Прежде чем приступить к изложению данной темы, отметим, что под термином «менеджмент» обычно понимается совокупность инструментов, приемов, средств и форм управления хозяйственной деятельностью с целью повышения эффективности функционирования.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Менеджмент – управление в условиях рынка, рыночной экономики означает не только ориентацию организации на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов услуг, которые пользуются спросом и могут принести намечаемую прибыль, но и на повышение эффективности функционирования; хозяйственную самостоятельность; постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка образовательных услуг; на использование современной информационной технологии. Термины "менеджмент", "менеджер" прочно вошли в наш словарный обиход, заменив прежние "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор», – отмечает профессор И.Н. Герчикова.
Управление многообразно и существует в самых различных видах:
1) техническое управление естественными и технологическими процессами – подачей теплоносителя, движением поездов, пилотированием летательных аппаратов и др.;
2) государственное управление социально-экономической жизнью общества через различные институты – правовую систему, органы власти;
3) идеологическое управление, состоящее во внедрении в сознание членов общества концепций его развития;
4) негосударственное и неполитическое управление социальными процессами, (например, экологическое движением);
5) хозяйственное управление экономической деятельностью хозяйственных товариществ и обществ, некоммерческих организаций, учреждений образования (некоммерческих и государственных).
Следовательно, управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники, уменьшая при этом энтропию, то есть обеспечивая обратные энтропийные процесса.
Элементы, на которые направлена эта деятельность, образуют объект управления. Обычно он имеет пространственные границы и определенную реализацию во времени.
Проводник управленческой деятельности называется субъектом управления, которым может быть отдельный человек или группа людей. Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подсистему управления.
Рассмотрение объекта управления и субъекта управления как системы получило распространение с развитием с концепции системного подхода. Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основу которого положено исследование объектов как систем. Методологическая специфика данного подхода в том, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его функционирование экономических механизмов, на выявление типов связей и сведение их в единую теоретическую картину, выражением которой является модель. Впервые необходимость системного подхода обоснована американцами Г.Х. Гудом и Р.Э. Макколом, которые показали, что разбиение проблемы на частные задачи и их последующее решение не приводит к решению проблемы.
"Менеджмент" является аналогом термина "управление", его синонимом, вместе с тем термин "управление" применим к разным видам человеческой деятельности (например, управление локомотивом, к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических объектах, управление государством); к органам управления. Термин "менеджмент" традиционно применяется лишь к управлению социально- экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях. Для обозначения управления в неживой природе потребляется "control"; для государственного или общественного управления – «government administration" или "public administration".
Иногда к слову “magement" добавляется слово "business" (business management), что подчеркивает принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Интересно отметить, что только в последнее время данный термин стали применять и в отношении некоммерческих организаций. Менеджмент является самостоятельным видом профессиональной деятельности. Предпочтительным считается независимость менеджера от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Труд менеджера –это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников. Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специального инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, преподавателей, бухгалтеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего организацией (предприятием, в общем случае – юридическим лицом).2
"Менеджер" – это признак принадлежности конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего, руководителя. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта – хозяйственную деятельность юридического лица как сложной системы в целом или отдельной подсистемы (финансы, экономика). Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятия, сложностью технологии, необходимостью владения управленческими науками. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и финансовым вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.
Под хозяйственной деятельностью в определении финансового менеджмента понимается деятельность юридического лица:
1) в любой отрасли экономики: образовании, промышленности, торговле, строительстве, транспорте, страховом деле и др.;
2) в любой сфере деятельности организации: оказание образовательных услуг, маркетинг, финансы и т.д.
Содержанием хозяйственной деятельности организации или учреждения образования является обеспечение образовательного процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла в целом: внедрение инновационных образовательных программ; обеспечение требуемого уровня оказания образовательных услуг; осуществление всех видов расчетов; обеспечение материально-техническое снабжение и финансовыми ресурсами; обеспечение персоналом.
Определение целей деятельности учреждения образования на ближайшую и дальнюю перспективы (management by objectives) – это главное в менеджменте. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей и ее обеспеченности соответствующими ресурсами. Общие цели отражают концепцию развития образования в целом, специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности образовательного учреждения.
Рассматривая соотношение понятий «менеджмент» и «финансовый менеджмент», нетрудно заметить. Что они соотносятся как категории: «общее» (первый термин) и «особенное».
Финансовый менеджмент – это наука и искусство управлять денежными потоками предприятия, привлекая наиболее рациональные источники финансовых ресурсов и используя их с наибольшей эффективностью для достижения стратегических и тактических целей предприятия. Финансовый менеджмент также понимают как целостную систему знаний о финансовых отношениях в хозяйственном процессе, финансовом механизме, технологии управления финансовой деятельностью организации.
«Финансовый менеджмент – управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов в процессе движения финансовых средств», – отмечает И.Н. Никитина. /11/, с. 5, Ряд авторов также считают, что финансовый менеджмент – это искусство управлять денежными потоками предприятия, привлекая наиболее рациональные источники финансовых ресурсов и используя их с наибольшей эффективностью для достижения стратегических и тактических целей предприятия, то есть предметом финансового менеджмента являются денежные потоки, отражающие движение капитала; процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятия. Объект финансового менеджмента – движение финансовых ресурсов и финансовые отношения.
Профессор В.М. Смагин считает, что финансовый менеджмент – прикладная дисциплина, в которой разрабатывается методология и методы управления финансами средних и крупных предприятий, и вытекает она из теории финансов, а финансовый менеджер должен умело распоряжаться активами предприятия, управлять источниками финансирования, рационально реализовывать кратко и долгосрочные цели развития организации, с чем трудно не согласиться.3
Субъектом финансового менеджмента выступает лицо (группа лиц), – собственник или делегированный им представитель. Данный субъект обязан выполнять уровне следующие функции: формирование бюджета организации, обеспечение кругооборота капитала; распределение бюджета (возмещение издержек на уровне простого воспроизводства, распределение прибыли на нужды потребления и накопления).
Главная задача данной дисциплины – подготовка квалифицированных специалистов в области управления финансами по основным направлениям, которые профессор Н.В. Никитина характеризует следующим образом: оценка финансового состояния; основные инвестиционные и финансовые решения, связанные с проблемой привлечения капитала; управление активами и пассивами; управление текущими затратами. Данная дисциплина также изучает анализ финансового состояния; информационно–законодательную базу процесса управления финансами; леверидж; определение оптимальной структуры капитала; управление активами и пассивами предприятия.4
Если в малом бизнесе для управления финансами достаточно квалификации бухгалтера (финансовые операции практически не выходят за рамки обычного анализа хозяйственной деятельности, основой которых является денежный оборот), то в среднем и крупном бизнесе необходим значимый поток капитала и, соответственно, большой поток потребителей продукции, работ, услуг.
Учреждения образования – в основном средние и крупные организации, в которых имеют место финансовые операции, связанные с инвестициями, в том числе с приумножением капитала, поэтому без квалифицированного финансового менеджера большой бизнес, в том числе и в сфере образования, сегодня просто невозможен. Например, негосударственный Вуз – «Институт управления, бизнеса и права» – ведет активную инвестиционную и инновационную деятельность.
Управление финансами – сложная и приоритетная задача, стоящая перед управленческим персоналом любой компании независимо от направления ее деятельности.
Основные задачи управления деятельностью предприятия в рыночных условиях сводятся к следующим: выбор наиболее эффективных хозяйственных решений; взаимосвязь всех сфер деятельности предприятия, влияющих на конечные финансовые результаты; инновационная деятельность; активная инвестиционная стратегия.
Эти задачи приводят к необходимости разработки финансовой стратегии, ориентированной на динамичное развитие. Разработку стратегии и тактики выполняют на основе финансового анализа и системной оценки финансовых результатов; на базе прогнозирования: доходов и расходов, объема реализации образовательных услуг; нормы и массы прибыли по видам деятельности. Выполняют условие: сбалансированность вложения финансовых ресурсов в материально-вещественные, трудовые и иные факторы производства. Успешная деятельность бизнеса в сфере образования (в настоящее время в РФ бизнес разнообразен; юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут свой бизнес не только в таких областях, как производство, торговля, финансы, но и предоставляют образовательные услуги в негосударственных вузах, лицеях, колледжах, гимназиях и т.п.) зависит от решений финансовых менеджеров, напрямую оказывающих экономическое влияние на бизнес, на движение финансовых ресурсов, обеспечивающих бизнес. Например, дистанционное образование освобождает от необходимости покупки основного капитала для оказания услуг (аудиторий, оборудования классных комнат); развитие за счет заемных средств может вызвать целый ряд финансовых обязательств, в то же время договоренность с кредитором об открытии кредитной линии вызовет приток капитала в бизнес и т.д.
Некоторые решения являются основными: например, инвестиции в новое инновационное оборудование, инвестиционный кредит, освоение новых направлений. Большинство других решений является частью ежедневного процесса управления всеми участниками юридического лица. Общим для всех решений является принцип "экономического компромисса", согласно которому перед каждым решением менеджер обязан взвешивать выгоды и фактические затраты. Совокупный эффект от таких компромиссов можно наблюдать, когда работа менеджера или финансовая стоимость бизнеса оцениваются путем анализа финансовой отчетности или при помощи специального анализа.
Общим для успешного функционирования всех указанных лиц является правильное управление в трех сферах принятия решений, а именно: осторожное финансирование бизнеса, сознательное сочетание пользы и риска при использовании внешних источников финансирования (финансовая деятельность предприятия); получение прибыли от текущей деятельности благодаря эффективному использованию всех ресурсов (операционная деятельность); использование инвестиций на основании экономического анализа и менеджмента (инвестиционная деятельность предприятия).
Решения финансовых менеджеров влияют на движение контролируемых ими финансовых ресурсов, то есть на так называемые "фондовые потоки", который представляет ресурсы, вложенные в бизнес, в виде денежных средств, дебиторской задолженности, облигаций или акционерного капитала, запасов, оборудования или займов.
Базовая система бизнеса отражает многочисленные динамичные взаимосвязи между основными управленческими решениями, стратегиями, типами финансовой политики и движением фондов. Упорядоченность этих факторов является важным аспектом долгосрочного успеха фирмы. В финансовом менеджменте существует множество приемов для решения сложных проблем бизнеса.
Например, если негосударственное образовательное учреждение (НОУ) стремится к внедрению агрессивной политики расширения своей деятельности, то это нельзя связывать с консервативной финансовой политикой, в основе которой лежит расчет только на собственные финансовые ресурсы. Еще один пример: нацеленность на выплату больших дивидендов противоречит задаче расширения собственной доли рынка, так как для этого необходимо большую часть прибыли реинвестировать в деятельность фирмы. Основой успешного управления является логически связанный набор стратегий развития фирмы, инвестиционных задач, задач основной деятельности фирмы и финансовой политики, где все эти элементы усиливают действенность каждого, а не противоречат друг другу.
Особенное внимание следует уделять поиску путей эффективного использования ограниченных финансовых ресурсов и инвестированию средств в проекты, которые приносят высокие доходы при минимальном риске. При наличии альтернативных возможностей необходимо проанализировать влияние каждой из них на оценку общей стоимости капитала фирмы. Важно определить соотношение между финансированием бизнеса при помощи заемных средств и продажи ценных бумаг, а также уделять внимание внедрению оптимальной дивидендной политики. Все эти элементы необходимо подбирать при помощи детального анализа экономической выгоды как отдельно по элементам, так и в системе бизнеса в целом.
Финансовые инструменты – одно из новых экономических понятий, «пришедших к нам с Запада в период создания основ рыночной экономики в России» – отмечал профессор В.В. Бочаров. В настоящее время их широко используют на практике для принятия финансовых и инвестиционных решений.5
Существуют различные трактовки понятия «финансовый инструмент». Выделяют три вида финансовых инструментов: денежные средства в кассе, на расчетных, валютных счетах; кредитные инструменты (облигации, кредиты, депозиты); способы участия в уставном (складочном) капитале (акции, паи).
По мере развития рынка капитала появились новые виды финансовых инструментов (форвардные, фьючерсные и опционные контракты, СВОПы и пр.). Развернутое определение данного понятия представлено в международном стандарте бухгалтерского учета «Финансовые инструменты (IAS 32)», который введен в действие с 01.01.96 г. Согласно стандарту под финансовым инструментом понимают любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансового актива одной компании и обязательства (долгового и долевого характера) другой фирмы.6
К финансовым активам относятся: денежные средства; контрактное право получить от другого лица (юридического или физического) денежные средства, иной вид финансовых активов; контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим лицом на потенциально выгодных условиях.7/11/, с. 25 – 29.
В состав финансовых обязательств входят контрактные требования:
1) выплатить другому лицу денежные средства или предоставить иной финансовый актив;
2) обменяться финансовыми инструментами с другим лицом на потенциально невыгодных условиях (например, в случае вынужденной продажи дебиторской задолженности с дисконтом банку или иному финансовому посреднику).8
Финансовые инструменты квалифицируются по видовым характеристикам: 1 – в основу операции положены финансовые активы и обязательства; 2 – операция должна иметь форму договора (контракта). Финансовые инструменты подразделяются на следующие виды: первичные (кредиты, акции, облигации, другие ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность по текущим хозяйственным операциям и пр.); вторичные – производные (деривативы) – финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные, валютные СВОПы. Производные финансовые инструменты обращаются на срочном фондовом рынке. На отдельных сегментах финансового рынка присутствуют следующие финансовые инструменты: на фондовом рынке – акции и корпоративные облигации, а также облигации федеральных и субфедеральных займов; на кредитном рынке – чеки, аккредитивы, векселя (простые и переводные), депозитные и сберегательные сертификаты и др.9
Различают казначейские, банковские и коммерческие векселя. Казначейский вексель выпускает государство и выражает его краткосрочное обязательство на срок 3, 6 и 12 месяцев. Банковский вексель эмитирует банк (банковский холдинг). Доход по этому векселю равен разнице между ценой погашения (по номиналу) и ценой продажи, осуществляемой на условиях дисконта (со скидкой 10, 15, 20 % от номинальной стоимости векселя). Коммерческий вексель применяют для кредитования торговых операций. В сделке между партнерами используют переводной вексель, в роли ремитента выступает банк. /11/, с. 25-37.
К финансовым инструментам валютного рынка10 относят:
1) валютные активы;
2) документарный валютный аккредитив;
3) валютный банковский чек (письменный приказ банка – владельца валютных авуаров за границей своему банку-корреспонденту о перечислении оговоренной в ней суммы с его текущего счета держателю чека);
4) валютный банковский вексель (расчетный документ, выставленный банком на своего зарубежного корреспондента);
5) валютный опционный контракт (заключают на валютной бирже с правом отказа на покупку или продажу валютных активов по ранее предусмотренной цене);
6) валютный фьючерсный контракт (предназначен для осуществления сделок на валютной бирже);
7) валютный СВОП (обеспечивает паритетный обмен валютных активов).11
Соответствующие финансовые инструменты используют на страховом рынке и рынке золота.
Одним из важных условий принятия решений о покупке или продаже финансовых инструментов является доступность и открытость информации о состоянии финансового рынка.
Различают следующие виды информации: нормативную (законодательные и нормативные акты, регулирующие выпуск и обращение ценных бумаг); бухгалтерскую) отчетность; данные государственного статистического наблюдения статистическую (объем краткосрочных, долгосрочных и прочих финансовых вложений); аналитическую (аналитические обзоры и оценки финансовых аналитиков, связанных с рынком капитала; публикуемые сведения, обзоры и оценки, публикуемые в специальных финансовых журналах и др.).
При рассмотрении основных положений управления организацией менеджмент может быть классифицирован по двум основным признакам (критериям): уровням управления и функциональным областям управленческой деятельности (видам менеджмента). /3/, с. 6-8.
Иерархия управления в общем менеджменте рассматривается на трех уровнях руководства организацией: высшем, среднем и нижнем (технологическом). По аналогии разделяется и финансовый менеджмент. Топ-менеджер в этом плане – директор по финансам (финансовый директор). Состав функций, прав и обязанностей менеджеров на каждом уровне управления имеет свою специфику.
Высший уровень управления организацией (высшее руководство предприятия, корпорации) формирует цели, стратегию и политику организации, принимает решения по важнейшим вопросам, связанным с выпуском новых изделий, образованием филиалов (в том числе зарубежных), освоением новых рынков, взаимоотношениями с конкурентами и другими вопросами развития организации в настоящем и будущем.
Средний уровень управления обеспечивает разработку и реализацию оперативных планов, формирование и реализацию процедур внедрения принятых высшим руководством решений. Менеджеры среднего уровня управления имеют широкую свободу действий при реализации решений и планов, принятых высшим руководством.
Нижний уровень управления осуществляет непосредственное управление работой исполнителей. Менеджеры этого уровня (руководители групп, бригадиры, мастера и другие специалисты) обеспечивают выполнение оперативных планов и решений среднего звена управления.
Общий менеджмент охватывает управление организацией (предприятием, корпорацией) в целом и соответственно включает все уровни и все функциональные области (сферы) управления, включая финансовый, производственный и инновационный менеджмент. По специфике управления организацией (конкретной управленческой деятельности) различают следующие виды менеджмента, ориентированные на основные функциональные области:
1) инновационный менеджмент (как обеспечивающий конкурентные преимущества и эффективность функционирования организации в конкурентной среде);
2) финансовый менеджмент (управление финансовой деятельностью организации);
3) производственный или операционный менеджмент (в широком смысле отражения практической деятельности конкретной организации);
4) маркетинговый менеджмент (как инструмент взаимодействия и адаптации хозяйственной деятельности организации к рынку).12
Инновационный менеджмент определяется профилем деятельности организации, ее позицией на рынке и условиями конкуренции.
Он организуется для обеспечения устойчивости деятельности организации в длительной перспективе с учетом ее деловой активности и возможностей.
Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития.13
Осуществление инновационного менеджмента предполагает:
1) разработку планов и программ инновационной деятельности;
2) наблюдение за ходом внедрения новой продукции;
3) рассмотрение проектов создания новых продуктов;
4) проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
5) обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
6) обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
7) создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства.
Особенность современного этапа развития инновационной деятельности – образование в крупнейших фирмах единых научно- технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука – производство». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.
В современных условиях в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражается прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.
Особенно заметно эти тенденции проявляются в инновационном менеджменте у американских машиностроительных транснациональных корпорациях (ТНК), которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции высокой технической сложности (радиоэлектронная техника, компьютерная техника, средства связи и коммуникации, навигации, авиакосмическая техника, энергетическое оборудование, средства автоматизации и др.). Они стремятся за счет монополизации выпуска таких изделий обеспечить быструю амортизацию капитала и сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и оборудования. Одновременно они стремятся к значительному снижению издержек производства в традиционных отраслях машиностроения в целях повышения их конкурентоспособности.
Финансовый менеджмент обеспечивает управление движением материальных и финансовых ресурсов организации, эффективное распределение выручки и привлекаемых внешних финансовых средств, а также контроль реального оборота финансовых (денежных) средств, необходимых для осуществления ее производственной деятельности. Основными составляющими финансового менеджмента, определяющими его успех, являются финансовая политика, финансовый механизм и финансовые инструменты, а также финансовые управленческие решения. Связь между видами менеджмента осуществляется посредством финансовых потоков. Управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, является центральным вопросом в финансовом менеджменте.
Поток финансовых ресурсов составляют денежные средства, полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности фирмы, на финансовых рынках посредством продажи акций, облигаций, получения кредитов, а также возвращенные субъектам финансового рынка в качестве платы за капитал в виде процентов и дивидендов, инвестированные и реинвестированные в развитие производственно-хозяйственной деятельности фирмы и направленные на уплату налоговых платежей.
Функции и экономические методы финансового менеджмента можно подразделить на два блока: блок по управлению внешними финансами и блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю. Блок по управлению внешними финансами предполагает реализацию отношений фирмы с юридически и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая собственные дочерние компании, выступающие в качестве клиентов, заимодателей, поставщиков и покупателей продукции фирмы, а также с акционерами и финансовыми рынками.
В данную подсистему входят как управление оборотными активами фирмы (движением денежных средств; расчетами с клиентами; управление материально-производственными запасами и пр.) так и привлечение краткосрочных и долгосрочных внешних источников финансирования.
Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю включает: контроль за ведением производственного учета; составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и налогов; сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям; составление и контроль за правильностью финансовой отчетности: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и др.; анализ финансовой отчетности и использование его результатов для внутреннего и внешнего аудита; оценка финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих решений и в целях планирования.14
В функции финансового менеджмента входит: анализ финансовой отчетности; прогнозирование денежных средств; выпуск акций; получение займов и кредитов; операции с инвестициями; оценка операций слияния и поглощения фирм.
Важнейшие решения, принимаемые в области финансового менеджмента, относятся, к вопросам инвестирования и инновационного менеджмента.
Инвестиционные решения принимаются по таким вопросам, как:
• оптимизация структуры активов, определение потребностей в их замене или ликвидации;
• разработка инвестиционной политики, методов и средств ее реализации;
• определение потребностей в финансовых средствах;
• управление портфелем ценных бумаг;3)
• планирование инвестиций по фирме в целом; разработка и утверждение инвестиционных проектов, разрабатываемых в производственных отделениях.
Решения по выбору источников финансирования как инновационной, так и производственной деятельности принимаются по вопросам разработки и реализации: политики оптимального сочетания использования собственных и заемных средств для обеспечения наиболее эффективного функционирования фирмы; политики привлечения капитала на наиболее выгодных условиях; дивидендной политики и др.
Производственный менеджмент включает необходимые действия по управлению производством, в том числе технологический менеджмент, и тесно связан с маркетинговым, инновационным и финансовым менеджментом в процессе организации и реализации управления производственной деятельностью. Производственный менеджмент принято определять как операционный менеджмент, который отражает основной вид деятельности организации, обеспечивающий ее место и позицию и рынке, а также ее принадлежность к конкретной отрасли, сфере бизнеса и экономике в целом.
1. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 240 с.– с. 12-13.
2. Бочаров В.В. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.
3. Никитина Н.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие/ Н.В. Никитина. – М.: Кнорус, 2007. – 336 с. – с. 7-22.
4. Смагин В.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Кнорус, 2007. – 144 с.
5. Финансы и кредит: учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 512 с.: ил. – с. 5-6, 12-13.
А. Вопросы.
1. Цель и задачи финансового менеджмента в образовании.
2. Содержание понятия «Менеджер».
3. Виды управления.
4. Термины и понятия системы управления предприятием.
5. Определение понятия «системный подход».
6. Содержание термина «финансовый менеджмент».
7. Роль финансового менеджера.
8. Цель и задачи финансового менеджмента.
9. Характеристика финансовых инструментов.
10. Производные финансовые инструменты на фондовом рынке.
11. Финансовые инструменты валютного рынка.
12. Содержание финансового менеджмента.
13. Содержание производственного менеджмента.
14. Содержание инвестиционного менеджмента.
15. Содержание инновационного менеджмента.
16. Взаимосвязь финансового, инвестиционного и производственного видов менеджмента.
17. Уровни и блоки управления организацией.
18. Понятие научно-технического комплекса.
19. Функции финансового менеджмента.
20. Методы финансового менеджмента.
Б. Рейтинг вопросов.
1 уровень сложности – 1, 2, 4, 8, 18, оцениваются в 1 балл. 2 уровень сложности – 3, 5, 6, 7, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 20, оцениваются в 2 балла. 3 уровень сложности – 9, 10, 11, оцениваются в 3 балла.
Всего баллов за знания: первый уровень – 5, второй – 22, третий – 9, всего –37.50 % соответствует 18 баллов (удовлетворительно), 70 % соответствует 26 баллов (хорошо), 37 – баллов – отлично.
Рисунок 1 – Алгоритм изучения модуля