Прежде чем погрузиться в мрачный мир серийных маньяков СССР и России, мы предлагаем обозначить юридические, психологические, социальные и иные аспекты нашего исследования. В первую очередь ответим на вопрос: кого можно считать серийным убийцей и является ли это словосочетание синонимом к слову «маньяк»?
В действующем российском уголовном праве отсутствует термин «серийное убийство» (как и других составах УК). Вместо этого используются такие понятия, как «многоэпизодность», «неоднократность», «совокупность», «рецидив» и т. п. Однако появившееся на Западе во второй половине XX века словосочетание «серийное преступление» перекочевало как в российские СМИ, литературу и кино, так и в официальные комментарии представителей отечественных правоохранительных органов и научные публикации.
В учебном пособии «Расследование серийных убийств» авторства Леонида Драпкина, Владимира Долинина и Александра Шуклина указано, что серийными принято считать «совершенные разновременно одним лицом или группой лиц два и более убийства, характеризуемые сходством объектов преступного посягательства, мотивов, аналогичностью способов, а также особенностями их подготовки, совершения и сокрытия»[2].
Однако под эту юридически лапидарную характеристику попадают, например, наемные убийцы, не являющиеся серийными маньяками. Но, как отметил Евгений Карчевский, следователь, специализирующийся на расследовании серийных убийств, – грань может быть тонкая. Причем не только с киллерами «за деньги»: «Это (деятельность наемных киллеров) в большей степени работа, криминальный бизнес. Но если человек при этом получает удовольствие, это уже что-то нездоровое. У нас же есть люди, которые воюют, они тоже стреляют и убивают людей, но у них служба такая. Но если мы возьмем ангарского маньяка Михаила Попкова[3], то у него одно из первых преступлений – это убийство задержанного, которого он расстрелял. Он мне потом рассказал, что получил от этого удовольствие».
О склонности сотрудников силовых органов и иных категорий граждан к серийным убийствам мы расскажем отдельно, а пока разберемся, что же такое «серийное убийство». Более конкретно об этом феномене, который в общеупотребительном плане связывают с маньяками, говорит ассистент кафедры криминалистики юридического факультета МГУ имени Ломоносова Евгения Крюкова:
Серийные убийства отличаются чрезмерной жестокостью совершения, их принято называть сверхжестокими преступлениями, “сверхубийствами”. Нередко используются различные механизмы для пыток, перед убийством долго мучают жертву, медленно расчленяют, а иногда и едят некоторые части ее тела. Для серийных убийств характерна чрезмерная жестокость, наличие признаков вампиризма и каннибализма с глубокими укусами и откусываниями, нередко повреждение ножом или пальцами глазных яблок, отрезание элементов лица, кончиков пальцев, половых органов, молочных желез, вырезание матки. Отрезанные части тела могут быть съедены на месте или принесены домой, где преступник их либо съедает, либо консервирует каким-нибудь способом и использует в дальнейшем в основном как фетиш. Вспомнить только дела серийных убийц А. Р. Чикатило, Теодора Роберта Банди[4], Джеффри Дамера[5] и др. Насилие, причинение страданий и мучений серийные убийцы рассматривают как необходимый способ самоутверждения или процесс, от которого они испытывают удовольствие. Возможно выделить две категории серийных убийц: а) те, которые имеют цель занять более выгодную (доминирующую) позицию и видят в жестокости эффективный способ повышения своего авторитета; б) те, для которых процесс насилия, причинения страданий потерпевшему служит источником положительных эмоций, удовольствия[6].
Авторы пособия «Криминалистическая психология» обращают внимание на разницу между отечественными и зарубежными классификациями серийных убийств. Так, российские исследователи зачастую слишком широко трактуют это понятие, под которое могут попасть как половые маньяки, убивающие своих жертв ради сексуальной разрядки, так и однократные групповые убийства или долго планируемые умышленные убийства. Например, убийства бизнес-конкурентов или претендентов на наследство, жертв мошенничества или эксцессы кровной мести. Западные же исследователи «до сих пор имеют в виду значительно меньший объем характеризуемых этим понятием деяний <…> – убийств, совершаемых с необъяснимой, на первый взгляд, жестокостью и садизмом, при которых доминирующим мотивом у преступников является желание достичь психосексуальной разрядки». Также сюда можно отнести «убийства и некоторые другие опасные многоэпизодные преступления, совершаемые по так называемым неочевидным мотивам лицами, одержимыми маниакальными идеями и влечениями»[7].
ИНЫМИ СЛОВАМИ, СЕРИЙНИКАМИ МОЖНО СЧИТАТЬ НЕ ТОЛЬКО СЕКСУАЛЬНЫХ МАНЬЯКОВ, НО И ПРЕСТУПНИКОВ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЖАЖДОЙ К УБИЙСТВАМ.
Впоследствии это желание объясняется клептоманией в отношении жертвы или не половой, а психической разгрузкой и «перенастройкой», после которой следует ремиссия, как правило, завершающаяся очередным рецидивом.
Важной деталью является и то, что среди серийных убийц крайне мало женщин (хотя именно они стали хронологически первыми убийцами, вошедшими в нашу картотеку). Это связано с давно замеченной мировыми учеными закономерностью – женщины гораздо реже совершают убийства, чем мужчины. По словам профессора уголовного правосудия Адама Лэнкфорда[8], на долю женщин в США приходится лишь 10–13 % убийств.
Исследователи подчеркивают, что не все женщины и мужчины, которые идут на убийства, в том числе серийные, имеют схожие мотивы. Но
СТАТИСТИКА НЕУМОЛИМА – МУЖЧИНЫ БОЛЕЕ СКЛОННЫ К НАСИЛИЮ.
Причем гендерный разрыв в этой области наблюдается почти во всех культурах мира. И не только у человека, но и, например, у нашего ближайшего «родственника» – шимпанзе.
Одна из самых простых гипотез объясняется особенностями эволюции: еще сотни тысяч лет назад за агрессию самцы «вознаграждались» лучшими самками и наиболее «престижным» статусом в популяции. А отсутствие у мужчины статуса агрессора и завоевателя в архаичных сообществах означало упущение возможности найти себе пару.
Как отмечает Адам Лэнкфорд, сексуальная неудовлетворенность – это причина, отслеживающаяся в мотивах многих массовых убийц. Серийники нередко оставляют манифесты, в которых рассказывают о своей ненависти к женщинам и мужчинам, которым, как представляется, легко даются отношения с противоположным полом. С другой стороны, Лэнкфорд подчеркивает, что ему не известна ни одна женщина-убийца, которая руководствовалась бы мотивом сексуальной неудовлетворенности.
И поэтому проблема серийных убийц (а также насильников и других преступников, в основе действий которых лежат сексуальные мотивы) отчасти может рассматриваться как выход наружу не просто комплексов, а основанного на инстинктах архаического бэкграунда, от которого цивилизацию пытаются удерживать такие регуляторы, как право и культура. Неудивительно, кстати, что в традиционалистских и патриархальных обществах (и даже семьях[9]), живущих по принципам домостроя, проблема бытового, в том числе гендерного насилия стоит гораздо более остро, чем в модернистских, секулярных и демократических[10]. А
НОРМАЛИЗАЦИЯ НАСИЛИЯ ИЛИ ИГНОРИРОВАНИЕ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ ГРОЗИТ СТАТЬ ОДНОЙ ИЗ ПИТАТЕЛЬНЫХ СРЕД ДЛЯ РАДИКАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ВРОДЕ УБИЙСТВ ПО МОТИВАМ ГЕНДЕРНОЙ НЕТЕРПИМОСТИ
(в том числе так называемых «убийств чести», распространенных в сообществах с консервативным укладом) и идеологической ненависти (о ней мы поговорим в отдельной главе).
В ходе исследования мы попросили наших экспертов – ученых и исследователей, а также практикующих криминалистов, юристов и бывших работников правоохранительных органов – описать, каким может быть «коллективный портрет» современного серийного убийцы. Полученные описания представлены ниже.
ВЛАДИМИР ПЛОТНИКОВ, ПСИХОЛОГ:
– Когда мы упоминаем серийных убийц, мы, с одной стороны, говорим о персоне, о социальной маске, если выражаться терминами социальной психологии, а с другой стороны – о психоэмоциональном процессе, внутреннем мире.
Если речь идет о социальной маске серийного убийцы, то здесь могут быть самые непредсказуемые варианты. Среди маньяков встречаются люди разной масти. Это и сотрудники полиции (милиции), и учителя средней школы, и члены криминальных банд, и другие люди.
Определенной чертой серийника является его близость к региону его охоты. То есть это какой-то спальный район или лес, где преступник может гулять, заводить случайные связи и общаться со своими жертвами. В криминальной науке это принято называть ближайшими связями. Например, насильники-педофилы нередко работают учителями или воспитателями и чаще всего они выбирают эту сферу не потому, что именно учителя склонны к педофилии, а потому, что такая профессия позволяет им реализовать свои интенции.
СЕРИЙНИК ОБЫЧНО СЛИВАЕТСЯ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ И ВЫГЛЯДИТ В НЕЙ ЕСТЕСТВЕННО, ПОТОМУ ЧТО ОН НЕ ДОЛЖЕН БРОСАТЬСЯ В ГЛАЗА И ВЫЗЫВАТЬ КАКИХ-ЛИБО ПОДОЗРЕНИЙ.
Например, когда он ждет автобус на остановке или покупает бутылку пива в ларьке, его действия будут выглядеть совершенно обыденными. Скорее всего, внешние черты коллективного портрета должны ассоциироваться с обычным представителем пролетариата или люмпен-пролетариата современного урбанистического пространства.
Что касается психоэмоционального процесса, то здесь можно выделить некоторые черты, которые помогут нам чуть точнее представлять то, что чувствует серийник и как он себя ведет.
Это склонность к пиромании, зоосадизму, возможно, эпизоды энуреза в детстве[11]. Как правило, убийца чувствует себя беззащитным и в то же время пытается агрессивно компенсировать свою беззащитность. Сам феномен практики серийных убийц зиждется на явлении проекции, то есть когда маньяк убивает жертву, он проецирует, выплескивает вовне внутреннее состояние беспомощности и гибели, которое он все время переживает и ощущает. По сути, он делает из своей жертвы себя – пытается сделать так, чтобы жертва переживала то, что он переживает сам. Такая зацикленность на себе и патологический нарциссизм является краеугольным камнем этого явления.
Если немного упростить ситуацию, то
СЕРИЙНИК – ЭТО ГЛУБОКО СТРАДАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК.
Мы даже можем оставить за скобками какие-то травматические события, которые могли происходить в детстве убийцы. Можно констатировать то, что серийник находится в состоянии мучительной субдепрессивной полосы, состоянии жизненной витальной угнетенности, от которой он не может отвлечься, не способен никак отойти и ничего с ней сделать. Он чувствует только временное удовлетворение, когда видит, что другое существо мучается так же, как он, или, возможно, сильнее, чем он. Это удовлетворение, которое часто сексуализируется, хотя, по сути, оно с сексуальностью как таковой не связано. Оно временно и, подобно потребности удовлетворять жажду, вновь и вновь заявляет о себе.
Наверное, самая важная характеристика серийного убийцы – это зацикленность на себе, меланхоличность и множественные проявления садомазохизма. Речь идет не о культуре BDSM, а о потребности компенсировать внешние агрессии и собственном угнетенном состоянии.
Социальная маска серийника направлена на то, чтобы его не распознали, за исключением тех случаев, когда он хочет, чтобы его нашли. Хорошо известно, что в деятельности серийника рано или поздно, по крайней мере – иногда, возникает момент, когда он хочет быть найденным. И это логично вытекает из его нарциссической фиксации. В конечном итоге он хочет почувствовать свою значимость и грандиозность, чтобы люди признали и поняли, какой он необыкновенный человек, при всей его греховности и преступности. Так, маньяки оставляют следы для полиции, имеют свой почерк и так далее.
Важный момент – это отсутствие эмпатии у гипотетического серийного убийцы. Один западный психиатр предлагал показать человеку убийство какого-нибудь животного и посмотреть на реакцию, начнет ли он меняться в лице, будет ли демонстрировать эмоциональные отклики или останется безучастным. О низкой эмпатии у таких людей, как правило, говорят их родные и близкие, а сами они не считают это плохой чертой и удивляются тому, что общество их не принимает. Но сам по себе это тоже «жидкий» критерий, потому что, повторюсь, многие серийники устраивают довольно эффективную социальную маску и знают, что в приличном обществе такому принято ужасаться.
Существует также эффект дерева и стекла. Так, например, человек может безжалостно резать на куски другого человека и плакать крокодиловыми слезами над своей заболевшей кошечкой. Зоосадизм может вполне компенсироваться сверхпривязанностью к домашним животным[12] или какой-то их определенной фетишизацией.
Еще один важный момент – это так называемая нарциссическая скука, черта, описывающая поведение или жизнь психопатов. Это легкая меланхолия, когда человек описывает свою жизнь как пустую, скучную, однообразную. Его будни для него – это поток серой тоски и грусти. Обычно человек описывает это не как интенсивное страдание, а как некое небытие. Это небытие может быть весьма мучительным и заставляющим предпринимать очень экстремальные поступки для заполнения пустоты определенными, в том числе ужасными вещами, вызывающими мощный эмоциональный отклик. А
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК – ЭТО ТО, ЧТО ВСЕЛЯЕТ В СЕРИЙНИКА ЧУВСТВО ОБЩНОСТИ. ЕМУ НРАВИТСЯ ОСОЗНАВАТЬ, ЧТО ОН НЕ ОДИНОК В СВОЕЙ НИЧТОЖНОСТИ, БЕСПОМОЩНОСТИ И СТРАДАНИЯХ И ЧТО ДРУГОЕ СУЩЕСТВО МОЖЕТ ИСПЫТЫВАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ.
Человек может описывать это состояние как депрессию, хотя на самом деле это не является депрессией. В состоянии депрессии витальные функции человека снижены, как правило, люди в таком состоянии склонны лежать дома и с большим трудом заставляют себя дойти даже до магазина или на работу. А серийники, наоборот, могут быть гиперактивными, и именно это состояние нарциссической скуки может быть тем, что понуждает их к гиперактивности.
Не стоит забывать о политических, религиозных и мировоззренческих взглядах человека. Каким образом он оценивает себя и свое поведение в мире? Если его идеология и взгляды действительно поощряют насилие, то с большой вероятностью он будет насильником. Например, если он считает проституированных женщин, бездомных, больных детей или трудовых мигрантов недостойными жизни, то, конечно, это серьезный красный флажок – с большой вероятностью обладатель таких взглядов способен на убийство. Себя в таком случае он может считать героем, лишаясь уколов совести и еще интенсивнее ощущая свою грандиозность. Соответственно, это дает ему определенный стимул к действию.
АННА КОШЕВАЯ, БЫВШИЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ
– Одной из причин влечения к убийствам может быть детский психологический травматизм, который можно выявить в биографиях или психиатрических заключениях известных серийных убийц. Маньяк Дмитрий Вороненко, над расследованием дела которого я работала, рассказывал, что в пять лет был жестоко избит отцом за то, что подглядывал за какими-то женщинами в бане. Плюс он рассказывал, что задушил кошку во взрослом возрасте за то, что она его поцарапала, причем когда он мне об этом говорил, то делал это с таким видом, будто в этом нет ничего удивительного. На такие вещи, конечно, надо обращать внимание – очень нездоровая ситуация, когда дети или подростки мучают животных. Как правило, это бывает еще и одобряемо родителями. Дети – это лишь зеркало, которое отражает все то, что происходит с родителями.
Я не думаю, что большее или меньшее количество таких преступлений в разные исторические эпохи связано с какими-то экономическими или политическими особенностями. В современном мире гораздо больше таких явлений, и избежать их абсолютно невозможно, по крайней мере, сейчас.
Психиатрия как молодая наука не может пока ответить на вопрос, почему возникают те или иные патологии. Больше всего маньяков в нашей стране связано с сексуальным насилием – и в эту сторону надо глядеть внимательнее.
ДМИТРИЙ ФРОЛОВ, ПСИХОТЕРАПЕВТ
– Это достаточно разнородная группа людей, которые объединены условно в нее по факту совершения серийных убийств. Их мотивы довольно разнообразные, как и их прошлое, их психологические особенности и психические расстройства. Хотя есть некоторые относительно часто встречающиеся особенности, которые могут быть, могут не быть и не являются обязательной характеристикой. Например есть данные, что эти люди чаще подвергались сами насилию и буллингу, склонны к антисоциальному поведению (насилию над людьми и животными, поджогам), имеют проблемы с работой, сексуальные расстройства. Если говорить про психологические особенности, то это часто именно антисоциальные черты, то есть, скорее всего, для многих из них характерны такие установки: «Люди делятся на сильных и слабых. Я абсолютно должен быть сильным и наказывать слабых. Я должен делать все, что я хочу, даже если это вредит другим. Никто и ничто не должно мне мешать в исполнении моих желаний. Остальные люди не имеют значения, как и нормы, правила и законы». Формирование этих установок связано с социально-экономическими процессами: развитие капитализма и урбанизации создает отчужденное общество незнакомцев, которых труднее воспринимать как других таких же личностей, имеющих право на жизнь. Неравенство создает группу людей с низким социальным статусом, которые воспринимаются как слабые, ничтожные. В то же время поддерживается культ успеха, власти и популярности. В обществе быстро развивающегося капитализма отсутствие правовой культуры, правовой нигилизм, неразвитость светской культуры и этики поддерживает эти идеи на фоне разрушения традиционных регуляторов поведения: религии, обычаев, общины. Это приводит к тому, что некоторые люди, имеющие генетическую склонность к антисоциальному поведению, часто сами подвергавшиеся насилию, формируют такие жесткие и ригидные установки: «человек слабый или сильный», «Сильный имеет право на все». При совпадении этих факторов часть людей совершают серийные убийства, так как подобный способ очень доступный и кажется им единственно возможным. Многие политики, звезды, бизнесмены часто реализуют подобные идеи социально одобряемым способом. Что касается политической идеологии, то скорее люди с антисоциальными наклонностями склонны выбирать наиболее примитивную, агрессивную форму их выражения, игнорируя гуманистические ее аспекты и, конечно, выбирая наиболее авторитарные идеологии или интерпретируя их в таком ключе, независимо от того, правые они или левые. Возможно, что просто рост популярности той или иной идеологии приводит к втягиванию в нее и людей с подобными установками, и они чаще становятся на виду. И такая авторитарная политическая идеология, конечно, подкрепляет и формирует эти антисоциальные идеи.
ЕВГЕНИЙ КАРЧЕВСКИЙ, СЛЕДОВАТЕЛЬ СК
– Маньяк – это, безусловно, человек с отклонениями, который нестандартно мыслит и действует. Это широкое понятие. Маньяк необязательно может быть серийным преступником – например, им, на мой взгляд, является тот, кто даже единожды совершил акт педофилии, кто имеет какую-то озабоченность и грубо себя ведет с женщинами, например, систематически бьет свою жену и получает от этого кайф. Эти факторы говорят о том, что у человека что-то не в порядке. Вообще,
ЛЮБОЙ ПРЕСТУПНИК, КТО ПОЛУЧАЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ СОДЕЯННОГО, – ЭТО НЕЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК, ИМЕЮЩИЙ МАНИАКАЛЬНЫЕ НАКЛОННОСТИ.
Общее у маньяков – проблемы из детства и мизогиния. По статистике, лица, которые склонны к совершению серийных убийств и сексуальных преступлений, – это люди, которые в детстве получили психическую травму. Например, пережили семейное насилие, когда отец избивал мать на глазах ребенка, либо росли в неполной семье, либо испытывали дефицит внимания и любви со стороны матери, либо когда родители были тиранами по отношению к ним самим в раннем возрасте. Другим распространенным свойством маньяков является отрицательное отношение к женскому полу по разным причинам.
У нас масса примеров, когда люди с идеальным прошлым совершают поступки, которые явно не свойственны им. Причины таких изменений лежат в психологической плоскости. Мы наблюдали много случаев, когда сотрудники полиции или военнослужащие, не проявлявшие ранее девиантного поведения, поучаствовав в каких-либо военных действиях, возвращаются с кардинально измененным мировоззрением и отношением к людям.
Битцевский маньяк Александр Пичужкин
Все маньяки абсолютно разные и в плане способов совершения преступлений и восприятия ситуации, которая подтолкнула их к этим действиям. У кого-то просто изменилось отношение к жизни, к женщинам, к происходящему. Кто-то имел преступное желание чуть ли не с рождения, имея ненависть или пренебрежение к женщинам, но тщательно все это скрывал и подавлял. Но, как правило, у всех маньяков нестандартное мышление, и они старательно скрывают свое мировоззрение. Лицо каждого маньяка, с которыми я работал, не соответствует их душе, они все «ненастоящие» и скрытые. И прежде чем вытянуть из маньяка истинное «я», потребуется немало бесед о чем-то отстраненном, а также способность к сопереживанию, чтобы прощупать точки, в которых он проявит свою истинную сущность. И тогда становится видно, что всех маньяков объединяет ненависть к чему-либо – к людям в целом, к женщинам или ко всему окружающему, а также пренебрежение к чужой жизни.
Некоторые ведут картотеку своих жертв, которая становится своего рода фетишем. Например, битцевский маньяк Александр Пичужкин делал отметки об убийствах на клетках шахматной доски. Это не говорит о том, что он считал убитых, это был фетиш, приносивший ему кайф. Ангарский[13] и тулунский[14] маньяки, а также банда молоточников из Иркутска[15], дела которых я расследовал, забирали у жертв ценное имущество. Молоточники испражнялись возле трупов убитых, своеобразно «помечая» территорию. У некоторых потерпевших, уже мертвых, они отсекали пальцы, выкалывали глаза, у последней жертвы отрезали ухо, получая удовольствие от расчлененки.
С точки зрения интеллекта или социального происхождения маньяки бывают совершенно разные. Те же молоточники – два мальчика из неполных семей без отцов, ходили в один садик и одну школу, росли вместе. Один начитанный, интересный собеседник, способный правильно выстроить речь и объяснить свои действия, а второй абсолютный ноль в общении, не умеет правильно формулировать мысли и при этом абсолютно забитый, потому что мать в нем души не чаяла и делала все за него. А у первого мать, наоборот, была тиранкой и заставляла его жить, учиться и так далее. Можно предположить, что если бы две эти противоположности не сошлись, то, вероятно, и не совершили бы своих преступлений, потому что они друг другу придавали силы и один ничего не стал бы делать без другого. Начитанному в итоге дали пожизненное лишение свободы, а другому – 20 лет колонии, но в марте 2022 года, отсидев половину срока, он покончил с собой. Насколько мне известно, человеку просто не хотелось жить дальше – он понимал, что не нужен обществу, а понимающего его «напарника» рядом больше не будет. А тот даже на пожизненном заключении сейчас учится – он не то чтобы сильный духом, но не сломлен ситуацией. К нему приезжали журналисты, брали интервью, он возмужал и не теряет надежду, что когда-нибудь выйдет на свободу. Если это произойдет, мы получим колоссального и жестокого преступника, которого не сломать ничем. Он готов в одиночку пойти на преступления, потому что его питает ненависть ко всему человечеству.
Ангарский маньяк Михаил Попков тоже считает годы за решеткой и надеется выйти условно-досрочно[16].
МАНЬЯКИ БЫЛИ И БУДУТ ВСЕГДА. ВОПРОС ЛИШЬ В КАЧЕСТВЕ И СКОРОСТИ ВЫЧИСЛЕНИЯ ЭТИХ ЛЮДЕЙ.
Если брать Россию, то у нас, как мне кажется, на порядок меньше такой преступности в сравнении с США и Европой. В Штатах, например, почти все привыкли уже к тому, что ребенок приходит в школу с ружьем и расстреливает учителей и одноклассников. У нас, слава богу, такие случаи пока единичны. Притом, что там существует смертная казнь и все это происходит жестче, чем у нас. А у нас за убийство нескольких человек преступник может получить 20 лет, потому что где-то истекли сроки давности, где-то слабая доказательная база, где-то еще какие-либо бреши в законе или в работе следствия и суда.
СЕЙЧАС РАССЛЕДУЕТСЯ МАССА СЕРИЙНЫХ УБИЙСТВ И ИЗНАСИЛОВАНИЙ. ПРОСТО ОНИ НЕ ПРЕДАЮТСЯ ОГЛАСКЕ ПО ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ПРИЧИНАМ.
Если окунуться в голую статистику, то, возможно, мы ничего не узнаем вообще, потому что сейчас принимают меры к тому, чтобы не сеять панику у населения. У людей и так много негатива, а если еще пугать их историями, которые происходят где-то в регионах, это не понравится… Сейчас показывают последствия сделанной работы, а не имеющиеся факторы. Редко в СМИ озвучивается, что где-то было совершено жестокое преступление и ищут преступника. Это исключение из правил. Показывают только то, что было сделано: поймали, осудили.