Каждое общество присваивает определенный социальный статус своим бедным, решая помочь им. Таким образом, объектом исследования являются не бедность и не бедные как социальная реальность, а взаимозависимость между ними и обществом, частью которого они являются. Этот аналитический подход сводится к изучению механизмов обозначения бедных, к исследованию социальных представлений, которые лежат в их основе и которые делают их законными, а также к анализу отношений, которые бедные устанавливают с системой помощи, от которой они зависят, и в более общем плане – к анализу трудностей, которые они испытывают по этому поводу. Социологический объект бедности должен быть интегрирован в цель понимания способа функционирования и существования наших обществ, а меры государственной политики, предпринимаемые в отношении бедных, будут иметь последствия для всего общества.
Публичные шаги Франции по борьбе с бедностью – это три последовательные концепции бедности, которые были отмечены в истории последних 60 лет: бедность-отсталость, бедность-изоляция, бедность-гражданство[3]. Каждая из этих концепций касается отношения бедных к обществу, в котором они находятся. Политические, социальные и моральные императивы, хотя они и не разделяются всеми, обеспечивают общую концепцию, теоретикоидеологическое основание, на котором будут построены общественные, государственные и «частные» действия.
Бедность представляли по-разному в зависимости от развития экономики. С 1950-х годов мы можем выделить три различные концепции: бедность-отсталость, бедность-изоляция и бедность-гражданство, которым соответствуют три теоретических подхода, повлиявшие на философию борьбы с бедностью во Франции.
Экономика Франции в 1960-х годах стабильно росла, что выражается в доступе ко все более широкому спектру товаров, большем комфорте и растущем чувстве безопасности: политической безопасности, потому что Европа находится в позитивном движении; экономической безопасности – за счет использования механизмов планирования; социальном обеспечении, которое касается всех работающих (в промышленности и торговле, а также в сельском хозяйстве) и до тех пор сопротивлявшихся ремесленников-торговцев. Потребительское общество уверено в своем будущем прогрессе и увеличении своих возможностей в период «Тридцати славных лет».
Однако в этой безумной гонке отдельные слои населения остаются в стороне, как и очаги бедности. Зимой 1954 года аббат Пьер[4] публично обратился к обществу с целью привлечь внимание к людям, живущим в плохих условиях. Трущобы возникают на окраинах крупных городских центров по мере того, как сносится антисанитарное жилье в городских центрах и размещаются крупные компании, использующие неквалифицированную рабочую силу. Часть жителей городов и деревень не смогла подстроиться под темп роста экономики и комфорта и осуществить потребительские мечты богатых слоев населения. Считается, что эта бедность остаточная, как отсталость по сравнению с прогрессом, достигнутым другими. Здесь доминирует концепция культурной отсталости.
После первого нефтяного шока и экономического спада уверенность в завтрашнем дне исчезла. В обществе отмечается рост беспокойства. Те самые люди, которые были частью общества потребления, влезали в долги, верили во внедряемые механизмы безопасности, именно они оказываются под угрозой, в определенной степени выброшенными с пути непрерывного прогресса. Потеря работы, трудности с ее поиском или проблемы трудоустройства скорее воспринимаются как риски социальной исключенности. Бедность больше не является чем-то вроде следствия отсталости в прогрессивном движении общества. На этот раз общество кажется регрессивным, оно обращает вспять движение социального прогресса и обеспечение безопасности. Таким образом, фигура бедного приобретает черты исключенного сначала из занятости, затем из любого интегрирующего социального сегмента: жилья, школы, досуга, здоровья и т. д. Бедность теперь понимается как недостаток, вызванный потерей или препятствием на пути к получению желаемого.
Богатства накапливаются, но согласно новой логике, которую мы назовем «глобализация» или «интернационализация», именно в этот период увеличились социальные расходы государства и были введены новые формы социальной защиты, формулы обеспечения помощи, направленные на поддержку доходов тех, кто становится бедным, во имя человеческого достоинства, которое является для них фундаментально признанным. Примером этой точки зрения является принятие в декабре 1988 года Закона «О гарантированном минимальном пособии для лиц, не имеющих средств к существованию», заявленная цель которого состоит в том, чтобы способствовать повышению уровня занятости, доступности услуг образования, здравоохранения и т. д.
Бедность ниже денежной черты бедности становится измерителем бедности. Бедность-изоляция, как утверждается, может затронуть «каждого второго француза». Это означает, что определение бедного существенно изменилось. Задержка в плане встраивания в современность привела к тому, что бедностью стал результат отчуждения от неостанавливающегося прогресса наших обществ богатства. Именно сам процесс накопления богатства в этих обществах порождает формы исключенности и способы встраивания в новые сегменты, которые открыто называют сегментами и в которых возможна интеграция в жизнь общества. Такой подход разъясняет все политические и социальные вопросы, связанные с установлением разделительных линий и границ между интеграцией в общество изобилия и безопасности и встраиванием в механизмы безопасности и существования.
В 2000-е годы произойдет новый сдвиг в определениях. Бедность станет частью общества, ее будут рассматривать не с точки зрения изоляции, а с точки зрения включения в сегменты социальной интеграции. Это уже не вопрос восстановления того, что было утрачено, а вопрос адаптации к новым условиям, возникающим в результате углубления глобализации, в частности адаптации к темпам изменений, которые она вызывает. Бедность приравнивается к отсутствию гражданства: ключ к решению проблемы – в гибкости при принятии решений и оперативности.
Следовательно, для сохранения гражданства у бедного гражданина должна быть возможность стать гибким, участвовать в процессе запуска новых программ, использовать возможности – одним словом, «быстро реагировать». Бедный – это гражданин, который имеет права, упомянутые в Декларации прав человека и гражданина, которому гарантирована достойная жизнь и, соответственно, у которого есть обязательства в плане участия и вовлеченности в процессы социальной интеграции. Это личная ответственность гражданина, даже если у него совершенно нет средств к существованию. Права человека, достоинство гражданина означают, что бедный гражданин должен иметь возможность пользоваться помощью сообщества. В свою очередь, он проявит солидарность с сообществом, приняв активное участие в реализации инициатив по интеграции во все сферы жизни общества.
При реализации такой концепции есть две проблемы: восприятие должностными лицами и органами власти, с одной стороны, и спасенными бедными – с другой. Иными словами, бедность предъявляет два безусловных требования: во-первых, безусловное требование к государственной политике по поддержке бедного гражданина, который имеет фундаментальные права человека, и обеспечению его достойного существования. Во-вторых, безусловное требование к самому бедному гражданину, который должен активно участвовать в собственной социальной интеграции и поддержании своего потребления.
Положение бедных в наших развитых, демократических и защищающих обществах характеризует то, что они остаются объектом заботы государственных властей. Какой бы ни была концепция, в соответствии с которой он будет восприниматься, независимо от парадигмы, в которую он будет включен, государственные органы будут решать его судьбу. В форме реализации государственной политики государственные органы будут вынуждены реагировать на ситуацию, в которой оказались бедные граждане. Лучше, если его определят бедным, которого нужно поддерживать, или бедным, чтобы интегрироваться в общество.
Помимо того что происходит на политическом и социальном пространстве по отношению к бедным, возникает ряд теоретических вопросов к философии борьбы с бедностью. Некоторые ссылаются на то, что Георг Зиммель назвал определяющей социальной реакцией бедного. Другие, похоже, питают не оправдывающие себя надежды увидеть триумф общества, конечно, не без бедных людей, а общества, способного уравнять социальные условия до такой степени, чтобы поддерживать лишь минимальный уровень бедности. Третьи будут нападать на теоретический смысл, который следует искать за преобразованиями, сдвигами, изменениями, которые мы только что упомянули. Давайте запомним и рассмотрим эти три типа теоретического смысла.
По мнению Зиммеля (1971)[5], «цель помощи бедным – смягчить самые крайние проявления социальной дифференциации, чтобы социальная структура продолжала основываться на этой дифференциации… Поэтому нет причин помогать бедным больше, чем того требует поддержание социального статус-кво». Другими словами, согласно мнению берлинского социолога, социальные действия в борьбе с бедностью нацелены на сохранение сообщества и характерного для него положения, существовавшего прежде. Право на помощь – это не право бедного как такового, а обязанность общества продолжать поддерживать социальную интеграцию. Помощь бедным носит функциональный характер, а цель, которую она стремится достичь, носит чисто социальный характер. Зиммель сформулирует вывод в одной фразе: помощь бедным – это не что иное, как «использование общественных средств для общественных целей».
Три подхода к бедности последовательно с точки зрения концепций отсталости, изоляции и гражданства четко обозначают общую цель, связанную с восприятием сообществом самого себя. Вот почему те, кто участвует в борьбе с бедностью, будут продолжать свою деятельность, определять категории соответствия требованиям и цели интеграции.
Недавняя история борьбы с бедностью, похоже, построена на теоретическом недоразумении. Бедность в богатых странах, как ее назвал в свое время Лионель Столеру[6], воспринималась как своего рода социальный оксюморон. Богатое общество, которое не облегчает страдания своего народа, которое не поддерживает тех, кто переживает противоположную судьбу, которое не способствует выравниванию условий социального существования, отходит от демократической модели, задуманной Просвещением, поддержанной Токвилем и теоретически разработанной со-лидаристами XIX века[7]. Именно потому, что эта модель все еще соответствует сложившимся взглядам наших обществ, бедность теперь является категорией прав человека и требует совместной ответственности государственных органов и отдельных граждан. Хотя одна из проблем, касающихся заботы общества о бедных, может быть выражена в терминах социальной справедливости, она также связана с пониманием того, почему граждане становятся бедными. Следовательно, вопрос о порождении бедности в богатых странах требует, чтобы мы думали диалектически о бедности и богатстве, порождении бедных богатыми. Мы должны думать о бедности как о факторе, который постоянно присутствует в обществе и который оно пытается искоренить.
Логика систем, которые были и сегодня лежат в основе политики борьбы с бедностью во Франции, основана на связях между формами заботы о бедных и христианским видением мира и общественной жизни или на концепции республиканского общественного устройства. Связь рассматривается как реконфигурация средств и целей действий общества. Она уже не может быть опрадана только наблюдениями за социальной исключенностью, поскольку некоторые бедные люди не исключены из общества (работающие бедные). Это можно сравнить с формой перераспределения полномочий как со стороны органов государственной власти, так и со стороны гражданского общества или рынка. Связь означает «переосмысление умений» самого бедного. Это также приводит к изменению числа бедных и их участию в общественном устройстве в различных формах.
Когда бедный считает себя отстраненным от экономического роста, социального прогресса и доступа к современным благам, государственные власти разрабатывают политику интеграции, предусматривающую образование, поддержку и возможность взять лучшее от общества потребления. На самом деле именно с точки зрения корректирующих вмешательств, реабилитаций, советов и поддержки будет разработана политика, которая в 1970-х годах будет направлена на искоренение очагов бедности, остающихся в новом обществе, если использовать формулу, которая тогда была в моде и впервые использована премьер-министром Шабаном-Дельмасом и его советниками Жаком Делором и Симоном Нора. Прежде всего это вопрос предоставления государству помимо его традиционных суверенных функций ведущей роли в социальных изменениях вплоть до включения в сферу внимания государства тех, кто был исключен из его доходов. Реабилитируйте исключенных, заявил тогда Рене Ленуар, будущий секретарь по социальным вопросам при президенте Жискар д’Эстене.
С этой точки зрения государственная политика будет сводиться к предоставлению бедным средств для интеграции в современное общество. В результате получится набор средств, среди которых:
– строительство большого количества стандартного жилья за умеренную плату (Habitations à Loyer Modéré, HLM), которое должно приходить на смену антисанитарному жилью менее успешных социальных слоев;
– социально-культурная поддержка городского населения, оставшегося за чертой нового уровня жизни;
– наблюдение за семьями и консультации с семьями, наименее адаптированными к новым условиям жизни в обществе потребления в городах;
– предотвращение преступности среди несовершеннолетних и рисков для здоровья, культурная демократизация.
Именно в этот период так называемые социальные профессии будут расти почти экспоненциально[8] с ориентацией на дисциплинирование сознания: бедняки в некотором роде продадут душу дьяволу, если приобретут их. Именно в тот же период социальные объекты, предназначенные для групп населения, наименее обеспеченных в социальном и культурном плане, должны быть описаны как «инструменты, призванные обеспечить им „нормальный" уровень жизни» и, следовательно, ослабить их «подрывной потенциал». Следует признать, что именно в тот период проводимая государственная политика действительно повлияла на положение наиболее обездоленных.
Политический и экономический кризис 80-х годов прошлого века приведет к разрыву и пересмотру государственной политики, которая будет решительно вести к достижению целей и в то же время к увеличению населения, которое будет отнесено к категории бедных. Акцент делается на размере пособий, который будет определяться путем умножения сумм минимальных социальных пособий. Этот новый подход отражает то, с чем в настоящее время борется государственная политика – с бедностью, поддерживая доходы тех, кто испытывает риски социальной исключенности или не может социально интегрироваться: неполная семья, инвалидность, небольшая пенсия, потеря оплачиваемой работы и другие факторы. Минимальное интеграционное пособие (Revenu Minimum D’insertion, RMI), а также пособие для одиноких родителей (Allocation de Parent Isolé, API), пособие для взрослых с ограниченными физическими возможностями (Allocation Adulte Handicapé, AAH), позднее CMU (всеобщее медицинское страхование, Couverture Maladie Universelle) и другие пособия рассчитываются в зависимости от уровня предоставляемой помощи для обеспечения этим группам населения достойного уровня жизни, который не могла обеспечить материальная и другая помощь в прошлом.
Ориентируясь на эти группы населения, государство расширило группы населения, которые до сих пор не принимались во внимание. Благодаря социальным пособиям социальная политика стремится как можно лучше отслеживать ситуации, связанные с риском оказаться в бедности, рассматриваемой как этический скандал в обществе, которое считает себя богатым и сплоченным. Через социальные пособия достигается социальная интеграция всего сообщества.
В этот раз бедность больше не кажется остаточной; это уже не судьба тех, кто остался на обочине социального прогресса, это риск, которому подвержено все большее число людей, пытающихся интегрироваться в социальное сообщество. Следовательно, такое понимание бедности возлагает на государственную политику активную интеграционную функцию, которую ей будет трудно выполнить. Тем более что в условиях кризиса занятости, который распространился на определенные секторы экономики, цель включения или реинтеграции длительно безработных была в значительной степени недостижимой. Количество безработных, составляющих основную массу бедных, увеличивается и достигает уровня, который, казалось бы, никогда не будет достигнут. Борьба с проявлениями изоляции, которая тем не менее с принятием закона от 29 июля 1998 года[9] стала главным политическим императивом, признает свою неспособность искоренить бедность-изоляцию. Тот же дискурс прослеживается и в отношении городской политики, также внедряемой и проводимой во все более широком масштабе для борьбы с бедностью-изоляцией в зависимости от региона. В целом, если бедные лучше защищены, как бедные они всегда остаются бедными и, возможно, даже становятся все более бедными, особенно в определенных городских районах, и бедность-изоляция остается.
2000–2010 годы демонстрируют новое изменение в направлении государственной политики, которая все больше рассматривается как политика управления ситуациями бедности. Она тем более необходима, поскольку к ранее выявленным бедным (отсутствие работы, жилища, здоровья и т. д.) теперь добавляются те, кого называют работающими бедными. Это люди, которые, несмотря на доступ к работе, мало зарабатывают или зарабатывают лишь от случая к случаю. Тем самым они представляют собой новое лицо бедности. В связи с этим возникает понятие «прекариат».
Пособие активной солидарности (Revenu de Solidarite Active, RSA), вступившее в силу 1 июня 2009 года, объединяет с целью социальной интеграции тех, кто был или не был обеспокоен различными мерами и пособиями, находясь в противоположных ситуациях в отношении трудоустройства. Исключение/включение в занятость больше не является признаком бедности. Целевая аудитория расширилась и теперь включает в себя те группы работающего населения, которые ранее считались защищенными и не охватывались мерами государственной политики по интеграции и поддержке доходов.
Но на этот раз государственное вмешательство носит более ограничительный характер и бремя принуждения больше ложится на получателя помощи. И это происходит, когда средства государства, особенно с учетом децентрализации большей части функций социального обеспечения, менее гарантированы и более неравномерно распределены. Эта логика предполагает активизацию получателя помощи, его ответственность за свое гражданство. Целесообразность оказания пассивной помощи бедным сомнительна, поскольку при этом у получателей помощи велик соблазн возникновения своего рода социального иждивенчества. Поэтому бедному предлагается выйти из своего положения исключенного и пополнить ряды ответственных и активных граждан – он должен вносить свой вклад во включение в надлежащую социальную организацию.
Осознание бедным своей ответственности происходит на фоне более жесткого постоянного контроля со стороны общественности. Доходы малоимущих поддерживаются на уровне, сравнимом с тем уровнем, который у него был в предыдущий период, а иногда даже на более высоком уровне, но при условии, что получатель помощи будет предпринимать активные действия по выходу из своей трудной жизненной ситуации. Таким образом, помощь постепенно трансформируется в солидарность, которая является обязательством сообщества. Для бедного она заключается в активизации коллективных усилий и внесении в них своего вклада. Но барьер между солидарностью и получением помощи тонкий, тем более во Франции, где взаимопомощь рассматривается как важнейшая ценность.
Социальные пособия направлены на обеспечение минимального дохода для человека (или его семьи) в нестабильной ситуации. Эти пособия выплачиваются после проверки на соответствие критериям бедности, но они не связаны со взносами, то есть не являются страховыми. Во Франции существует десять социальных пособий, но четыре основных из них покрывают 95 % получателей: пособие активной солидарности (Revenu de solidarité active, RSA), специальное пособие солидарности (Allocation de Solidarité Spécifique, ASS), пособие солидарности для пожилых людей (Allocation de Solidarité aux Personnes Âgées, ASPA или пособие по старости) и пособие для взрослых с ограниченными физическими возможностями (Allocation Adulte Handicapé, AAH). К ним добавляются пособие по вдовству (Allocation Veuvage, AV), дополнительное пособие по инвалидности (Allocation Supplémentaire d’Invalidité, ASI), пособие для лиц, запрашивающих убежище (Allocation pour Demandeur d’Asile, ADA), доход солидарности (Revenu de Solidarité, RSO, дополнение пособия активной солидарности (Revenu de Solidarite Active, RSA) в заморских департаментах. Есть также пособие для работающих (Prime d’Activité, PA), которое чаще всего выплачивается при низком доходе независимо от того, работает получатель пособия или нет.
Согласно данным Управления исследований, изучений, оценки и статистики, которое действует под эгидой трех министерств (Direction de la Recherche, des Etudes, de l’Evaluation et des Statistiques qui agit sous la tutelle de trois ministères, Drees)[10], социальная помощь и обеспечение составляют 10 % расходов на социальную защиту, или 3,2 % ВВП. Эта помощь и обеспечение предоставляются в основном департаментами. В конце 2015 года департаменты предоставили 4,3 млн социальных пособий, на которые было затрачено 33 млрд евро. За последние пять лет эти расходы увеличивались в среднем на 2 % в год. В конце 2017 года 4,22 млн человек были получателями одного из десяти социальных пособий, действующих во Франции. Из 11 % населения, живущего в плохих условиях[11], более половины (53 %) получателей социальных пособий находятся в очень тяжелых условиях. В настоящее время во Франции 6,6 млн человек получают социальные пособия, из них 3,5 млн домохозяйств или семей находятся в трудном положении.
Цель социальных пособий помимо помощи человеку жить достойно состоит и в помощи ему в трудоустройстве. Но одно из наиболее частых критических замечаний в адрес социальных пособий заключается в том, что они препятствуют занятости[12]вместо того, чтобы решать проблемы безработицы. Если доверять данным Счетной палаты, представленным в конце 2015 года[13], введение социальных пособий показало неудовлетворительные результаты с точки зрения борьбы с бедностью и возвращения к занятости.
Этот вопрос стал актуальным в стране, где система перераспределения является одной из самых щедрых. Логичен вопрос, не живет ли часть населения плодами труда других людей. Помощь и вторжение государственной власти в частные дела в настоящее время ставятся под сомнение, особенно правыми политическими партиями. Они считают, что некоторым людям, получающим трансферный доход, например социальные пособия, настоятельно не рекомендуется находить или искать работу. Эти меры являются сдерживающими и контрпродуктивными: они создают ловушки для бездействия и даже для бедности. В этих условиях человек, получающий социальное пособие, скорее заинтересован в том, чтобы оставаться безработным, что делает ситуацию отсутствия занятости сознательным выбором. Николя Саркози в 2007 году (в то время кандидат в президенты) объяснил: «Я буду следить за тем, чтобы доход от работы всегда был выше, чем социальная помощь, и чтобы получатели социального пособия занимались деятельностью, представляющей общий интерес, чтобы стимулировать всех устроиться на работу, а не жить на пособие»[14].
В отчете Счетной палаты указывается, что «уровень занятости получателей социальных пособий очень низок, порядка 14–17 %»[15]; кроме того, «88 % получателей пособия активной солидарности (Revenu de solidarité active, RSA) получали это пособие более года, а 52 % – более трех лет». К этому следует добавить астрономический показатель отказов при реинтеграции – от 96 до 98 %, что является доказательством того, что во французской системе перераспределения есть серьезные недостатки. Помимо неэффективности «нынешняя архитектура социальных пособий страдает из-за своей чрезмерной сложности»[16], в основном из-за различий между получателями пособий.
Среди предлагаемых мер по улучшению работы, связанной с общественной пользой, обучение или даже обучение и переквалификация позволят ограничить безвозвратные потери как с точки зрения экономически неактивных граждан, так и с точки зрения коллективного благополучия. Эти меры, подвергавшиеся критике со стороны левых движений, были оспорены в суде и отвергнуты, поскольку они противоречат закону, который предполагает заключение контракта, максимально учитывающего потребности, навыки и условия жизни получателя пособия. Назначение с июля 2020 года Брижит Клинкер министром по вопросам интеграции не обнадеживает защитников социальных пособий, потому что, когда она была президентом департамента Верхний Рейн, придерживающимся правых взглядов, но не состоящим ни в какой партии, она заявила о желании заставить получателей пособия активной солидарности (Revenu de Solidarite Active, RSA) участвовать в волонтерской деятельности. В настоящее время новый министр бравирует созданием в своем департаменте механизма, который гарантирует, что получатели пособия активной солидарности (Revenu de Solidarite Active, RSA) по желанию могут подписать договор о привлечении к участию в добровольческой деятельности. Следует отметить, что такая возможность существует более 30 лет! Но в прошлом правые партии выступали против такого типа взаимодействия и контракта, считая, что получатель минимального интеграционного пособия (Revenu Minimum D’insertion, RMI) должен работать не добровольно, а обязательно.