Разговор 2 София и женский логос

Разговор об онтологической различенности женского и мужского начала, о принципиальной необходимости этого различения заставляет нас искать те формы, в которых женская и женственная специфика явным образом обнаруживает себя, искать своеобразный эталон женственности, и многие писатели и философы находили этот эталон в Софии, в которой, как они полагают, женственность присутствует максимальным образом.

Тема природы и смысла Софии и софийности возникла очень давно. Она оформились в «осевое время» и тогда же оказалась связана с философским знанием. Софию и софийность изначально связывали с божественным творчеством. Удачное подражание божественному творчеству также называли мудростью, а творцов – мудрецами. Но скоро поняли, что мудрость пристала лишь богам, а люди, способны в лучшем случае лишь любить мудрость.

Тема Софии и софийности разрабатывалась позднее Платоном и его последователями. Именно благодаря неоплатоникам, в частности, Проклу, черты Софии и софийности были окончательно определены. Такими чертами были признаны творчество и интенсификация. Говорили и об автономии Софии (хотя Софос или Мудрость понимался эллинами в те века как мужское начало), так в своем творении София опирается лишь на себя и на свое самопознание, таким образом, она созидает сама себя. Именно самосовершенствование дает совершенство в бытии. Поэтому любое самообнаружение, интенсификация и углубление, порождение себя в совершенной форме рассматривалось как божественная черта. В этой концепции всеобщего самоуглубления мира София представлялась сразу и как основа всякого творения, то есть мировая душа, и как творящее, и как субстрат, творящее семя, живая материя, тело мира, сотворенное. Это двойственность творящего и сотворенного в их единстве надолго закрепилась в образах Софии и софийности.

Загрузка...