Пожалуй, мы зададимся основным философским вопросом в отношении любого фильма – Что хотели сказать зрителю создатели фильма?
Ответ на данный философский вопрос в отношении этой киноработы, как ни странно, находится в названии фильма «Побег…». Ведь если присмотреться, то можно заметить, что каждый герой фильма бежит от чего-то или кого-то: например, Брукс от свободы, Энди от несправедливости, Ред от вины, Нортон от бедности, Томми от взросления (от ответственности). Все они являются жертвами такого пространства, как Шоушенк, из которого герои хотят выбраться в лучший мир – за пределы настоящей реальности, в которой они оказались. Каждый из них проживает экзистенциальный крах, «встретившись» с Шоушенком, но не каждый из них выходит живым после личного апокалипсиса иллюзий, потому что до попадания в тюрьму у каждого героя были свои иллюзии в отношении реальности, в которой они жили до этого момента и в которую они попали. Эти иллюзии разрушаются в Шоушенке, у которого нет человеческого лица. Одним словом – Побег из Шоушенка – это фильм краха иллюзий и обретения надежды на изменение в человеке худших качеств на лучшие добродетели.