Мировоззрение – обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на своё место в мире, образующаяся под влиянием воспитания, образования и жизненного опыта, а также проявляющаяся в поведении человека.
Традиционно выделяются три исторических типа мировоззрения – мифологическое, религиозное и философское (рис. 1).
Рис. 1. Три исторических типа мировоззрения
Мифологическое мировоззрение – мировоззрение, основанное на художественно-эмоциональном переживании мира или на общественных иллюзиях.
Особенности мифологического мировоззрения:
▶ одушевление природы;
▶ всеобщая познаваемость;
▶ отсутствие противоречий.
Мифология – способ осмысления мира путём фантастических образов
Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основанное на вере в Бога и в идеальный справедливый мир, в котором разрешаются все земные противоречия.
Особенности религиозного мировоззрения:
▶ сердечная связь с высшим началом;
▶ апелляция к особым переживаниям;
▶ осуждение распущенности и произвола;
▶ утверждение любви к ближнему;
▶ догматичность;
Религия – образ мыслей, чувств и действий, определяемый верой в Абсолют.
Вера – влечение души к предельным основаниям бытия вне сомнений и доказательств.
Догмат – положение, принимаемое на веру вне критики и рационального обоснования
Философское мировоззрение – мировоззрение, формирующее целостное представление о мире и человеке и основанное на обобщении опыта и знаний человечества.
Особенности философского мировоззрения:
▶ раскрытие смысла жизни;
▶ выработка идеальных моделей развития общества.
Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, направленная на предельные основания вещей и раскрывающая отношения человека и мира.
Вещь – отдельный фрагмент бытия.
Также можно выделить две основные части мировоззрения – мироощущение и мировосприятие (табл. 1).
Таблица 1. Две основные части мировоззрения
Кроме этого, разграничиваются два основных уровня мировоззрения – обыденное и научное (табл. 2).
Таблица 2. Два основных уровня мировоззрения
Предметом философии является всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла.
Субъект – тот, кто познаёт.
Объект – то, что познаётся.
Предмет – часть объекта.
Философия зародилась в VII в. до н. э. на основе мифологического и религиозного мировоззрений одновременно в трёх цивилизациях – Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции.
КОММЕНТАРИЙ. Философия является источником многих современных наук, таких как социология и антропология, психология и педагогика, культурология и искусствоведение, религиоведение и конфликтология и пр. Философия характеризируется не ответами на все вопросы, а постановкой вечных вопросов, которые именуются вечными не потому, что на них нет ответов, а потому, что всякий раз эти вопросы воспроизводятся и разрешаются по-разному.
К общим вопросам философии можно отнести следующие.
▶ Что такое бытие?
▶ Как устроен мир?
▶ Что является первоосновой всех вещей?
▶ Что такое человек?
▶ Каково место человека в мире?
▶ В чём состоит смысл жизни?
▶ Как человек познаёт мир?
▶ Что есть идеальное общество?
▶ Что такое добро и зло? И т. п.
Также традиционно выделяются два основных вопроса философии: «Что первично: материя или сознание? и «Познаваем ли мир?» В зависимости от ответа на эти вопросы различают ряд философских направлений.
1. «Что первично: материя или сознание?» Направления, отвечающие на данный вопрос, различаются по качеству первоначал бытия (материализм, идеализм (объективный и субъективный), дуализм) и по количеству первоначал бытия (монизм, дуализм, плюрализм):
Материализм – признание в качестве первоначала бытия материи.
Идеализм – признание в качестве первоначала бытия духовной сущности.
Объективный идеализм – признание в качестве первоосновы бытия объективного духовного начала.
Субъективный идеализм – признание в качестве первоосновы бытия субъективного духовного начала, то есть сознания человека.
Монизм – признание одного первоначала бытия.
Дуализм – признание двух независимых и противоположных первоначал бытия.
Плюрализм – признание множества первоначал бытия.
2. «Познаваем ли мир?» Направления, раскрывающие этот вопрос, разнятся по ведущему способу познания (сенсуализм, эмпиризм, рационализм, иррационализм), а также по самой возможности познания (релятивизм, агностицизм).
Сенсуализм – признание в качестве основы познания чувств и ощущений.
Эмпиризм – признание в качестве основы познания опыта и эксперимента.
Рационализм – признание в качестве основы познания разума.
Иррационализм – признание в качестве основы познания интуиции и бессознательного.
Релятивизм – признание относительности всякого познания.
Агностицизм – признание абсолютной непознаваемости мира.
Онтология – учение о бытии.
Важнейшими понятиями онтологии являются следующие:
Бытие – то, что существует.
Вещь – отдельный фрагмент бытия.
Субстанция – самостоятельное, неизменяющееся и ни от чего не зависящее бытие.
КОММЕНТАРИЙ. В большинстве случаев (за редкими исключениями) в качестве синонимов «бытия» используются такие понятия, как реальность, действительность, мир, природа, сущее, космос, жизнь и др.
Гносеология – учение о познании.
Важнейшими понятиями гносеологии являются следующие:
Познание – процесс приобретения и развития знаний.
Знание – отображение действительности в сознании человека.
Информация – совокупность любых сведений.
Сознание – субъективные переживания человеком явлений внешнего и внутреннего мира.
Истина – знание, соответствующее действительности.
Правда – практическое применение истины.
Заблуждение – непреднамеренное искажение действительности.
Ложь – преднамеренное искажение действительности.
Дезинформация – социально-политическая форма существования лжи.
Говоря о гносеологии, нельзя не указать на существование двух форм познания – чувственного и рационального (табл. 3).
Таблица 3. Две формы познания
В свою очередь, формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление, а формами рационального познания – понятие, суждение и умозаключение.
Эпистемология – учение о научном познании.
Важнейшими понятиями эпистемологии являются следующие:
Наука – система совместной деятельности людей, направленная на выработку истинных знаний и основанная на фактах и доказательствах.
Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов.
Факт – многократно подтверждённый и воспроизводимый фрагмент бытия.
Доказательство – перенос истинности одного знания на другое.
Проблема – столкновение двух или нескольких точек зрения по одному вопросу.
Закон – всеобщая устойчивая необходимая повторяющаяся связь между явлениями.
Детерминизм – причинно-следственная связь.
Говоря об эпистемологии, необходимо обозначить два уровня научного познания – эмпирический и теоретический (табл. 4).
Таблица 4. Два уровня научного познания
Методология – учение о методах познания.
Метод – способ познания.
Различаются два вида методов научного познания – эмпирические и теоретические (табл. 5).
Таблица. 5. Два вида методов научного познания
Помимо вышепредставленных методов научного познания философия использует и собственные методы – метафизический и диалектический (табл. 6; рис. 2).
Таблица 6. Два основных философских метода познания
Рис. 2. Метафизический и диалектический методы
Аксиология – учение о ценностях.
Ценность – то, что значимо для человека.
Потребность – то, что необходимо человеку.
Наиболее актуальной на настоящий момент времени является биопсихосоциальная модель потребностей. К биологическим потребностям стоит причислить физиологические потребности, а также потребности в безопасности, поддержании жизни (здоровья) и продолжении рода. Психологическими потребностями можно назвать потребности в познании, творчестве, самоактуализации, удовольствии и свободе. Наконец, социальными потребностями можно считать потребности в привязанности, принадлежности, уважении, отношениях, любви и могуществе (власти).
Праксиология – учение о практической деятельности.
Деятельность – осознанная активность человека.
Традиционно выделяют шесть компонентов человеческой деятельности: потребность, мотив, цель, средства, действия и результат (рис. 3).
Рис. 3. Структура деятельности
Также различаются четыре основных вида деятельности:
▶ общение – обмен информацией между людьми;
▶ игра – усвоение социального опыта;
▶ учение – приобретение знаний, умений и навыков;
▶ труд – производство социально значимых продуктов.
Логика – учение о законах мышления.
Существуют четыре основных закона формальной логики, первые три из которых были выведены Аристотелем, а четвертый впоследствии разработан Г. В. Лейбницем.
1. Закон тождества: любая мысль должна быть тождественной самой себе (нельзя отождествлять различные мысли, а тождественные – принимать за различные).
2. Закон непротиворечия: два противоречащих суждения об одном объекте не могут быть одновременно истинными – по крайней мере одно из них ложно (нельзя одновременно утверждать и отрицать одно и то же об одном и том же объекте).
3. Закон исключённого третьего: из двух противоречащих суждений одно непременно истинно, а другое ложно – третьего не дано (нельзя искать третий вариант между двумя противоречащими суждениями).
4. Закон достаточного основания: любая истинная мысль должна быть доказанной (то есть иметь достаточные основания в пользу её истинности в виде фактов или законов науки).
Эстетика – учение об эстетическом, то есть о прекрасном и безобразном, комическом и трагическом, возвышенном и низменном.
Этика – учение о морали, или нравственности.
Мораль (нравственность) – способ отношений между людьми, основанный на идеалах добра.
Этикет – установленные обществом правила поведения.
Философская антропология – учение о сущности человека.
Важнейшими понятиями философской антропологии являются следующие:
Индивид – человек как отдельный представитель человеческого рода.
Индивидуальность – человек как носитель особенных качеств.
Личность – человек как носитель социальных качеств.
Социализация – формирование личности посредством усвоения культурного опыта.
Социальная философия – учение о сущности общественной жизни.
Общество – группа людей, объединённая общими интересами.
Философия культуры – учение о сущности культуры.
Культура – совокупность результатов деятельности людей.
Философия искусства – учение о сущности искусства.
Важнейшими понятиями философии искусства являются следующие:
Искусство – творческая деятельность, направленная на эстетическое освоение мира.
Творчество – процесс создания ранее не существовавшего бытия.
Способности – особенности человека, проявляющиеся в быстром усвоении знаний и умений.
Одарённость – единство способностей как условие успешной деятельности.
Талант – высокий уровень одарённости, проявляющийся в творческой деятельности.
Гениальность – высшая степень таланта, проявляющаяся в создании исторически значимых экстраординарных новшеств.
Философия науки – учение о философских проблемах конкретных наук.
Наука – система совместной деятельности людей, направленная на выработку истинных знаний и основанная на фактах и доказательствах.
Философия религии – учение о сущности религии.
Религия – образ мыслей, чувств и действий, определяемый верой в Абсолют.
Философия истории – учение о закономерностях исторического развития.
Философия языка – учение о возникновении и развитии языка.
Философия права – учение о сущности правовых норм.
Политическая философия – учение о сущности государства.
Политика – деятельность, направленная на захват и удержание власти.
Чтобы понять сущность философии, необходимо сравнить её с другими формами культуры, такими как наука (табл. 7), религия (табл. 8) и искусство (табл. 9).
Сущность – внутреннее содержание объекта, скрытое от взора человека.
Таблица 7. Философия и наука: сходства и различия
Таблица 8. Философия и религия: сходства и различия
Таблица 9. Философия и искусство: сходства и различия
Основными функциями философии являются следующие:
▶ мировоззренческая – выработка мировоззрения;
▶ методологическая – выработка способов познания и действий;
▶ социальная – осмысление общественных проблем и путей их решения;
▶ культурная – обобщение особенностей различных культур;
▶ интеграционная – систематизация знаний человечества;
▶ прогностическая – логическое выстраивание вариантов развития человечества;
▶ критическая – опровержение стереотипов и предрассудков;
▶ идеологическая – отражение разнообразия общественных позиций.
Идеология – совокупность господствующих идей.
Основные историко-философские периоды развития философии с указанием их хронологических и географических рамок представлены в нижеследующей таблице (табл. 10).
Таблица 10. Исторические типы философии
1. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Понятия «мифология», «религия», «философия».
2. Основные части и уровни мировоззрения.
3. Предмет философии. Общие и основные вопросы философии.
4. Основные разделы философии: онтология и гносеология. Ключевые понятия онтологии и гносеологии. Формы чувственного и рационального познания.
5. Основные разделы философии: эпистемология и методология. Ключевые понятия эпистемологии и методологии. Эмпирические и теоретические методы познания. Философские методы познания.
6. Основные разделы философии: аксиология и праксиология. Ключевые понятия аксиологии и праксиологии. Компоненты и виды деятельности.
7. Основные разделы философии: логика, эстетика и этика. Ключевые понятия логики, эстетики и этики. Законы формальной логики.
8. Основные разделы философии: философская антропология и социальная философия. Ключевые понятия философской антропологии и социальной философии.
9. Основные разделы философии: философия культуры и философия искусства. Ключевые понятия философии культуры и философии искусства.
10. Основные разделы философии: философия науки, философия религии, философия истории, философия языка, философия права, политическая философия.
11. Сущность философии. Сходства и различия философии и науки.
12. Сущность философии. Сходства и различия философии и религии.
13. Сущность философии. Сходства и различия философии и искусства.
14. Основные функции философии.
15. Исторические типы философии.
1. Агностицизм – признание абсолютной непознаваемости мира.
2. Бытие – то, что существует.
3. Вера – влечение души к предельным основаниям бытия вне сомнений и доказательств.
4. Вещь – отдельный фрагмент бытия.
5. Гениальность – высшая степень таланта, проявляющаяся в создании исторически значимых экстраординарных новшеств.
6. Дезинформация – социально-политическая форма существования лжи.
7. Детерминизм – причинно-следственная связь.
8. Деятельность – осознанная активность человека.
9. Догмат – положение, принимаемое на веру вне критики и рационального обоснования.
10. Доказательство – перенос истинности одного знания на другое.
11. Дуализм – признание двух независимых и противоположных первоначал бытия.
12. Заблуждение – непреднамеренное искажение действительности.
13. Закон – всеобщая устойчивая необходимая повторяющаяся связь между явлениями.
14. Знание – отображение действительности в сознании человека.
15. Идеализм – признание в качестве первоначала бытия духовной сущности.
16. Идеология – совокупность господствующих идей.
17. Индивид – человек как отдельный представитель человеческого рода.
18. Индивидуальность – человек как носитель особенных качеств.
19. Информация – совокупность любых сведений.
20. Иррационализм – признание в качестве основы познания интуиции и бессознательного.
21. Искусство – творческая деятельность, направленная на эстетическое освоение мира.
22. Истина – знание, соответствующее действительности.
23. Культура – совокупность результатов деятельности людей.
24. Личность – человек как носитель социальных качеств.
25. Ложь – преднамеренное искажение действительности.
26. Материализм – признание в качестве первоначала бытия материи.
27. Метод – способ познания.
28. Мировоззрение – обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на своё место в мире, образующаяся под влиянием воспитания, образования и жизненного опыта, а также проявляющаяся в поведении человека.
29. Мифология – способ осмысления мира путём фантастических образов.
30. Монизм – признание одного первоначала бытия.
31. Мораль (нравственность) – способ отношений между людьми, основанный на идеалах добра.
32. Наука – система совместной деятельности людей, направленная на выработку истинных знаний и основанная на фактах и доказательствах.
33. Общество – группа людей, объединённая общими интересами.
34. Объект – то, что познаётся.
35. Объективный идеализм – признание в качестве первоосновы бытия объективного духовного начала.
36. Одарённость – единство способностей как условие успешной деятельности.
37. Плюрализм – признание множества первоначал бытия.
38. Познание – процесс приобретения и развития знаний.
39. Политика – деятельность, направленная на захват и удержание власти.
40. Потребность – то, что необходимо человеку.
41. Правда – практическое применение истины.
42. Предмет – часть объекта.
43. Проблема – столкновение двух или нескольких точек зрения по одному вопросу.
44. Рационализм – признание в качестве основы познания разума.
45. Религия – образ мыслей, чувств и действий, определяемый верой в Абсолют.
46. Релятивизм – признание относительности всякого познания.
47. Сенсуализм – признание в качестве основы познания чувств и ощущений.
48. Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов.
49. Сознание – субъективные переживания человеком явлений внешнего и внутреннего мира.
50. Социализация – формирование личности посредством усвоения культурного опыта.
51. Способности – особенности человека, проявляющиеся в быстром усвоении знаний и умений.
52. Субстанция – самостоятельное, неизменяющееся и ни от чего не зависящее бытие.
53. Субъект – тот, кто познаёт.
54. Субъективный идеализм – признание в качестве первоосновы бытия субъективного духовного начала, то есть сознания человека.
55. Сущность – внутреннее содержание объекта, скрытое от взора человека.
56. Талант – высокий уровень одарённости, проявляющийся в творческой деятельности.
57. Творчество – процесс создания ранее не существовавшего бытия.
58. Факт – многократно подтверждённый и воспроизводимый фрагмент бытия.
59. Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, направленная на предельные основания вещей и раскрывающая отношения человека и мира.
60. Ценность – то, что значимо для человека.
61. Эмпиризм – признание в качестве основы познания опыта и эксперимента.
62. Этикет – установленные обществом правила поведения.