Элейская философская школа возникла в конце VI века до н. э. В состав школы входили Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. Зачастую к элейской школе относят и Ксенофана, который по некоторым данным был учителем Парменида. Школа была названа в честь греческой колонии Элеи, родины главных представителей течения – Парменида и Зенона.
Хронологически первым философом элейской школы был Ксенофан. Он много путешествовал, проведя большую часть жизни на острове Сицилия. Достигнув глубокой старости, Ксенофан переселился в новый город Элею, основание которого он воспел в своих стихах. Дело в том, что город Элеа был основан фокейскими выходцами, бежавшими от персидского господства. Одним из учеников Ксенофана стал Парменид.
Парменид происходил из знатного и богатого рода, принимая активное участие в политической жизни города. Философ является автором сочинения «О природе», состоящего из переполненного мифологическими образами пролога и двух частей.
Еще одним представителем элейской школы является Зенон, развивший идеи Парменида. Он знаменит прежде всего своими парадоксами, доказывающими немыслимость движения.
Последним представителем школы элеатов являлся Мелисс, живший на острове Самос, в Ионии. Он развил идеи Парменида о едином бытии, говоря о нем как о беспредельном первоначале.
Ксенофан Колофонский (Ξενοφάνης ὁ Κολοφώνιος) (570—565—480—470 до н. э.) – древнегреческий поэт и философ. Родился в Колофоне, ионийской колонии в Малой Азии. Ксенофан зачастую считается основателем Элейской школы и учителем Парменида.
Согласно ряду источников философ считал себя бродягой, тем самым противопоставляясь учителям в философских школах Греции. В связи с этим, Ксенофана иногда рассматривают как независимого мыслителя, не связанного ни с одной из философских школ того времени.
Диоген Лаэртский утверждал, что Ксенофан родился в небольшом ионийском городе Колофоне и был известен во времена шестидесятой Олимпиады (450—537 гг. до. н. э.). Философ был вынужден покинуть свой родной город из-за персидского нашествия. По словам Диогена Лаэртского, философ уехал в одну из греческих общин на Сицилии, где помимо работы над собственными книгами по философии и сочинением стихов о Колофоне и Элее, прославился критикой Гомера и Гесиода. Более поздние авторы указывают, что Ксенофан похоронил собственных сыновей, был продан в рабство, а спустя некоторое время освобожден из него. После длительных путешествий по Греции, в старости он поселился в Элее, на юге Италии.
Критика религиозных воззрений греков
Ксенофан открыто критиковал философов и писателей своего времени в своей главном труде «Сатиры». Особенно знамениты его высказывания в адрес Гомера и Гесиода и антропоморфных богов, описываемых в их произведениях.
«Естественно, ведь чтобы узнать мудреца, надо быть им.
Все на богов возвели Гомер с Гесиодом, что только
У людей позором считается или пороком:
Красть, прелюбы творить и друг друга обманывать тайно…
Если бы руки имели быки и львы или кони,
Чтоб рисовать руками, творить изваянья, как люди…
Образы рисовали богов и тела их ваяли
Точно такими, каков у каждого собственный облик.
Истины точной никто не узрел и никто не узнает
Из людей о богах и всем, о чем толкую. Если кому удастся вполне сказать, что сбылось
Сам все равно не знает, во всем лишь догадка бывает.
Фр. 11, 15, Дильс-Кранц
Философ открыто высмеивал богов в человеческом виде. Ксенофон критиковал поэтов, населивших Олимп множеством богов. Мифология, по мнению философа, является продуктом исключительно человеческого воображения. Люди представляют себе то, что выше их понимания, по собственному образцу, так чтобы им было это доступно. Доказательством вымышленности богов философ считает то, что каждый народ наделяет их присущими себе чертами:
Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы,
Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы…
(Хрестоматия по античной литературе, т. I., 1958.)
Распространенной в народе идее о множественности богов Ксенофан противопоставлял концепцию единого бога. По мнению философа существует только один бог. Этот истинный бог един, всевидящ, всеслышащ и, всемогущ. Он не похож на людей ни внутренне, ни внешне. Бог способен управлять миром силой мысли. При этом сам Ксенофан настаивал на том, что познать Бога, иметь уверенность в его существовании не способен никто из людей в силу ограниченности способности к познанию человека.
Познание
Ксенофан высказал идею о наличии рационального и чувственного познания. Приоритет в процессе познания философ отдавал разуму. Ощущения ложны, а потому не могут давать объективной картины мира. Разум более надежен, однако, по мнению Ксенофана, и он может обмануть человека.
Истина же является не столько продуктом познания, сколько случая. Философ пишет: «Если бы даже случайно кто-нибудь и высказал подлинную истину, то он и сам, однако, не знал бы [об этом]. Ибо только мнение – удел всех» (Ксенофан. В 34).
Несмотря на это, Ксенофан призывает людей не отчаиваться и продолжать поиски истины. По его мнению, «не от начала все открыли боги смертным, но постепенно, ища, [люди] находят лучшее» (Ксенофан. В 18).
Космогония
Одни источники утверждают, что Ксенофан учил о бесконечности вселенной и поэтому отрицал всякое вращательное её движение; другие говорят, что Ксенофан считал вселенную ограниченной в пространстве. Впрочем, этот раздел учения философа не оказал значительного влияния на дальнейший ход развития науки в силу того, что слишком мало согласовался с опытом. Например, Ксенофан утверждал, что видимые нами светила не одни и те же, а каждый день прежние светила сменяются новыми. Небесные светила философ считал сгустившимися и воспламенившимися испарениями. Ксенофан также высказал идею о том, что Солнце для каждой местности свое.
Ипполит приводит следующие слова Ксенофона – «Солнце же возникает ежедневно из скопления мелких искорок, а земля беспредельна и не окружена ни воздухом, ни небом… Земля бывает смешана с морем и со временем освобождается от влаги… В странах, удаленных от моря, и на горах находят раковины… Все люди гибнут всякий раз, когда, погрузившись в море, земля становится грязью, затем снова она полагает начало рождению, и такое чередование бывает во всех мирах» (Ипполит. Опровержении всех ересей. 114).
Представим себе жизненный цикл Земли согласно воззрениям Ксенофана:
География
Философ знаменит своими исследованиями ископаемых. В горах он часто находил ракушки, а на камнях – отпечатки рыб и растений. Такого рода раскопки привели Ксенофана к идее о том, что вода однажды полностью покрывала Землю. По мнению философа, все родившееся и растущее есть земля и вода, ибо все от земли происходит и в землю приходит в конечном итоге. Моря же Ксенофан считал главным источником воды и ветров, в силу того, что по его мнению, без моря не будет ни ветров, ни рек, ни дождя.
Высказывания
Все мы родились из земли и воды
Все свое я ношу с собой.
Все, что есть у людей бесчестного и позорного, приписали богам Гомер и Гесиод: воровство, прелюбодеяние и взаимный обман
Единый бог, величайший между богами и людьми, не подобный смертным ни внешним видом, ни мыслью
Из земли все [возникло] и в землю все обратиться в конце концов
Смертные думают, будто боги рождаются, имеют одежду, голос и телесный образ, как и они
Обобщение
Философ – Ксенофан
Годы жизни – 570—565 – 480—470 до н. э.
Философская школа/направление – Элейская
Ученик —
Учитель Парменида
Основные идеи
Идея единого бога и критика множественности богов
Приоритет разума над чувствами в процессе познания
Цикл жизни Земли
Основные труды —
Парменид (греч. Παρμενίδες) (ок. 540 до н. э. или 520 до н. э.) – древнегреческий философ и политический деятель. Парменид был родом из богатой известной семьи.
По свидетельствам некоторых авторов, Парменид сначала учился у Ксенофана, а потом проходил обучение у пифагорейца Аминия.
Философ принимал активное участие в политических делах Элеи и являлся общепризнанным мудрецом и известным политическим деятелем. По утверждению Плутарха, «Парменид же свое собственное отечество привел в порядок отличнейшими законами, так что власти ежегодно заставляли граждан давать клятву оставаться верными законам Парменида» (Плутарх. Adversus Coloton. 32. 1126 А.).
Бытие
Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Философ доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли.
Основные тезисы философа таковы:
– Помимо Бытия нет ничего. Мышление есть Бытие, потому что нельзя мыслить ни о чём.
– Небытия нет, так как про него нельзя мыслить.
– Бытие никем и ничем не порождено. Так как Небытия нет, то Бытие не может быть порождено из него.
– Бытие одно. Если бы было несколько видов Бытия, то они должны были бы быть ограничены друг от друга Небытием, которого нет.
– Бытие едино по той же самой причине.
– Бытие не подвержено порче или гибели. В обратном случае, оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.
– У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму сферы.
Бытие неделимо и себе равно
Оно и неделимо, ибо все везде одинаково
И вот тут его ничуть не больше, а [вот там] ничуть не
меньше,
Что исключило бы его непрерывность, но все наполнено сущим.
Тем самым все непрерывно: ибо сущее примыкает к сущему.
Бытие неподвижно и ни в чем не нуждается
Неподвижное, в границах великих оков,
но безначально и непрекратимо, так как рождение и гибель
Отброшены прочь: их отразило безошибочное доказательство
Оставаясь тем же самым и в том же месте, оно покоится само по себе.
Остается в том же состоянии, ибо неодолимая Ананкэ
Держит его связанным в границах, которые, запирая-объемлет, Потому что сущему нельзя быть незаконченным
Ибо оно не нуждается ни в чем, а если б нуждалось, то во всем.
фр. 53 – 61.4 – 11, 13 – 15, 19, Дильс-Кранц
Разум и чувства
Парменид разграничил истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основывающееся на чувствах. Философ считал, что существует разница между тем, что показывают человеку его глаза, и тем, что подсказывает разум.
Основным критерием истины Парменид называл разум. По его мнению, чувствам и ощущениям доверять нельзя в силу того, что они могут обмануть. Человеку стоит полагаться исключительно на собственный разум, которым можно познать истинную сущность вещей.