С тех пор как Фаняше показали дом, ей стало дозволено покидать свою комнату, и жизнь её стала ещё более радостной и насыщенной. Она ценила свою свободу в перемещениях и аккуратно пользовалась ею. Фаняша была счастлива, что теперь ей не нужно было всё время проводить в одной комнатушке. Кроме того, она уже умела легко выбираться в коридор и дальше соскальзывать по его покатым стенам вниз в гостиную, где она и проводила большую часть времени, рассматривая мир за пределами дома через большие окна.
Мир для неё стал шире и засиял новыми красками. Сколько же удовольствия она получала, помогая маме украшать обновлённую гостиную красивыми ажурными шторами и разноцветными подушками. Как весело было наблюдать, как папа и Бося, пыхтя и охая расширяют коридор, упираясь ногами друг в друга и всем своим телом надавливая на стены. А иногда бывало так, что родители задерживались на работе, и Фаняша засыпала в гостиной в большом папином кресле, слушая волшебные бабушкины сказки.
Еще Фаняша любила останавливаться на полпути в гостиную, держась за книжные полки, и рассматривать семейные фотографии на стенах.
Вот её бабушка в молодости с длинными распущенными кудрявыми волосами и обворожительной улыбкой держит на руках маму. А вот и папа, запечатлённый в полёте на фоне их дома, такой стройный, красивый и, как всегда, серьёзный. На одной фотографии Фаняша увидела маленького Босю на коленях у высокого седовласого мужчины в синем плаще с большими карими глазами. Она догадалась, что этот старец был её дедушкой. Вот, значит, какой он. Интересно, когда же он вернётся? Фаняше очень хотелось познакомиться с этим интересным и мудрым ангелом, о котором она слышала столько интересного от бабушки и родителей. Может быть, на него бы подействовала её женская «магия» и она смогла бы задать ему все-все накопившиеся за эти дни вопросы. Рядом с фотографией деда и Борисея был необыкновенно красивый снимок – на фоне алого закатного неба мама и папа в обнимку сидели на облачке и смотрели вдаль. Фаняша почувствовала что-то, глядя на этот снимок. Будто что-то в её теле, на уровне, где застёгивались пуговички на платье, сразу под воротничком, отозвалось на фотографию. Что-то кольнуло, затрепетало и теплой волной разливалось по клеточкам, согревая… удивительные ощущения.
– Как это мило, но, почему-то скучно, – вздохнув, подумала Фаняша.
Ой, а вот и она, Фаняша, такая маленькая, завёрнутая в золотую ткань, на руках у мамы, а рядом папа и выглядывающий из-за его спины Бося. Следом фотография счастливой бабушки в широком зелёном платье, которая держит руки высоко над головой и ловит смеющуюся Фаняшу. На следующем снимке она же – сидит в своей комнате и старательно мастерит из облаков новую подушку.
– Ух ты ж! Ну надо же, – с довольной улыбкой прошептала Фаняша, – у меня даже есть детские фотографии!
Забавно, но после своего шестого дня рождения и того случая с бабочками, Фаняша решила, что она уже может считать себя взрослой. Осталось только понять, как ведут себя взрослые и что ей пора поменять в своей привычной жизни, чтобы стать взрослой окончательно.
– Интересно, кто же это всё фотографировал, – девочка попыталась вспомнить, видела ли она кого-то. – Надо будет допросить Босю, – решила она и попыталась взлететь повыше, чтобы рассмотреть другие фотографии.
Увы, это было невыносимо трудно. У неё появлялось такое ощущение, что чем выше она поднималась вдоль по коридору, тем воздух становился тяжелее, а ветер сильнее, и тем сложнее было лететь. Её нежные крылышки чувствовали сильное сопротивление, и она была вынуждена замедлять полёт, а вскоре – и вовсе остановиться. Еле-еле она добралась до комнаты Боси и присела на облачко около двери. Дальше лететь не было сил, но что-то подсказывало ей, что там, наверное, было жутко интересно.
Немного отдышавшись, Фаняша стала с интересом всматриваться вверх. Она видела двери в комнаты мамы и папы, а ещё повыше зелёную дверь в комнату бабушки. Возле каждой виднелись рамки с фотографиями, на них были её родители, а с ними… кто-то или что-то, что она не могла рассмотреть. Вроде бы похожи на ангелов – головы, лица, руки. Знакомые очертания, похожие улыбки.
– Ой, а это кто? Рядом с мамой и папой? – вслух произнесла увлечённая Фаняша.
С фотографий, висевших на стене около комнат её родителей, на неё смотрели добрые глаза незнакомцев. Причём мама и папа радостно улыбались, стоя за их спинами, а на некоторых снимках даже обнимали! Эти незнакомцы были вдвое меньше ростом, чем её родители, одеты в странные разноцветные лоскуты, а их лица были не такими красивыми оттого, что напряжённые или скованные чем-то: с такими маленькими глазками, зажатыми губами… Фаняша вгляделась ещё пристальнее… Какой ужас! Кажется, у этих существ даже не было крыльев за спиной! А как же они перемещались в пространстве? Почему её родители с ними? Кто же они? А вдруг эти страшные бескрылые существа и есть люди! Бося говорил, что каждый ангел должен будет посвятить свою жизнь человеку. Но как же так? Почему эти люди именно такие?
От волнения у Фаняши закружилась голова, она пошатнулась и, чтобы не упасть вниз по коридору, успела ухватиться за ручку двери брата.
Дверь отворилась. Боси в комнате не было. Фаняша моментально отвлеклась от фотографий, её внимание привлекли предметы, находящиеся в комнате.
Внизу, на столе брата, Фаняша увидела большую золотую книгу, ту самую, которая писала сама в себе, когда Бося занимался. На обложке книги изумрудными буквами было выведено:
КНИГА ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕК: ФИЛИПП ЛУРЬЕ
Дата рождения: 27.11.1970
Дата смерти: ____________
АНГЕЛ: БОРИСЕЙ АРОС
Дата смерти? Значит, люди умирают? Как бабочки? А вдруг ангелы тоже умирают?
Фаняша зажмурилась. Побыв некоторое время с зажмуренными глазами, закрыла лицо руками и замотала головой. Она почувствовала, что на сегодня с неё достаточно новой информации. Она же всего лишь маленькая десятилетняя девочка, в конце-то концов.
Захлопнув дверь в комнату брата, Фаняша пробралась к себе и, расположившись перед зеркалом, взяла любимую расчёску, распустила пышные косы и начала причёсывать длинные кудрявые волосы. Бабушка говорила, что так женщина может успокоиться и избавиться от тяжёлых мыслей. Медленное поглаживание волос действительно умиротворяло девочку, и она постепенно начала расслабляться. Вопросы стали звучать тише, и пришла бабушкина фраза: «Всему своё время». Впервые Фаняша сама пришла к решению, что пришло время немного подождать. Посмотреть, как ответы придут сами, а не искать их стремительно и не томить себя ожиданием встречи с ними.
– Фаняшенька, доченька, – услышала она тихий голос мамы и почувствовала на голове нежные поглаживания тёплых, нежных рук. – Ты уснула, милая. Я тебя разбудила, чтобы поделиться с тобой радостным событием, что произошло в нашей семье. Сегодня твой брат окончил Высшую школу ангелов. Давай полетим вместе и поздравим его.
Фаняша охотно согласилась и они вдвоём с мамой отправились в комнату Борисея, где уже были отец и бабушка, которые с восторгом слушали подробности его дня.
С несвойственными ему эмоциями, Бося размахивал руками и громко рассказывал о тех невероятных приключениях, что произошли с ним на экзаменах. Отмечал свои успехи по разным предметам, особенно по Человековедению и Управлению техникой!
– Представляешь, пап, Филиппу только одиннадцать лет, а он уже занял первое место на соревнованиях по велокроссу! А ещё! Ещё сегодня мне первому вручали диплом! И ещё на моём Нимбе теперь написано моё имя! Вот посмотри! Вот какой он у меня… – вдруг Бося увидел Фаняшу и резко захлопнул шкатулку, которую держал в руках. Потом быстро подлетел к столу и спрятал золотую книгу.
Фаняша обратила внимание на появившуюся суету в связи с её появлением в дверях. Через какое-то время отец подал знак рукой, что не нужно так беспокоиться о том, что его дочь увидит или услышит что-то неподходящее для неё. Время пришло. И день такой большой и важный для их семьи. Значит, всё, что происходит, – правильно.
«Ой, подумаешь, – про себя размышляла сонная Фаняша, сделав вид, что не заметила, как Борисей спрятал нимб и книгу, – очень нужно мне смотреть на какой-то там Нимб, а Книгу я уже и так видела».
– Твоего человека зовут Филипп, – с хитрой улыбкой произнесла девочка. – Какое странное имя. Даже немного смешное, на мой взгляд. Надеюсь, не у всех людей такие смешные имена. А ещё надеюсь, люди живут дольше, чем бабочки…
С этим словами Фаняша поджала губки, чтобы не сболтнуть лишнего. Все восприняли её фразу как непосредственность и продолжили празднование нового статуса Боси: выпускник Высшей школы ангелов.
Вскоре мама предложила всем переместиться в гостиную, обняла Босю, ласково потрепала его кудрявые волосы, похвалила за успешное окончание и расцеловала.
– Я тоже хочу тебя поздравить, Бося, – тихо произнесла Фаняша и чмокнула брата в щеку. – Ты на самом деле сильный и умный. Спасибо, что рассказал мне тогда о людях. Я не думаю, что ты проболтался. Просто время тогда пришло.
Сказав это, Фаняша вылетела из комнаты. Борисей с благодарностью посмотрел ей вслед и едва заметно улыбнулся тому, что ситуация наконец-то прояснилась и разрешилась. Что время пришло…
Вечер проходил очень весело. Бабушка затеяла новую игру, по её правилам нужно было всем летать по гостиной и ловить солнечных зайчиков. Со звонким хохотом она неустанно запускала их в разные углы комнаты. Папе быстрее всех удавалось догонять тех, что летели быстро и далеко. Фаняша была очень юркой и в воздухе ловила зайчиков, которые не успели далеко ушмыгнуть. А вот мама и Бося собирали тех, что прятались за мебелью и в стенах. Папа лидировал, но Фаняша изо всех сил старалась его догнать.
В самый разгар праздника на пороге дома появился высокий старик в тёмно-фиолетовом плаще с длинной бородой.
– Позвольте пожелать вам предобрейшего вечера, семья Арос! – с широкой доброй улыбкой произнёс он.
– Ошория! Добрый вечер! Проходите, пожалуйста! Всегда рады! – сказал папа, приглашая гостя в дом. – Сегодня у нас праздник. Борисей с отличием окончил Высшую школу ангелов!
– Знаю, знаю, – ответил старик и одобрительно посмотрел на Босю. – Сделал я сегодня пару чудеснейших снимков во время вручения дипломов. Позже занесу.
– Ах, вот кто тут, оказывается, делает снимки, – подумала Фаняша и с интересом посмотрела на седовласого гостя.
– Ефания, знакомься, это наш городской почтальон, Ошория, – сказал папа.
Почтальон широко улыбнулся, поклонился и торжественно произнёс:
– Я, собственно говоря, к вам пожаловал не просто так. Сегодня у вас, мои драгоценнейшие, ещё один праздник!
С этими словами он достал из своего огромного плаща серебряный конверт, на котором было красивым почерком написано:
Для Ефании Арос
Фаняша удивилась. Она совсем ни от кого не ждала писем. Старик вынул из конверта свиток, повернулся к Фаняше, посмотрел на неё, как на давнего друга, как на того, с кем он уже много раз встречался, будто бы они продолжают однажды начатый разговор, и торжественно прочёл:
Дорогая Ефания Арос!
Поздравляем вас!
Сегодня на Земле произошло чудо, зачатие вашего человека. Через девять месяцев на свет появится девочка.
Вам предстоит пройти обучение в Младшей школе ангелов в течение девяти месяцев и быть готовой встречать рождение своего человека.
Вам будет предоставлена честь посвятить свою жизнь этому человеку, охранять, заботиться и любить его до конца его дней.
Желаем вам удачи!
Фаняша от такого известия явно растерялась. Как вкопанная она стояла посреди гостиной, а в голове со страшной скоростью кружились мысли: «Что же будет? Что же теперь будет? Для неё родится человек? Такой маленький, страшненький… без крыльев! И она должна будет посвятить ему свою жизнь? Любить его? Да как же это так? Сможет ли она его любить?
Почему всё так? Ведь разве её не учили любить себя, свою жизнь и своих близких? А тут какой-то человек? Получится ли у неё любить и его так же искренне и сильно, как она уже любит родных?»
Это всё казалось ей действительно ужасным настолько, что она не знала, как же ей дальше жить.
Словно в тумане, Фаняша видела перед собой седовласого старика. Чувствовала, как её обнимали мама и бабушка, как папа говорил что-то про начало новой жизни, про то, как много нового и интересного ей предстоит узнать, а Бося жал ей руку. Но она это всё осознавала, будто за пеленой. Ей было страшно, волнительно. Кажется, что это нормальная реакция на новые события, но как же непросто каждый раз проживать её, сохраняя спокойствие и равновесие.
Очнулась Фаняша на кроватке у себя в комнате. Увидела, что мама сидит рядом и нежно смотрит на неё. Почувствовала, что мамина рука осторожно гладит её волосы. «Наверное, это был сон, ужасный сон», – с надеждой подумала она.
Конечно, Фаняша хотела поскорее вырасти, научиться летать и открывать для себя чудесные тайны мира вокруг. Но в её прекрасные планы на ближайшее будущее отчего-то не вписывалось то, что уже нужно идти в школу, учиться и через девять месяцев встречать своего человека и потом – о, ужас, – посвящать ему всю свою жизнь. Она сожалела, что ещё совсем не знала жизни, а её уже поставили перед фактом, что она ей не принадлежит. Она думала, что отдать себя в служение кому-то – это не жизнь… Ей пока нравилось, чтобы заботились только о ней, заботиться о другом она была пока не готова.
– Фаняшечка, доченька, ты так разволновалась, что потеряла сознание. Сладкая моя, всё будет хорошо! В школе тебе понравится, там будут девочки, такие же, как ты. Ты узнаешь там много интересного: о мире людей, их планете, о природе на ней – она удивительная. Узнаешь о людях и их изобретениях. Люди – такие существа… у них есть характер, чувства, переживания. Это калейдоскоп находок каждый день… Мы с папой будем всегда тебя поддерживать, и бабушка будет рядом, а Бося сможет помогать делать уроки.
Тут Фаняша окончательно поняла, что это был не сон. И письмо, человек, школа – это всё реальность.
– Ну мама, мамочка! – взмолилась она. – Я не хочу! Не хочу человека! Я никогда не смогу его полюбить! Я видела их на фотографиях. Они такие страшные, у них маленькие головы, маленькие глаза и нет крыльев! Я видела, видела у Боси книгу, там написано про смерть! Значит, люди умирают? А мы? Ангелы? Мы тоже умираем? Мне страшно, мамочка!
Фаняша прижалась к маме и горько заплакала. Мама обнимала её и ругала себя за то, что забыла снять фотографии с людьми, и за то, что не смогла уберечь дочь от ненужной и преждевременной информации. Хотя… возможно, это хоть чуть-чуть подготовило её. Здесь никогда не угадаешь, как правильно: где рано, поздно. Кто бы подсказывал этот срок.
– Прости меня, доченька, прости, – шептала она, сдерживая слёзы, – я так хотела… так старалась… сделать так, чтобы твое детство было счастливым… но, кажется, у меня ничего не получилось. Прости меня…
– Мама, мамочка, ну не плачь, только не плачь, пожалуйста, – сквозь слёзы говорила Фаняша, – я очень, очень счастливая, и у тебя всё получилось, только давай теперь всё остановим, а? Давай попросим почтальона отдать письмо какой-нибудь другой девочке. Я больше не хочу взрослеть, пусть всё остановится, пусть всё будет, как раньше! Я хочу быть маленькой! Хочу играть и слушать сказки! Я больше не хочу взрослеть!
– Милая моя, маленькая, смешная моя доченька! – нежно отвечала мама, утирая слёзы, обнимая и целуя Фаняшу. – Это невозможно. Мы не можем остановить время. Так устроен этот мир. Однажды нужно начинать взрослеть. Мы, ангелы, созданы для того, чтобы однажды для нас родился человек. В этом наше предназначение, смысл нашего существования – помогать людям. Твой человек будет рождён именно для тебя, он не сможет жить без тебя, понимаешь? Это целый новый путь. Ты просто попробуй, ты начни. Ты увидишь, как это на самом деле волшебно. Ты такая творческая, такая выдумщица – эти качества пригодятся на твоём пути с человеком.
– Мама, но как? Как же я буду помогать человеку? А если мы друг другу не подойдём? Если «он» не будет любить то, что люблю я, и мне нечем с ним будет поделиться? – взволнованно спросила Фаняша.
– Так не бывает, – с улыбкой ответила мама. – Вот увидишь, что вы с человеком обязательно понравитесь друг другу. Расскажу тебе здесь секрет. На Земле его называют «секрет визуализации желаний». У него много составляющих и много особенностей, но главное, что я могу тебе рассказать прямо сейчас: твой человек будет таким, каким ты сама его нарисуешь. С теми чертами характера и той внешностью, тонкостями души, что ты себе подробно и в красках представишь. Ты можешь начать разговаривать с ним, и будто бы он уже существует и вы близко знакомы, ты можешь начать присваивать ему какие-то качества, увлечения. Это будет, кстати, и для его мамы очень полезно. Она, пока его носит, может сама начать чувствовать эти дары, что ты попросишь для своего человека, и начнёт сама их потихоньку раскрывать… для начала – в себе. И вы обязательно полюбите друг друга, по-другому и быть не может. Твой человек будет для тебя самым лучшим и самым красивым на свете!
Тихий нежный голос мамы, её слова и ласковые объятия помогли Фаняше успокоиться и уснуть. Она представляла, как рисует для себя самого лучшего и красивого человека. Видела девочку с большими светлыми глазами, тоненькими ручками.
– Мой человек обязательно будет летать, я непременно нарисую ему крылья, – подумала Фаняша и улыбнулась во сне.