Перед изучением основных идей древневосточной философии целесообразно сравнить западную и восточную культуру в целом (табл. 11).
Таблица 11. Сравнительная характеристика западной и восточной культуры
Особенности древневосточной философии
1. Решение проблем человеческого бытия возможно только в гармонии с собой и миром.
2. Достижение истины возможно не только при помощи разума, но и посредством чувств, интуиции, эмоций и образов.
3. Понимание разума не только как индивидуальной способности, но и как космической силы.
4. Понимание смысла жизни человека в самосовершенствовании и в совершенствовании мира через самосовершенствование.
5. Тесная связь философии с религией и этикой.
Главным культурно-историческим памятником древнеиндийской философии являются Веды – собрание древнеиндийских текстов, возникших до XV в. до н. э. Древнеиндийская философия суть различные толкования ведических текстов. Сами Веды состоят из четырёх основных частей, к которым относятся Самхита (древнейшие Веды, состоящие из текстов гимнов (Ригведа), напевов (Самаведа), жертвоприношений (Яджурведа) и заклинаний (Атхарваведа)), а также Брахманы (ритуальные комментарии к Самхитам), Араньяки (правила поведения лесных отшельников и Упанишады (философская часть Вед).
Основные понятия древнеиндийской философии
Космос – мировой порядок, противопоставляющийся хаосу.
Брахман – объективное первоначало космоса как высшая духовная реальность.
Атман – субъективное первоначало космоса как душа, то есть сознание человека.
Карма – влияние совершённых деяний на будущую жизнь.
Сансара – цепь перевоплощений сообразно с кармой.
Мокша – освобождение от сансары.
Майя – иллюзия реальности, воспринимаемая как истинная реальность.
Согласно древневосточной философии Брахман и Атман непостижимы и тождественны: «Всё есть Брахман, и Брахман есть Атман». При этом выделяются четыре основных состояния Атмана: бодрствование (низший вид познания, направленного на внешние повседневные дела), сон со сновидениями (более высокий вид познания, направленного внутрь человека), сон без сновидений (познание, не различающееся на внутреннее и внешнее) и турия (освобождение от материи и слияние с истиной).
В древнеиндийской философии различаются два типа школ: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (отвергающие авторитет Вед). К ортодоксальным школам, совокупность религиозно-философских идей которых составляет ядро индуизма, относятся санкхья, вайшешика, миманса, йога, ньяя и веданта. Тремя важнейшими неортодоксальными школами являются чарвака-локаята, джайнизм и буддизм.
Чарвака-локаята
Основатель: Брихаспати
(VI в. до. н. э.)
Мир состоит из комбинаций четырёх материальных первоэлементов и воспринимается органами чувств. Бога нельзя воспринять чувствами, поэтому его не существует. Сознание – лишь продукт материи. После смерти человек распадается на изначальные первоэлементы, поэтому нет смысла соблюдать предписания Вед ради посмертного воздаяния. Моральные нормы – выдумки авторов Вед, обогащающихся на людской доверчивости. Цель жизни – получение максимальных наслаждений и избегание случайных страданий. Нравственные поступки – те, что ведут к удовольствиям, а аморальные – те, что ведут к страданиям.
Гедонизм – стремление к наслаждениям как к высшему смыслу жизни.
Эвдемонизм – стремление к счастью как к высшему смыслу жизни.
Джайнизм
Основатель: Вардхамана (Махавира, Джина)
(VI в. до н. э.)
Космос вечен, поэтому Бога не существует. Человек сочетает духовное и материальное начала, которые объединяются кармой как тонкой материей. Избавиться от влияния кармы и сансары, то есть освободить душу от материи и достичь счастья можно путём аскезы, а также за счёт следования «тройной жемчужине» джайнизма.
Аскетизм – добровольное самоограничение с целью духовного самосовершенствования.
Два вида душ:
▶ несовершенные – души, связанные с материей и испытывающие страдания;
▶ совершенные – души, свободные от материи и испытывающие блаженство.
Два вида познания:
▶ опосредованное – познание при помощи чувств и разума, доступное несовершенным душам;
▶ непосредственное – познание без помощи чувств и разума, доступное совершенным душам.
«Тройная жемчужина» джайнизма:
▶ истинная вера;
▶ истинные знания;
▶ правильное поведение.
Правильное поведение состоит из пяти обетов:
✓ ненасилие – не причинять вреда всему живому;
✓ правдивость – говорить только ту правду, которая не причинит вреда;
✓ неворовство – не обучать воровству, не хранить ворованное, не подделывать вещи;
✓ целомудрие – отказываться от сексуальных влечений и непристойного поведения;
✓ нестяжательство – отказываться от привязанностей к материальным вещам.
Ахимса – непричинение вреда всему живому.
Тиртханкара – человек, достигший освобождения путём аскезы и ставший образцом морали.
Буддизм
Основатель: Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда)
(VI в. до н. э.)
Четыре встречи, перевернувшие жизнь Будды
1. Будда увидел больного и узнал о болезнях и связанных с ними страданиях.
2. Будда увидел старика и узнал о старости и связанных с ней страданиях.
3. Будда увидел похороны и узнал о смерти и связанных с ней страданиях.
4. Будда увидел аскета-отшельника и узнал о людях, путём аскетизма избавляющихся от власти кармы.
Колесо сансары заставляет человека постоянно рождаться в мире страданий. Однако материальный мир – иллюзия, покрывало Майя, и любые рассуждения о нём лишь сковывают человека страданиями. Освободиться от власти кармы и сансары можно путём ухода в нирвану как истинную реальность.
Нирвана – состояние абсолютной невозмутимости, вызванное освобождением от страданий.
Для достижения нирваны необходимо постичь четыре благородные истины Будды.
Четыре благородные истины Будды:
▶ жизнь есть страдание;
▶ причина страданий – желания;
▶ чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний;
▶ чтобы избавиться от желаний, нужно следовать восьмеричному пути спасения Будды.
Восьмеричный путь спасения Будды
1. Правильные взгляды – познание четырёх благородных истин.
2. Правильная решимость – отказ от привязанностей к миру, дурных намерений и вражды.
3. Правильная речь – отказ от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.
4. Правильное поведение – отказ от уничтожения живого, воровства и полового влечения.
5. Правильный образ жизни – приобретение средств к жизни честным путём.
6. Правильное усилие – замена вредных идей полезными.
7. Правильное внимание – понимание иллюзорности и преходящности вещей, избавляющее от привязанности к вещам и от печали из-за их утраты.
8. Правильное сосредоточение – медитация.
Медитация – техника сосредоточенного созерцания.
Бодхисаттва – существо, готовое уйти в нирвану, но из-за сострадания задерживающееся в сансаре, чтобы вести других живых существ к спасению.
КОММЕНТАРИЙ. Важно отметить, что буддизм – не столько религия, сколько философия, поскольку в религии всегда есть Бог, а Будда выступает образцом нравственной жизни. Будда отрёкся от крайностей аскетизма (характерного для джайнизма) и гедонизма (свойственного чарваке-локаяте) и сформулировал так называемый срединный путь (восьмеричный путь спасения), ведущий к нирване (рис. 4).
Рис. 4. Этические установки неортодоксальных школ
Главным культурно-историческим памятником древнекитайской философии является Книга Перемен – собрание древнекитайских текстов, возникших около VII в. до н. э. Древнекитайская философия суть различные толкования Книги Перемен.
Основные понятия древнекитайской философии:
Ян – мужское активное светлое небесное начало.
Инь – женское пассивное тёмное земное начало.
Если изначально в древнекитайской философии существовало около ста школ, то позднее выделились шесть основных школ – школа Инь-Ян, школа имён, легизм, моизм, конфуцианство и даосизм, последние две из которых являются наиболее важными.
Конфуцианство
Основатель: Кун Фу-цзы (Конфуций)
(VI в. до. н. э.)
«Лунь Юй» («Беседы и суждения»)
Мир постоянно изменяется благодаря единству и борьбе двух противоположных начал – Ян и Инь, которые присутствуют в каждой вещи (рис. 5). Небо есть высшая сила, управляющая земной жизнью. Человек есть связующее звено между небом и землёй. Мировая гармония зависит от морального поведения человека, поэтому человек должен нравственно самосовершенствоваться и соблюдать традиции и ритуалы. Государство основано не на законах, а на добродетели.
Рис. 5. Диаграмма Ян-Инь
Пять типов людей
1. Люди привычки – люди, живущие повседневной животной жизнью.
2. Люди грамотные – люди, живущие в соответствии с традициями.
3. Люди здравого смысла – добродетельные философы, умеющие говорить и молчать.
4. Люди прямодушные – истинно добродетельные люди.
5. Люди совершенномудрые – люди совершенной морали, способные управлять государством.
Благородный муж – образец мудрости и морали в конфуцианстве.
Пять качеств благородного мужа:
✓ гуманность – построение отношений между людьми на основе любви и искренности;
✓ этикет – воплощение гуманности в ритуалах;
✓ сыновняя почтительность – уважение к страшим;
✓ справедливость – исполнение долга, даже если он противоречит личным интересам;
✓ знание воли Неба – действие сообразно с велениями судьбы.
Важнейшие концепции конфуцианства
«Путь золотой середины»: нахождение компромисса между крайностями и соблюдение меры.
«Золотое правило конфуцианства»: не делай другим того, чего не пожелаешь себе.
«Исправление имён»: соответствие понятий вещей их сущности для сохранения миропорядка: господин должен быть господином, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.
Даосизм.
Основатель: Лао Цзы
(VI в. до. н. э.)
«Дао-Дэ-цзин» («Книга о Дао и Дэ»)
Дао бесконечно и никем не создано, безымянно и бесформенно, никому не ведомо и недоступно для чувств. Дао поддерживает единство мира за счёт постоянных переходов в противоположности по принципу «то Инь – то Ян». Дао постоянно и изменчиво, деятельно и бездейственно, бесконечно и мельчайше, всё и ничто. Познать Дао можно только путём слияния с ним, то есть путём обретения трёх его свойств – свободы от желаний, недеянию и ненасильственности.
Дао – объективное первоначало и всеобщий закон космоса.
Дэ – субъективное проявление Дао как моральной силы человека.
У-вэй – недеятельное следование Дао.
Совершенномудрый человек – образец мудрости и морали в даосизме.
Четыре уровня бытия (рис. 6):
▶ человек – следует законам Земли;
▶ земля – следует законам Неба;
▶ небо – следует законам Дао.
▶ Дао – следует самому себе.
Рис. 6. Четыре уровня бытия
1. Сравнительная характеристика западной и восточной культуры.
2. Особенности древневосточной философии.
3. Веды как источник древнеиндийской философии. Основные понятия древнеиндийской философии. Состояния Атмана. Основные школы древнеиндийской философии.
4. Неортодоксальные школы древнеиндийской философии: чарвака-локаята. Учение о бытии. Понятия «гедонизм», «эвдемонизм».
5. Неортодоксальные школы древнеиндийской философии: джайнизм. Понятие «аскетизм». Учение о бытии и познании. «Тройная жемчужина» джайнизма. Пять обетов правильного поведения.
6. Неортодоксальные школы древнеиндийской философии: буддизм. Учение о бытии. Понятие «нирвана». Четыре благородные истины Будды. Восьмеричный путь спасения. Учение о срединном пути.
7. Сравнительная характеристика этических установок древнеиндийских неортодоксальных школ.
8. Книга Перемен как источник древнекитайской философии. Основные понятия древнекитайской философии. Основные школы древнекитайской философии.
9. Школы древнекитайской философии: конфуцианство. Пять типов людей. Пять качеств благородного мужа.
10. Школы древнекитайской философии: конфуцианство. «Путь золотой середины». «Золотое правило конфуцианства». «Исправление имён».
11. Школы китайской философии: даосизм. Учение о бытии. Понятия «Дао», «Дэ», «У-вэй». Уровни бытия.
12. Сравнительная характеристика «совершенного» человека в философских системах джайнизма, буддизма, конфуцианства и даосизма.