В названии книги «Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг» представлены две важнейшие темы, исследуемые в рамках нашей работы. Термин «финансовый менеджмент» характеризует наш подход к управлению банком. Он подчеркивает, что целью является максимизация акционерной стоимости, а оценка соотношения риск-прибыль и управление риском служат основой для управления повседневной деятельностью. Этот подход четко показывает, чем современный корпоративный финансовый менеджмент отличается от простого описания деятельности банков. Вторая часть заглавия – «индустрия финансовых услуг» (FSI) – подчеркивает тот факт, что банки оперируют не в узкой банковской сфере, а во всей индустрии финансовых услуг и обязаны поэтому иметь четкое представление о том, «куда они движутся» и «как достигнут поставленной цели». Ответы на эти вопросы составляют суть стратегического планирования любого банка. Для составления плана не менее важно знать «где находится банк сейчас», представлять его стоимость, прибыльность и адекватность капитала. Потенциал традиционных операций в области финансирования кредитов за счет депозитов в настоящее время снижается: чтобы оказаться конкурентоспособными в финансовой системе XXI в., банкам следует разрабатывать особые, базирующиеся на использовании новых технологий стратегии.
Греческий философ Гераклит сделал когда-то вывод, обеспечивший ему бессмертие в памяти потомков и вполне применимый к анализу индустрии финансовых услуг: «Все течет, ничто не остается без движения, все меняется».
Изменчивость в банковском деле обусловлена многочисленными, подчас высоковолатильными, факторами, к числу которых относят процентные ставки, обменные курсы валют и товарные цены. Изменения и диффузию финансовых инноваций позволяет понять концепция ФОКУСа, акроним от
• Финансовая и операционная прозрачность;
• Овладение информационными технологиями;
• Капитал (его адекватность);
• Успешность борьбы за клиента;
• Степень риска.
В сочетании с интересом эти движущие силы генерируют финансовые инновации:
где интерес означает поиск прибыльных инвестиционных возможностей. Такая модель позволяет анализировать изменения в банковском деле и индустрии финансовых услуг, а также обозначать роль инноваций в этих изменениях. Модель включает также понятие «преимущества первооткрывателя» и позволяет понять, почему банки-инноваторы не заботятся об установлении монопольных цен, а прилагают усилия для расширения доли рынка и улучшения репутации.
Наиболее значимыми инновациями банковского дела стали инструменты управления риском, появившиеся как реакция на волатильность финансового окружения и соответствующее повышение риска (С в ФОКУСе). В центр анализа мы поместили изучение риск-менеджмента, которое следует признать наиболее значимой частью общего финансового менеджмента. Методы управления риском варьируют от традиционных (скажем, управление активами-пассивами; кредитный анализ заемщика) до более сложных внебалансовых (использование производных инструментов – фьючерсов, форвардов, опционов и свопов – для хеджирования; устранения риска через секьюритизацию). Производные инструменты используются обычно крупными международными банками, особенно активно с ними работают три гиганта банковской индустрии США – J.P. Morgan Chase, Citigroup и Bank of America. Среди производных контрактов доминируют процентные и валютные свопы, однако в последнее время на рынке появились и совсем новые кредитные производные. Пока они торгуются в объемах, не доходящих до объемов свопов, хотя уже очевидна их способность управлять старейшим банковским риском – кредитным.
Секьюритизация, оформление кредитов для продажи в форме ценных бумаг – одна из важнейших «изаций», коренным образом изменивших банковское дело. К числу прочих «изаций» относят глобализацию мировых финансовых рынков (лидирующая роль американских банков на мировом рынке позволяет назвать этот феномен американизацией); институционализацию сберегательных учреждений, превращающихся в пенсионные и взаимные фонды; приватизацию принадлежавших прежде государству компаний; модернизацию в форме новых законов и регулирования, принимающего в расчет быстрое изменение рыночных сил; и наконец, компьютеризацию, сыгравшую важнейшую роль в развитии электронных денег, электронного банковского обслуживания и электронной торговли.
Выживание в индустрии финансовых услуг обусловлено способностью адаптироваться к изменениям. Часть крупнейших банков США начала в 1990-х годах процесс адаптации-реструктуризации, предполагающий сокращение дивидендов, реорганизацию, а также ужесточение контроля за убытками по кредитам. В последующий период крупнейшие американские банки и их холдинговые компании работали чрезвычайно эффективно, генерировали резервный капитал и постепенно сокращали свою реструктуризированную позицию по капиталу, выкупая на рынке собственные обыкновенные акции и заменяя обыкновенные акции на более экзотические гибридные бумаги.
Тенденция консолидации, зафиксированная в банковской отрасли и FSI в начале 1980-х годов, заметно усилилась к середине и к концу 1990-х. Наиболее значимым событием стало межотраслевое мегаслияние Citicorp с Travelers Group, приведшее к образованию Citigroup, финансовой холдинговой компании, полностью соответствующей определению, данному в Законе Грэмма – Лича – Блили (GLB) 1999 г. (далее – Закон о финансовой модернизации). Принятие Закона стало важным этапом в развитии банковского дела в США, поскольку данный документ упраздняет отжившие себя положения Закона Гласса – Стигалла 1933 г. Кроме того, по требованию закона дочерние банки финансовых холдинговых компаний обязаны соответствовать стандартам Закона о коммунальном реинвестировании – в противном случае холдинговые компании прекращают свое расширение до тех пор, пока соответствующие требования не будут выполнены. Закон о модернизации отражает постоянную борьбу регуляторов с регулируемыми, известную под названием регуляционной диалектики. Модель предполагает взаимодействие тезиса и антитезиса, приводящее к синтезу, который затем становится новым тезисом. Предполагается, что ограничения, накладываемые регуляторами, стимулируют участников рынка к поиску «обходных путей».
Закон о финансовой модернизации позволил появиться такому типу обслуживания, как банкострахование, этот термин принят в Европе для обозначения комбинации банковского дела и страхования. В Европе подобная форма существует уже долгие годы, однако в Америке она только прокладывает себе путь. К моменту написания этой книги американские банки, по-видимому, не заинтересовались еще андеррайтингом страхования: их привлекает, скорее, роль агента, продающего страхование и получающего комиссионные за продажу.
Корпоративная реструктуризация и слияния призваны «облечь компании в защитную броню»; слабые банки либо вымрут, либо будут поглощены конкурентами. Характерно, однако, что потребителей беспокоит консолидация, способная привести к монополии одного или нескольких банков, которые будут доминировать в финансовом пейзаже, работая исключительно на благо состоятельной клиентуры. В наши дни регуляторы начинают применять «меры воздействия» (требуемые Законом о совершенствовании FDIC 1991 г.), чтобы банки, принимающие чрезмерный риск, не могли существовать на рынке как «зомби». Кроме того, серьезные меры принимаются и по отношению к банкам, продающим свои продукты, не раскрывая необходимой информации, – речь идет о взаимных фондах, продаваемых потребителям, о кредитах, которые получают заемщики класса субпрайм, и о производных продуктах, предлагаемых корпоративным клиентам. Прозрачность (Ф в ФОКУСе) – качество, требуемое и рынком, и инвесторами. Но она невозможна без полного и своевременного раскрытия информации, которое, таким образом, позволяет компании поддержать свою репутацию.
Банковские регуляторы требуют, чтобы банки и их холдинговые компании имели адекватный капитал (К в ФОКУСе). Руководители федеральной сети безопасности следят за тем, чтобы соответствие банковского капитала требуемым стандартам обеспечивало надежность и безопасность его работы. Банки, чей долг и акции торгуются на рынке, подчиняются, разумеется, требованиям рыночной дисциплины. В то же время для 7 тыс. коммерческих банков, представляющих собой локальные или коммунальные организации, до сих пор первостепенное значение имеет законодательное регулирование, т. е. мониторинг, позволяющий определить прозрачность – адекватное раскрытие информации и наличие равных возможностей для клиентов.
Информационные технологии (О в ФОКУСе) кардинально изменили продукты и системы предоставления услуг банковской отрасли. Электронные деньги, электронное банковское обслуживание и электронная торговля позволяют банкам, не создавая филиалы, расширить свою клиентуру с помощью разнообразных электронных средств, наиболее значимым из которых является Интернет. В последнее время на рынке появилось несколько собственно интернет-компаний или «электронных банков», хотя большинство крупных банков осуществляет и традиционные, и электронные поставки финансовых продуктов и услуг. Напротив, мелкие коммунальные банки, имеющие свои веб-сайты, предпочитают традиционное обслуживание.
Очевидно, что именно компоненты ФОКУСа – финансовая и операционная прозрачность, овладение информационными технологиями, капитал (его адекватность), успешность борьбы за клиента и степень риска – формируют индустрию финансовых услуг и стимулируют финансовые инновации.
В этой книге мы описываем управление финансами коммерческого банка в быстро меняющемся окружении. Коммерческие банки рассматриваются в финансовой перспективе и с точки зрения финансового менеджмента. Резкое изменение индустрии финансовых услуг, зафиксированное в последние годы, заставляет банки заботиться об увеличении прибыльности своих услуг. Чтобы быть успешным, руководитель банка должен своевременно и разумно реагировать на изменения. Традиционная концепция представляет банки посредниками в размещении финансовых ресурсов; современная наука рассматривает их как предприятия, вовлеченные в информационный процесс и процесс совершения сделок.
Теория и практика финансового менеджмента свидетельствуют о значимости принятия решений, позволяющих увеличить объем активов, создающих стоимость, и сократить активы, разрушающие ее. Банки, успешно осуществившие эти задачи, сумеют избежать судьбы динозавров.
В корпоративном мире сокращается количество участников – сокращается и число глав нашей книги. Она становится менее объемной и более практичной. За тремя главами, представляющими обзор факторов изменений в индустрии финансовых услуг, следуют еще 15 глав, в которых рассматриваются следующие проблемы:
• Банковская финансовая отчетность, риски, оценки стоимости (главы 4–6);
• Общая панорама: стратегическое планирование, риск-менеджмент, управление активами-пассивами и адекватность капитала (главы 7–9);
• Кредитный риск: традиционные и новаторские методы управления функцией кредитования (главы 10–12);
• Риски ликвидности, валютный риск и операционный риск в банковском деле и секьюритизации (главы 13–15);
• Роль регулирования, депозитного страхования и этики в формировании банковского дела и индустрии финансовых услуг (главы 16–18).
Применив метод «первой десятки» Дэвида Леттермана, мы составили следующий список характеристик этого издания:
10. Меньшее количество глав обеспечивает удобство пользования при сохранении учебной ценности: в каждой главе обозначены задачи и тема, в конце главы приводится список ключевых терминов.
9. Указатель авторов и понятий, а также словарь, в котором читатель найдет расшифровку таких аббревиатур, как ALM, LIBOR, CAMEL (S), FDIC, LCBO, BHC и FHC, дает возможность без труда найти необходимую информацию, касающуюся ответа на вопросы «кто», «что», «где» и «когда».
8. В конце глав приводятся вопросы для повторения и задания, позволяющие контролировать усвоение материала и стимулирующие аналитическую мысль.
7. В книгу включены примеры, приложения и примечания, в которых читатель найдет любопытные материалы, относящиеся к банковскому финансовому менеджменту в реальном мире FSI и освещающие новые тенденции, в частности субпрайм-кредитование, банкострахование и требования Базельского соглашения к операционному риску.
6. Через всю книгу проходит мысль о ключевой роли финансовых инноваций и управлении риском в финансовом менеджменте банков. Последняя идея подтверждается на примере анализа мер адекватности капитала, позволяющих оценить совокупный риск банка, т. е. кредитный риск, процентный риск, риск ликвидности, валютный риск, чувствительность к рыночному риску и операционный риск. Первая идея проиллюстрирована изучением стимулирующих инновации факторов изменений, объединенных в ФОКУСе.
5. Существенному пересмотру подверглась глава о технологиях в банковском деле: здесь подробно описываются электронные деньги, электронное банковское обслуживание и электронная торговля.
4. Материалы исследования показывают, что максимизация акционерной стоимости банка невозможна без развития стратегического планирования, разработки финансовой политики, стратегий риск-менеджмента, а также без контроля и мер, направленных на сокращение объема активов, уничтожающих стоимость, и увеличение объема активов, создающих ее.
3. В работе анализируется роль банковского регулирования, страхования депозитов, федеральной сети безопасности, а также этики в банковской системе и FSI.
2. Процесс финансовой инновации и роль интереса изучаются в рамках обновленной концепции ФОКУСа.
1. Модель банка как предприятия, вовлеченного в информационный процесс и процесс заключения сделок, дает возможность уяснить суть последних технологических и регулирующих нововведений, в частности Интернета и банковского обслуживания через Интернет, а также Закона о финансовой модернизации, упразднившего отжившие положения Закона Гласса – Стигалла 1933 г.
Книга предназначена как для научных работников, так и для участников рынка; она будет полезна любому читателю, интересующемуся управлением финансами в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг. В качестве учебного пособия ее удобно использовать в программах старших курсов колледжей и МВА. Книга может служить учебником как для студентов, специализирующихся в области банковского менеджмента, так и для будущих менеджеров других финансовых организаций. Новички и опытные участники рынка найдут в книге богатый справочный материал и полезные ссылки.
Начав преподавать банковское дело в Университете Джорджия в 1976 г., я осознал, что мне как лектору необходим учебник, основанный на идее управления финансами и риском. В 1983 г. замысел воплотился в книгу «Финансовый менеджмент в коммерческом банке». Размышления, не вошедшие в работу, попали во второе издание, затем в третье и, наконец, в шестое.
Человек, который пишет книгу, а потом пять раз ее дополняет, в состоянии уделить семье куда меньше времени, чем хотелось бы. Я благодарю мою жену Джоанну и дочерей Элисон и Джессику за любовь, заботу, терпение и понимание.
Я благодарен Джорджу Бенсону, ректору Колледжа Терри, и Джеймсу Вербрюгге, декану факультета банковского дела и финансов, за создание творческой и деловой обстановки. Как обычно, Джоанна Синки помогла мне в чтении корректур, а Зак Фульмер и Вик Гупта проводили исследования и первыми читали наброски глав. Мои коллеги Матей Бласко, Джим Линк и Марк Липсон щедро делились своим временем и профессиональной информацией, помогая составить раздел о хеджировании расходов на финансирование.
Четыре привлеченных издательством рецензента существенно помогли мне в исправлении текста для шестого издания. Перечисляю их в алфавитном порядке: Джослин Эванс, Университет штата Джорджия; Оуэн Грегори, Университет штата Иллинойс, Чикаго; Сиварама Кришнан, Университет Камерона; Джеймс Макналти, Университет Флориды. Я благодарю их за участие в пересмотре пятого издания и за комментарии к нему.
Я заранее прошу прощения у всех, кого не включаю в приведенный здесь список. Mea culpa, mea maxima culpa. Людей, оказавших мне содействие при подготовке предыдущих пяти изданий, слишком много, я не могу их перечислить, но искренне ценю их труд.