В давние «лохматые» времена в Древней Греции появился миф об Атланте, брате Прометея, который держал на плечах земной свод. Держал он его близ сада Гесперид − нимф − дочерей Атланта (как Атлант и свод успевал держать, и семь дочерей сделать − вопрос другой). В один прекрасный день пришел Геракл и попросил Атланта стать ему другом и спереть для него яблоки, которые Геспериды охраняли. Атлант уже давным-давно «задолбался» держать этот свод, на хитрость Геракла подержать за него эту небесную ношу повелся и яблоки у своих дочерей утащил. Потом уже пришел товарищ Персей с головой Медузы горгоны и превратил Атланта, также известного как Атлас, в Атласские горы, что лежат сейчас на севере Африки.
Казалось бы, все: миф об Атланте исчерпан. Но некто Геродот проникся пусть не самым большим умом, но трудолюбием Атланта и в одном из своих исторических писаний назвал море, которое находится к западу от Гибралтара (Геркулесовых столбов на тот момент), Атлантическим.
Чуть позже уже Платон в своих «Диалогах» снова вспомнил об Атланте, но только миф переделал по-своему. У Платона Атлант стал царем большого-пребольшого острова (540 на 360 квадратных километров, по греческим меркам это о-го-го сколько) и старшим сыном бога моря Посейдона. На острове жили атланты, которые сначала были хорошими, добрыми и умными, но потом стали богатеть, толстеть и утопать в разврате и роскоши. Зажрались, в общем, жители острова. Плюс еще и в войну с Афинами ввязались. С простыми и незатейливыми Афинами. И решили греческие боги Афины защитить и покончить с прожигателями жизни (атлантами). И Атлантом. Как пишет Платон, девять тысяч лет назад остров за день был поглощен морем со всеми его жирными и сытыми жителями. Остров назывался Атлантида, или Atlantis. И выходит, что греческий миф очень сильно перекликается с азорской сказкой, о которой речь была выше. И если додумать, получается, что Азоры − это то, что осталось от такой богатой, сказочной Атлантиды. Все ли совпадает? Азоры за Гибралтаром? Да. И у Платона Атлантида была за Гибралтаром. Разброс островов − шестьсот километров. У Платона цифры похожи. Сами острова лежат на стыке трех геологических плит, а значит, тут могла бы быть земля и побольше. И вполне она могла быть уничтожена из-за извержения вулканов и землетрясений.
Понятно, что Платон Атлантиду выдумал (или нет?), «отполировал» до идеального государственного устройства, а потом сам же «развратил» и «уничтожил», потому что Атлантида на «восковой табличке» получилась лучше его любимых Афин, а такого быть не должно. Прочие античные авторы подхватили красивую легенду о государстве-мечте, утопии и сделали из нее что-то похожее на правду. Так с авторами и их читателями часто бывает: люди ведь ходят в музей Холмса на Бейкер-стрит в Лондоне, фотографируют балкон Джульетты в Вероне. А липовые «Протоколы сионских мудрецов» вообще были настольной книгой Мистера с усами и челкой набок.
И теперь Атлантиду ищут и выдвигают версии ее местоположения. Версий много. Азоры − одна из них. И скажу так, если бы Атлантида и правда существовала, то Азорские острова были бы самым вероятным ее местонахождением. Единственная нестыковка − слишком уж лежат Азоры далеко от Греции, чтобы еще и воевать с ней.
И последнее. Термин «Атлант» в архитектуре означает каменного мужика, который что-то держит на плечах, будь то балкон, карниз или портик. Погуглите Новый Эрмитаж в Питере, Цвингер в Дрездене, Сан-Суси в Потсдаме − все сплошь атланты. А теперь найдите изображения древнегреческих или древнеримских атлантов: многие из дошедших до нас скульптур того времени представляют собой мужика, который держит на плечах большой шар, то есть небесный свод − это шар. Земля − это шар. Значит, умные греки (а если точнее, то Пифагор, Аристотель, Эратосфен и иже с ними) уже тогда знали, что Земля − шар, и это нашло отражение в скульптуре атланта. Знали за полторы тысячи лет до возникновения инквизиции с ее страстью сжигать всех, кто «болтает лишнее» о форме Земли, о мироустройстве и роли Бога в этом устройстве. Знали за две тысячи лет до плавания Колумба, в ходе которого и была опытно доказана земная шарообразность. Молодцы все-таки греки! Варил котелок.