Сущность рациональности. Этапы рационального освоения и обобщения техники. Особенность методологии классической и неклассической рациональности. Идеалы и нормы рациональности классической, неклассической и постнеклассической науки. Научнометодологические концепции XX века (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани)
Выберите правильный вариант ответа
1. Что означает слово рациональность:
а) разумную обоснованность, оправданность суждений и действий;
б) открытие, основанное на интуиции;
в) формирование теории, логически не противоречивой;
г) алогические суждения и действия.
2. Назовите, что, по мнению П.П. Гайденко, понимается под научной рациональностью в классический период развития науки:
а) объяснение всех явлений, основанное на механистических представлениях;
б) объяснение всех явлений, основанное на экспериментальных данных;
в) объяснение всех явлений путем установления между ними причинно-следственных связей;
г) объяснение всех явлений путем разумных доводов и аргументов.
3. Целостная система фундаментальных представлений о свойствах и качествах объектов мира, своеобразный онтологический образ мира – это:
а) Общая картина мира;
б) Научная картина мира;
в) Естественнонаучная картина мира;
г) Физическая картина мира.
4. Период кардинальных изменений в представлениях о специфике предметной области, способах и методах изучения и понятиях ее осмысления принято именовать процессом:
а) Научная трансформация;
б) Научная модернизация;
в) Научная революция;
г) Научная аргументация.
5. Автором книги «Структура научных революций» является:
a) Т. Кун;
б) Т. Гоббс;
в) К. Поппер;
г) И. Лакатос.
6. Кто из отечественных философов, считает, что в истории естествознания последовательно становились преобладающими классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности:
а) А.Н. Никифоров;
б) В.С. Степин;
в) В.А. Лекторский;
г) В.С. Швырев.
7. Механистические представления мира свойственны:
а) классическому типу рациональности;
б) неклассическому типу рациональности;
в) постнеклассическому типу рациональности.