1 Предметное поле дисциплины «Философские проблемы науки и техники»

Предмет и социокультурное измерение философии науки. Нормы и ценности в научном сообществе. Гуманитарное и научно-техническое знание: общее и особенное. Техника как объект философского анализа. Онтологические проблемы техники.

Философия техники в её соотношении с философией науки, социальной философией, «техникознанием». Философия техники и философия хозяйства. Системный подход в исследовании развития техники. Философия техники как академическая дисциплина. Междисциплинарные связи в современной науке. Вклад технических дисциплин в исследование комплексных межотраслевых проблем. Система наук и комплексные научно-технические дисциплины.

Понятие и структура технологии. Соотношение техники, технологии и науки как естественного и искусственного.

Основные школы и направления развития философии техники. Проблематика философских школ. Инженерная и гуманитарная философия о сущности и проблемах техники. Практическо-преобразовательная (предметно-орудийная деятельность), техническая и инженерная деятельность

1.2 Итоговые тесты к разделу «Предметное поле дисциплины «Философские проблемы науки и техники»

Выберите правильный вариант ответа.

1. Сакральный и рецептурный тип знания характерен для:

а) Преднауки цивилизаций Древнего Востока;

б) Формирующейся науки в Античной Греции;

в) Классической науки Нового времени;

г) Неклассической науки ХХ в.

2. В этой картине мира "естественное" и "сверхъестественное" не отличаются друг от друга:

а) в научной;

б) в религиозной;

в) в мифологической;

г) в философской;

д) в обыденной.

3. Соотношение философии и науки заключается в том, что:

а) философия является частью науки;

б) наука является частью философии;

в) философия и наука частично включаются друг в друга;

г) философия и наука исключают друг друга;

д) философия и наука никак не соотносятся друг с другом.

4. Философия – это:

а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;

б) собрание теорий, концепций философов;

в) наука, исследующая язык;

г) учение о познаваемости мира;

д) учение об устройстве мира.

5. Предмет философии науки отражает в себе:

а) закономерности научного знания;

б) всеобщность мира;

в) полезность мира;

г) упорядоченность научного знания;

д) устройство мира.

6. Наука – это:

а) мировоззрение;

б) мироощущение;

в) мирочувствование;

г) мировосприятие.

7. Философия для науки является:

а) смыслопорождающим началом;

б) самосознанием;

в) мировоззренческой основой;

г) содержательной силой.

8. Способ существования науки:

а) вера;

б) интуиция;

г) чувство;

д) опыт.

9. Выберите критерии, отличающие научное знание от вненаучных форм:

а) истинность и надежность;

б) системность и ненормативность;

в) методичность и догматизм;

г) системность и обоснованность.

10. К вечным философским вопросам относятся:

а) каковы точные размеры вселенной?

б) в чем сущность человека?

в) из каких элементов состоит живая клетка?

г) что есть мир?

11. Выделите признак, необходимый для научного мировоззрения:

а) конкретность;

б) наглядность;

в) экспериментальность;

г) абстрактность.

12. Выберите наиболее приоритетную цель науки как способа познания и освоения окружающего мира:

а) открытие законов окружающей действительности;

б) осмысливание мировых проблем;

в) накапливания знания;

г) преобразование общественной жизни.

13. Философия в отличие науки обладает статусом:

а) достоверного знания;

б) свободного мышления;

в) опытного познания;

г) универсального метода.

14. Наука может рассматриваться как … (исключите неправильный ответ):

а) Форма обыденного мировоззрения;

б) Определенный способ человеческой деятельности (исследование);

в) Проверяемая особым образом система знаний о реальности;

г) Определенный социальный институт.

Загрузка...