В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. Не менее важную роль играет философия в решении частных вопросов человеческого бытия.
Философия социальной работы – развивающаяся область знания. В ее развитие внесли свой вклад как зарубежные, так и отечественные философы, подвергавшие философскому анализу различные ее аспекты, хотя сама социальная работа предметом философской рефлексии не являлась. В развитие собственно философии социальной работы внесли значительный вклад такие отечественные ученые, как Никитин В.А., Ярская В.Н., Зимняя И.А., Павленок П.Д., Отюцкий Г.П., Фирсов М.В., Топчий Л.В., Шалаев В.П., Кононова Л.И., Решетников В.П., Васюков В.В. и другие. Ими исследованы многие значимые философские аспекты социальной работы. Особое значение для развития философии социальной работы имеют труды Никитина В.А., Ярской В.Н., Павленка П.Д., Отюцкого Г.П. и Шалаева В.П., в которых преобладает целостный философский подход.
Сегодня в условиях глобальной трансформации всего уклада общественной жизни России философское осмысление социальной работы необходимо как никогда. Именно философский анализ позволяет выявить не только общее в развитии и становлении системы помощи человеку, но и культурно-историческую специфику отечественной системы помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию вообще и профессиональной социальной работы в особенности.
Во-первых, в процессе профессиональной подготовки философия социальной работы может способствовать формированию подлинно гуманистического мировоззрения будущего социального работника. Социальная работа должна осмысливаться будущими специалистами не только как средство достижения определенных прагматических социальных целей, но и как духовный феномен, опирающийся на всю систему человеческих ценностей и одновременно эти ценности утверждающий.
Во-вторых, в последнее время высшее образование в области социальной работы в связи с переходом на новые образовательные программы, соответствующие ФГОС ВПО 3-го поколения, становится все более специализированным, насыщенным разнообразной информацией. Как следствие, усвоенные слушателями знания порой превращаются в механический набор сведений. Философия социальной работы способна внести систематизирующие начала в конгломерат сведений, структурировать их, вооружить студента методологией познания социальных явлений, что является необходимым для глубокого понимания происходящих в стране и в мире изменений. Тем самым обеспечивается фундаментализация образования в области социальной работы.
В-третьих, являясь интегральной областью знаний, она обеспечивает междисциплинарные связи различных учебных дисциплин между собой и с социально-гуманитарными науками. В частности, она обогащает философию глубокой проработкой такого сложного и многообразного, а главное, социально значимого и имманентно присутствующего в социальном бытии феномена, как социальная работа. Процесс взаимовлияния обогащает эти две области знаний: позволяет увидеть социальную работу в контексте общей человеческой культуры, и с другой стороны, отразить влияние социальной работы на функционирование и развитие общества. Это способствует всестороннему, комплексному изучению социальной работы в контексте жизнедеятельности и развития общества и человека.
В-четвертых, философия социальной работы представляет собой духовно-интеллектуальный уровень осмысления содержания и смысла социальных персонифицированных отношений людей в пространстве их жизненного, социализированного мира, включая интеллект, чувства, веру, потребности, интересы и ценностные ориентации[1]. Это особенно важно в настоящее время, так как, к сожалению, имеет место тенденция к рассмотрению социальной работы как своеобразного вида сервиса и соответственно «вымыванию» из нее духовно-нравственной компоненты.
Изучение в рамках образовательной программы подготовки бакалавров и магистров социальной работы дисциплины «Философия социальной работы» предусматривает:
лекционные занятия, в ходе которых раскрывается содержание основных проблем курса, актуальность этих проблем для будущих бакалавров социальной работы, даются рекомендации по организации самостоятельной работы, отрабатывается категориально-понятийный аппарат философии социальной работы;
самостоятельную работу студентов, в процессе которой происходит углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях, подготовка к предстоящим семинарским занятиям, выработка навыков самостоятельного активного поиска новых, дополнительных знаний;
практические занятия, в процессе которых закрепляются полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы знания, вырабатываются и развиваются самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой, умение публичных выступлений, культура речи, навыки ведения полемики.
Целями учебной дисциплины «Философия социальной работы» являются формирование у студентов целостного представления о философских основаниях социальной работы, обоснование необходимости подготовки бакалавра социальной работы к профессиональной деятельности. Важнейшая цель философии социальной работы как учебной дисциплины – способствовать формированию «нравственного» правосознания будущих специалистов, базирующегося на мировоззренческих истоках национальной российской культуры.
Задачами изучения дисциплины является:
формирование мировоззренческой позиции будущих бакалавров социальной работы;
усвоение знаний о сущности философских оснований социальной работы;
овладение навыками реализации в профессиональной практике философских знаний.
Дисциплина «Философия социальной работы» относится к вариативной части общенаучного цикла образовательной программы. Дисциплина «Философия социальной работы» неразрывно связана с дисциплинами «Теория социальной работы», «История социальной работы», «Этические основы социальной работы».
Учебный курс способствует формированию у выпускника знаний, умений и навыков в области философского обеспечения будущей научной и практической профессиональной деятельности и тем самым содействует повышению ее эффективности.
Учебное пособие по курсу «Философия социальной работы» состоит из двух разделов. В первом представлены философские основания социальной работы: онтологические, антропологические, эпистемологические и другие. В этом разделе представлены как знания, относящиеся к общему курсу философии, так и их спецификация относительно социальной работы. Во втором разделе рассмотрены философские аспекты проблематики социальной работы: феномен помощи, взаимосвязь социальной работы и социального бытия, социальной реальности, гуманистические компоненты. Каждая глава пособия включает в себя перечень вопросов для самоконтроля, примерные темы для докладов (рефератов), вопросы для подготовки к зачету и списки литературы.
Для успешного овладения знаниями, умениями и навыками в области философии социальной работы студент должен владеть знаниями, умениями и навыками в области философии, социологии, теории, истории и этики социальной работы.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.
Бакалавр владеет:
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии (ОПК-1);
способностью к постановке и обоснованию цели в процессе реализации профессиональной деятельности и выбору путей ее достижения (ОПК-2);
способностью учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан (ОПК-5);
способностью выявлять, формулировать, разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе прикладных исследований, использовать полученные результаты и данные статистической отчетности для повышения эффективности социальной работы (ПК-13)
Магистр владеет:
способностью к абстрактному мышлению (ОК-1);
способностью к саморазвитию, самореализации, использованию личного творческого потенциала (ОК-3);
знаниями о социальной истории человечества, специфике социальной, политической, экономической, духовной и экологической культур, характере их взаимодействия в современном мире, факторах общественного и личностного развития и благополучия (ОПК-3);
способностью проводить фундаментальные и прикладные научные исследования в области социальной работы на основе использования отечественного и зарубежного опыта, с помощью современных исследовательских методов, с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-1).
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования.
Знать: основные философские аспекты социальной работы, основы гуманистического учения, стратегию и тактику реализации долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных социальных и гуманитарных программ, направленных на решение социальных проблем, теорию и практику современного гуманизма.
Уметь: самостоятельно использовать знания и навыки по направлениям современной теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования теории и практики социальной работы, самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социальной работы, осваивать новые теории, модели, методы исследования, представлять результаты исследовательской работы с учетом специфики исследования теории и практики социальной работы.
Владеть: навыками совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня, изменения научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, прогнозирования результатов принимаемых организационно-управленческих решений, применению научно-педагогических знаний в социально-практической деятельности.
Быть компетентным: в проведении экспертизы научно-исследовательских работ в социальной сфере, использовании ресурсов государства, бизнеса и общественных организаций для решения проблем социального благополучия, использованию потенциала социальной инфраструктуры по социальному оздоровлению общества.