УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ, не сомневаемся, что у вас, как у человека внимательного, уже возник вопрос: с каких это пор книги начинаются с нулевых глав? И, возможно, вам стало интересно заглянуть в эту главу, раз уж она обозначена таким вот нетипичным образом.
Собственно, этого мы и добивались. В каждой книге есть основная мысль, вокруг которой крутится все повествование. Эта мысль отражает самое главное: ради чего создавалась книга и чем автор (или как в нашем случае – авторы) хочет поделиться с читателем. Наше произведение посвящено управлению фитнес-клубом, и основной задачей мы ставили поделиться с вами своей методикой и знаниями о том, как управлять подобным бизнесом, а все наши выкладки по теме упакованы в такую многофункциональную оболочку, как технология.
Иными словами, технология управления фитнес-клубом и есть основная идея этой книги. Нам очень хотелось обратить на это ваше внимание, читатель, поэтому мы решили дать главе нулевой номер, ведь если номер один ассоциируется с понятием важности, то ноль, который стоит по порядку перед единицей, должен намекать на суперважность!
Мы часто используем этот термин, не всегда понимая его значение, а ведь технология, если рассматривать это понятие в управленческом контексте, представляет собой совокупность проверенных методов, благодаря которым любой руководитель сможет организовать работу клуба, собрать команду, добиться прибыли и развивать свое детище, масштабируя его, сколько потребуется, где угодно и когда угодно.
Неважно, чем вы занимаетесь. Надо начать бизнес – выбираете технологию, которая подходит к вашему роду деятельности, и начинаете производить товары или услуги. Более того, все технологии управления основаны на одних и тех же принципах, но в каждой конкретной области эти принципы видоизменяются с учетом выбранной специфики.
Технология – совокупность методов и средств для решения практических задач, которую можно тиражировать. Пример – предприятия глобальной сети McDonald’s, которой принадлежит лидирующая роль в сфере фастфуда. Посетив ресторанчик этой сети в любой стране, вы получите бургер, приготовленный по одной и той же технологии. Одни рецепты, сходные продукты, одинаковые ингредиенты и, естественно, почти один и тот же вкус.
Что касается управления фитнес-клубом, здесь можно наблюдать примерно ту же картину. Мы предлагаем проверенные на деле технологии, которые можно применить на любом объекте этой сферы деятельности, соответствующем требуемым условиям. Правильное применение совокупности методов управления фитнес-клубом приведет к желаемому результату – успешному предприятию, приносящему прибыль.
Как вы думаете, дорогой читатель, почему это возможно? Ответ лежит на поверхности: люди в своей массе имеют больше общих черт, чем различий, а в одних и тех же ситуациях мы все поступаем примерно одинаково. Технология управления фитнес-клубом учитывает как раз то, в чем люди между собой схожи, и поэтому она стандартизирована, подогнана к среднестатистическому клиенту. Авторам, имеющим огромный опыт работы с фитнес-клубами по всей стране от Владивостока до Москвы, хорошо известно, что в этой сфере деятельности каждый регион имеет отличия, но технология везде прекрасно адаптируется. Мы занимались реализацией проектов в более чем трех десятках городов. Среди них Москва, Зеленоград, Грозный, Махачкала, Рязань, Казань, Владивосток, Тольятти, Хабаровск, Архангельск, Новороссийск, Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Пенза, Курган, Зеленодольск, Уфа, Шали (Чеченская Республика), Амурск, Чита, Когалым Тверь, Набережные Челны, Екатеринбург, Нижнекамск, Мирный (Якутия), Пермь и многие другие. Мы работали и со столичными центрами, и с провинцией, но технология остается неизменной, она универсальна.
Руководителю или владельцу клуба полезно помнить: наличие любой технологии лучше, чем ее отсутствие. Наша задача – создать из ничего определенный порядок, преодолеть хаос и выстроить систему. Иногда хаос может быть частью установленного порядка, но он всегда должен оставаться под контролем, и в этом основная роль принадлежит управленческому аппарату.
Мы пришли к идее написать эту книгу потому, что успели применить свою технологию на множестве объектов и сделать определенные выводы:
• Технология универсальна, эффективна и не требует глубоких знаний в области менеджмента и маркетинга. Она легко применима на практике. Все, что от вас потребуется для успешного развития бизнеса, – разобраться в нюансах уже готового руководства к действию. Нужно четко следовать предлагаемым инструкциям, трезво оценивать промежуточные итоги и иметь определенную смелость, идя вразрез с устоявшимися общепринятыми подходами и даже – на конфликт с персоналом клуба, так как у него еще нет представления о системе, но присутствует страх перед новым и непонятным.
Преимущества технологии управления фитнес-клубом очевидны. Она значительно экономит время и финансы. Пожалуй, тут нечего добавить. Время и деньги – это то, что всегда в дефиците.
Несомненный плюс в том, что технология вводит в работу персонала правила игры. По сути, технология сама по себе – элемент игры в широком смысле этого понятия. Руководитель выставляет определенные условия, при соблюдении которых каждый работник зарабатывает свои баллы, получая финансовое и моральное поощрение. Просто играй по правилам – и будет тебе счастье! Причем это должны делать все без исключения: от рядового сотрудника до собственника. Обращаем особое внимание – правила должны быть известны заранее.
Когда работникам понятно, какими критериями руководствуется шеф, это успокаивает. Персонал ощущает под ногами твердую почву, на которую можно опереться и от которой можно оттолкнуться, чтобы совершенствоваться в профессии, добиваться поставленных результатов, чувствовать себя полезным, нужным, важным человеком. Да и согласитесь, играть куда приятнее, чем работать.
Благодаря внедрению технологии управления фитнес-клубом, все сотрудники начинают говорить на одном языке, формируется система общепринятых понятий, которая экономит время и на принятие решений, и на их осмысление, и на то, каким образом решение будет воплощаться в жизнь. Руководителю не потребуется дополнительное время, чтобы много раз объяснять каждому его роль.
Вряд ли кто-то на самом деле верит, что управленческий штат любого бизнеса включает в себя только исключительно талантливых, неординарных людей с выдающимися способностями к руководству и управлению коллективом. Вот поэтому и нужна технология управления – помочь обычным людям в начале их деятельности по руководству персоналом клуба не наделать ошибок. Технология достаточно проста в управлении, она быстро усваивается обычным человеком, а уже затем, постепенно, при определенном трудолюбии и стремлении к развитию руководители будут выходить на новые уровни, нарабатывать навыки и прокачивать «управленческие мышцы».
Управление фитнес-клубом, по сути, ничем не отличается от управления другими бизнесами Разумеется, существуют нюансы. Например, мы сильно зависим от своих клиентов, так как оказываем услуги и ничего не производим. Результаты нашего труда сложно пощупать, ведь мы не продаем плоские животы и упругие ягодицы. Наша задача – воплотить мечты клиента о красивом и здоровом теле; убедить посетителей, что если они будут регулярно ходить в фитнес-клуб, то смогут похудеть, нарастить скульптурную мускулатуру, стать сильнее, больше уважать и ценить себя. Наши тренеры помогают клиентам становиться сопричастными к модному ныне тренду красоты, здоровья и стройности.
Еще одно отличие нашего бизнеса от других связано с тем, что деятельность фитнес-клубов приносит людям пользу. Мы оздоравливаем нацию и делаем это с высоко поднятой головой. Однако тренер не может превратить любого желающего в красавца-атлета, сказав: «Крибле-крабле-бумс!» Для достижения хороших результатов клиенту необходимо самому потрудиться в зале, попотеть, потратить время. Удовольствие и радость от тренировки не всегда очевидны, а расходы при этом ощутимы. Более того, сам тренировочный процесс для обывателя не слишком прост. Ведь мы говорим не о регулярно тренирующихся спортсменах. Их, даже по самым оптимистичным прикидкам, не более 5 процентов от общего числа населения, но за оставшиеся 95 процентов нужно побороться.
С другой стороны, управление фитнес-клубом завязано на работе с персоналом, который ежедневно оказывает услуги нашим клиентам. От того, как будут работать наши тренеры, зависит степень доверия клиентов к клубу и то количество денег, которое они принесут нам в этот и последующий периоды. Руководитель обязан постоянно работать со своими подчиненными, настраивая их на лояльное отношение к клубу, на достижение поставленных целей, вдохновлять идеей и миссией, которые осуществляет конкретный клуб.
Технология управления фитнес-клубом учитывает все эти нюансы. Мы разработали политику взаимодействия с клиентами, с персоналом, учли специфику тренировочного процесса и создали инструмент, максимально соответствующий требованиям нашего бизнеса. Мы постигали технологию постепенно, долго, признаемся честно: в какой-то момент она вызывала отторжение… но затем пришло озарение! Получилось так, что технология приняла нас, а не мы ее.
«Надо ли осваивать специализированные программные продукты для успешного применения технологии управления фитнес-клубом?» – нередко спрашивают нас. В наше время управление бизнесом представляется искусством, требующим множества навыков, в том числе и умения работы с различным программным обеспечением. Но наша технология не навязывает руководителю ничего подобного. Не владеете языками программирования? Не надо! Все расчеты, статистику и выводы можно записывать карандашом на листке бумаги.
В вопросе о необходимости овладения программными комплексами самое важное – удобство для руководителя. Многие из разработанных для бизнеса предложений весьма полезны, но, если вы обходитесь таблицами Excel, значит, их достаточно для решения поставленных задач. При желании можно пойти дальше и освободить свой мозг от лишней работы, воспользовавшись удобными инструментами, специально для этого созданными.
На объектах, с которыми работает наша команда, мы в большинстве случаев используем программный продукт «1С: Фитнес клуб», предназначенный для автоматизации деятельности спортклубов. «1С: Фитнес клуб» – универсальное программное обеспечение, на базе которого нам удалось полностью автоматизировать и интегрировать все наши технологии. Это значительно упрощает их внедрение и использование.
Цель всякого бизнеса – получение прибыли, и, принимая нашу технологию, вы осваиваете инструмент, который позволяет получить именно этот результат. Прибыль определяет успешность делового предприятия.
Увы, далеко не всем участникам бизнес-деятельности понятна эта базовая истина. В соответствии с долей получаемого от бизнеса дохода собственники лучше воспринимают связь между успехом и прибылью, а вот для представителя рядового персонала это понимание не столь очевидно. Таким образом, у руководителя появляется новая задача – доносить до сознания работающих под его началом людей основополагающие принципы работы бизнес-предприятия. Чем качественнее он выполнит эту задачу, тем лучше будет работать каждый член его коллектива и вся команда в целом.
Работа с людьми всегда непроста. Осознание того, что все усилия предпринимаются только ради прибыли фитнес-клуба, вызывает в умах большинства сотрудников лишь скуку, это знание само по себе не вдохновляет. Тем не менее прибыль необходима, только она может гарантировать, что проект продолжит свое существование, будет развиваться и привносить нечто хорошее и полезное в жизнь всего нашего общества, как и всех участников процесса.
Технология поможет руководителю быть убедительным в такой работе с людьми, потому что она разработана с учетом реакции персонала и предлагает проверенные методы убеждения сотрудников.
Технологии совершенны, а люди, к сожалению, нет. Это единственная причина, по которой технология управления фитнес-клубом может не привести к ожидаемым результатам. Мы неоднократно замечали, что владельцы клубов, впервые ознакомившись с нашими идеями, иногда ощущают некоторое разочарование. Далеко не сразу им становится понятно, зачем нужно то, что мы предлагаем, как работают механизмы управления, почему все так стандартизировано и формализовано. Однако со временем приходит осознание – да вот же ответы на все вопросы! Они рождаются в процессе применения технологии, работы с ней, адаптации ко времени и месту.
Некоторые владельцы и управляющие клубов с удивлением и даже возмущением воспринимают ту часть технологии, в которой регламентируется их собственная деятельность, потому что наш основной постулат гласит, что руководитель должен быть большим лентяем и работать не более двух часов в день. Но его лентяйство должно иметь созидательный, а не разрушительный характер.
Такой тип управленца думает о том, как бы меньше напрягаться, но при этом получать от своей деятельности наилучший результат. Он – полная противоположность так называемым ИБД-шникам, то есть людям, которые имитируют бурную деятельность, но их показная суета не приводит к полезным результатам.
Другой распространенный типаж директоров – додельники и перфекционисты, которые пытаются решить все проблемы самостоятельно, а в это время команда просто сидит на месте, свесив ножки. Руководитель видит это и обижается – выходит, никому ничего не надо, а он один пашет как проклятый! О чем говорит такой способ руководства? Либо начальник не уверен в себе, опасаясь конкуренции с более компетентными сотрудниками, считая, что они могут сместить его с должности (не растет сам и другим не дает), либо собственными руками набрал некомпетентных работников. Нужно трудиться не 24 часа, а головой – это точно про руководителей!
Наша технология управления фитнес-клубом не позволяет руководству подменять свои основные задачи такой вот неразумной и малоэффективной деятельностью. Мы исходим из той идеи, что основной двигатель прогресса вовсе не труд, а лень. Она же и сделала из обезьяны человека. Разве это не логично? Обезьяне не хотелось забираться на дерево за фруктами, тогда она взяла палку и начала сбивать плоды, не тратя лишних усилий. Лучшие изобретения вроде колеса, мельницы и даже пульта для телевизора были придуманы и созданы только из соображений экономии энергии и времени.
Хороший руководитель будет максимально экономить свое время. Его дело – поставить задачу и спросить с подчиненных за ее решение. Самая большая ошибка руководителя заключается в том, чтобы пытаться самому вникнуть во все нюансы работы – на каком-то этапе развития бизнеса это даже необходимо, но по мере роста и масштабирования это будет и сильным «тормозом» для всей команды. Всегда надо помнить, что главное в бизнесе – ориентация на результат, поэтому мы должны постоянно задаваться одним вопросом: как мои действия отразятся на прибыли компании? Если руководитель неделю лично разбирается с какой-то мелкой проблемой, позабыв о своих обязанностях, к тому же делая это вместо кого-то из своих специалистов, то бизнес процветать не будет.
В прежние времена было принято, что шеф по умолчанию считает себя самым умным, а подчиненные – это… люди попроще. Абсолютно неверный взгляд! Руководитель должен делегировать свои полномочия, а это возможно, только если он создал команду из грамотных, умных специалистов. Как говорил Стив Джобс, «…не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем рассказывать им, что делать; мы нанимаем умных людей, чтобы они могли рассказать нам, что делать». В нашей пирамиде управления босс не на вершине, пирамида перевернута и в самом низу – босс, а наверху – люди, производящие бизнес-продукт.
Ищите профессионалов, которые разбираются в своем направлении лучше вас. А ваша задача – ориентироваться в отдельных направлениях деятельности компании, с тем чтобы ставить задачи и контролировать их исполнение, но не более того. Вот в чем руководителю действительно нужно совершенствоваться и разбираться лучше всех остальных, так это в искусстве управления людьми для достижения максимально эффективного результата за минимальное время.
Умение находить правильных специалистов – это особый талант, а если руководитель еще и умеет направлять команду, мотивируя ее на пути к успеху, то бизнес в надежных руках. Цели, которые руководитель ставит для персонала, должны быть амбициозными и вдохновляющими. А самое главное, он должен уметь доходчиво объяснить, для чего нужно достижение всех этих целей; ему необходимо наладить взаимопонимание, получить положительный отклик от своих подчиненных. Вот тогда люди будут охотно добиваться поставленных целей.
Секрет в том, чтобы выстроить систему мотивации, в которой цели компании отвечают внутренним целям каждого сотрудника. А достичь этого можно, только если в штат набраны люди, чьи интересы близки к задачам компании. Таким образом, мы получаем замкнутый круг – нанимаем тех, кто изначально смотрит в ту же сторону, что и мы сами, а они принимают наши цели в процессе работы.
Одна из типичных ошибок в управлении фитнес-клубом порождается тщеславием руководителя, когда он пытается присвоить чужие победы. Собрав штат профессионалов, руководитель должен позволять им наслаждаться лаврами, которые они заслужили! Каждый человек нуждается в признании, поэтому надо отмечать (обязательно в присутствии коллег) заслуги тех, кто в этот день или на этот раз сумел добиться высоких результатов.
Технология управления фитнес-клубом базируется на нескольких основных принципах, благодаря которым вы сможете успешно развивать бизнес. Прежде всего, это эффективность, а также достижение максимальных результатов при условии точного соблюдения всех инструкций. Кроме того, технология управления фитнес-клубом предусматривает прозрачность бизнеса, что очень важно в существующих условиях. Технология установит правила игры в команде, а также сформирует общепринятый понятийный аппарат для всех членов коллектива. В итоге вы получите налаженный бизнес, приносящий высокую прибыль и готовый к масштабированию, высвободите немало личного времени. Но для этого нужно набраться смелости, засучить рукава и хорошенько постараться. Исходя из нашего опыта, настройка и отладка технологии занимает от двух месяцев, но может затянуться и дольше в силу пресловутого человеческого фактора.