5. Школа Пифагора

После завоевания Ионии и Милета персами центр античной философской мысли переместился в «Великую Грецию», совокупность греческих полисов на острове Сицилия и на юге Аппенинского полуострова.

Первую из философских школ того времени основал Пифагор, сын Мнесарха, уроженец Самоса в Ионии. После длительных путешествий по миру Пифагор осел в италийском городе Кротон, где и основал пифагорейскую школу.



Изначально учение Пифагора было тайным и для непосредственного общения с самим философом его ученики должны были потратить много сил и времени. Члены пифагорейского союза жили и ели совместно, соблюдали общий для всех распорядок дня. Они занимались философией и математикой, изучением других наук, а также музыкой и гимнастикой.

Пифагорейцы также активно участвовали в политической жизни общества. В конечном итоге, именно такое участие ими в управлении многих полисов и привело к плачевному для союза философов итогу.

Умер Пифагор в Метапонте, куда переселился вследствие враждебного отношения кротонцев к его союзу. После его смерти заметно усилилась вражда против пифагорейского союза.

В середине V в. многие пифагорейцы из Кротона были убиты. Нападки на учеников Пифагора продолжались и в других городах. Уцелевшие философы были вынуждены скрываться, разнося по всему миру свое учение. За счет этого к концу пятого века до н. э. пифагорейство пережило этап недолгого процветания. Пифагореец Архит достиг большого политического значения в городе Таренте как военачальник и государственный деятель, что обеспечило пифагорейству защиту и даже некоторую популярность. Однако в шестом веке до н. э. учение и школа Пифагора пришли в окончательный упадок.

В общем и целом, пифагорейская школа просуществовала почти два столетия – с последней трети VI в. до н. э. по вторую половину IV в. до н. э. В состав союза помимо философов – Пифагора, Гиппаса, Филолая, Тимея – входили также известные врачи Алкмеон и Демокед, скульптор Поликлет, драматург Эпихарм, биолог Менестор, математик и механик Архит и др.

Вероятнее всего сам Пифагор не оставил после себя ни одного сочинения. В связи с этим невозможно утверждать наверняка, что в действительности являлось частью учения пифагорейцев, а что было добавлено более поздними античными авторами. Основными источниками знаний о союзе являются сочинения Платона и Аристотеля, а также фрагменты сохранившихся трудов Филолая.

Пифагор

Пифагор Самосский (Πυθαγόρας ὁ Σάμιος) (580—570 – ок. 490 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, создатель школы пифагорейцев. По мнению знаменитого древнегреческого историка Геродота, Пифагор являлся «величайшим эллинским мудрецом» (Геродот, 4.95).

Основными источниками о жизни Пифагора являются дошедшие до нашего времени работы Ямвлиха (242—306 гг.) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234—305 гг.) «Жизнь Пифагора» и Диогена Лаэртского (200—250 гг.) «Пифагор». Необходимо еще раз упомянуть о том, что Пифагор не оставил собственных письменных трудов, и все биографические сведения о философе основываются прежде всего на трудах его учеников, которые могли быть не слишком искренни в своем отношении к учителю, несколько приукрасив действительность.

Пифагор, вероятнее всего, был знатного рода. Часто встречается точка зрения, согласно которой отец философа Мнесарх был богачом. Многие источники отмечают, что рождение будущего философа предсказала Пифия в Дельфах. Ребенок был назван Пифагором, что, собственно, и означает «тот, о ком объявила Пифия». По предсказанию Пифии, ребенок «будет выделяться среди всех когда-либо живших красотой и мудростью и своим образом жизни принесет огромную пользу человеческому роду» (Ямвлих. О Пифгоровой жизни. II, 5).

Биографы отмечают также, что Пифагор был семейным человеком – у него была жена и двое детей.

Порфирий и Диоген Лаэртский пишут в своих книгах о том, что уже в юности Пифагор в поисках новых знаний отправился в Египет. Он был снабжен рекомендательными письмами от правителей города фараону Амасису, что позволило ему получить разрешение общаться с египетскими жрецами и попасть за многие «закрытые двери». В книге Ямвлиха «О Пифагоровой жизни» автор утверждает, что Пифагор покинул отчий дом в возрасте 18 лет, путешествовал по разным странам четыре года, а затем пробыл в Египте 22 года. Спустя это время, Пифагор попал в плен к персидскому царю Камбизу и был отправлен в Вавилон, где провел в рабстве 12 лет. Пифагору удалось вернуться в свой родной Самос лишь в возрасте 56 лет.

Однако Порфирий в своих сочинениях высказывает совсем другую историю относительно жизни Пифагора. Так, по его мнению, Пифагор покинул Самос лишь в возрасте 40 лет в связи со своим несогласием с тираническим правлением Пликрата.

Тем не менее биографы Пифагора сходятся на том, что в некоторый момент времени, будучи уже зрелым человеком, он покинул Самос и перебрался в Южную Италию. Ямвлих объясняет это тем, что «его философия распространилась, вся Эллада стала восхищаться им, и лучшие и мудрейшие мужи приезжали к нему на Самос, желая слушать его учение. Сограждане, однако, принуждали его участвовать во всех посольствах и общественных делах. Пифагор чувствовал, как тяжело, подчиняясь законам отечества, одновременно заниматься философией, и видел, что все прежние философы прожили жизнь на чужбине. Обдумав все это, отойдя от общественных дел и, как говорят некоторые, считая недостаточной невысокую оценку самосцами его учения, он уехал в Италию, считая своим отечеством страну, где больше способных к обучению людей» (Ямвлих. О Пифгоровой жизни. VI, 28).

Пифагор поселился в греческой колонии Кротон, где и организовал знаменитый пифагорейский союз, найдя много слушателей и последователей. Он принимал активное участие в политической жизни Кротона. Пифагорейцев принято считать создателями специального правящего органа в городе – «Совета трехсот». Считается, что Пифагор лично возглавлял этот совет на протяжении двух десятилетий. Со временем влияние пифагорейцев начало распространяться и на соседние города, что вызвало немалое недовольство их жителей.

В конце 6 века до н. э. рост антипифагорейских настроений привел к тому, что Пифагору пришлось переехать в греческую колонию Метапонт, где он и провел остаток своих дней. Разгром Пифагорейского союза, вероятнее всего, был вызван отказом членов союза распределять земли согласно традициям, по жребию.

Ямвлих отмечает, что смерть философа должна была приходиться на 491 год до н. э. Диоген Лаэртский приводил схожие данные, указывая продолжительность жизни Пифагора равной либо 80, либо 90 годам, из чего следовало, что философ умер в 490 или 480 году до н. э. Споры среди историков вызывает не столько дата смерти философа – существует ряд версий о том, как именно умер Пифагор. По одной версии, философ умер во время мятежа испуганных ростом влияния пифагорейского союза горожан, которые подожгли здание школы Пифагора, где он сгорел в месте со многими учениками. Сторонники другой версии настаивают на том, что философу удалось скрыться и он умер некоторое время спустя либо своей смертью в городе Метапонте, либо от голода в одном из храмов.


Пифагорейский союз


Принято считать, что в Пифагорейском союзе существовало два круга «студентов» – внутренний и внешний. Если представить себе школу Пифагора в виде амфитеатра, то ее структура выглядела бы примерно так:



Внутренний круг назывался mathematikoi (математики), а внешний круг – akousmatikoi (слушатели). В первый входили наиболее выдающиеся ученики, посвятившие учебе в союзе более десяти лет. Слушатели же никогда даже не видели самого Пифагора.

Порфирий указывает, что математикам были доступны объяснения теорий Пифагора, тогда как слушатели обходились лишь тезисами сочинений Пифагора. Согласно Ямвлиху слушатели ходили на лекции, которые философ давал из-за занавеси. В отличие от математиков, их не посвящали в таинства союза, обучая прежде всего нормам морали и поведения.

Согласно легендам, члены пифагорейского союза вставали до восхода Солнца, после чего некоторые время занимались зарядкой ума, решая математические задачи и проделывая упражнения на память. Затем они шли на берег, где встречали восход Солнца. Вечером же они совершали совместные купания. Перед сном каждый пифагореец должен был ответить самому себе на три вопроса: Как я прожил день? Что я сделал? Какой мой долг остался невыполненным?

Некоторые источники упоминают о том, что обучение в Пифагорейском союзе длилось в общей сложности пятнадцать лет. В течение первых пяти лет ученики могли только молчать. Вторые пять лет они могли уже слышать речи Пифагора, не видя его самого. Последние пять лет обучения ученики могли разговаривать со своим учителем. Само имя философа обладало такой властью, что ученики страшились называть его Пифагором, предпочитая говорить «Тот самый муж» или «Сам». Другой вариант почтения к учителю выражен в дошедшей до наших дней фразе «Autos epha, ipse dixit», что означает «Так сказал он».

В школе Пифагора соблюдалось правило молчания, названное эхомифией, согласно которому «если в чем-то сомневаешься, то лучше промолчи». Вполне возможно, что нарушение этого правила жестоко каралось – вплоть до смерти нарушителя.

Влияние Пифагора на учеников было огромно. Так, некоторые источники приводят историю о том, что, услышав критику из уст учителя, один из учеников Пифагора покончил жизнь самоубийством. Встревоженный этой ситуацией философ более никогда не позволял себе говорить раздраженно или критически в чей-либо адрес.

Некоторые источники отмечают, что, несмотря на очевидный научный статус союза, пифагорейцы были во многом подвержены самым обычным предрассудкам и верили в различные приметы. Так, Пифагорейцам было запрещено есть фасоль, а также существовало суеверие, согласно которому хождение под лестницей или перекладиной привело бы к дурным последствиям.

Впрочем, несмотря на странность некоторых ритуалов и примет, многие историки усматривают за ними некоторый глубинный смысл. Так, запрет «переступать через весы» помимо собственно невозможности совершения этого действия означает то, что пифагореец не должен переступать через идеалы равноправия и справедливости.

Помимо науки, Пифагор интересовался вопросами морали и религии. Обширные знания философа и созданная вокруг него атмосфера загадочности в итоге привели к поклонению его учениками к своему учителю как к божеству.

Во многих легендах говорилось о том, что в один и тот же час его видели в расположенных в неделе езды друг от друга Кротоне и Метапонте. Некоторые греки искренне верили, что Пифагор был сыном богов – Аполлона или Гермеса. Достаточно часто «божественное» происхождение философа связывали с тем, что он якобы помнил о всех своих прошлых жизнях и воплощениях.

Философ якобы был способен разговаривать с животными и птицами. По одной из легенд, переходя реку, Пифагор прочитал молитву духу реки и его спутники услышали, как река ответила философу: «Приветствую тебя, Пифагор!». Другая легенда описывает случаи, когда философ исцелял больных, просто напевая стихи из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.

Согласно одной из легенд, Пифагор увидел собаку, которую били люди. «Прекратите, не бейте ее, – вмешался Пифагор, – в ней душа моего друга, я узнал его по голосу». (Ксенофан, фр. 7, Дильс-Кранц). Многие источники настаивают на том, что Пифагор был вегетарианцем и, более того, не приносил животных в жертву богам. Пифагорейцы призывали людей не общаться с теми, кто забивает животных, считая, что употребление в еду мяса затемняет людские умы.

Историки отмечают, что пифагорейский союз обладал значительным политическим влиянием и фактически управлял Кротоном. Община, созданная Пифагором, насчитывала сотни человек.

Ямвлих пишет, что пифагорейцы «…образовали большое сообщество (их было более трёхсот), но оно составляло лишь небольшую часть города, который уже не управлялся согласно тем же обычаям и нравам. Впрочем, пока кротонцы владели своей землёй, и Пифагор находился у них, сохранялось государственное устройство, существовавшее от основания города, хотя были недовольные, ожидавшие удобного случая для переворота. Но когда завоевали Сибарис, Пифагор уехал, а пифагорейцы, управлявшие завоёванной землёй, не распределили её по жребию, как хотело большинство, то затаённая ненависть вспыхнула, и множество граждан выступило против них… Родственники пифагорейцев относились с ещё большим раздражением к тому, что те подают правую руку только своим, а из близких – только родителям, и что они предоставляют своё имущество для общего пользования, а от имущества родственников оно отделено. Когда родственники начали эту вражду, остальные с готовностью присоединились к конфликту… Через много лет… кротонцами овладели сожаление и раскаяние, и они решили вернуть в город тех пифагорейцев, которые ещё были живы.» (Ямвлих. О Пифагоровой жизни. XXXV).

После разгрома союза, два круга пифагорейского союза разделились на разные группы и математиков возглавила жена Пифагора Теано. Супруга философа была знаменита своими сочинениями в областях математики, медицины, психологии. Несмотря на то, что к нашему времени эти сочинения не сохранились, историки отмечают, что широта знаний и вклад в науку Теано имеет не меньшее значение, чем достижения самого Пифагора. Безусловно, стоит заметить, что в те времена роль женщины сводилась к уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства, поэтому Пифагор оказался знаменит еще и тем, что впервые позволил женщинам находиться в равных условиях с мужчинами в своем союзе.


Идеи Пифагора


Основа учения Пифагора построена на идее переселения душ. Человек, согласно мнению философа, должен очистить свою душу с помощью знаний. Душа, однажды посланная в тело человека или животного, затем многократно переселяется в другие тела до тех пор, пока не получит права вернуться на небеса.

Пифагор содействовал развитию целого ряда наук: математики, физики, астрономии и географии.

По мнению философа и его последователей, в основе вещей лежит число, а познать мир значит познать управляющие им числа. Пифагор и его ученики нашли числовые соотношения практически во всех областях человеческой деятельности. Все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями, а задача настоящего философа состоит в том, чтобы установить связи между этими отношениями и реальностью.

Число они полагают началом не только как конституирующий материал для сущего, но также как образующий свойства и статус сущего. В качестве элементов числа они называют четное и нечетное, последнее из них – предельное, а первое – беспредельное. Единое происходит из обоих элементов, оно есть четное и нечетное вместе. Из Единого происходит число, а числа, как уже сказано, образуют весь универсум.

Другие пифагорейцы утверждали, что всего десять начал, разделенных на противоположности:

1. предел-беспредельное,

2. нечетное-четное,

3. единое-многое,

4. правое-левое,

5. мужское-женское,

6. покоящееся-движущееся,

7. прямое-кривое,

8. свет-тьма,

9. благое-порочное,

10. квадратное-вытянутое. Аристотель. Метафизика, Книга 1, 5, 985 – 98


Пифагор изучал числа и пропорции, чтобы познать душу человека, а получив необходимое знание, научиться контролировать процесс переселения душ с целью отправить душу в некое высшее божественное состояние. Изучение чисел вовсе не было бесполезным занятием, как это может показаться читателю на первый взгляд. Пифагорейцам приписывают установление инкубационных периодов созревания зародышей, циклов развития животных и растений, определение числовых закономерностей календарного года.

Пифагору приписывают и разделение человеческой жизни на ряд этапов. Так, согласно философу, «Двадцать лет – мальчик, двадцать – юнец, двадцать – юноша, двадцать старец. Возрасты соразмерны временам года: мальчик – весна, юнец – лето, юноша – осень, старец – зима». В такой интерпретации «юнец» соответствует молодости, а «юноша» – зрелому возрасту.


Математика


Достижения пифагорейцев в области математики были крайне велики для своего времени. Среди них можно выделить прежде всего:

– теорию пропорций. Уже в древности многие историки утверждали, что Пифагор устанавливал арифметические, геометрические и гармонические пропорции.

– теорию четных и нечетных чисел. Пифагор установил, что сумма четных чисел будет четной. Сумма четного числа нечетных чисел также будет четной, а сумма нечетного числа нечетных чисел будет нечетной. Философ также установил связи при вычитании чисел: четное минус четное равно четному, а четное минус нечетное равное нечетному числу.

– теорию совершенных и дружественных чисел. Первыми Пифагор назвал такие числа, которые равны сумме своих делителей. Например, число 6 имеет делители 1, 2 и 3. Дружественными числами стали называть числа, равные суммами своих делителей.

Стобей писал, что «Пифагор, кажется, ценил занятие числами более всего, и он подвинул вперед [эту науку], освободив ее от служения делу купцов и уподобляя все вещи числам» (Стобей 11,6).


Геометрия

Достижения Пифагора в области геометрии также велики. По словам Прокла, «Пифагор преобразовал геометрию, придав ей форму свободной науки, рассматривая ее принципы чисто абстрактным образом и исследуя теоремы с нематериальной, интеллектуальной точки зрения. Именно он нашел теорию иррациональных количеств и открыл конструкцию космических фигур» (Прокл. Эвклид. 65, 11).

Ему приписывают следующие научные открытия в области геометрии:

– Описание и доказательство теоремы Пифагора. Еще со школьного курса геометрии Пифагор известен как автор названной в его честь теоремы.



Начиная с четвертого века н. э., античные авторы начали приписывать авторство этой теоремы именно Пифагору.

Согласно данной теореме, в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы С (стороны, противоположной прямому углу) равен сумме квадратов двух других сторон А и В (катетов), т. е. a² + b² = c².

Впрочем, некоторые современные историки утверждают, что Пифагор не являлся автором теоремы и, более того, не доказывал ее самостоятельно, а лишь передал свои ученикам уже известную ему информацию.

Вероятнее всего, Пифагор мог ознакомиться с теоремой в Вавилоне, причем ученые доказывают, что раскопки глиняных табличек с записями уравнений указывают на дату создания теоремы за тысячу лет до жизни философа. Впрочем, весомых доказательств того, что в Вавилоне была открыта именно эта терема, не существует.

Некоторые источники по-прежнему утверждают, что Пифагорейскому союзу принадлежит первое доказательство этой теоремы. Однако из-за закрытого характера жизни в союзе не существует прямых доказательств того, что Пифагор вообще когда-либо работал над этой теоремой.

Первое упоминание о связи теоремы с именем Пифагора впервые встречается спустя пять столетий после его смерти в работах Цицерона и Плутарха.

– Построение пяти правильных многогранников. Пифагорейцам приписывают первое в мире создание пирамиды, куба, додекаэдра, октаэдра и икосаэдра. Аэций сообщает, что философ также соединил свое учение об этих фигурах с учением о первоэлементах.

«Пифагор говорит, что есть пять телесных фигур, которые называются также математическими: из куба, [учит он], возникла земля, из пирамиды – огонь, из октаэдра – воздух, из икосаэдра – вода, из додекаэдра – сфера Вселенной (эфир)»

Аэций. II. 6,5.



Космология


Пифагору часто приписывают открытие шарообразности Земли. Однако Теофраст отдает первенство в этом вопросе Пармениду, а Диоген Лаэртский, в свою очередь, указывал в качестве автора данной концепции Анаксимандра. Согласно идеям Пифагора Земля находится в центре мира, а все небесные тела движутся в Эфире вокруг нее. Каждая планета, перемещаясь в пространстве, производит монотонный звук определенной высоты.



Высота звука зависит от скорости движения планет, которая возрастает с удаленностью от Земли. Так, Луна вращается медленнее, чем Солнце. Движение же всех планет приводит к звучанию мелодии или «музыки небесных сфер», которую могут слышать люди с особо тонким слухом, к коим относил себя и Пифагор.

Пифагору приписывают разделение небесной и земной сфер на зоны (в частности, выделение арктической, экваториальной и антарктической зон).

К достижениям ранних пифагорейцев относят также и определение порядка планет – Земля, Луна, Солнце, Венера, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн.


Сочинения


Историки сходятся во мнении, что Пифагор никогда не записывал собственных слов. В качестве основной причины чаще всего называется закрытость пифагорейского союза для внешнего мира. Тайное учение, по мнению Пифагора, нельзя было доверить бумаге.

Ямвлих пишет: «Замечательно также и их упорство в неразглашении учения: за столько лет до поколения Филолая, как представляется, никто не столкнулся ни с одним пифагорейским сочинением. Филолай первым из пифагорейцев опубликовал три нашумевшие книги, которые, как говорят, Дион из Сиракуз купил за сто мин по указанию Платона, когда Филолай впал в крайнюю нужду» (Ямвлих. О Пифгоровой жизни. XXXI)

Сложно сказать, были ли все же некоторые книги написаны самим Пифагором, но, так или иначе, к временам пифагорейского союза зачастую относят сочинения «О воспитании», «О государстве» и «О природе». Однако ни один из авторов или историков в течение двухсот лет после смерти Пифагора не только не приводит цитат из произведений философа, но и вообще не упоминает о существовании таких трудов.

Тем не менее, философ стал знаменит своими устными наставлениями и советами. Такие высказывания были названы «акусмы» (греч. άκουσμα – «устное изречение») и напоминают различные пословицы и поговорки. Например: «Что упало, не поднимай» о неизбежности смерти, «Не разламывай хлеба надвое» о ценности дружбы. В акусмах Пифагора содержится множество советов: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. В отличие от основной части учения, предназначенных для круга математиков, акусмы формулировались философом доступно для понимания любого человека.


Высказывания


Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле


Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости


Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем


Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость


Делай великое не обещая великого


Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык


Для того чтобы жить долго, приобрети для себя старого вина и старого друга


Дружба есть равенство


Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь


Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок


Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями


Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места


Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть


Законодательство должно быть голосом разума, а судья – голосом закона


Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав


Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова


Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления


Начало – половина целого


Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом


Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому


Не поднимайте пыли на жизненном пути


Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходе солнца


Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть


Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения


Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?». Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?».


Пьянство есть упражнение в безумстве


Садись за жизненный пир, но не облокачивайся на него


Статую красит вид, а человека – деяния его


Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь уничтожить себе подобных


Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней


Чаще теряют меру в питье, чем в еде


Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может


Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью


Обощение


Философ – Пифагор


Годы жизни – 580—570 – ок. 490 до н. э.


Философская школа/направление – Пифагореизм


Ученик


Учитель


Основная идея – Число лежит в основе вещей


Достижения в областях:


Геометрия – Теорема Пифагора, создание правильных многоугольников


Религия – Идея о переселении душ и карме


Политика – Создатель пифагорейского союза


Биология – Установление инкубационных периодов у растений и животных


Основные труды – «О воспитании», «О государстве» и «О природе»

Алкмеон

Алкмеон или Алкмеон Кротонский – древнегреческий философ и врач, живший в V в. до н. э.

Алкмеон считается одним из учеников Пифагора. Однако в силу приоритета интереса Алкмеона к медицине, а не к философии, многие вообще оспаривают его причастность к учению пифагорейцев.


Нервная система


Философ был автором первой в Греции медицинской книги. В отличие от бытовавших в то время мнений, Алкмеон высказывался за идею о том, что источником познания и мыслящим органом является головной мозг. Накопив богатый опыт работы с заболеваниями мозга и исследования его у животных, Алкмеон выделил ряд основных нервных путей и их центров. Это позволило определить процесс получения человеком ощущений от внешних источников. С помощью органов чувств мозг человек распознает получаемые извне сигналы, идущие по нервным сетям. Философ установил, что строение нервной системы человека и животных в целом схоже, а значит вторым также должны быть свойственны процессы восприятия, ощущения и переживания. При этом, в отличие от животных, человек обладает разумом.

Теофраст приводит следующую фразу, описывая идеи Алкмеона: «А именно он говорит, что человек отличается от прочих [животных] тем, что только он мыслит, между тем как остальные [животные] ощущают, но не мыслят» (Теофраст. О чувствах, 25).


Здоровье человека


Алкмеон связал жизнедеятельность человека с уровнем крови в организме. Так, прилив крови в вены обеспечивает пробуждение ото сна, тогда как оттек ведет ко сну. Смерть же философ также объяснял оттоком крови. Помимо крови большую роль для жизнедеятельности играют четыре элемента – земля, вода, воздух и огонь.



Только равное соотношение этих элементов ведет к хорошему здоровью, тогда как убыток или переизбыток одного элемента вызывает серьезные болезни. Аэций приводит следующие слова Алкмеона – «Сохраняет здоровье равновесие (изономия) [в теле] сил влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и прочих; господство же (монархия) в них одного есть причина болезни. Ибо господство одной противоположности действует гибельно» (Аэций V 30, 1 (В 4)).

Алкмеон также высказал идею о том, что физическое здоровье человека во многом зависит от внешних факторов – места его проживания, чистоты воздуха или воды.

Философ полагал, что душа человека бессмертна и, по аналогии с небесными телами, находится в бесконечном круговом движении.


Органы чувств


Алкмеон объяснял работу ощущений, но его воззрения на работу органов чувств человека в наши дни могут показаться довольно наивными.

По мнению философа, глаз состоит из воды и огня, а видит человек тогда, когда видимое отражается в прозрачной части глаза.

Слух возможен тогда, когда звук извне попадает в ухо, обрабатывается некоторым «пустым местом» (kenon) во внутреннем ухе, и уже после обработки передается в головной мозг.

Вкус возникает с помощью языка, который распределяет вкусовые черты объектов за счет их температуры.

Обоняние же, по мнению Алкмеона, происходит в то время, когда мы делаем вдох, таким образом передавая дыхание в мозг.

Выдвинутые Алкмеоном идеи оставили заметный след в дальнейшем развитии медицины, философии и психологии.

Филолай

Филолай (Φιλόλαος, лат. Philolaus; вторая половина V в. до н. э.) – древнегреческий философ, ученик Пифагора, современник Сократа и Демокрита.


Филолай родился в городе Кротон в Южной Италии Впрочем, иногда местом рождения философа считают Тарент. Вскоре после восстания против пифагорейцев в Метапонте, философ перебрался сначала в Луканию, а затем в Фивы.

Считается, что Филолай первым из пифагорейцев открыл миру их учение о природе и космологии, до того бывшее тайным и передававшееся только на словах. Впрочем, еще до Филолая книги издавали такие пифагорейцы как Алкмеон, Менестор, Гиппон.

Филолай является автором сочинения «О природе», состоящего из трех книг: О космосе или космологии (περί κόσμου), О числе (περί φύσεως), О душе (περί ψυχής).

До нашего времени дошли лишь отдельные части произведения.


О космосе


Согласно Аристотелю, Филолай был первым ученым, кто предположил возможность движения Земли. Философ высказал идею о том, что смена времени суток вызвана движением нашей планеты вокруг некоторого центра вселенной.

Аристотель пишет, что, согласно Филолаю, «Земля… движется по кругу вокруг центра, вызывая смену дня и ночи» (Аристотель. О небе, В 13. 293 а 18).

В центре своей модели мира Филолай поставил Центральный огонь – Гестию, представляющий собой незатухающее пламя, освещающее весь мир. Византийский писатель Стобей писал: «Филолай посередине, в центре, помещает огонь, который называет Очагом Вселенной, Домом Зевса, Матерью богов, Алтарем, Связью и Мерой природы…» (Стобей. О порядке светил. II, 7).

Вокруг Центрального огня вращаются Антиземля, Земля, Луна и известные на тот момент планеты – Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн. За данными планетами располагаются скопление неподвижных звезд, вокруг которых находится Объемлющий огонь. Чем ближе тело находится к Гестии, тем быстрее оно движется.

Антиземля или Противоземля́ (греч. Ἀντίχθων) – вымышленное небесное тело, которое многие пифагорейцы использовали в своих моделях Вселенной. Вероятнее всего оно вводилось для круглого счета, так высоко ценимого учениками Пифгора. Антиземля располагалась между Землей и Центральным огнем. Две планеты двигаются синхронно и на одной скорости, что не позволяет видеть Антиземлю.

Филолай высказал идею об обитаемости и других планет помимо Земли. Он считал, что на Луне живут схожие с земными животные, но крупнее в 15 раз в силу того, что лунный день дольше земного в 15 раз.

Представим себе модель Вселенной по Филолаю:



О числе


По словам философа: «Все, что познаваемо, имеет число, ибо без него ничего нельзя ни помыслить, ни познать» (Филолай, фр. 4). Как и Пифагор, Филолай соотносил с числами различные характеристики как предметов, так и людей. Например, числом «5» он обозначал качество вещей и их цвет, числом «7» – ум и здоровье человека.

Вслед за своим учителем Филолай придавал огромное значение и соотношению музыкальных интервалов с движением светил. Философ высказывал идею о соотношении высоты звучания со скоростью движения и на этом основании постановил, что наиболее низкий тон имеет Луна, а наиболее высокий – звезды.

Философ считал число 10 совершенным, полагая, что оно олицетворяет собой завершенность в силу того, что «коренится в самой природе и более всего способствует завершению вещей» (Филолай. 44 А 13).

Троицу (число 3) Филолай считал не только первым нечетным числом, но и первым числом как таковым. Нечетные числа, по мнению философа, играют главную роль, четные – подчиненную. Более того, Филолай говорил, что «Нечетные числа посвящены мужским богам вследствие неделимости, обращенности к себе и пребывания… Четные, в свою очередь, посвящены женским богам вследствие делимости и прогресса…» (Филолай. 58 В 21d).


О душе


Филолай постановил бессмертность человеческой души, считая, что она попадает в тело в качестве наказания за грехи и находится в нем как в могиле. Сам философ говорил следующее: «Свидетельствуют также древние теологи и прорицатели, что в наказание за некоторые [преступления] душа соединена с телом и, как бы в могиле, погребена в нем. Лишь побывав в трех разных телах и не совершив при этом ни одного дурного поступка душа может освободиться из порочного круга и обрести покой» (Филолай. 44 В 14).

Стоит отметить, что пифагорейцы считали, что душа может попасть не только в тело человека, но и животного. Возможно, именно по этой причине и Филолай в том числе призывал очищать души, отказываясь от употребления в еду животных. В качестве средства лечения души Филолай призывал использовать музыку, а для лечения тела советовал придерживаться диеты.

Архит

Архит Тарентский (Ἀρχύτας ὁ Ταραντίνος, лат. Archytas, Тарент, 428 год до н. э. —347 год до н. э.) – древнегреческий философ-пифагореец. Архит родился в Таренте, на территории современной Италии, и был сыном Мнесагора. В течение некоторого времени он обучался у Филолая.


Архит, как сообщается, был близким другом Платона. Помимо интереса к философии, Архит был известен и как успешный полководец. Он был семь раз выбран на должность стратега (генерала армии в современном понимании) жителями Тарента и проводил удачные военные кампании, не потерпев ни единого поражения в сражениях против жителей южной Италии. Возможно, жители Тарента даже сделали для него исключение из правил и законов, согласно которым никто не мог избираться на эту должность несколько раз подряд.

По словам самого Платона, Архит предпринимал попытки спасти его во время проблем философа с тираном Дионисием II.

Как сообщается, Архит утонул во время кораблекрушения. Его тело лежало на берегу, пока один моряк не похоронил его.


Геометрия


Архиту приписывают решение задачи об удвоении куба, впервые поставленной Гиппократом Хиосским. Так утверждает Евтокий в комментарии ко второй книге Архимеда «О шаре и цилиндре». Многими учеными это решение считается исторически первым научно обоснованным решением теоремы. Более того, некоторые историки полагают, что именно Архиту на самом деле принадлежит восьмая (арифметическая) книга «Начал» Евклида.


Музыка


В сфере музыки Архит прославился описанием основных пропорций, большой терции, выяснением того, что основные интервалы не могут быть разделены на две части и т. д.


Механика


По словам Диогена Лаэртского, Архит «первый упорядочил механику, приложив к ней математические основы, и первый свёл движение механизмов к геометрическому чертежу» (Диоген Лаэртский VIII, 24)..

Авл Геллий в «Аттических ночах» спустя пять веков после жизни философа писал что «Архит Тарентский, искушённый помимо прочего, в механике, сделал летающего деревянного голубя». Летающее устройство Архита и в самом деле было сделано в форме птицы и названо автором Голубем. По легенде, Голубь пролетел около 200 метров.

Известно, что одним из учеников Архита был в том числе и изобретатель первой катапульты Зопир.


Космология


Об идеях Архита о строении и образовании вселенной известно немного, однако именно он стал автором одного из самых известных аргументов в пользу идеи о бесконечности Вселенной:

«Окажись я на краю Вселенной, то есть на сфере неподвижных звёзд, мог бы я вытянуть вовне руку или палку в ней? Допущение, что не мог бы вытянуть, нелепо. Но если вытяну, тогда то, что вовне, окажется либо телом, либо местом (что совершенно безразлично). Таким образом, сколько раз не допускай границу Вселенной, всякий раз мы будем аналогичным образом подходить к ней и задавать тот же самый вопрос…»

Евдем. Физика, 65


Этика


Сообщается, что Архит очень хорошо относился к людям, в том числе и к рабам. Философ выступал за подчинение эмоций и чувств разуму и воле. Архит отказывался наказывать провинившихся рабов в силу того, что никогда не хотел действовать под влиянием негативных эмоций и, в частности, гнева. Философ говорил, что вместо того, чтобы клеймить врагов или глупцов словами, лучше написать проклятия на бумаге.


Сочинения


Перу Архита приписывают сочинения «О математических науках» (Περί μαθημάτων), «Беседы» (Αιατρφαί) и «Гармоника» («Αρμονικός).


В честь Архита назван один из кратеров на Луне.

Тимей

Тимей из Локр или Тимей Локрский – древнегреческий философ-пифагореец.


К сожалению, о данном философе практически нет достоверной информации. Известно лишь, что Тимей жил около 400 г. до н. э. Сообщается также, что он занимал в своём городе высшие почётные должности. Сочинения Тимея не сохранились и доподлинно известно, что его перу было неправильно приписано сочинение «О мировой душе».

Тимей более знаменит как персонаж диалогов Платона «Тимей» и «Критий». В первом диалоге Платон указывает место рождения философа – Локры, в Италии.

Имя Тимея упоминается также в комментариях Прокла к «Тимею» и трудах Диогена Лаэртского и Симпликия и, в частности, их комментариях трудов Аристотеля.

Скупость информации о Тимее породила идею о том, что он был всего лишь вымышленным персонажем, созданным Платоном для одноименного диалога.

Загрузка...