Сноски

1

См.: Указ Президента РФ № 808.

2

См.: Киселёв И.А., Лебедев И.А., Никитин Д.В. Правовые проблемы управления корпоративными рисками в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма / под общ. ред. В.И. Авдийского. – М.: Юриспруденция, 2012.

3

См.: Киселёв И.А., Лебедев И.А., Никитин Д.В. Указ. соч.

4

Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / Пер. с англ. – М.: Вече, 2012. – С. 19.

5

См. об этом подробнее: Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 07.08.2001 № 115 «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» / Ю.А. Чиханчин, Ю.В. Труневский и др.; отв. ред. И.И. Кучеров. – М.: МУМЦФМ; Ярославль, Литера, 2016. – С. 232–233.

6

Модельный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (принят в г. Санкт-Петербурге 28.11.2014 Постановлением 41–16 на 41-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ).

7

См.: Братко А.Г. – Глава 1, Т. 1 учебного пособия Финансовый мониторинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. Ю.А. Чиханчина, А.Г. Братко – М.: Юстицинформ, 2017.

8

Обязательному контролю подлежат также и операции по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14.07.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна 10 млн рублей или превышает эту сумму либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 млн рублей, или превышает эту сумму (См.: Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ).

9

В соответствии с приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361 «Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)» в настоящее время к числу таких государств относятся только Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика.

10

Собрание законодательства РФ, 15.01.1996. – № 3. – Ст. 145.

11

Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / Пер. с англ. – М.: Вече, 2012. – С. 77–78.

12

Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 764700-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

13

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.08.2015.

14

Официальный сайт Росфинмониторинга http://fedsfm.ru/documents/terrorists-catalog-portal-act

15

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 688-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина …на нарушение его конституционных прав абзацем седьмым пункта 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Текст Определения официально опубликован не был, Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2014 № 2183-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина …на нарушение его конституционных прав подпунктами 3–6 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Текст Определения официально опубликован не был.

16

См.: Приложение к письму Банка России от 04.09.2013 № 172-Т // Вестник Банка России. № 51. 18.09.2013.

17

«Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 № 375-П) (ред. от 28.07.2016).

18

См.: Письмо Банка России от 26.12.2005 № 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций» // Вестник Банка России. № 70, 28.12.2005.

19

Ред прим. (А.Г. Братко): Как отмечает Банк России, указанные в Методических рекомендациях клиенты – юридические лица, как правило, обладают двумя или более нижеследующими признаками: а) размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, установленный законом для создания юридического лица соответствующей организационно-правовой формы;б) учредитель (участник) клиента, его руководитель и (или) лицо, осуществляющее ведение бухгалтерского учета клиента, совпадают в одном лице;в) в качестве адреса постоянно действующего исполнительного органа клиента (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа клиента – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени клиента без доверенности) указан адрес, в отношении которого имеется информация Федеральной налоговой службы о расположении по такому адресу также иных юридических лиц;г) постоянно действующий исполнительный орган клиента, иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени клиента без доверенности, отсутствует по адресу, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре юридических лиц. Поэтому Банк России в дополнение к рекомендациям, которые приведены им в письме Банка России от 27.04.2007 № 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)», рекомендует кредитным организациям включать в договоры, предусматривающие обслуживание клиента с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг) и создающие для уполномоченного лица (лиц) такого клиента возможность распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства (далее – аналог собственноручной подписи), право кредитной организации по приостановлению услуг в части использования клиентом технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг), а также их возобновлению с учетом условий, предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями. // В случае обнаружения банковских счетов, которые не используются клиентами либо использование которых подпадает под указанные в настоящих Методических рекомендациях признаки, кредитной организации рекомендуется отказывать клиенту в предоставлении услуг в части использования клиентом технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг), в том числе в приеме от него распоряжения о совершении операции по банковскому счету, подписанному аналогом собственноручной подписи, если такие условия предусмотрены договором между кредитной организацией и клиентом. // Возобновлять обслуживание (начинать обслуживание) клиента с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг) рекомендуется при условиях указанных в Методических рекомендациях (личного обращения в кредитную организацию физического лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа клиента, а также и других условий указанных в Методических рекомендациях) Подробнее об этом см.: «Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» (утв. Банком России 13.04.2016 № 10-МР) //СПС «КонсультантПлюс».

20

См.: Прошунин М.М., Татчук М.А. Финансовый мониторинг (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма): учебник. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2014. – 417 с. // СПС «КонсультантПлюс».

21

Прим. Как уже говорилось в первом томе настоящего учебного пособия, термин «агент финансового мониторинга» не применяется в Законе № 115 и в нормативных актах Росфинмониторинга, Банка России. Поэтому мы здесь и далее предлагаем использовать термин «Субъект Закона № 115», который, повторим – широко применяется в нормативных актах Росфинмониторинга и Банка России. Так, например, в нормативном акте – «Форматы и структуры электронных документов, предусмотренных Указанием Банка России от 15.12.2014 № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» имеется подраздел: «Справочник кодов видов органирзаций, индивидуальных предпринимателей и лиц, являющихся субъектами Федерального закона № 115». Доктринальное обоснование такой позиции подробно объяснено в главе 2 первого тома этой книги.

22

Прошунин М.М., Татчук М.А. Финансовый мониторинг (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма): учебник. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2014. 417 с. // СПС «КонсультантПлюс».

23

Там же.

24

Интересным представляется случай, когда Банк России выдал предписание о введении в отношении коммерческого банка запрета на осуществление отдельных банковских операций сроком на 6 месяцев из-за невыполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ по фиксированию сомнительных сделок. Коммерческий банк попытался обжаловать данное предписание в арбитражном суде. Как установлено судом, операции по покупке наличной иностранной валюты четырьмя физическими лицами (на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей), проводившиеся по два раза в день, не рассматривались коммерческим банком с точки зрения возможного уклонения физических лиц от процедур обязательного контроля, документально не фиксировались, операции и сведения о таких операциях не направлялись в уполномоченный орган. Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.12.2006 № КА-А40/11913-06 поддержана позиция Банка России.

25

Вестник Банка России. № 37. 20.07.2005.

26

Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / Пер. с англ. – М.: Вече, 2012. – С.117.

27

См.: Братко А.Г. – Глава 1, Т. 1 учебного пособия Финансовый мониторинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Ю.А. Чи-ханчина, А.Г. Братко. – М.: Юстицинформ, 2018.

28

См.: Братко А.Г. Теория банковского права. – М.: Проспект, 2014; Он же. Банковское право. Учебник. – М.: Юрайт, 2016.

29

См.: Братко А.Г. – Глава 6, Т. 1 учебного пособия Финансовый мониторинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Ю.А. Чиханчина, А.Г. Братко. – М.: Юстицинформ, 2018.

30

Там же.

31

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 21.03.2014.

32

См.: «Положение о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 29.08.2008 № 321-П) (ред. от 15.10.2015) (вместе с «Порядком обеспечения информационной безопасности при передаче-приеме ОЭС», «Правилами формирования ОЭС и заполнения отдельных полей записей ОЭС» //СПС «КонсультантПлюс».

33

«Положение о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 29.08.2008 № 321-П) (ред. от 15.10.2015) (вместе с «Порядком обеспечения информационной безопасности при передаче-приеме ОЭС», «Правилами формирования ОЭС и заполнения отдельных полей записей ОЭС») (Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2008 № 12296).

34

Вестник Банка России. № 67, 26.11.2013.

35

Собрание законодательства РФ, 21.02.2005. № 8. Ст. 659.

36

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 10.07.2014.

37

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 02.06.2015.

38

Рекомендации ФАТФ. С. 19.

39

Собрание законодательства РФ. 13.06.2011. № 24. Ст. 3503.

40

Российская газета. – № 48. – 2010. – 10 марта.

41

См.: Приказ Росфинмониторинга от 27.08.2015 № 261 В данном виде документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».

Загрузка...