Швейное изделие, именуемое «футболкой», не упоминается в стандартах отечественной швейной промышленности. Однако ГОСТ Р 53144/5—2008 определяет виды и размеры «закрывающих туловище бельевых изделий», называемых фуфайками и майками. Ниже приведены рисунки этих изделий, взятые из описания к этим стандартам [1].
Из левого рисунка видно, что футболки и фуфайки – это один и тот же швейный продукт. Футболкой его называют при использовании в качестве спортивной или повседневной одежды, а фуфайкой – надевая в качестве нижнего белья.
Согласно статистике Яндекса на момент написания этой книги, запросов «футболки» сделано 57 млн., а «фуфайки» – только 2 млн. Таким образом, есть основания полагать, что использование «закрывающей туловище и руки нательной одежды» в качестве футболки в 28 раз популярнее, чем в качестве нижнего белья. Артикул «фуфайка» сейчас можно встретить разве что на ярлыках белорусских швейных фабрик, продолжающих придерживаться заложенных советскими стандартами традиций, в РФ на бирках чаще встречаются надписи «футболка». Далее мы будем использовать термин «футболка» обобщенно – для обозначения всех видов нательной одежды имеющих достаточно свободного пространства для нанесения изображений. При этом, следуя сложившимся у поставщиков печатных услуг традициям, мы будем называть майки футболками без рукавов, свитшоты (sweatshirt) – футболками с длинными рукавами, а трикотажные рубашки—поло и тенниски – футболками с воротниками.
Грань между футболками и трикотажными рубашками, пуловерами и джемперами условна. Пуловеры тоже можно считать шерстяными или вискозными футболками с длинными рукавами. Футболками определенно не являются расстегивающиеся на груди кофты и кардиганы.
В официальных документах, в частности, в правилах международной федерации футбола FIFA [2], футболки называются «джерси» (англ. Jersey). В русском языке «джерси» принято называть только футболки для велосипедистов и мотогонщиков. В большей части мира футболки называют Т-образными рубашками, по-английски T-shirt (тишот) или просто tee (ти). Это же транслитерированное название используют и китайцы T-恤衫 – тисюшань (рубашка тисю), хотя у них есть и традиционный термин, точно передающий первоначальное назначение этого вида одежды 汗衫 – ханьшань, что означает рубашка для (впитывания) пота.
Исследователям вопроса о происхождения футболок пока не удалось прийти к единому мнению о том, какой стране принадлежит честь изобретения этого вида одежды. Исследователи из США склонны считать, что футболки наряду с джинсами, картошкой и колой, миру подарила Америка. Они утверждают, что футболку в том виде, в котором мы ее сейчас знаем, то есть без пуговиц, начали использовать в военно-морском флоте США в 1898 году. На противоположенной стороне Атлантики «британские ученые доказали», что появление футболок с рукавами было просто неизбежным на их родине – в империи, которой правила дама, королева Виктория. Этот вид форменной одежды командование Британского флота было вынужденно ввести, чтобы во время совершаемых королевой инспекций военных кораблей монарший взор не оскорбляли неприличные татуировки, украшавшие грудь и плечи матросов [5]. По крайней мере, все соглашаются с тем, что с начала 20-го века, а может быть и раньше, похожее по крою на современные футболки нижнее белье в разных странах использовалось как элемент комплекта форменной и рабочей одежды в профессиях, связанных с физическими нагрузками, например у шахтеров, военных и моряков.
Рис. 1.1. Фотография шахтера начала XX-го века [3].
Такая одежда не стесняла движений во время работы, защищала тело от пыли и жары, а при ношении в качестве нижней рубашки дополнительно согревала и предохраняла верхнюю одежду от пота.
Документально подтверждено, что нижние шерстяные рубашки без пуговиц с круглым воротом были введены в США в качестве элемента экипировки военных моряков в 1913 году. Во время первой мировой войны американцы заметили, что хлопковые нижние рубашки, которые носили французские солдаты, были практичнее шерстяных: в них не жарко летом и они быстрее сохнут. Это положило начало эре хлопковых футболок. Тогда же они и получили название T-Shirt.
Что касается причин того, что этот вид одежды стали называть «футболкой», то рубашку с круглым воротом, которая надевалась под спортивную форму, по свидетельствам историков, впервые в 1932 году надели игроки американской футбольной команды University of Southern California Trojans [5]. В отличие от современных, футболки того времени носились «в обтяжку», чтобы лучше облегать тело и впитывать пот при интенсивных физических нагрузках. В связи с тем, что футболки с круглым воротом стали ассоциироваться с форменной одеждой спортсменов, армейских и флотских экипажей, фасон с круглым воротником получил название Crew – neck (экипажный или командный стиль) или Gob-Shirt (тельняшка или флотская нательная фуфайка).
Во время 2-й мировой войны белые трикотажные х/б футболки стали штатной формой в американской армии и на флоте. Вскоре солдаты обнаружили, что ярко-белые футболки делают их удобной целью для противника, и начали самостоятельно красить футболки кофейным отваром. К концу войны форменные белые футболки в американской армии были официально заменены на менее удобные для прицеливания футболки цвета хаки [4,5]. В конце 1940-х, вернувшихся со II-й мировой войны американских ветеранов можно было встретить в армейских брюках и фуфайке (верхней части нижнего белья) не только дома, но и в общественных местах [3]. Появление «дембелей» в нижнем белье на людях не редко вызывало возмущение и осуждение в пуританских слоях общества. Однако, образ полуодетого ветерана многим американцам представлялся не столько неприличным, сколько харизматичным. Предприимчивые швейники начали даже выпускать футболки армейского фасона с воротом Crew neck для гражданского населения.
Рис 1.2. Реклама белья двойного назначения в газете 40-х годов. Текст рекламного сообщения: Универсальная рубашка, крой – «тельняшка». Это и нательное белье и повседневная рубашка.
В 1951-ом году вышел ставший кино-хитом (4 Оскара) фильм A Streetcar Named Desire – (Трамвай желание), в котором актер Марлон Брандо предстал в футболке в основных его эпизодах.
Благодаря огромной популярности фильма и актера, стилю которого начали подражать, обществом было не только снято «табу» на ношение нижнего белья в качестве верхней одежды, но футболки начали входить в моду и постепенно стали атрибутом повседневной одежды не только в Америке, но и на всех континентах планеты.
1.3. Кадр из фильма «Трамвай желание», 1951 год
В 1955 году три Оскара получил фильм «Бунтарь» (Rebel Without A Cause) с Джеймсом Дином. Этот фильм запомнился не столько только тем, что обнажил социальные проблемы американской послевоенной молодежи, сколько потому, что продемонстрировал обществу, что белые футболки в сочетании с темной курткой на мужчинах смотрятся очень элегантно. До этого футболки считались в основном пригодными только для ношения в качестве легкой одежды в жаркую погоду. После этого фильма ярко-белая футболка без рисунка стала рассматриваться как разновидность графического дизайна футболок. Этот дизайн, подобно тому, как черный квадрат стал символом авангардного искусства под именем художника Казимира Малевича, вошел в перечень классических дизайнов футболок под именем James Dean