рассуждать об этом можно много и долго. Среди причин этого явления называют и неблагоприятную экологическую обстановку во многих регионах страны, и некачественные продукты питания, и нервные стрессы взрослых, и чрезвычайно высокий и «нездоровый» темп жизни в крупных городах, что влияет на наших детей начиная с внутриутробного развития и прижизненно, а также не очень качественное родовспоможение, наличие родовых травм и случаев перинатальной энцефалопатии младенцев. Все это – крайне знакомая и больная тема для многих мам. И вот результат: количество детей, которых нельзя признать абсолютно здоровыми, растет, число же здоровых, к сожалению, неуклонно снижается.
Здесь мы можем в подтверждение наших слов привести нерадостные цифры. Данные исследований свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте не более 2–15% детей можно признать здоровыми; 22% детей имеют хронические заболевания (III группа здоровья), остальные дети имеют ослабленное здоровье (II группа здоровья); уменьшилось число гармонично физически развитых – до 69–73% и физиологически зрелых детей – до 60%; к школьному возрасту увеличивается число детей с хроническими заболеваниями – до 52%, 38% имеют ослабленное здоровье, лишь 10% детей считаются абсолютно здоровыми (А.А. Баранов, М.М. Безруких, В.Р. Кучма, В.Д. Сонькин, М.И. Степанова).
Но какой смысл долго говорить об этом?
Проблема понятна и педагогам, и родителям, факты налицо, и речь, на наш взгляд, должна идти сейчас о том, как попытаться решить эту проблему.
➧ Как развивать таких детей умственно и физически?
➧ Какой найти к ним педагогический подход, чтобы небольшие трудности в эмоциональном развитии и поведении не вылились в серьезные неприятности и антисоциальное поведение в подростковом возрасте?
➧ Как сделать общение с детьми в семье и интересным, и познавательным, и обоюдно приятным и полезным и для родителей, и для детей?
➧ Как снять барьеры в общении со сложными детьми?
➧ Чему для этого должны научиться сами родители?
➧ Как не потерять ту связь, ту ниточку во взаимодействии со своим ребенком, которая позволяет эмоционально поддерживать его на протяжении всей дальнейшей жизни?
Обо всех этих важных проблемах и пойдет разговор в нашей книге.
Ведь все мы родом из детства…
Издание содержит электронное приложение, с которым читатели могут ознакомиться, отсканировав QR-код либо набрав ссылку http://www.phoenixpub.ru/books/extra/33 в адресной строке любого браузера.
В материалах книги представлен опыт работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 49 "Жемчужинка" города Димитровграда Ульяновской области» по теме инновационной деятельности «Формирование эмоционального благополучия дошкольников 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья на основе технологии самосбережения и жизненного оптимизма (ортобиотики)».
Выражаем благодарность за помощь в подготовке материалов педагогам ДОУ:
Ананьевой ЛА,
Барышовой И.Е.,
Большаковой ЕА.
Гончар А.Р.,
Дубровиной О.Г.,
Зайцевой НА,
Жуковой И.П.,
Ивановой Е.С.,
Малафеевой Е.В.,
Рогачевой Т.В.,
Скрипичниковой И.Н.,
Тимаковой Н.И.,
Якушевой Н.В.