Задание 4. «Позитивные темы»

Когда люди друг друга любят, им хочется друг с другом поговорить. Но если они поговорили так, что поссорились и поцапались, то это неправильно. Что делать?



Первое – учиться разговаривать, в том числе на сложные темы.

Второе – не поднимать без нужды сложные темы.

Третье – разговаривать друг с другом на хорошие темы. Правильно!

Но нужно потренироваться. Я буду придумывать, про что можно поговорить, а ты подумай, какие из этих разговоров настроение поднимут, а какие наоборот снизят:

Через неделю мы поедем на Канары. Давай помечтаем, как мы будем там отдыхать?

Я сегодня ездила в магазин, хотела купить себе кофточку – ничего не нашла! Сейчас начали шить так, что мне вообще ничего не подходит!

Звонила мама, хотела сказать тебе спасибо за палки для скандинавской ходьбы. Ей так понравилось, она уже всем родственникам их разрекламировала!

Говорят, к нам идет эпидемия гриппа, очень тяжелая форма. Звонила тетя Ася, у нее дома болеют уже все. Это ужасно!


Задание дня

Напиши 5 аналогичных пунктов: три темы для разговора, которые тебя скорее порадуют, и две темы, которые могут напрячь тебя и твоих близких.

Не знаю, есть ли у тебя привычка всем вместе, всей семьей завтракать и ужинать, но это отличная привычка! Так вот, если вы завтракаете и ужинаете вместе, то придумай 2 хорошие темы на завтрак и две приятные – на ужин.

А если вы еще пойдете вечером вместе погулять (отличная идея, да?), но нужно и к этому подготовиться:

1) придумай хорошую тему, связанную с тобой и вашими отношениями;

2) что-то радостное про детей;

3) что-то, чем увлекается и о чем будет интересно поговорить твоему мужу (жене).


Если у тебя отсутствует семья, продумывай хорошие темы для своих близких и окружающих, с кем чаще всего общаются. Например, можно продумать хорошие темы для обеда с коллегами.

У себя в телефоне сделай на ближайшую неделю пять напоминалок про то, что:

• не надо поднимать темы, которые будут портить всем настроение;

• не следует касаться больных тем, которые провоцируют конфликт;

• нужно готовить и начинать темы, от которых поднимается настроение, рождается что-то теплое – или хотя бы дельное.


Умение слушать

Умение слушать – великое и достаточно редкое умение. В него включается и умение слышать, то есть умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им, и умение слушать так, чтобы твой собеседник хотел тебе рассказывать, говорил открыто и с удовольствием. Умение слушать помогает установить контакт и расположить к себе собеседника, понять его точку зрения – и при необходимости повернуть ее в нужную сторону.

Умение ребенка слушать – один из показателей готовности ребенка к школе. Когда навык не сформирован, ребенок задает вопрос и убегает, не дослушав ответ: перебивает говорящего или переключается на другое занятие, пока тот говорит. Шаги, составляющие данный навык: ребенок смотрит на человека, который говорит, не перебивает, пытается понять, что было сказано, говорит «да» или кивает головой, а чтобы лучше понять, может задать вопрос по теме.

Любопытно: а ты освоил эти навыки? Хотя бы первый, самый главный навык: когда я говорю, я внимательнейшим образом смотрю на собеседника, и как только замечу, что он хочет что-то сказать, я останавливаюсь и спрашиваю: «А ты что думаешь?» Если ты действительно хочешь освоить умение слушать, считай этот навык главным. Освой его!

Едва ли есть универсальная формула умения слушать, предпочтительный стиль слушания определяется психотипом рассказчика, да и разные ситуации требуют разного.

Деловое слушание – это преимущественно фиксация информации и повтор основных смысловых пунктов.

Личное слушание более разнообразно. Когда-то это взаимопомощь с вчувствованием и отражением чувств, когда-то живое развлечение собеседников, предполагающее и обмен яркими эмоциями, и уместный анекдот в ответ, и дружеские наезды.


При любых типах слушания


важнейшим моментом является внимание к собеседнику, внимание к тому, что он говорит.


Похоже, что в общении умение слушать, погружаясь в мысли и чувства собеседника, поддерживая ход его мыслей и разделяя его чувства – важнее, чем умение говорить ярко и интересно. Если ты в течение всего разговора заинтересованно молчал, лишь изредка задавая уточняющие вопросы и когда-то повторяя мысли собеседника, чтобы их лучше понять – скорее всего, собеседник останется в самых лучших чувствах по поводу твоего с ним общения.

Хорошо ли, слушая собеседника, говорить о себе? – Лучше расспрашивать собеседника о нем: о его интересах и предпочтениях. О себе и о своем – тоже можно и хорошо, но в первую очередь для того, чтобы разговорить собеседника.

Вторым по важности моментом качественного слушания являются


точные подстройки под собеседника.


Подстройки по жестам, по выражению лица и глаз, темпу речи, словарю и ценностям, подстройки по дыханию – все это создает ощущение «мы вместе, мы свои» и улучшает контакт в общении. Умение и привычка вчувствоваться в собеседника автоматически создает все нужные подстройки между вами, плюс дает тебе максимально возможное чувствование того, что сейчас чувствует твой собеседник, что ему сейчас сказать можно, а что будет неуместно.

Что касается зрительного контакта, то здесь важнее не сколько, а как. Большинство людей избегают в общении смотреть в лицо и глаза собеседнику, примерно столько же, когда смотрят, выражают недоверие и критику, так или иначе негативную оценку. Правильно учить людей смотреть в глаза чаще, но еще важнее – смотреть доброжелательно, с теплой поддержкой. Тогда люди сами догадаются, что когда-то можно глаза отвести (а именно, когда собеседнику нужно решить что-то внутри себя), все остальное время разговора чем больше между людьми контакт глаз, тем лучше.

Чтобы заслужить репутацию достойного собеседника, полезно знать, что такое конфликтогены – и в своем общении их не использовать. Категоричные негативные оценки и возражения, упреки и обвинения, жалобы и оправдания, как и в целом общение в кругу негативных тем – помеха качественному общению. Напротив того, освоенный навык «Тотального Да» сделает твоё слушание одновременно и продуктивным, и приятным: собеседник будет уверен, что ты его слышишь и понимаешь, в то время как ты действительно смог услышать то дельное, что человек хотел сказать.

Умелые собеседники, слушая, повторяют основные мысли собеседника во внутренней речи, а при необходимости уточнить мысль повторяют ее другими словами или придают ей другой оттенок, чтобы собеседник мог на это откликнуться и уточнить свою мысль. Эта техника, известная как внутренний и внешний переводчик, помогает собеседникам лучше слышать друг друга и согласовывать свои позиции.



Полезная мелочь – использование знаков слушания: кивки, «угу», вспышки глазами на те или иные интересные или важные моменты в речи собеседника, парафраз смысла и отражение его чувств.

Не важно, с какого приема ты решишь начать тренировать навыки грамотного слушания – все, что ты освоишь, будет очень полезным.


Конфликтогены – занозы нашего общения

Словом можно задеть, словом можно ударить.

Слова, интонации и обороты, задевающие собеседника и напрягающие атмосферу в общении – это конфликтогены. Впрочем, шире: это и обидные жесты, и оскорбительный взгляд, и отказ продолжать общение – все это также может оказаться конфликтогеном. Конфликтогенами могут быть не только элементы общения, но и действия, поступки: неаккуратность (уронил чашку и брызнул кофе на соседа), необязательность (договаривались – не сделал), нарушение правил приличия (Не уступил бабушке место, не поздоровался с соседями, не попрощался с гостями, не поблагодарил за услугу коллегу, не позвонил родственникам…). Конфликтогены бывают везде: бывает, что на уровне общения человек ведет себя вежливо, а на уровне отношений ведет себя конфликтно.

Конфликтоген легко почувствовать, но конфликтогены очень сложно определить. Что является конфликтогеном, а что – нет? Скучающее лицо (на лице читается: «Опять ты …, ничего нового») в ответ на глупость – это просто искренняя эмоциональная реакция или обидный конфликтоген? Где проходит граница между требованием справедливым и рождающим конфликт? Похоже, что конфликтогены – не догма, а социальная условность. То, что конфликтно между одними людьми, между другими – норма или даже радость.


Конфликтогены – это мини-провокации, но, в отличие от провокаций, чаще ненамеренные, неосознанные.


Если девушка в разговоре несколько раз перебивает своего парня, это скорее проявление невоспитанности и бытовой конфликтоген; если же она прижимается во время танца к другу своего любимого – это уже не просто конфликтоген, это уже явная отношенческая провокация.

Если муж в гостях сидит со скучающих лицом – это мелкий конфликтоген. Если же он всем лицом показывает, что ему здесь плохо и тошно – это больше, чем конфликтоген, это уже конфликтный посыл, это вызов на конфликт.

При том, что конфликтогены бывают и поведенческими, чаще всего говорят о конфликтогенах применительно к ситуациям общения. Тогда конфликтоген – это коммуникативный элемент (слово, оборот, жест, интонация), способный вызвать напряженность и спровоцировать конфликт в отношениях.


Образно-коммуникативный укол или удар

Конфликтогены – источник огромного количества бытовых конфликтов. Самая большая проблема с конфликтогенами в том, что сам автор конфликтогенов их обычно не замечает. Или, если даже замечает, то считает это вполне допустимым, нормальным («Ничего страшного!») или заслуженным: «Сам виноват!». Однако, когда даже мелкие конфликтогены задевают нас, это нас – задевает… Мы реагируем в ответ, нам отвечают – и так далее, загорелся конфликт.

Загрузка...