Как сказал Черчилль в своё время: «Демократия – плохая форма правления, но ничего лучшего человечество не придумало!» Трудно было спорить с этим утверждением в пятидесятые годы прошлого века, например, когда была свежа память об ужасах нацизма, а за «железным занавесом» тоталитарные системы советского блока ковали цепи счастья своим народам. Тогда действительно казалось, что только демократия спасёт планету от скатывания к миропорядку, где за спиной всегда будет стоять большой брат. Так оно и случилось, демократия оказалась той палочкой-выручалочкой, которая позволила человечеству пересилить тоталитаризм. И на такие вещи как атомные бомбы, сброшенные на мирных жителей двух японских городов, как маккартизм или жестокое подавление силами просвещённых демократий национально-освободительных движений в колониях можно было закрыть глаза. Так, во всяком случае, считалось. Лес, как говорится, рубят – щепки летят. Но вот прошло время, и оказалось, что щепки продолжают лететь во все стороны. Исчез Советский Союз, казалось бы, надо остановиться, прибраться, причесаться, в общем привести себя в порядок. Ан нет! Напротив! Демократичным стало всё, что насаждает демократию. Не хочите – заставим, как говорят в армии. И падают бомбы с обеднённым ураном на Югославию, на дулах танков и на крыльях самолётов демократию, то есть хаос, войну, кровь приносят в спокойные, относительно процветающие страны. Почему так происходит? Почему благими намерениями опять и опять стелют дорожку в ад? Возможно потому, что в нынешнее понимание демократии плавно привилась мысль о непогрешимости самой идеи. Всё демократичное истинно, потому что верно! Попробую проиллюстрировать эту мысль на одном французском примере.
Речь о войне в Югославии. Она воспринималась многими не только как война за независимость бывших республик, но и как борьба за полное торжество демократии во Всея Европе (в Югославии же был авторитарный Милошевич). Словесная дуэль между хорватским и сербским политиками на страницах одного из французских журналов в версии редакции так и закончилась. Оба обвиняли друг друга и соответствующие нации в неизбежных в гражданской войне преступлениях, но в итоге хорват сказал: «Зато у нас демократия». Что ответил серб неизвестно, хотя можно догадаться, но редакторская правка предпочла на этой очень многозначительной, по-моему, фразе завершить дискуссию. Вывод напрашивается сам собой – демократия имеет право на военные преступления. Поэтому во время военного конфликта в бывшей СФРЮ с точки зрения французских медиа злодеяния совершали только сербы. Даже когда хорватская армия при помощи танков изгнала из Сербской Краины веками живших там сербов, то бишь провела классическую этническую чистку, во Франции СМИ трубили об освобождении Хорватией своей территории. Неправдой, ложью назвать это было нельзя, но проблема в том, что правда там, в Краине, была у каждого своя, а судьба нескольких сот тысяч сербов при этом совершенно не интересовала европейские демократии. Ну так они же не от страшного Асада бежали? Чего их, спрашивается, жалеть?
В общем, демократия – это и есть самое важное в жизни. Ради неё можно позволить себе всё. И если в девяностые годы дело ограничивалось плохими диктаторами, то теперь бережная забота о ней затрагивает все стороны бытия. Неслучайно в обиход вошёл оборот «демократические ценности». Это такие идеи, правильные или нет, время покажет. Но их надо защищать. Любой ценой, даже ценой человеческой жизни. Казалось бы, да, иногда надо, так было всегда. Но, послушайте, всё это только ради одной, пусть великой, но всего лишь идеи? Это откуда, не из жизни религиозных фанатиков? Или из программы Коммунистического Интернационала? Нет, из современности. Ценности прежде всего! Франция вкупе со своим главным партнёром по Евросоюзу Германией стала одной из последних стран, где власти решились начать обсуждение необходимости введения антиковидных паспортов, то есть особых документов для тех, кто сделал прививку. А сколько уличных баталий, настоящих сражений с полицией провели и проведут ещё ковид- (и т.д.) диссиденты? Почему такое ожесточение? Ответ прост. Это нарушает принцип равенства всех перед законом. Ведь если одним что-то разрешается, что-то можно, а другим нельзя, то так нельзя. Все должны быть равны, и плевать, если цена тому – жизнь людей. Идеи превыше всего. Вот поэтому до сих пор и не работают (как минимум, легально и на полную мощь) фильтры, позволяющие искусственному интеллекту выявлять все, не только в рамках оперативных мероприятий, а тотально, все смс-сообщения и электронные письма с подозрительной тематикой, пахнущей терроризмом, например. Для этого требуется специальный закон, иначе никак – нарушишь права человека, в том числе потенциального убийцы.
Вот вам пример, тот случай, когда использование таких фильтров могло бы спасти человеческую жизнь, поскольку подготовка преступления началась с электронной переписки. Это маленький рассказ о маленьком событии, всколыхнувшим всю Францию. Выросший в предместье Парижа восемнадцатилетний чеченец через жаловавшихся в сети мусульман нашёл своего врага – учителя истории и географии и отрезал ему голову. Жуть! Средневековье! На место трагедии оперативно прибыл Президент Макрон, на несколько дней событие стало основной новостью и темой для обсуждения в СМИ, затмив коронавирус и всё, с ним связанное. Затем на всю страну «гремела» церемония прощания с телом несчастного преподавателя, на ней, конечно, опять засветился Макрон, произнеся пылкую речь да пообещав и дальше бороться за светскость образования и свободу слова. Параллельно он объявил о награждении жертвы, Самюэля Пати, орденом Почётного легиона. То есть «наше дело правое, враг будет разбит!» Вот он, новый национальный герой, павший за демократию и свободу карикатур! Он до последних минут своей жизни размахивал перед носами учеников, среди которых было немало мусульман, провокационными рисунками, изображающими Пророка. Не побоялся! И всё ради торжества свободы слова, свободы печати, сведённой в данном случае до весьма важной свободы карикатур. Оказывается, и за такую свободу надо бороться. Ведь демократия – это свобода.
Однако с точки зрения морально-этической не всё так просто. Встаёт вопрос: а надо ли, действительно, провоцировать людей, исповедующих определённую религию? Кощунствовать над тем, что для них свято? Ведь твоя личная свобода заканчивается там, где начинается свобода других. Казалось бы, это аксиома. Раз уж вы приняли мусульман на свою землю, так извольте их уважать вкупе с религиозными убеждениями. Тем более детей. Ведь Шарли Эбдо, откуда были взяты карикатуры – это одно (не хочешь – не читай), а обязательные занятия в школе – другое. Слушать, что говорит учитель, дети вообще-то обязаны. Но эту коллизию официальная Франция не заметила. Свобода прежде всего. Правда, почти полгода спустя придумали версию о том, что детей-мусульман на уроке не было. Да уж, растворились, наверное.
История с учителем оставила в умах некоторых неприятный осадок. Почему-то при жизни павшего за дело демократии героя никто не поддерживал. Ведь когда несчастный и, позволю себе сказать, недалёкий педагог провоцировал детей и их родителей дурацкими рисунками, его, мягко говоря, не очень одобряло начальство. Не то, что оно было более дальновидным, просто не хотело проблем. Как это знакомо нам в России! А тут ещё к стоящим над Пати чиновникам обращались возмущённые родители. Самюэль Пати имел разговор с инспектором региональной службы образования и с директрисой учебного заведения, которая требовала от него извинений. И оба призывали остановиться. Но он, видимо, был человеком упрямым и убеждённым в своей правоте. Своего рода атеистическим фанатиком. И получил, то, что получил, от другого фанатика, религиозного. А Франция обрела нового национального героя. Вот какие пертурбации судьбы: пока ты живой, тебя ругают, а когда отрежут голову – герой. И Почётный Легион вместо головы! Какая прелесть! Демократия, оказывается, не только свобода, но ещё и Молох, пожирающий своих детей.